В нашем фотоальбоме мы поговорим о том, каковы особенности существуют в богослужениия в дни Великого поста. Настоящий альбом создан из фотографий только одного храма: Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга.
На фотографии – Казанский кафедральный собор. В советские годы – Музей религии и атеизма.
На фотографии – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ангел и первосвященник нашего любимого города на Неве. Владыка благословляет верующих крестом после богослужения.
На фотографиях, которые вы будете смотреть, владыка митрополит будет присутствовать часто. Ревнитель Устава и благолепия, владыка много служит, и больше всего – в своем кафедральном соборе. А бывает, что владыка не служит, а просто стоит в сторонке и молится в алтаре.
Великий пост начинается с подготовительных недель.
Они носят названия:
О мытаре и фарисее (лишь воскресный день, без седмицы);
О блудном сыне (с седмицей);
Мясопустная (с седмицей);
Сыропустная (сырная) седмица, или Масленица .
В первую, О мытаре и фарисее, мы вспоминаем евангельских персонажей: горделивого фарисея и сокрушающегося о грехах своих мытаря. Напоминанием о них Церковь показывает нам, какой путь духовно более перспективен. А таким является путь кающегося мытаря. Заметим, не вообще мытаря, но кающегося мытаря.
Так и мы, какие бы мы ни были грешные и недостойные, имеем возможность прийти к Богу и оплакать грехи. И быть прощены и приняты в общение с Отцом Небесным.
Неделя О блудном сыне напоминает нам, что возвращение к Отцу – возможно. Как часто мы, священники, слышим от людей: «Я такой грешный, что мне нет прощенья…» Где-нибудь в армии, где человек важен не как личность, а как винтик огромной машины, кающегося предателя наказывают. Но в семье, где каждый ребенок дорог, где нет, как мы знаем, взаимозаменяемых детей, кающегося предателя прощают, обнимают, прижимают к себе. То, что Бог готов простить и принять любого человека, – свидетельство, сильнее которого нет, что мы – дети Божии, а Он – наш любящий Отец.
Следующая седмица, Мясопустная, называется так оттого, что в течение этой недели мы последний раз едим мясо и опускаем его употребление. В воскресенье, первый ее день, мы вспоминаем Страшный Суд, который неминуемо нас ожидает.
Наконец, Сырная неделя, или, в народном употреблении, Масленица, – это седмица, в течение которой мы уже не едим мясо, но употребляем в пищу молочные продукты: масло, сыр, молоко, яйца и проч.
Эта неделя характерна тем, что мы ходим друг к другу в гости, угощаемся и угощаем, участвуем в русских народных забавах и потехах.
Последний день Масленицы – воскресный, и он называется Днем воспоминания Адамова изгнания из Рая.
Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном трогательные тропари: «Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…»
Для той же цели, сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен членов Нового Израиля – Церкви пением 136-го псалма: «На реках вавилонских».
Вечером воскресного дня Масленицы совершается Чин прощения. Сначала в обычных золотых одеждах служится вечерня. Затем священнослужители переоблачаются в темные одежды.
На амвоне ставятся иконы Спасителя и Божией Матери. Эти иконы будут лобзать священнослужители, прося прощения друг у друга. Прихожане не целуют иконы, а просто, подходя к священнику, кланяются в пояс и говорят: «Прости меня, честный (ударение на последний слог) отче».
На фотографии видно, как владыка митрополит стоит на амвоне и, пока затихают покаянные песнопения, готовится произнести проповедь о прощении.
В чем я виновен перед людьми? Даже перед теми, кого не знаю, никогда в глаза не видел?
А разве моя черствость к тем, кого знаю, вижу перед собой, не идет концентрическими кругами, как от камня, брошенного в воду, к другим, не распространяется дальше?.. Разве не виноват я перед людьми, если не до конца отдаю себя им, ленюсь работать над собой, позволяю душе быть расслабленной и вялой… Если в моем лице люди «недополучают» того, что Бог задумал, чтобы они от общения со мной получили, разве в этом нет моей вины?
О многом, бесконечно многом нужно сказать людям. Но изреченное слово оказывается слабым, ложным. Уходя с проповеди, пастырь понимает: не совсем то, не так хотел сказать… хотел сказать больше.
Наконец, проповедь произнесена, и владыка делает земные поклоны перед святыми образами. А за ним делают поклоны и целуют иконы священнослужители собора: от настоятеля до младших.
