…Спасение к месту не привязано. Везде возможно, и везде на деле содевается. В монастыре конечно, лучше. Но и там есть свои неудобства. Для спасающихся везде путь тесный и прискорбный.
Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются и во всяком звании и состоянии.
В монастыре спасаться, конечно, лучше; но лучше ли сие для вас - это другой кто мог бы вам сказать, я же не могу. Приложите молитву, чтобы Господь определенно указал вам, как поступить.
Вы спешите в монастырь, будто на свободу, в рай. Точно там полная свобода для духа, но не для тела и внешних дел… И рай там есть, но его находят, не всегда по цветной шествуя дороге. Он воистину там находится, но загорожен терновниками и колючками, сквозь которые надо до него добираться. Этого, не исколовшись и не исцарапавшись, никто не достигает.
Мирянки думают, что в монастыре только и думать следует, что молиться! И забывают, что вступающие в монастырь не оставляют желудка за оградой монастыря, а берут с собою. А где желудок, там и забота о пище, где кожа, там требуется прикрытие её одеждою и хата для жилья; где трудом добывают потребное, там надо работать, продавать… и покупать… Всё такое не есть монашеское по духу, но как без этого жить нельзя, а без жизни и монашествовать, то всё такое необходимо и для монахов. Но можно всё это делать по-монашески.
Хорошо уединяться в стенах от развлечений, но в себя уединяться - еще лучше. Первое без последнего - ничто, а последнее - и без первого всё важно.
Думаете, что в монастыре вам лучше жить, чем теперь? Вам там не дадут жить в покое; тотчас навяжут вам дел и по монастырю, и по сношению со внешними… Что руководства не будет - что делать?! Вы и в монастыре его не найдете. Как же быть? - Брать руководство в слове Божием и в писаниях отеческих. Общие заповеди кому не известны, а на частные случаи найдете указание чрез письменное с кем-либо сношение.
Вся суть дела во внутреннем изменении, и соответственно сим изменениям должно изменять внешнее. Произошло ли какое внутри изменение, выражающееся в настоятельных требованиях сердца, или только появились мысли благие в душе? И мысли эти в голове ли только или и в сердце сошли?! Потрудитесь всё это получше уяснить, чтобы не сделать шага, не могущего привести к искомому.
Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый Ангел между Ангелами погиб. Апостол между апостолами, в присутствии Самого Господа погиб А разбойник - и на кресте спасся…
Как ни устроится ваша жизнь, в монастыре ли, или близ его, – и в том и в другом порядке жизни путь ко спасению не загорожен, и восхождение к высшим духовным совершенствам не пресечено. Дело всё внутри, а внешнее есть только приспособление к внутреннему.
Когда и как поступить, это надо на волю Божию отдать и ждать терпеливо указаний Божиих. Когда придет Богом определенный срок, тогда как на салазках под гору скатитесь - и в какую-либо обитель. До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, в подвигах монашеских…
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894)