Самоубийство: отношение Православной Церкви, его духовные причины, участь самоубийц после их страшной смерти
"...ибо проклят пред Богом [всякий]
повешенный [на дереве]"
Втор. 21:23
"... претерпевший же до конца спасется"
Мф. 10:22
Мысль о самоубийстве - всегда приходит от дьявола. И это всегда - ложь.
Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.
Напомню – первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:8-9).
Но как может раскаяться при жизни самоубийца?
Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия (в основном губят себя безбожники, язычники и невоцерковленные люди), малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.
"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение "злого и не справедливого" Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь в слова Священного Писания: "…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ", а "все" - значит и скорби.
По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, таинства Евхаристии или Елеосвящения (соборования), и доходит до черты самоубийства.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью довел себя до ситуации, склоняющей его к самоубийству. "Жало смерти – грех" (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и "обновляет" (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить "…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2Кор.7:10). Не в это ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удающимся от Бога обществе?
По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осозновая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики. т.к они планомерно убивают самих себя ..
Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.
Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…
Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.
В Откровении звучат страшные слова: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне … убийцы… и всякий любящий и делающий неправду" (Откр.22:14-15).
Что же представляет собой ад?
Ад в буквальном переводе с греческого означает "место, лишенное света". В Священном Писании оно также называется "преисподними местами земли" (Еф. 4:9), просто "преисподней" (Флп. 2:10), "тьмой кромешной" (Мф. 22:13, Мф. 25:30), и, наконец, "темницей духов" (1Пет. 3:19).
Ад изначально был уготован для "диавола и его ангелов" (Мф. 25:34), если рай – это место присутствия Бога и свободного общения преображенного человека с Ним, то ад - это место, где Бога нет, точнее, где нет Его благодати, нет Его Божественного света, ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5).
Священное Писание и описывает состояние грешника в аду, как состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "…отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:23). При этом грешники в отличие от праведников, не имеют покоя: "…червь их не умирает, и огнь не угасает" (Мк. 9:44).
И причиной этих мучений является угрызения совести и неудовлетворенная страсть, из-за чего в аду стоит непрерывный "плач и скрежет зубов" (Мф.8:12). При этом, как не трудно догадаться, плач является следствием угрызения совести ("червь", как ее символ), а скрежет зубов происходит от одоления души страстью ("пламя", как ее символ).
Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду он сам, а также невозможность получить облегчение от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница - вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса… В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем на чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?
При этом ад не есть некое специальное наказание, ад – это последняя … милость Бога для грешника. Да, да!
Вот сцена встречи Христа с гадаринским бесноватым, описанная в пятой главе Евангелия от Марка:
"И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много".
Только одно присутствие Господа рядом стало мучением для бесов! А для неправедных людей? Помните: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5)? Господь Иисус Христос вполне ясно объяснил, почему невозможно всеобщее прощение, и в чем состоит суть мучения грешников аду – места, лишенного Божественного света: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин.3:17-21).
Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Мне доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев. Вызволенный, на казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками - свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долго пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который "есть любовь" (1Ин.4:8) и "свет" (1Ин.1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.
Обращаясь к читающим эти строки людям, желающим себе самоубийства, говорю – да, со смертью вы прервете свое нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там за чертой жизни вы окажетесь навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Зафиксируйте прямо сейчас свое нынешнее душевное и психическое состояние. Представили, осознали? Так вот все это будет длиться вечно, вечно… вечно… Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное вечное пикирование в ужасе…
То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.
Впрочем, я прекрасно осознаю, что для кого этих слов не будет достаточно, чтобы одуматься, поскольку, по словам Ф.М. Достоевского "если Бога нет – все можно". Как рассказал мне один уфимский священник, которому пришлось около двух часов беседовать с женщиной, болеющей раком поджелудочной железы и желающей самоубийства. Увы, к ней было не возможно подступиться, что бы призвать к правильной вере в Бога, принятию Христа и покаянию. Все его доводы наталкивались на немыслимые барьеры из ложных обывательских, оккультно-сектантских суждений по тем или иным вопросам. Невероятно представить, сколько псевдодуховного мусора и мирской скверны и заблуждений мешало этой женщине прийти к Богу. Это справедливо практически для всех людей, склоняющихся к самоубийству – именно духовная помойка и мрак в их душах доводит их до этого безумия. На сотни разумных "да", самоубийца найдет сотню "нет"...
Мы же призвывам вас - скажите Богу - да! Попросите Его о помощи, и получите эту помощь через Таинства Православной Церкви - Крещение, Покаяние и Причастие. Пустите себе в душу Бога, и Он исцелит вас!
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви
http://www.k-istine.ru/suicide/suicide_ … uicide.htm
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 03.06.2007.
Светлана Копылова - На мосту.
Выбери жизнь, вечную жизнь со Христом!
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)
"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)
Всегда ли добровольный уход из жизни – смертный грех?
