Вопрос: для чего смех необходим человеку, или, в нашем случае, христианину?
На этот вопрос нам полностью отвечает Древний Патерик: «Один зверолов, увидев, что Антоний Великий шутил с братиею, соблазнился. Старец, подозвав его, сказал: "Положи стрелу на лук твой и натяни ее". Он сделал так. Старец говорит ему: "Еще натяни". Тот натянул еще. "Еще тяни", – сказал Антоний. "Если я через меру натяну лук, то он переломится", – сказал охотник. "Так, – сказал ему Антоний, – и в деле Божием, если мы сверх меры будем напрягать силы братии, то они скоро расстроются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии"».
Вообще, авторы раннехристианской церкви, о полемических трудах которых мы узнаем из более достоверных источников, могли использовать в своих спорах и высказывания в античном жанре псогоса, от греч. psego - ругаю, которые порой доходили то откровенных «подколок». Свт. Василий Великий: "Как же быть правой мысли у тех, у кого и ноги кривы?" Прп. Викентий Лиринский: "А с противоположной стороны какие-нибудь жабы, моськи, мухи издыхающие жужжат православным..." Так что и святые отцы могли высказать что-нибудь обидное для собеседника, но смешное для окружающих, или, в данном случае, для читателей.
Существуют примеры и среди русских святых-подвижников, которые не отвергали шутки, а относились к ним даже очень положительно.
Приведу фрагмент из жития прп. Серафима Саровского: «Сам о. Серафим, вспоминая свои молодые годы, говорил: "Вот и я, как поступил в монастырь-то... на клиросе тоже был, и какой веселый-то был,... бывало, как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут. Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют... ведь веселость не грех... она отгоняет усталость, да от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собою..."»
Примечательны и наставления прп. Амвросия Оптинского, зачастую рифмованные и шутливые. К примеру, на вопрос: «Батюшка, как жить?» он обычно отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Действительно, прп. Амвросий обладал хорошим чувством юмора и притягивал людей тем, что мог добрыми шутками вызвать у них улыбку.
понятно ,что юмор должен иметь свои рамки и быть не пошлым и не злым ..