Без веры
Встретила я соседа, почерневшего от недельного запоя и бессонницы, с глазами опухшими и покрасневшими, в лифте. У ног тоскливо поскуливала собака — красавчик сеттер, похудевший, притихший.
- Нету больше моей Катеньки, – заплакал он горько и стал совсем не похожим на себя.
Еще месяц назад мы с ним вместе шли от метро и разговаривали о философии и религии, о смысле человеческой жизни и прочих приятных и необременительных вещах, о которых беседа ведется на кухне под рюмочку коньяку или во время неспешной прогулки по лесу. А недели через три случилась беда — умерла его жена, тихая и кроткая. Была она врачом в поликлинике, да вот только помочь бы ей ни один врач не смог. Умерла она внезапно, совсем еще молодая, сорока пяти не было — тромбоэмболия, мгновенная смерть.
- Захожу, – глотая слезы, рассказывает вдовец, – а она за своим столом вроде как заснула. Я ее тронул за руку — а она уж остывает.
Уже и лифт двери раскрыл, а он все говорит и говорит — видимо, после похорон как закрылся в квартире, так и не выходил, только пил по-черному.
- Как я ее берег! Она же младше меня почти на десять лет, все девочкой своей ее считал… Как мне без нее?
Плакать хотелось вместе с ним.
- Вы держитесь… Может, Вам помощь какая нужна?
- Чем мне теперь помочь… Вот у тебя семья верующая, вы хоть помолиться могли, когда мамы не стало, а мне что? Мы же даже с ней некрещеные, и не думали об этом.
Слова утешения застревают в горле. Действительно, чем тут помочь… Буди, Господи, Судией милосердным!
Сосед стареет на глазах и тихо продолжает:
- А Бог-то, видать, есть, молитву ее услышал, хотя она даже имени Его не назвала… Лет десять назад поехали на дачу — я на рыбалку с другом отправился, да лодка и перевернулась посреди озера. Друг мой минут десять побарахтался и потонул. Я тоже к смерти приготовился, да тут вспомнил ее глаза и решил: надо выжить. Кое-как поплыл — туман, берега не видно, а я только плыву и глаза ее вспоминаю. Проплыву немного — останавливаюсь, на воде лежу. Так до берега за несколько часов и добрался. Потом пришел домой, ей рассказал, а она обнимает меня и шепчет: «Родной мой, ты только раньше меня не умирай! Я же без тебя с ума сойду». Выходит, она в Бога не верила, я не верю, а Он ее услышал.
И уже выходя из подъезда, срывающимся голосом:
- Украли у народа веру, и надежды у меня больше нет. Одна любовь и осталась
Мария Сеньчукова по материалам "православие и мир"
****
из книги священника Александра Дьяченко
Тетя Валя, моя бывшая соседка, всякий раз, как ложилась в больницу, звала меня ее причащать. Сама она в храм не ходила — не могла выстоять службу. Когда-то, уже в зрелом возрасте, пришла в храм и простояла всю службу, не сходя с места. Подошвы ног у нее потом горели, и после этого она не смогла себя заставить прийти еще хотя бы раз.
«Разве можно объять необъятное?» — спрашивал я ее тогда.
В Церкви нельзя на «забег» длиной в целую жизнь выбегать как на стометровку. Нельзя с ходу, наскоком постичь Бога нашим поврежденным сердцем и судить о Церкви пораженным страстями умом. В больницу, считала тетя Валя, батюшка уже сам обязан идти.
Каждый год тяжелейший бронхит укладывал ее на больничную койку, и всякий раз, только причащаясь Святых Христовых Таин, она возвращалась к жизни. Так было несколько лет подряд, а в итоге подвело сердечко, прямо на Благовещение. В одно из таких посещений я захватил с собой лишнюю частичку Святых Даров.
Спрашиваю медсестру: «Нет ли у вас какого-нибудь безнадежно больного, но только чтобы в разуме был человек?» Думаю: все равно мне потом его отпевать, может, кого и подготовить получится. С этим у нас плохо — не хотят люди уходить из жизни по-христиански. Откладывают исповедь и причастие на такое «потом», что остается только руками разводить. Боятся батюшку пригласить, примета, мол, плохая. Если пригласишь — непременно помрешь. Без него еще, может, и выкарабкаешься, а с попом — уже точно не жилец! Иногда отказ от причастия мотивируется брезгливостью. Старенькая бабушка, лет за восемьдесят, раковая больная, страдает от водянки, разлагается уже при жизни.
— Мать, давай батюшку пригласим, покаяться тебе нужно, святыню принять!
— Нет, брезгую я из одной ложки!
