Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Великий пост в фотографиях!


Великий пост в фотографиях!

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В нашем фотоальбоме мы поговорим о том, каковы особенности существуют в богослужениия в дни Великого поста. Настоящий альбом создан из фотографий только одного храма: Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга.
На фотографии – Казанский кафедральный собор. В советские годы – Музей религии и атеизма.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1921.jpg

На фотографии – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ангел и первосвященник нашего любимого города на Неве. Владыка благословляет верующих крестом после богослужения.

На фотографиях, которые вы будете смотреть, владыка митрополит будет присутствовать часто. Ревнитель Устава и благолепия, владыка много служит, и больше всего – в своем кафедральном соборе. А бывает, что владыка не служит, а просто стоит в сторонке и молится в алтаре.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1922.jpg
Великий пост начинается с подготовительных недель.
Они носят названия:
О мытаре и фарисее (лишь воскресный день, без седмицы);
О блудном сыне (с седмицей);
Мясопустная (с седмицей);
Сыропустная (сырная) седмица, или Масленица .

В первую, О мытаре и фарисее, мы вспоминаем евангельских персонажей: горделивого фарисея и сокрушающегося о грехах своих мытаря. Напоминанием о них Церковь показывает нам, какой путь духовно более перспективен. А таким является путь кающегося мытаря. Заметим, не вообще мытаря, но кающегося мытаря.
Так и мы, какие бы мы ни были грешные и недостойные, имеем возможность прийти к Богу и оплакать грехи. И быть прощены и приняты в общение с Отцом Небесным.

Неделя О блудном сыне напоминает нам, что возвращение к Отцу – возможно. Как часто мы, священники, слышим от людей: «Я такой грешный, что мне нет прощенья…» Где-нибудь в армии, где человек важен не как личность, а как винтик огромной машины, кающегося предателя наказывают. Но в семье, где каждый ребенок дорог, где нет, как мы знаем, взаимозаменяемых детей, кающегося предателя прощают, обнимают, прижимают к себе. То, что Бог готов простить и принять любого человека, – свидетельство, сильнее которого нет, что мы – дети Божии, а Он – наш любящий Отец.

Следующая седмица, Мясопустная, называется так оттого, что в течение этой недели мы последний раз едим мясо и опускаем его употребление. В воскресенье, первый ее день, мы вспоминаем Страшный Суд, который неминуемо нас ожидает.

Наконец, Сырная неделя, или, в народном употреблении, Масленица, – это седмица, в течение которой мы уже не едим мясо, но употребляем в пищу молочные продукты: масло, сыр, молоко, яйца и проч.
Эта неделя характерна тем, что мы ходим друг к другу в гости, угощаемся и угощаем, участвуем в русских народных забавах и потехах.

Последний день Масленицы – воскресный, и он называется Днем воспоминания Адамова изгнания из Рая.

Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном трогательные тропари: «Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…»
Для той же цели, сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен членов Нового Израиля – Церкви пением 136-го псалма: «На реках вавилонских».

Вечером воскресного дня Масленицы совершается Чин прощения. Сначала в обычных золотых одеждах служится вечерня. Затем священнослужители переоблачаются в темные одежды.
На амвоне ставятся иконы Спасителя и Божией Матери. Эти иконы будут лобзать священнослужители, прося прощения друг у друга. Прихожане не целуют иконы, а просто, подходя к священнику, кланяются в пояс и говорят: «Прости меня, честный (ударение на последний слог) отче».

