"Ежели вам случится сойтись с людьми единомышленными, то отчего же не поговорить о религии? Этот разговор несравненно лучше и приличнее для христианина, чем какое-нибудь празднословие и пустословие. Почему не послушать духовно разумную речь благомыслящего человека; или отчего не передать того, что вы сами знаете? Но если возникнет спор, то гораздо разумнее избегать его, по учению апостола, воспрещающего словопрение; потому что оно служит не на потребу, а на разорение слышащих. В этом случае лучше прекратить разговор, но и то разумно, со смиренномудрием, или переменив предмет рассуждения, или постепенно выйти из него, но не замолчать разом, как бы внезапно. Ибо такое молчание легко может в спорящих породить такую мысль, что вы пренебрегаете их образом мыслей или что вы не хотите с ними говорить, считая их недостойными вашего разговора. Во всяком случае, должно стараться всякого человека умиротворять, а не вовлекать в страсть гневную. Ведайте и то, что для противоречащего поучение бесполезно, ибо поучается лишь тот, кто желает и ищет поучения".
Преподобный Макарий Оптинский. (1788-1860)
Интернет-общение христиан (подборки по этому вопросу)
Патриарх Алексий считает, что православные не должны пренебрегать Интернетом и телевидением
Москва, 22 июня 2005 г.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий не приветствует идею отказа православных верующих от пользования Интернетом, телевидением и другими современными средствами коммуникации. Об этом он заявил в интервью "Интерфаксу".
Сторонники идеи отказа ссылаются на то, что через современные средства коммуникации сегодня порой ведется пропаганда безнравственности.
"Совершенно очевидно, что Интернет, телевидение – это лишь технические средства, которые могут использоваться по-разному. Недопустимо пренебрегать ими только потому, что кто-то поставил их на служение греху и пороку", – заявил Патриарх.
При этом он отметил, что Церковь во все времена использовала каждую возможность для миссионерской работы.
"Римские дороги, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, – выдающееся достижение человеческой цивилизации того времени – стали путями распространения евангельской проповеди. Посмотрите на карту миссионерских путешествий апостола Павла: пути, по которым он шествовал из города в город, от одной общины к другой, пролегали по военным и торговым путям Римской империи".
Считая Интернет не менее выдающимся достижением современной цивилизации, Патриарх Алексий отметил, что "всемирная паутина" давно стала "средством христианского благовестия" и что "наши ресурсы в этом направлении далеко не исчерпаны".
То же самое касается и телевидения – мощного и наиболее доступного для рядового гражданина СМИ, добавил патриарх. Он подчеркнул, что "Церковь крайне заинтересована в присутствии на телевидении, ибо такое присутствие дает возможность донести слово Христовой истины до каждого дома".
Говоря об этом, Патриарх Алексий призвал не забывать, что "в мире есть силы, которые только обрадовались бы, увидев православных христиан запершимися в социальном гетто, глухими к вызовам современности, хранящими безответное молчание вместо того, чтобы свидетельствовать ближним и всему миру о бесконечном богатстве жизни во Христе".
"Какими предстанем мы на суд Божий и на суд истории, если не используем многочисленных возможностей, предоставляемых нашим временем, для проповеди Евангелия?" – сказал Патриарх. "Мы не имеем права молчать: молчания и трусливого бегства в изоляцию нам не простят наши христолюбивые предки", – подчеркнул он.
http://www.pravoslavie.ru/news/13850.htm
Православная Церковь вполне благосклонно относится к интернету. В марте 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил пользователей интернета. Это событие было связано с открытием официального сервера Русской Православной Церкви (РПЦ).
Каково истинное отношение Церкви к Сети? (интернет общению )
архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов)
Есть негативные моменты такого общения и их немало, но они же не только здесь, но и в реальности. Виртуальный мир ведь он же не сам по себе, а отражение реального…Но есть и другие, которым присутствие в сети очень важно и полезно. Здесь они могут задать все вопросы, высказать сомнения, подискутировать и может утвердится в чем-то и тогда уже осознано прийти в храм и укрепляться далее там.
“Круглый стол” и обсуждал вопрос: “Как христианам осуществлять свое предназначение в совершенно новом информационном поле? Какие при этом существуют и могут возникнуть опасности и как их преодолеть? Как, работая в интернете, не потерять основные духовные качества, а, может быть, и укрепить их?”"
Совершенно очевидно, что “сеть” предоставляет безграничные возможности для проповеди. И потому каждый из нас, особенно священнослужителей, должен понимать, какова ответственность на том, кто выходит в эту “сеть”. “Надлежит прийти соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит”. Это слова Христа. А Он будет спрашивать с архиереев и за то, как ревностно мы оберегали вверенную нам паству от волков.
Замечательно, когда собеседники понимают, что не совсем разбираются в предмете дискуссии. Тогда они будут стараться понять друг друга и совместно искать истину. Чаще бывает, что оба уверены в своей компетентности, а отсюда стремление ее продемонстрировать. Пустые и бессмысленные споры, ссоры, грубость - все это также следствие. Если будем это помнить, то и сами сможем найти ответ на важный вопрос и собеседнику поможем. А увлекаться не следует: теряется цель дискуссии. Она рискует незаметно перейти в борьбу самолюбий.
- можно наткнуться на откровенное кощунство, тогда что делать – оставить вопрос или все-таки отвечать? Если берешься отвечать, возникает опасность эмоционального взрыва
Очень важно понять, чем это кощунство вызвано. Желанием поглумиться? Потешить мелкое самолюбие? Тогда достойно завершите общение, не обижаясь и не обижая. А может быть, за этим кроется обида или глубокая рана? В последнем случае запаситесь долготерпением, “на любовь свое сердце настройте”, и да поможет Вам Господь.
- надо быть готовым к насмешкам и неаргументированным выпадам («это алогично», «это бред», «вы слишком твердолобы», «искренняя лицемерка», «оставьте эту фанатичку, все равно не получится конструктивного диалога» и т.п.) и не отвечать на них, так как этого ждут
Надо. За две тысячи лет истории Православия нам предъявляли и более жесткие аргументы. В поиске ответов, христиане открывали Богодухновенные истины - догматы, приводили ко Христу заблуждающихся, становились мучениками… Но причина таких выпадов может быть и в другом. В том, против кого они направлены. Всегда полезно вдуматься: а достаточно ли логично излагаю я свои взгляды? Всегда ли учитываю уровень собеседника? Правильно ли понимаю его, стремлюсь ли понять? Не слишком ли безапелляционно настаиваю на своих мнениях? Если поступлю так, извлеку прекрасный урок общения. Интернет предоставляет для этого все возможности.
Великая радость - общение. Но если оно совершается “о Господе”, то радость эта становится духовной.
Без сомнения Интернет гениальное изобретение человечества . Отношение Церкви к Интернету выражено в обращении Святейшего Патриарха Алексия II. Основная мысль его высказывания заключается в том, что Интернет - это миссионерское поле действия, а коль "свято место пусто не бывает", то если не будет нас - придут другие. Вместо Слов о вечной жизни будут довлеть словеса смерти, диавол (пишу сознательно с маленькой буквы) - обезъяна Бога. Все мы знаем, что личность зажигается от личности, как свеча от свечи. Так в общении человека с человеком, так и в общении человека и Бога.
(о.Ярослав)