По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство
Сравнительное богословие
Глава I
Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – "яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины"... "Егоже дом мы есмы" (Ап. Павел).
Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь", ибо – "едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех" (Ап. Павел).
"Слово плоть бысть" и " мы видели славу Его" – "видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам" (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь. "Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром"... "Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели" (Деян. II, 24,32) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало". – Христос Воскресе! – " Сия есть победа, победившая мир – вера наша", и еще – "Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит" – в этом сущность Православного исповедания и благовестия.
Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь, "Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира", а где Церковь, отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.
Прежде чем приступить к разбору тем ,взглянем на окружающую нас обстановку, присмотримся, что в духовном отношении – в смысле верности Благой Вести, Евангелию – представляет в данное время нас, православных, окружающее христианство.
Невооруженному глазу следующая картина бросается в глаза: в то время как Православная Церковь остается верной чистоте Христова и апостольского благовестия, западный мир все более удаляется от апостольского наследия, все более отходит от той основы Благой Вести, которая была и навеки остается сущностью христианской проповеди: "Мы видели и свидетельствуем вам новую Жизнь", и "возвещаем вам сию Вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам", и "Мое Царство не от мира сего"...
Этот отход от основы и сущности христианского благовестия особенно отчетливо выражен в современном протестантизме, отвергающем новозаветное учение о Боге-Спасителе, учение и о "предшествовавшей нашему спасению пропасти между Богом и падшим творением, заполненной добровольным отданием Себя, Сына Божия", и сливающемся в некое единство в экуменическом движении... Некие силы лихорадочно стремятся завладеть миром, пользуясь для этой цели и экуменическим движением.
Как бы на задний план отодвигается в этом движении Сам Христос, а с отодвижением Христа, Сына Божия, на задний план отодвигается и Царство Небесное как высшая цель, и, вместо этой цели, Богом установленной и Христом открытой, выдвигаются земные цели, сначала так называемые цели гуманизма, а затем культурно-социальные и политико-экономические цели. Христианство обязывает идти в мир, но этот уход в мир вытекает из устремленности нашей к Богу и из приятия Его снисхождения в мир, снисхождения ко мне и братьям моим в Боге. Христианство обязывает идти в мир, чтобы проповедовать миру спасение в Боге, в вочеловечении Сына Божия, и лишь затем следует вытекающее из этого Исторического Факта "применения Правды Божией к различным условиям земной жизни, социальным и другим".
"В современном протестантстве христианская религия становится резко посюсторонней"; не мир отдается на службу Христу, а Христос ставится на службу мира, т.е. имя Христа используется для осуществления идей – создания единого правительства, мировой Диктатуры – всеобщего мира на земле, извне навязанного – введение равенства и одинаковости, которые распространиться должны не только на питание, но и на веру и нравственность, на духовную жизнь. В современном протестантстве отрицается абсолютность Истины Веры Христовой.
"Церковь как общество радостных, которые имеют надежду и жизненно значительную весть для мира, которые борются за экономическую справедливость и за человеческое достоинство, которые исполнены заботы о больных и униженных и признают полную ответственную свободу научных изысканий и искусства" – так звучит один из исходных тезисов Мирового экуменического съезда в Упсала, 1966 года. Характерно, что говорится лишь о материальной нужде, о социальном положении наших братьев, но не уделяется должного внимания их духовной нужде. Неужели лишь в этом миссия Церкви в этом мире? Приемлемо ли, в свете Благой Вести – Евангелия, данное в тезисе определение Церкви? Ведь нет в нем ни слова ни о жизни в Боге, ни об Источнике, из Которого мы живем: "Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (Ап. Иоанн).
Мысль о спасении не покидает современный нам мир, и исходит она из ощущения пребывания мира на краю гибели. Однако спасение мыслится в братском единении человечества, точнее, в социальном коллективе, в прогрессивной демократии, но – вне Бога, без Христа. Нарождается "безбожная религиозность", причем в наши дни это тлетворное дыхание поразило не только протестантский мир, оно мощным потоком врывается и в ограду римо-католичества. В недавно вышедшей книге католического священника Андрея Монжардэ "Иная церковь – иная вера" выброшена богоустремленность через участие в подвиге Сына Божия, снисхождение к нам Любви Божией; вместо этого читаем, что эта новая вера даже не религия, если под словом "религия" понимать отношения "индивидуальной личности или коллектива с каким-то трансцендентным Высшим Существом, со всей окружающей Его свитой догматов, обрядов и законов". "Только революционной воле, – возглашал католический священник о. Кардонель в 1968 году в Париже, – и в революционном действии Бог ныне присутствует и действует среди нас", а в своей книге, также недавно вышедшей, тот же католический священник пишет: "Дело в том исключительно, чтобы идти до конца, чтобы сделать эту землю окончательно обитаемой для нас. Мы не идем по направлению к другому миру; нет Неба, нет потустороннего, нет ничего иного, а только полное углубление того, что мы есмы"... Итак, мы видим, как "поднимает свою голову религия человекобожества, т.е. поставление человека с его страстями, неустойчивостью, извращенностью и преходящестью на место Бога". Это уже не "посюсторонность", а явная опасность полной подмены Царствия Божия "царством зверя", это уже та страшная мнимая религия, приход которой предносился встревоженному взору Достоевского в его "Бесах", это уже – "Мы не с Тобой (т.е. не с Христом), а с ним" (духом гордыни и лжи, искушающим Господа) – Великого Инквизитора". Христианские проповедники Запада захвачены потоком и плывут по нему... и мы присутствуем при великом соблазне поклонения Зверю через так называемую "социализацию" христианства, в котором нет места Христу.