самоубийство – это почти всегда трусость и малодушие. Не случайно Церковь рассматривает его как смертный грех. Это трусость растратчика, который знает, что ему нужно отдавать деньги, а у него их нет; трусость блудника, нагулявшего себе дурные заболевания и стыдящегося обнаружить их перед другими; трусость офицера, бездарно загубившего своих солдат и не решающегося смотреть в глаза их матерям. Это малодушие человека, который за свои грехи получил ту или иную болезнь и не хочет нести свой крест боли и скорби насколько ему это попущено Божиим Промыслом для спасения души.
Однако бывают особенные случаи добровольного ухода их жизни, на которые нельзя смотреть как на смертный грех. Когда человек решается на такое ради сохранения евангельской правды и следования высшим нравственным ценностям. Скажем, святитель Василий Великий описывал самоубийство девушек-девственниц, знавших, что варвары, взявшие их город, надругаются над ними и нарушат данные ими обеты. Церковь их считает не самоубийцами, а исповедницами. В некоторых случаях действует и другой нравственный принцип: нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Чаще всего солдат, который, чтобы исполнить свой воинский долг, в безвыходной боевой ситуации идет на гибель вместе с врагами, не может быть назван самоубийцей. Но, в большинстве случаев, самоубийство – это малодушие и трусость, и различия здесь, наверное, всем понятны.
Почему Церковь не молится за самоубийц?
Мысль о самоубийстве - всегда приходит от дьявола. И это всегда - ложь.
Ложь первая.
Якобы ты себя убьешь - и все кончится, кончатся все твои страдания. Нет! Душу не убьешь. Она будет продолжать жить. Но душа попадет в страшную муку, о которой мы здесь, на земле, и не подозреваем. Она страшнее любых земных страданий. И эта мука - вечная.
Ложь вторая.
Якобы у тебя положение безвыходное. И только один "выход" - убить себя. Неправда! Молись Богу. У Бога безчисленное множество выходов из любого положения, всегда. Молись крепче - и выход увидишь.
"Даже если вас съели, у вас есть два выхода"?
Воины во время войны попадали в окружение, в совершенно безвыходные, по-человечески, положения, но, помолившись Богу, давали обеты, и чудесным образом выходили из окружения.
Т.е. выходили не по-человечески, если верить вышенаписанному. Что ж они, птичкой обернулись? Мышой проскольнули?
Самое большое поражение бесов - когда их обнаруживают, срывают с них личину, которой они прикрываются в мiре… Они всё делают, чтобы остаться в мiре сокрытыми…
Разумеется, стоит только миру увидеть настоящего беса, все бегом рванутся молиться.
Самоубийцы, перед самоубийством своим, совсем не знают, что около них стоит гадкий (невыразимо) злой дух,
... день и ночь по стойке смирно, с гадостью через плечо...
понуждая их убить свое тело, разбить драгоценный "глиняный сосуд", хранящий душу до сроков Божьих. И советует этот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугивает всякими страхами: только чтобы человек нажал гашетку или перескочил через подоконник, убегая от жизни, от своего нестерпимого томления… Человек и не догадывается, что "нестерпимое томление" - не от жизни, а от того, от кого и все мысли, "обосновывающие" убиение себя. Человек думает, что он сам рассуждает, и приходит к самоубийственному заключению.
Но это совсем не он, а его мыслями говорит тот, кого Господь назвал "человекоубийцей искони". Человек только безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех диавола на себя, сочетается с грехом и диаволом…
Одно покаянное молитвенное слово, одно мысленное хотя бы начертание спасительного Креста и с верою воззрение на него - и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божьей от своей гибели… Только малая искра живой веры и преданности Богу - и спасен человек!
Но все ли люди, спасшиеся от убиения себя, от какого-либо другого греха, понимают, что около них стоял (а может быть, и еще стоит, или иногда к ним приближается)
...и бегает вокруг, и невыразимо гадит...
отвратительный злой дух, существо, обнаруживаемое только некоей духовной чуткостью и обостренным духовным вниманием?
Также важна духовная быстрота реакции. Изучайте технику духовной самообороны - злые духи рядом!
Далеко не все (даже христиане) отдают себе отчет в действиях и проявлениях злых духов,
о которых с такой удивляющей силой и ясностью говорит слово Божие.
Архиепископ Иоанн (Шаховской).
Из всех смертных грехов самоубийство - самый страшный, ибо во всяком грехе человек имеет время покаяться, и нет греха, которого не простит Господь искренне кающемуся, но самоубийство лишает человека покаяния, одновременно умерщвляется и тело, и душа,
делаясь не способной для блаженной вечности и отпадая от Бога.
Преступность самоубийства в том, что человек возмущается против творческого и промыслительного порядка Божественного и против своего назначения, произвольно прекращает жизнь, принадлежащую не ему только, но и Богу и ближним
и которая дарована ему для совершенствования и искания Бога - отрекается от всех лежащих на нем обязанностей
и является в загробный мiр непризванным.
О принадлежности нашей земной жизни Богу говорит святой апостол Павел: Никтоже нас себе живет, и никтоже себе умирает... Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14:7,8).