Когда мы испрашиваем прощения у владыки или священника, держащего крест, мы должны поцеловать крест, а потом руку, которая держит крест. На фотографии – у владыки испрашивает прощения его иподиакон.
Главная петербургская алтарница (алтарница Кафедрального собора) Зоя Ивановна, светлый и духоносный человек.
«Прости меня, святый владыко, грешную!» – говорит Зоя Ивановна.
«Бог простит, меня прости, матушка», – отвечает ей владыка.
Священнослужители Казанского собора стоят на нижней ступеньке солеи и испрашивают прощения у подходящих прихожан. Первым стоит настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов.
Еще раз повторю: когда мы подходим к священникам, не стоит делать земные поклоны, задерживая очередь.
Испросив прощения у батюшек, можем подойти и попросить прощения у тех из прихожан, с кем мы знакомы.
И, конечно, вечером позвонить близким, с кем находимся в ссоре. Однако один момент: если человек, у которого вы хотите попросить прощения, неверующий и он может посмеяться над вашими словами, лучше ему ничего не говорить. Примиритесь в сердце.
На этой фотографии мы переносимся уже в сам Великий пост. Первые четыре дня Поста вечером в храмах читается канон Андрея Критского. Что такое Великий Канон (Канон Андрея Критского)
На середине храма устанавливается аналой (столик с наклонной верхней крышкой), закрепляется лампа.
Священнослужители в черных епитрахилях, камилавках выходят боковыми вратами из алтаря. Поклонившись с солеи верующим, они идут на середину храма, встают лицом к алтарю и начиная со старшего по сану читают канон. Если присмотримся, то увидим, что на кафедре стоит и читает канон митрополит Владимир.
У праздничной иконы – иподиаконы с дикирием и трикирием в руках, символами архиерейского служения.
Подойдем поближе к владыке.
Канон Андрея Критского состоит из девяти песней. Каждая песня начинается песнопением – ирмосом, затем следуют тропари. Перед каждым тропарем хор поет припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Вот они, иподиаконы, держащие дикирий и трикирий. Дикирий представляет из себя подсвечник с двумя свечами (две свечи указывают на два измерения природы Иисуса Христа: Божественную и Богочеловеческую). Трикирий указывает на присносущный свет Святой Троицы.
Во время богослужения пользоваться дикирием и трикирием имеет право лишь епископ.
Во время чтения канона мы держим в руках зажженные свечи – символ нашей душевной бодрости и горения.
Мы были только что в храме. А что происходит, например, за стеной иконостаса, в алтаре. Все находящиеся в алтаре слушают канон или следят за чтением по книге.
На юноше, стоящем на коленях, надет черный великопостный стихарь.
Проходят первые дни первой седмицы Поста, и в пятницу утром мы празднуем память великомученика Феодора Тирона.
Кто это такой, и почему в день его памяти приготавливается каша из зерен, украшенная цукатами?
Феодор Тирон жил в городе Амасии, в Понтийской области, во время гонений императора Максимиана (286–305 гг.). Он был воином, и вот однажды, вместе с другими христианами, Феодор был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище Тирон по-латыни значит новобранец). Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу.
Здесь во время молитвы его утешил Господь, явившись Феодору. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, его приговорили к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 305 года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии.
Через полвека после кончины св. Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели Поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом.
В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.
На фотографии мы как раз и видим момент благословения колива.
Помолимся и мы святому мученику словами его тропаря: «Велия веры исправление. Во источнице пламене, яко на воде успокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша».
После совершения песнопения в честь св. Феодора коливо кропится святой водой. На трапезе, прежде чем есть что-то другое, все съедают несколько ложек душистого колива.
Если мы не имеем возможности прийти в этот день (в пятницу первой недели Поста) в храм, то мы можем приготовить коливо дома, окропить его святой водой и благоговейно вкусить на своей домашней трапезе.
А сейчас перенесемся еще на два дня вперед. Из пятницы в воскресенье. Черные одежды сменились на фиолетовые (в посту фиолетовые одежды надеваются в субботу и воскресенье). Первое воскресенье Великого поста носит именование День Торжества Православия.
Этот праздник был установлен в IX веке в честь победы над иконоборчеством. О ТОРЖЕСТВЕ ПРАВОСЛАВИЯ (тут Неделя 1-я Великого поста.ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ!!!!)