На фотографии видно, как владыка митрополит стоит на амвоне и, пока затихают покаянные песнопения, готовится произнести проповедь о прощении.
В чем я виновен перед людьми? Даже перед теми, кого не знаю, никогда в глаза не видел?
А разве моя черствость к тем, кого знаю, вижу перед собой, не идет концентрическими кругами, как от камня, брошенного в воду, к другим, не распространяется дальше?.. Разве не виноват я перед людьми, если не до конца отдаю себя им, ленюсь работать над собой, позволяю душе быть расслабленной и вялой… Если в моем лице люди «недополучают» того, что Бог задумал, чтобы они от общения со мной получили, разве в этом нет моей вины?
О многом, бесконечно многом нужно сказать людям. Но изреченное слово оказывается слабым, ложным. Уходя с проповеди, пастырь понимает: не совсем то, не так хотел сказать… хотел сказать больше.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1923.jpg

Наконец, проповедь произнесена, и владыка делает земные поклоны перед святыми образами. А за ним делают поклоны и целуют иконы священнослужители собора: от настоятеля до младших.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1924.jpg

Когда мы испрашиваем прощения у владыки или священника, держащего крест, мы должны поцеловать крест, а потом руку, которая держит крест. На фотографии – у владыки испрашивает прощения его иподиакон.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1925.jpg

Главная петербургская алтарница (алтарница Кафедрального собора) Зоя Ивановна, светлый и духоносный человек.
«Прости меня, святый владыко, грешную!» – говорит Зоя Ивановна.
«Бог простит, меня прости, матушка», – отвечает ей владыка.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1926.jpg

Священнослужители Казанского собора стоят на нижней ступеньке солеи и испрашивают прощения у подходящих прихожан. Первым стоит настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1927.jpg

Еще раз повторю: когда мы подходим к священникам, не стоит делать земные поклоны, задерживая очередь.
Испросив прощения у батюшек, можем подойти и попросить прощения у тех из прихожан, с кем мы знакомы.
И, конечно, вечером позвонить близким, с кем находимся в ссоре. Однако один момент: если человек, у которого вы хотите попросить прощения, неверующий и он может посмеяться над вашими словами, лучше ему ничего не говорить. Примиритесь в сердце.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1928.jpg

На этой фотографии мы переносимся уже в сам Великий пост. Первые четыре дня Поста вечером в храмах читается канон Андрея Критского.   Что такое Великий Канон (Канон Андрея Критского)

На середине храма устанавливается аналой (столик с наклонной верхней крышкой), закрепляется лампа.
Священнослужители в черных епитрахилях, камилавках выходят боковыми вратами из алтаря. Поклонившись с солеи верующим, они идут на середину храма, встают лицом к алтарю и начиная со старшего по сану читают канон. Если присмотримся, то увидим, что на кафедре стоит и читает канон митрополит Владимир.
У праздничной иконы  – иподиаконы с дикирием и трикирием в руках, символами архиерейского служения.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1929.jpg

Подойдем поближе к владыке.
Канон Андрея Критского состоит из девяти песней. Каждая песня начинается песнопением – ирмосом, затем следуют тропари. Перед каждым тропарем хор поет припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1930.jpg

Вот они, иподиаконы, держащие дикирий и трикирий. Дикирий представляет из себя подсвечник с двумя свечами (две свечи указывают на два измерения природы Иисуса Христа: Божественную и Богочеловеческую). Трикирий указывает на присносущный свет Святой Троицы.
Во время богослужения пользоваться дикирием и трикирием имеет право лишь епископ.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1931.jpg

Во время чтения канона мы держим в руках зажженные свечи – символ нашей душевной бодрости и горения.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1932.jpg

Мы были только что в храме. А что происходит, например, за стеной иконостаса, в алтаре. Все находящиеся в алтаре слушают канон или следят за чтением по книге.
На юноше, стоящем на коленях, надет черный великопостный стихарь.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1933.jpg

Проходят первые дни первой седмицы Поста, и в пятницу утром мы празднуем память великомученика Феодора Тирона.
Кто это такой, и почему в день его памяти приготавливается каша из зерен, украшенная цукатами?

Феодор Тирон жил в городе Амасии, в Понтийской области, во время гонений императора Максимиана (286–305 гг.). Он был воином, и вот однажды, вместе с другими христианами, Феодор был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище Тирон по-латыни значит новобранец). Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу.
Здесь во время молитвы его утешил Господь, явившись Феодору. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, его приговорили к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 305 года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии.