А то, что ею самой могут побрезговать, до сознания человека не доходит…
Провели меня в палату. В ней отдельно, видимо, чтобы не смущать других больных, тихо умирала женщина. Помню, звали ее Ниной. Взгляд — безучастный ко всему, голос еле слышен. Сестра говорит мне: «У нее пролежни уже до костей». Я потом видел их, Нина сама мне показывала. От копчика до поясницы и на пятках — широкие полосы, цветом напоминавшие офицерский ремень. Не было у нее ни газет, ни книжек, ни телевизора, не стояли на тумбочке и обычные в таких местах маленькие иконочки.
Я присел рядом и спросил у Нины: «Вы верите во Христа?» Она сказала, что много слышала о Нем, но конкретно ничего не знает. Я рассказывал ей о Христе, о Его любви к человеку, о Церкви, которую Он основал и за которую умер. Она внимательно слушала меня, и когда я спросил ее, не хочет ли она принять Святое причастие (а тянуть с предложением было нельзя — никто не знал, доживет ли она до завтрашнего дня), Нина согласилась.
Она действительно принесла покаяние, как смогла, конечно, и причастилась. Перед причастием я предупредил ее, что Бог волен сохранить ее на земле, но она должна обещать Ему, что оставшуюся часть жизни проведет в храме. Нина пообещала: если выживет, то будет жить совсем другой жизнью, и заплакала.
Потом я приходил к ней еще раз, принес Евангелие. Когда вошел в палату, увидел Нину стоявшей у окна. Удивительно, но после причастия ее состояние совершенным образом изменилось. Нина внезапно и резко пошла на поправку, ей осталось только залечить пролежни и выписаться домой. Наши медики не могли объяснить причину столь непонятного выздоровления фактически обреченного на смерть человека. На их глазах произошло настоящее чудо.
С тех пор я нередко встречал Нину в поселке и ни разу не видел в храме. Я напоминал женщине об обещании, данном ею перед причастием, но она всякий раз находила причину, почему до сих пор не нашла времени даже просто зайти в храм. Почти год Нина докладывала мне о своих успехах на даче: «У меня трое мужиков, батюшка, мне их всех кормить нужно, вот и тружусь не покладая рук!»
Где бы ни происходила наша встреча, Нина всегда бурно приветствовала меня. Я напоминал ей о ее словах, сказанных на смертном одре. «Неужели ты не понимаешь, что если не исполнишь свое обещание, то умрешь?» Нина на мои слова всегда как-то отшучивалась, пока уже поздней осенью, после окончания всех сельскохозяйственных работ, не сказала мне жестко и определенно: «Я никогда не приду к тебе в храм. Неужели ты этого до сих пор не понял? Я не верю ни тебе, ни в твоего Христа».
Не знаю, как сейчас живет Нина, и жива ли она вообще. Но я больше не встречал ее в поселке. Никогда с тех пор не встречал…
Недавно друзья отвезли меня к одной моей старой знакомой, назову ее Надеждой. Мы виделись с ней года три назад. Надежда по-человечески очень несчастна. В свое время болезнь сделала ее кости настолько хрупкими, что почти каждое падение приводило к какому-нибудь перелому. А потом еще и злокачественная опухоль в довершение всех бед… Муж ее к тому времени уже умер, детей супруги не нажили, да и из родственников практически никого не осталось. Надежда была обречена на одинокую и мучительную кончину, если бы не встретила гастарбайтера из Узбекистана по имени Камил. Не знаю уж, что могло привлечь Камила в Надежде, но сам он, человек немолодой и одинокий, взял на себя заботу об этой несчастной женщине. Камила я знал хорошо, он целый сезон отработал у нас, ремонтируя колокольню. Правда, тогда я не разглядел в нем тех качеств, о которых узнал потом.
Так вот, именно Камил заявил Надежде о необходимости пригласить к ней на дом отца, так меня называли наши строители-узбеки.
«Отец помолится, и тебе станет легче, — убеждал он Надежду. — Нужно молиться, Надя. Я буду молить Аллаха, а ты молись Христу, и Он тебе обязательно поможет!»
Надежда впоследствии рассказывала мне, как Камил убеждал ее начать молиться и как ей было трудно преодолеть свое неверие и решиться на разговор со священником. Прежде она ни во что не верила, зализывала в одиночестве свои раны и готовилась умирать. Все в ее жизни было жестко и определенно, а тут вдруг какая-то ирреальность…
Итак, друзья привезли меня домой к Надежде. Она знала, что я буду предлагать ей принять причастие, а для этого ей нужно было хотя бы не курить с утра, но она, конечно же, выкурила пару сигарет. Помню, как суетился Камил, как он был рад принимать отца в качестве почетного гостя в своем доме. Надежда лежала в постели с очередным переломом.