Это очень светлый и радостный день. На месте праздничных икон лежат иконы Спасителя и Божией Матери – эти-то иконы и отстояло истинное Православие в борьбе с еретиками. После Литургии совершается молебен.
В основу этого молебна положен чин, составленный Патриархом Константинопольским Мефодием. В первый раз этот чин совершили в первое воскресенье Великого поста в 843 году.
Затем чин многократно дополнялся и редактировался. В него внесли чин провозглашения анафемы (отлучения) всем еретикам.
В России чин этого молебна введен в 14-м веке. Первоначально он состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением имен «новых еретиков», как, например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились и иные имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.
В конце 18-го века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году.
Еще раз чин был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков.
Мы помним, как в рассказе Куприна «Анафема» старый протодиакон перечислял имена еретиков и отступников. Наравне с другими именами, ему предложили вставить и имя болярина Льва Толстого. В 19-м веке, а тем более в 20-м, такого быть не могло (рассказ был написан в 1913 году). Но две детали позволяют допустить, что теоретически такое могло случиться. В рассказе сказано: «…профессиональная привычка заставляла его все время следить за службой по требнику 18-го столетия». И еще: «Архиепископ был большой формалист, педант и капризник. Он никогда не позволял пропускать ни одного текста… И отец Олимпий, равнодушно сотрясая своим львиным ревом собор и заставляя тонким дребезжащим звуком звенеть стеклышки на люстрах, проклял, анафемствовал и отлучил от церкви: иконоборцев, всех древних еретиков, начиная с Ария, всех держащихся учения Итала, немонаха Нила, Константина-Булгариса и Ириника, Варлаама и Акиндина, Геронтия и Исаака Аргира, проклял обидящих церковь, магометан, богомолов, жидовствующих, проклял хулящих праздник Благовещения, корчемников, обижающих вдов и сирот, русских раскольников, бунтовщиков и изменников: Гришку Отрепьева, Тимошку Акундинова, Стеньку Разина, Ивашку Мазепу, Емельку Пугачева, а также всех принимающих учение, противное православной вере…»
Таким образом, педант-владыка мог потребовать анафематствовать поименно и Льва Толстого, хотя уже за 150 лет до описываемых Куприным событий такая практика была отменена. К слову сказать, весь рассказ Куприна наполнен такими несуразными деталями, что ясно: писатель вообще не представлял, как совершается богослужение, что делает и как себя ведет диакон и проч. Этот рассказ – совершенный вымысел.
На фотографии – протодиаконы провозглашают анафематствования по положенному чину. Вот эти анафемы:
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Дева: анафема.
Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. (После 1917 года этот анафематизм отменен.)
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Но пойдем дальше дорогами Великого поста.
Богослужения постных дней наполнены светлыми молитвенными воздыханиями и песнопениями.
Литургии совершаются в среду, пятницу, субботу и воскресенье.
В среду и пятницу совершаются Литургии Преждеосвященных Даров.
В субботу – Литургия Иоанна Златоуста.
В воскресенье – Литургия Василия Великого .
(о ЛИТУРГИИ ТУТ ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ . Литургия.)
Утром в понедельник, вторник и четверг совершаются такие службы: часы, изобразительны, вечерня.
На фотографии – момент Божественной литургии, совершаемой в одно из воскресений Великого поста. Обратите внимание, какая большая Чаша. В Посту используются большие Чаши, потому что прибавляется число желающих исповедаться и причаститься.
Облачения фиолетовые.
Священники выстроились у жертвенника. Сейчас состоится перенесение Даров на престол – чин, называемый Великий вход. У жертвенника поминание совершает митрополит Владимир.
Протодиаконы возносят Чашу и дискос вверх, при словах митрополита: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!»
Момент обычной воскресной Литургии Великого поста.
Из храма перенесемся домой.
Великий пост – это не только храмовая молитва, но и молитва домашняя. Автор фотоальбома, сфотографированный в дни Великого поста дочерью, читает вечерние молитвы.
В отношении домашней молитвы в своей статье о Посте я пишу следующее:
«Сам себя часто ловлю на мысли, что не могу исполнять домашнее молитвенное правило в том объеме, в котором нужно и хочется. Есть дела (радио, преподавание, статьи, книги и др.), которые необходимо делать практически все свободное время. Как выйти из положения? Решил в дни Поста сделать акцент именно на молитву. В другие дни в отношении молитвы позволяю себе послабления, но не в дни Поста.