Через полвека после кончины св. Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели Поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом.

В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.

На фотографии мы как раз и видим момент благословения колива.

Помолимся и мы святому мученику словами его тропаря: «Велия веры исправление. Во источнице пламене, яко на воде успокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша».

После совершения песнопения в честь св. Феодора коливо кропится святой водой. На трапезе, прежде чем есть что-то другое, все съедают несколько ложек душистого колива.
Если мы не имеем возможности прийти в этот день (в пятницу первой недели Поста) в храм, то мы можем приготовить коливо дома, окропить его святой водой и благоговейно вкусить на своей домашней трапезе.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1934.jpg

А сейчас перенесемся еще на два дня вперед. Из пятницы в воскресенье. Черные одежды сменились на фиолетовые (в посту фиолетовые одежды надеваются в субботу и воскресенье). Первое воскресенье Великого поста носит именование День Торжества Православия.
Этот праздник был установлен в IX веке в честь победы над иконоборчеством. О ТОРЖЕСТВЕ ПРАВОСЛАВИЯ (тут Неделя 1-я Великого поста.ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ!!!!)
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1935.jpg

Это очень светлый и радостный день. На месте праздничных икон лежат иконы Спасителя и Божией Матери – эти-то иконы и отстояло истинное Православие в борьбе с еретиками. После Литургии совершается молебен.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1936.jpg

В основу этого молебна положен чин, составленный Патриархом Константинопольским Мефодием. В первый раз этот чин совершили в первое воскресенье Великого поста в 843 году.
Затем чин многократно дополнялся и редактировался. В него внесли чин провозглашения анафемы (отлучения) всем еретикам.

В России чин этого молебна введен в 14-м веке. Первоначально он состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением имен «новых еретиков», как, например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились и иные имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце 18-го века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году.

Еще раз чин был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков.

Мы помним, как в рассказе Куприна «Анафема» старый протодиакон перечислял имена еретиков и отступников. Наравне с другими именами, ему предложили вставить и имя болярина Льва Толстого. В 19-м веке, а тем более в 20-м, такого быть не могло (рассказ был написан в 1913 году). Но две детали позволяют допустить, что теоретически такое могло случиться. В рассказе сказано: «…профессиональная привычка заставляла его все время следить за службой по требнику 18-го столетия». И еще: «Архиепископ был большой формалист, педант и капризник. Он никогда не позволял пропускать ни одного текста… И отец Олимпий, равнодушно сотрясая своим львиным ревом собор и заставляя тонким дребезжащим звуком звенеть стеклышки на люстрах, проклял, анафемствовал и отлучил от церкви: иконоборцев, всех древних еретиков, начиная с Ария, всех держащихся учения Итала, немонаха Нила, Константина-Булгариса и Ириника, Варлаама и Акиндина, Геронтия и Исаака Аргира, проклял обидящих церковь, магометан, богомолов, жидовствующих, проклял хулящих праздник Благовещения, корчемников, обижающих вдов и сирот, русских раскольников, бунтовщиков и изменников: Гришку Отрепьева, Тимошку Акундинова, Стеньку Разина, Ивашку Мазепу, Емельку Пугачева, а также всех принимающих учение, противное православной вере…»

Таким образом, педант-владыка мог потребовать анафематствовать поименно и Льва Толстого, хотя уже за 150 лет до описываемых Куприным событий такая практика была отменена. К слову сказать, весь рассказ Куприна наполнен такими несуразными деталями, что ясно: писатель вообще не представлял, как совершается богослужение, что делает и как себя ведет диакон и проч. Этот рассказ – совершенный вымысел.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1937.jpg

На фотографии – протодиаконы провозглашают анафематствования по положенному чину. Вот эти анафемы:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. (После 1917 года этот анафематизм отменен.)