Общий язык мы с ней нашли на удивление легко. Она всю жизнь проработала простым маляром на стройках, а я десять лет — рабочим на железной дороге. Это обстоятельство нас, наверно, и сблизило. Она думала, что увидит перед собой нечто из другого мира, а пришел такой же работяга, как и она сама, и нам было о чем поговорить. Я рассказывал ей о Христе и Его страданиях, а она мне — о своих болях.
В конце концов я услышал от нее то, чего ждал. Она сказала, что хотела бы верить во Христа и, наверное, стала бы христианкой, но, очевидно, не судьба…
«Надежда, — ответил я ей тогда, — если ты действительно Ему поверишь, то Он может сохранить тебе жизнь и поставить на ноги. Но потом ты уже не выйдешь из храма. Если ты на это твердо решишься, все так и произойдет». Она обещала.
Удивительное дело, но думаю, что Надежда исцелилась по вере мусульманина-гастарбайтера. Ее нога немедленно срослась, и женщина впервые за несколько лет вышла из дома без костылей. Дальше — больше, ее сняли с учета как онкологическую больную. Прошло больше года; она ходила по городу, посещала друзей, но так и не нашла времени хоть раз зайти в храм, что стоит рядом с ее домом.
Чудеса…
Чем можно объяснить такую неблагодарность Тому, Кто только что так волшебно даровал тебе еще один шанс на жизнь? Понятное дело, даровал не ради телевизора с его бесконечными сериалами и прочей ерунды, а на покаяние. Я знал, что ее болезнь вернется. Так и случилось: вновь — больничная койка и кучи лекарств.
Спасибо, что хоть Камил не оставляет — вот уже десять лет живут вместе. И вот на первой неделе Великого поста Надежду привезли к нам на службу. Снова мы разговаривали с ней о грехе, снова я готовил ее к причастию. Она знала, что будет причащаться, знала, что ей нужно хотя бы утром воздержаться от курения, но, конечно же, накурилась. Иного я и не ожидал, но, тем не менее, допустил к причастию, потому что, возможно, это ее последняя возможность побывать в храме.
Причащал и думал, а вдруг Господь даст ей еще один шанс? Кто знает, но я почему-то сомневаюсь…
*****************
Благое неверие
Священник Дмитрий Шишкин
Пришёл человек.
- Мне бы, – говорит, – собачку отпеть. Очень душевная была…
Ну я, сочувствуя, объясняю, что собачку «отпеть» никак невозможно…
- Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся…
- Что так?
- Так она ж меня всё время на скандал провоцировала, а нам гневаться никак нельзя. Потому, как последствия могут быть катастрофичны…
- А «нам» – это кому?
- Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел.
- А-а… с самого́́ значит?
- Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них…
И всё это говорится без тени иронии, без нездорового блеска в глазах. Со стороны взглянуть – обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка – современный, деловой человек.
- Простите, – интересуюсь деликатно, – а Вы на учёте не состоите нигде?..
Он усмехнулся печально:
- Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: «Надо же что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!..»
Опять перебиваю осторожно:
- А с «ним» – это, простите, с кем?
Смотрит на меня с укоризной: как же я – священник – не догадался?!
- Ну как с кем… со Христом, конечно…
Вы скажете: «больной человек», и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются «приятнейшими» из них!
В советское время нам представляли бесов в виде нарочито сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово – «сказка».
Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом «наших», собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за «свой» и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой. Такой союз постепенно делает человека «рабом греха», вовлекает в бессмысленные и разрушительные поступки.
Такое пленение, рабство греху называется «страстью», то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие «собственным помыслам».
Помните присловье: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца»? Вот уж воистину шутка, в которой есть только доля шутки. Потому, что в духовной жизни «ужасный», то есть безбожный конец земного существования означает и начало «бесконечного ужаса».
Грех, греховная жизнь – это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный исход, поступок покаяния возможен только здесь, на земле.
Как часто в душу всякого человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния и тоски… Да мало ли их? Имя им «легион». Это и есть действие на душу бесов.
В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: «Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!» И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё «благое неверие» во всю эту мрачную и безумную ложь. Сказать: «Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть с Тобой!»
Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы – человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.
Вот как говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу».
Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять – что с нами происходит!
Вот почему Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)». Под бодрствованием здесь надо понимать внимание к своему внутреннему состоянию, а под молитвой – непрестанное живое общение с Богом, заботу о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана «принимает вид Ангела света» – это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но – желающего жить духовной жизнью «по-своему», руководствуясь «собственным мнением». Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни нет и не может быть, зато легко развиваются всевозможные безумства, именуемые «прелестью». По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва – это необходимые средства для стяжания «Духа Христова», того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.