Когда люди спрашивают, как молиться в Посту, рекомендую взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты (келейно в дни Поста акафисты читаются), псалмы и т.д. (Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может.)
Есть и еще одно маленькое подспорье нам в нашей молитвенной жизни. На сайте АЗБУКА ВЕРЫ размещаются последования служб. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/index.shtml Это очень удобно, ведь не во всяком доме есть фолиант Триодь Постная.
Можно распечатать и подшить в папку службы и читать их на вечерней молитве. Но вот я решил не распечатывать, а просто читаю эти тексты с экрана ноутбука.
Но перенесемся опять в храм. Подошла 4-я неделя Поста. Она называется Крестопоклонной.
Перед началом вечернего воскресного богослужения на престол – на антиминс – кладут крест, увитый цветами (Евангелие, обычно лежащее на антиминсе, ставят рядом). Перед крестом зажигают свечу.
Богослужение совершается, как обычно. Но на полиелей духовенство из алтаря не выходит. Священнослужители остаются в алтаре и все поют и даже Евангелие читают перед крестом, а не на середине храма.
Затем начинается Великое славословие: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…
Во время пения славословия предстоятель (тот, кто стоит у престола главным, в данном случае это митрополит) кадит крест.
Незадолго до окончания пения предстоятель берет крест на голову и выносит из алтаря.
Владыка несет крест на голове, за ним идут все священники.
Хор поет: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Затем крест полагается на аналое, в центре храма. Вокруг него совершается каждение, потом его целование.
После священнослужителей крест целуют прихожане, в это время и совершается помазание святым елеем. Всенощное бдение оканчивается своим чередом.
Великий пост – это не только уставные богослужения. Это и Таинство Соборования, которое проводится в наших храмах для всех желающих (естественно, чувствующих себя болезненно).
Подробно об этом удивительном Таинстве смотрите и читайте в нашем фотоальбоме ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ
На пятой седмице Великого поста совершается особая служба – Мариино стояние. На вечернем богослужении (утрени) в среду читается полностью канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
На фотографии – канон Андрея Критского читает митрополит Владиимир.
А на этой фотографии – настоятель собора отец Павел Красноцветов читает житие преподобной Марии Египетской. На своей кафедре стоит владыка. В свое время, после окончания чтения жития, он будет читать часть канона.
На этой же, пятой, седмице Поста совершается и другая замечательная служба: Похвала Пресвятой Богородице. Этот праздник был установлен в 9-м веке в благодарность Богородице за неоднократную помощь в отражении неприятеля от стен Константинополя – столицы Византийской империи.
На фотографии – диакон разжигает кадило. На протяжении пения акафиста диаконы будут кадить Ее Честную икону.
Во время этой утрени духовенство четырежды выходит из алтаря в храм для пения Акафиста Божией Матери. Впервые богослужебные одежды с черных и фиолетовых меняются на голубые (цвет Богородичных праздников). Какое возвышенное настроение в этот день, какой праздник на душе! Кажется, что благоухание чистоты и любви от Богоматери изливается и в наш мир, и ты его осязаешь.
На фотографии – духовенство вышло на середину храма. У иконы праздника (икона Божией Матери «Умиление») стоят иподиаконы с рипидами – специальными опахалами.
«Если Господь – Глава Церкви, то кроткая Мария – Подательница божественной благости – воистину сердце Ея, чрез которое Церковь разносит членам своим Жизнь вечности и дары Духа, истинная Животодательница, истинный Живоносный источник» (священник Павел Флоренский).
Владыка митрополит на своей кафедре (архиерейском амвоне) читает Акафист Божией Матери. В руках у духовенства и верующих – зажженные свечи.
«Если бы кто меня спросил: что в поднебесной сильнее и крепче всего? – я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария. Сильна Она на земле: ибо Она стерла главу невидимого змея и попрала адскую силу, Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она и на небе: ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневленный нашими грехами, хочет нас казнить, внезапно карая, Она простирает к Нему умоляющия руки Свои и удерживает Его мстительную десницу, чтобы не погубить грешников с их беззакониями» (св. Димитрий Ростовский).
Почитание Богородицы – не следствие переосмысленного культа Матери-земли или какой-либо богини, как приходится иногда слышать.
Богородица – первая из людей, Которая смогла до конца предать Себя в руки Божии и войти в новую прославленную жизнь. Церковь настойчиво повторяет, что Богоматерь превзошла Своим подвигом всех Ангелов и обрела близость к Богу большую, нежели близость высших духов. Она «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поем мы в молитве «Достойно есть».