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1938.jpg

Но пойдем дальше дорогами Великого поста.

Богослужения постных дней наполнены светлыми молитвенными воздыханиями и песнопениями.
Литургии совершаются в среду, пятницу, субботу и воскресенье.
В среду и пятницу совершаются Литургии Преждеосвященных Даров.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста.
В воскресенье – Литургия Василия Великого .
(о ЛИТУРГИИ ТУТ ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ . Литургия.)
Утром в понедельник, вторник и четверг совершаются такие службы: часы, изобразительны, вечерня.

На фотографии – момент Божественной литургии, совершаемой в одно из воскресений Великого поста. Обратите внимание, какая большая Чаша. В Посту используются большие Чаши, потому что прибавляется число желающих исповедаться и причаститься.
Облачения фиолетовые.
Священники выстроились у жертвенника. Сейчас состоится перенесение Даров на престол – чин, называемый Великий вход. У жертвенника поминание совершает митрополит Владимир.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1939.jpg

Протодиаконы возносят Чашу и дискос вверх, при словах митрополита: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!»
Момент обычной воскресной Литургии Великого поста.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1940.jpg

Из храма перенесемся домой.
Великий пост – это не только храмовая молитва, но и молитва домашняя. Автор фотоальбома, сфотографированный в дни Великого поста дочерью, читает вечерние молитвы.

В отношении домашней молитвы в своей статье о Посте я пишу следующее:
«Сам себя часто ловлю на мысли, что не могу исполнять домашнее молитвенное правило в том объеме, в котором нужно и хочется. Есть дела (радио, преподавание, статьи, книги и др.), которые необходимо делать практически все свободное время. Как выйти из положения? Решил в дни Поста сделать акцент именно на молитву. В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни Поста.
Когда люди спрашивают, как молиться в Посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты (келейно в дни Поста акафисты читаются), псалмы и т.д. (Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может.)
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1941.jpg
Есть и еще одно маленькое подспорье нам в нашей молитвенной жизни. На сайте АЗБУКА ВЕРЫ размещаются последования служб. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/index.shtml  Это очень удобно, ведь не во всяком доме есть фолиант Триодь Постная.
Можно распечатать и подшить в папку службы и читать их на вечерней молитве. Но вот я решил не распечатывать, а просто читаю эти тексты с экрана ноутбука.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1942.jpg

Но перенесемся опять в храм. Подошла 4-я неделя Поста. Она называется Крестопоклонной.
Перед началом вечернего воскресного богослужения на престол – на антиминс – кладут крест, увитый цветами (Евангелие, обычно лежащее на антиминсе, ставят рядом). Перед крестом зажигают свечу.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1943.jpg

Богослужение совершается, как обычно. Но на полиелей духовенство из алтаря не выходит. Священнослужители остаются в алтаре и все поют и даже Евангелие читают перед крестом, а не на середине храма.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1944.jpg

Затем начинается Великое славословие: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…
Во время пения славословия предстоятель (тот, кто стоит у престола главным, в данном случае это митрополит) кадит крест.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1945.jpg

Незадолго до окончания пения предстоятель берет крест на голову и выносит из алтаря.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1946.jpg

Владыка несет крест на голове, за ним идут все священники.
Хор поет: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1947.jpg

Затем крест полагается на аналое, в центре храма. Вокруг него совершается каждение, потом его целование.

После священнослужителей крест целуют прихожане, в это время и совершается помазание святым елеем. Всенощное бдение оканчивается своим чередом.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1948.jpg

Великий пост – это не только уставные богослужения. Это и Таинство Соборования, которое проводится в наших храмах для всех желающих (естественно, чувствующих себя болезненно).
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1949.jpg

Подробно об этом удивительном Таинстве смотрите и читайте в нашем фотоальбоме ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1950.jpg

На пятой седмице Великого поста совершается особая служба – Мариино стояние. На вечернем богослужении (утрени) в среду читается полностью канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
На фотографии – канон Андрея Критского читает митрополит Владиимир.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1951.jpg

А на этой фотографии – настоятель собора отец Павел Красноцветов читает житие преподобной Марии Египетской. На своей кафедре стоит владыка. В свое время, после окончания чтения жития, он будет читать часть канона.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1952.jpg

На этой же, пятой, седмице Поста совершается и другая замечательная служба: Похвала Пресвятой Богородице. Этот праздник был установлен в 9-м веке в благодарность Богородице за неоднократную помощь в отражении неприятеля от стен Константинополя – столицы Византийской империи.