Самоубийца попирает и естественный закон: Никтоже когда свою плоть вознинавиде, но питает и греет ю (Еф. 5: 29).
Говорят, что не каждый может решиться на этот смелый поступок. Самоубийство - не героизм, а малодушие, ибо человек, не желая терпеть свой жизненный крест, надеется таким образом сойти с него.
Но, о горе душе самоубийцы! Лишь за порогом смерти ей открывается, как обманул ее лукавый враг.
Ибо смерть оказывается не избавлением, а началом подлинных и безконечных страданий. Всякое самоубийство - плод труда темных бесовских полчищ и великое торжество для них.
"Падшие ангелы не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками". (Святитель Игнатий, "Слово о смерти").
Вся наша жизнь - непрестанная война с падшими духами злобы, битва идет за каждую душу, поле боя - сердца человеческие. Множество людей погибает из-за неведения этой невидимой брани, будучи безоружны против сильного и безпощадного врага.
1)
Но не будем отчаиваться во спасении своем. Над всеми тварями - непостижимые судьбы Творца, которые всё мiроздание ведут ко благу. Они неведомы и непонятны нам, имеющим конечный, земной разум, мы можем лишь с благоговением смириться перед своим Промыслителем и Богом, вручив себя Ему.
2)
Он же, по великой любви к нам, даровал нам оружия, которыми мы до исхода своего из этой жизни сможем, о Господе, отражать все нападения вражии. Какие это оружия, попытаемся показать в нижеследующих случаях.
Рассказ раба Божия Н. "Был Великий Пост, и первый пост в моей жизни. Я строго постился. Только один раз нарушил пост. После разговения возомнил о себе, что чего-то достиг и что сатана мне теперь не страшен. Все это происходило после Пасхи на Светлой седмице. Прихожу как-то в комнату и говорю: "Сатана, ты мне теперь не страшен, я выдержал пост". (Именно - я, и все это без Бога).
И вот после этого я стал выпивать, даже не просто выпивать, а сильно пить. Однажды я пришел домой под утро выпивший. Родители стали упрекать, что, мол, с самого утра уже пьяный. И тут находит помутнение.
Зашел на кухню. Руки как бы сами схватили нож. И, когда втыкал в себя нож, заметил, что руки как бы были покрыты шерстью (она как бы бархатная, но не осязаемая).
Ощущение, что за руками я наблюдал со стороны.
Потерял сознание. Очнулся на операционном столе."
Господь попустил рабу Своему Н. это испытание за его превозношение, когда он забыл, что без помощи Божией мы не способны ни на что доброе.
Но, по милости Своей, Господь сохранил его от погибели, даруя время для покаяния и исправления и для назидания нашего. Он, рассказав нам о себе, смирил свою гордыню и посрамил диавола, разоблачив его,
а мы убоимся гордиться и всегда и во всем будем призывать помощь Божию и за все удачи и успехи благодарить Господа. Первое оружие в нашей брани - смирение. Второе же - крестное знамение. Самоубийц не находят с крестом на шее.
Враг прежде внушает снять крест, и тогда он получает власть над человеком, отвергшим Крест, а значит и Спасителя своего.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: "Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе Креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадет от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу... Крест для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов."
Третье оружие - молитва. Вот как спасла молитва рабу Божью Л. Ее постоянно преследовал голос, внушавший ей мысль повеситься. То и дело натыкалась она на будто приготовленные кем-то веревки и стала уже склоняться к исполнению вражьего совета. Ночью как-то он крикнул: "Ну, долго ты еще будешь собираться? Иди, вешайся!" Она схватила уже все приготовленное и пошла было, но спохватилась, что забыла помолиться. Молилась от души и не заметила, как настало утро и люди пошли на работу. Тут она, умиротворенная и спокойная, тоже стала собираться на свою работу.
Четвертое оружие - покаяние. Из жизнеописания оптинского старца Илариона: "Тульской губернии Богородицкого уезда купец 35 лет, трезвый, более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что какие-то незнакомые люди преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти наваждения ни днем, ни ночью не давали ему покоя, и он уже несколько раз приходил к мысли о самоубийстве, тем самым наводя страх на все свое семейство.
По убеждению матери И.В. приехал в обитель и объяснил свое положение старцу Илариону. Старец несколько раз подолгу с ним разговаривал и нашел у него затаенный грех, который он не исповедывал священнику, сомневаясь в прощении его.
Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, и купец на исповеди принес в своем грехе покаяние и, получив разрешение, удостоен был причащения Святых Таин. При причащении старец сказал ему: "Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут...".
Так, действительно и было: И. В. совершенно выздоровел от своего мучительного недуга."
С Божией помощью избежим сетей вражиих!
Русская Православная Церковь
Храм Державной иконы Божией Матери
Московская епархия. Раменское благочиние.
Державный листок №8
2002 год от Рождества Христова
Молись Богу: от Него победа!
Победи себя - и будешь непобедим!
/Генералиссимус А.В. Суворов./