Св. Софроний Константинопольский в проповеди на Благовещение восклицает:
«Кто возымеет дерзновение поведать твое величие?
Ты украсила человеческое естество;
Ты превзошла ангельские чины;
Ты затмила сияние Архангелов;
Первенствующее место Престолов Ты явила на втором месте;
Возвышенное место Господствий Ты показала уступающим Твоей высоте;
Ты определила превосходство Начал;
Могущество Властей Ты явила уступающим Тебе;
Силу Сил Ты пересилила большей Силой;
Многоочитых Херувимов Ты превзошла Своими земными очами;
Шестокрылость Серафимов Ты превзошла богодвижными крылами Своей души;
Ты возвысилась выше всей твари, как сияющая чистотой паче всей твари…»
Нельзя сказать, что почитание Богоматери сразу сложилось таким равномерно-торжественным и подчеркнутым, как мы видим сегодня. Уже с 1-го века Богородицу, несомненно, прославляли и возвеличивали. Из древнехристианских преданий мы знаем, что одновременно со Спасителем прославлялась Его Мать. Однако особо пристальное внимание к Матери Спасителя появилось в те века, в которые формулировалось Православное учение о Боговоплощении и о способах соединения во Христе Божественой и человеческой природ.
На Ефесском соборе 451 года, который и заседал в храме, посвященном Божией Матери, Она была официально, в догматическом документе, названа Богородицей. (Хотя само именование – Богородица, – несомненно, более древнего происхождения. В 4-м веке Марию Богородицей называют повсеместно. Так, св. Григорий Богослов предупреждает Клидония: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу».)
С 4-5-го веков Богородице посвящаются отдельные праздники.
Уже в 4-м веке в Иерусалиме и вообще в Палестине широко праздновалось Успение Богоматери. В Византии в 5-6-м веках особенное прославление Богоматери совершалось на следующий день после Рождества Христова – 26 декабря по старому стилю (празднование Рождества было приурочено к 25 января в 5-м веке). И с тех пор в этот день (по новому стилю – 8 января) празднуется Собор Пресвятой Богородицы.
В 4-м веке уже существовал и праздник Благовещения, так как упоминания о нем мы находим в сочинениях авторов этого времени, например Афанасия Александрийского и Иоанна Златоустого. Святитель Афанасий назвал этот праздник «Первым всечестным днем Благовещения Божия о снисхождении Сына Божьего на землю», а св. Иоанн Златоуст именовал праздник Благовещения «Первым праздником» и «корнем праздников».
В 6-м веке в «Слове на Положение Ризы Богоматери» византийский богослов Федор Синкелл отмечал: «Сей царственный и богохранимый град, который говорящий или пишущий должен с похвалою называть “градом Богородицы”, украшен многими… божественными храмами; выше же громадной части и числа их стоят божественные храмы Богоматери… чисто восхваляется всечестное имя Ея, и оно вполне считается стеною и забралом спасения. Весь город так блистает и возносится в этой красоте».
К 7-му веку были установлены главные Богородичные праздники: Успение, Рождество Марии, Благовещение. Чуть позже стали праздновать Зачатие Богоматери и Введение Божией Матери во Храм.
Новым этапом почитания Божией Матери становится время… иконоборческих споров.
В 8–9-м веках группа христиан выступает против икон с утверждением, что иконы – идолы, что изобразить неизобразимое – Божество – невозможно. И вот тогда образ Богоматери, ласкающей Сына, становится особым символом правоверных. Бога изобразить мы не можем. «Бога не видел никто никогда!» – повторяли за апостолом Иоанном святые отцы и продолжали: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Или можно привести иные слова апостола: «Бога никто никогда не видел…», но: «Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4, 12,14).
Богоматерь приняла в Себя Духа Святого и по человечеству родила Сына. Божество – от Бога, человечество – от Марии. Иисус Христос – Богочеловек!