На фотографии – диакон разжигает кадило. На протяжении пения акафиста диаконы будут кадить Ее Честную икону.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1953.jpg

Во время этой утрени духовенство четырежды выходит из алтаря в храм для пения Акафиста Божией Матери. Впервые богослужебные одежды с черных и фиолетовых меняются на голубые (цвет Богородичных праздников). Какое возвышенное настроение в этот день, какой праздник на душе! Кажется, что благоухание чистоты и любви от Богоматери изливается и в наш мир, и ты его осязаешь.

На фотографии – духовенство вышло на середину храма. У иконы праздника (икона Божией Матери «Умиление») стоят иподиаконы с рипидами – специальными опахалами.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1954.jpg

«Если Господь – Глава Церкви, то кроткая Мария – Подательница божественной благости – воистину сердце Ея, чрез которое Церковь разносит членам своим Жизнь вечности и дары Духа, истинная Животодательница, истинный Живоносный источник» (священник Павел Флоренский).

Владыка митрополит на своей кафедре (архиерейском амвоне) читает Акафист Божией Матери. В руках у духовенства и верующих – зажженные свечи.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1955.jpg

«Если бы кто меня спросил: что в поднебесной сильнее и крепче всего? – я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария. Сильна Она на земле: ибо Она стерла главу невидимого змея и попрала адскую силу, Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она и на небе: ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневленный нашими грехами, хочет нас казнить, внезапно карая, Она простирает к Нему умоляющия руки Свои и удерживает Его мстительную десницу, чтобы не погубить грешников с их беззакониями» (св. Димитрий Ростовский).

Почитание Богородицы – не следствие переосмысленного культа Матери-земли или какой-либо богини, как приходится иногда слышать.
Богородица – первая из людей, Которая смогла до конца предать Себя в руки Божии и войти в новую прославленную жизнь. Церковь настойчиво повторяет, что Богоматерь превзошла Своим подвигом всех Ангелов и обрела близость к Богу большую, нежели близость высших духов. Она «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поем мы в молитве «Достойно есть».

Св. Софроний Константинопольский в проповеди на Благовещение восклицает:
«Кто возымеет дерзновение поведать твое величие?
Ты украсила человеческое естество;
Ты превзошла ангельские чины;
Ты затмила сияние Архангелов;
Первенствующее место Престолов Ты явила на втором месте;
Возвышенное место Господствий Ты показала уступающим Твоей высоте;
Ты определила превосходство Начал;
Могущество Властей Ты явила уступающим Тебе;
Силу Сил Ты пересилила большей Силой;
Многоочитых Херувимов Ты превзошла Своими земными очами;
Шестокрылость Серафимов Ты превзошла богодвижными крылами Своей души;
Ты возвысилась выше всей твари, как сияющая чистотой паче всей твари…»

Нельзя сказать, что почитание Богоматери сразу сложилось таким равномерно-торжественным и подчеркнутым, как мы видим сегодня. Уже с 1-го века Богородицу, несомненно, прославляли и возвеличивали. Из древнехристианских преданий мы знаем, что одновременно со Спасителем прославлялась Его Мать. Однако особо пристальное внимание к Матери Спасителя появилось в те века, в которые формулировалось Православное учение о Боговоплощении и о способах соединения во Христе Божественой и человеческой природ.

На Ефесском соборе 451 года, который и заседал в храме, посвященном Божией Матери, Она была официально, в догматическом документе, названа Богородицей. (Хотя само именование – Богородица, – несомненно, более древнего происхождения. В 4-м веке Марию Богородицей называют повсеместно. Так, св. Григорий Богослов предупреждает Клидония: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу».)

С 4-5-го веков Богородице посвящаются отдельные праздники.
Уже в 4-м веке в Иерусалиме и вообще в Палестине широко праздновалось Успение Богоматери. В Византии в 5-6-м веках особенное прославление Богоматери совершалось на следующий день после Рождества Христова – 26 декабря по старому стилю (празднование Рождества было приурочено к 25 января в 5-м веке). И с тех пор в этот день (по новому стилю – 8 января) празднуется Собор Пресвятой Богородицы.
В 4-м веке уже существовал и праздник Благовещения, так как упоминания о нем мы находим в сочинениях авторов этого времени, например Афанасия Александрийского и Иоанна Златоустого. Святитель Афанасий назвал этот праздник «Первым всечестным днем Благовещения Божия о снисхождении Сына Божьего на землю», а св. Иоанн Златоуст именовал праздник Благовещения «Первым праздником» и «корнем праздников».
В 6-м веке в «Слове на Положение Ризы Богоматери» византийский богослов Федор Синкелл отмечал: «Сей царственный и богохранимый град, который говорящий или пишущий должен с похвалою называть “градом Богородицы”, украшен многими… божественными храмами; выше же громадной части и числа их стоят божественные храмы Богоматери… чисто восхваляется всечестное имя Ея, и оно вполне считается стеною и забралом спасения. Весь город так блистает и возносится в этой красоте».
К 7-му веку были установлены главные Богородичные праздники: Успение, Рождество Марии, Благовещение. Чуть позже стали праздновать Зачатие Богоматери и Введение Божией Матери во Храм.

Новым этапом почитания Божией Матери становится время… иконоборческих споров.
В 8–9-м веках группа христиан выступает против икон с утверждением, что иконы – идолы, что изобразить неизобразимое – Божество – невозможно. И вот тогда образ Богоматери, ласкающей Сына, становится особым символом правоверных. Бога изобразить мы не можем. «Бога не видел никто никогда!» – повторяли за апостолом Иоанном святые отцы и продолжали: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Или можно привести иные слова апостола: «Бога никто никогда не видел…», но: «Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4, 12,14).
Богоматерь приняла в Себя Духа Святого и по человечеству родила Сына. Божество – от Бога, человечество – от Марии. Иисус Христос – Богочеловек!

Все в нашей духовной жизни сопряжено с Матерью нашей Небесной – Богородицей, вся жизнь, от колыбели до могилы, и далее – до ответа на Страшном Суде, с Нею связано. У св. Ефрема Сирина (4-й век) мы читаем: «Дева Владычица, Матерь человеколюбивого Бога! …Во время исхода души моей из тела, когда, – увы мне! – при вратах будет у меня слово со врагами (демонами), тогда, Владычица, воззри на меня милостивым оком Твоим, освободи меня от немилосердных истязателей и страшных приставников князя века сего, будь моею защитницею и уничтожь тогда все рукописания грехов моих. Непостыженным и спасенным приведи меня к престолу Сына Твоего и безначального Отца Его и Всесвятаго Духа…»

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1956.jpg

Великий пост заканчивается в пятницу 6-й седмицы Поста. Суббота называется Лазаревой (мы вспоминаем воскрешенного Лазаря). А воскресенье перед Страстной седмицей называется Неделей ваий, или Вербным воскресеньем.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1957.jpg

Во время Всенощного бдения в храме устанавливаются сосуды с вербой (потом по веточке вербы получат все, кто будет подходить на полиелей).
Совершается Всенощное бдение, на котором верба освящается. Над вербой читаются молитвы, а затем она окропляется святой водой.