Все в нашей духовной жизни сопряжено с Матерью нашей Небесной – Богородицей, вся жизнь, от колыбели до могилы, и далее – до ответа на Страшном Суде, с Нею связано. У св. Ефрема Сирина (4-й век) мы читаем: «Дева Владычица, Матерь человеколюбивого Бога! …Во время исхода души моей из тела, когда, – увы мне! – при вратах будет у меня слово со врагами (демонами), тогда, Владычица, воззри на меня милостивым оком Твоим, освободи меня от немилосердных истязателей и страшных приставников князя века сего, будь моею защитницею и уничтожь тогда все рукописания грехов моих. Непостыженным и спасенным приведи меня к престолу Сына Твоего и безначального Отца Его и Всесвятаго Духа…»
Великий пост заканчивается в пятницу 6-й седмицы Поста. Суббота называется Лазаревой (мы вспоминаем воскрешенного Лазаря). А воскресенье перед Страстной седмицей называется Неделей ваий, или Вербным воскресеньем.
Во время Всенощного бдения в храме устанавливаются сосуды с вербой (потом по веточке вербы получат все, кто будет подходить на полиелей).
Совершается Всенощное бдение, на котором верба освящается. Над вербой читаются молитвы, а затем она окропляется святой водой.
Зачем мы освящаем в этот день вербу?
Мы помним, что Страсти Христовы начались с демонстративного входа Господа в Иерусалим. Он въехал в святой город на ослике – миролюбивом животном. Народ встречал Христа, размахивая пальмовыми ветками. Народ ждет от Христа решительных действий, революции, выступлений… Христос говорит, что революция должна совершиться в наших душах и умах, что нужно бороться не против внешнего врага (римлян), а против внутреннего (диавола и греха).
И эти же люди, которые приветствовали Христа и махали ему ветвями, через несколько дней кричали: «Распни, распни Его»! Не все, конечно, но кто-то из них.
Каждый христианин, берущий в руки веточку вербы (просто в нашем северном климате первой после зимы оживает верба), должен задать себе вопрос: А чего я хочу от Христа? Внешнего? Благополучия, сытости, решения моих земных проблем? Или я хочу преображения и святости, это считаю высшей и самой подлинной ценностью, которой нужно алкать и жаждать?
Горький аромат вербы напоминает, что это нелегкий выбор.
Каждый из священников получает свой маленький букет вербы. Заботливые служительницы в букеты для батюшек вплетают цветы. Никто не мешает нам самим сделать себе красивый праздничный букет из вербы и цветов (как у архиерея) и, придя в храм, освятить его.
Страстная седмица…
Вечер четверга. Священники выносят из алтаря Великопостное (в черном бархатном переплете и серебряном окладе) Евангелие.
Евангелие полагается в центре храма, перед Распятием.
И начинается чтение двенадцати Страстных Евангелий.
Очень удобно распечатать тексты страстных Евангелий и потом следить по ним за читающим. Таким образом мы полнее и осмысленней переживем великие темы Страстей Христовых.
Начинает чтение старший из священников. В Казанском соборе – владыка митрополит.
Затем Евангелие читает настоятель.
И далее – другие священники.
Великая Пятница (Великий Пяток). На престоле приготовлена плащаница. Днем начинается богослужение: вечерня с выносом плащаницы.
Наступает время, когда священнослужители готовятся выносить плащаницу. Они окуривают ее благовонным ладаном...
…и, подняв, несут на середину храма.
Затем плащаницу кадят, поклоняются ей…
Служба продолжается. Владыка митрополит читает Святое Евангелие.
Перед тем, как уйти в алтарь, священнослужители еще раз лобзают плащаницу. Потом поцеловать плащаницу подходят и все остальные. Наверное, имеет смысл напомнить, что мы никогда не целуем Христа или Богоматерь (на иконах, на плащаницах) в Лик, то есть в лицо. Ни в щеку, ни, тем более, в губы. Правильней всего поцеловать в руки, ноги, в плечо. Если перед нами икона Спаса Нерукотворного, то целуем в прядь волос. Если на плащанице лежит Евангелие, то целуем не саму плащаницу, а Евангелие.
Но вот и прошла Великая Пятница. Наступает Великая Суббота.
Все ектении произносятся перед плащаницей. Сейчас духовным сердцем храма является именно лежащий во Гробе Спаситель, изображенный на плащанице.
Великая Суббота. Священники совершают Великий вход.
И в алтаре – атмосфера белизны и какой-то удивительной чистоты.
Весь день в храмах совершается освящение пасхальной снеди: крашеных яиц, пасок, куличей. В начале 12-го ночи начинается богослужение, перетекающее в крестный ход. А дальше – Праздников Праздник, Святая Пасха!
по материалам священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index … mp;id=1985