Зачем мы освящаем в этот день вербу?
Мы помним, что Страсти Христовы начались с демонстративного входа Господа в Иерусалим. Он въехал в святой город на ослике – миролюбивом животном. Народ встречал Христа, размахивая пальмовыми ветками. Народ ждет от Христа решительных действий, революции, выступлений… Христос говорит, что революция должна совершиться в наших душах и умах, что нужно бороться не против внешнего врага (римлян), а против внутреннего (диавола и греха).
И эти же люди, которые приветствовали Христа и махали ему ветвями, через несколько дней кричали: «Распни, распни Его»! Не все, конечно, но кто-то из них.
Каждый христианин, берущий в руки веточку вербы (просто в нашем северном климате первой после зимы оживает верба), должен задать себе вопрос: А чего я хочу от Христа? Внешнего? Благополучия, сытости, решения моих земных проблем? Или я хочу преображения и святости, это считаю высшей и самой подлинной ценностью, которой нужно алкать и жаждать?

Горький аромат вербы напоминает, что это нелегкий выбор.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1958.jpg

Каждый из священников получает свой маленький букет вербы. Заботливые служительницы в букеты для батюшек вплетают цветы. Никто не мешает нам самим сделать себе красивый праздничный букет из вербы и цветов (как у архиерея) и, придя в храм, освятить его.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1959.jpg

Страстная седмица…
Вечер четверга. Священники выносят из алтаря Великопостное (в черном бархатном переплете и серебряном окладе) Евангелие.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1972.jpg

Евангелие полагается в центре храма, перед Распятием.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1973.jpg

И начинается чтение двенадцати Страстных Евангелий.
Очень удобно распечатать тексты страстных Евангелий и потом следить по ним за читающим. Таким образом мы полнее и осмысленней переживем великие темы Страстей Христовых.
Начинает чтение старший из священников. В Казанском соборе – владыка митрополит.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1974.jpg

Затем Евангелие читает настоятель.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1975.jpg

И далее – другие священники.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1976.jpg

Великая Пятница (Великий Пяток). На престоле приготовлена плащаница. Днем начинается богослужение: вечерня с выносом плащаницы.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1977.jpg

Наступает время, когда священнослужители готовятся выносить плащаницу. Они окуривают ее благовонным ладаном...

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1978.jpg

…и, подняв, несут на середину храма.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1979.jpg

Затем плащаницу кадят, поклоняются ей…
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1980.jpg

Служба продолжается. Владыка митрополит читает Святое Евангелие.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1981.jpg

Перед тем, как уйти в алтарь, священнослужители еще раз лобзают плащаницу. Потом поцеловать плащаницу подходят и все остальные. Наверное, имеет смысл напомнить, что мы никогда не целуем Христа или Богоматерь (на иконах, на плащаницах) в Лик, то есть в лицо. Ни в щеку, ни, тем более, в губы. Правильней всего поцеловать в руки, ноги, в плечо. Если перед нами икона Спаса Нерукотворного, то целуем в прядь волос. Если на плащанице лежит Евангелие, то целуем не саму плащаницу, а Евангелие.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1982.jpg

Но вот и прошла Великая Пятница. Наступает Великая Суббота.
Все ектении произносятся перед плащаницей. Сейчас духовным сердцем храма является именно лежащий во Гробе Спаситель, изображенный на плащанице.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1983.jpg

Великая Суббота. Священники совершают Великий вход.
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1984.jpg

И в алтаре – атмосфера белизны и какой-то удивительной чистоты.

Весь день в храмах совершается освящение пасхальной снеди: крашеных яиц, пасок, куличей. В начале 12-го ночи начинается богослужение, перетекающее в крестный ход. А дальше – Праздников Праздник, Святая Пасха!
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/fotos/fotor1985.jpg

по материалам священника Константина Пархоменко  http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index … mp;id=1985

0

2

очень и очень интересно, прочитала и посмотрела с удовольствием, низкий поклон!

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Великий пост в фотографиях!