СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОБ АСТРОЛОГИИ
источник статей http://www.zavet.ru/obs/bad/astro/
Прежде, чем обратиться к заявленной теме, надо сказать что сами маги-оккультисты относят астрологию к одной из так называемых оккультных наук. Можно добавить, что все трактаты по ритуальной магии XII–XIX вв. содержат астрологические разделы. Множество столпов европейского оккультизма эпохи Возрождения, таких как англичанин Джон Ди (1527–1608), считали необходимым совмещать занятия алхимиией, магией и астрологией. Маг и астролог эпохи Реформации Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхейм (1486–1535) в своих «Магических трудах» в начале 41-й главы пишет: «В этом месте следует рассказать о волшебстве, поскольку оно настолько родственно астрологии, что тот, кто выдает себя за волшебника, не имеющего отношения к астрологии... всегда ошибается»(Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII–XIX вв. М., 1999. С. 95). Фрэнсис Кинг в книге «Современная ритуальная магия» (М.,1999) пишет: «Тому, что народная магия выжила в период 1680–1800 гг., она во многом обязана деятельности астрологов и так называемых знахарей» (с. 21). В качестве примера он приводит известного английского знахаря, мага и астролога Джона Харриса (1785–1839). Кинг пишет, что когда в конце XVIII в. началось возрождение магии и оккультизма и в Англии вышел первый номер «Журнала волшебника», «в редакцию сразу же хлынул поток писем от людей, интересовавшихся главным образом астрологией, но при этом явно обладавших некоторыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и алхимия» (с. 23). Астрологии посвящены главы VIII и IX первой части книги Папюса «Практическая магия» (Донецк, 1991), которые предваряет Папюс, в частности, следующими словами: «...мы должны дать на нескольких страницах начальные данные о Практической Астрологии, необходимой при производстве магических операций» (С. 148). Да и в наши дни надо еще поискать рафинированного астролога, который не совмещал бы свои штудии в звездословии с упражнениями в других видах гаданий, оккультных «наук», ритуальной магии либо в той или иной форме неоязычества. Даже такой корифей и сторонник «научной» астрологии, как С. А. Вронский, в своей книге «Астрология: суеверие или наука?» (М., 1991) указывает на чрезвычайную важность для успеха астрологического прогноза владение астрологом ясновидением и другими «паранормальными способностями», которые всегда относились и поныне относятся к области магии. В свою очередь колдуны и неоязычники вовсю используют астрологию какой-либо разновидности или же выдумывают свои домотканые варианты. Скажем, один из темных уголков сумеречного «сознания Кришны» занимает «индусская» астрология.
Также и для боговдохновенных авторов Библии, и для отцов Церкви астрология была составной частью гадания и волхвования (магии, волшебства). Об этом, например, сказано в памятнике раннехристианской письменности конца I — начала II века «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи»): «Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство» (гл. 3). Об этом же говорит церковный писатель III в. Тертуллиан (см. ниже материал «Волхвы и астрология»), это же явствует из контекста 36 правила Лаодикийского собора, проходившего в 345 г. (см. ниже).
Итак, астрология без магии — это такой же нонсенс, как сероводород без серы. Соответственно, все обличительные слова пророков, все канонические прещения против вохвователей и гадателей в равной степени относятся и к астрологам.
Обратимся прежде всего к тому, что говорит Сам Бог через Священное Писание:
«...К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).
«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно(имеется в виду духовный блуд — отступление от Бога и общение с духами зла) ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Левит 20, 6–7).
«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).
«...Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь1, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).
«[Манассия] поставил жертвенники Ваалу... и поклонялся всему воинству небесному(на языке Библии «воинством небесным» называются светила или ангелы) и служил ему, и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты <...> И говорил Господь через рабов своих пророков и сказал: за то, что сделал Манассия, царь иудейский, такие мерзости... за то, как говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар. 21, 1–12).
«И повелел царь [Иосия]... вынести из Храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И отставил жрецов... которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное» (4 Цар. 23, 4–6).
«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).
А вот что говорят об астрологии канонические правила святых отцов и освященных соборов Святой Вселенской Православной Церкви:
Правило 24 святого поместного Анкирского собора. Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения Святых Таин.
Правило 36 святого поместного собора Лаодикийского. Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергати из Церкви. (Ниже приведено 61-е правило Трулльского собора относительно мирян, занимающихся гаданиями. Данное лаодикийское правило судит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежа к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждается это самым категорическим образом под угрозой отлучения от Церкви. Никита, канонист начала XII в., ссылаясь на 24-е анкирское правило и на данное (36-е) лаодикийское, занятия гаданиями называет языческим делом, недостойным христианского мира, а еще менее Православной Церкви.)2
Диспут между теологом и астрологом
У. Беккер. Lexicon der Astrologie. 1988
Василия Великого Правило 72. Предавший себя волхвователям, или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени сколько убийца. (Таким образом, для прибегающих к чародеям и тем подобным предписывается двадцатилетняя епитимия.)
Правило 83. Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся. (Согласно настоящему правилу, те, которые верят чародеям, подвергаются шестилетней епитимии, а согласно 65-му правилу того же св. отца — двадцатилетней епитимии подлежат те, которые сами занимаются волшебством.)
Правило св. Григория, епископа Нисского. Те же, которые приходят к чародеям, или прорицателям, или к обещающим чрез демонов учинити некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытуются: оставаясь ли в вере во Христа, некою нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению данному им каким-либо несчастием, или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, от нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо аще учинили сие с отвержением веры, и с тем, чтобы не веровати, яко Бог есть покланяемый христианами, — то без сомнения подвержены будут осуждению с отступниками. Аще же несносная нужда, овладев слабою их душею, довела их до того, обольстив некоею ложною надеждою, — то над сими такожде будет явлено человеколюбие по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостати мучениям. (Кто занимается волшебством, гаданием и подобными делами и верит в них — чрез то показывает, что в Бога не верит и, следовательно, он изменник веры святой. Ввиду этого св. Григорий и считает источником настоящего греха ту же самую силу души, от которой исходит и отступничество, и предписывает для грешников подобного рода, в случае их покаяния, ту же епитимию, что и для отступников).
Правило 61 Пято-шестого (Трулльского) Вселенского Собора. Предающиеся волшебникам, или так именуемым столоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергнуть и тех, которые... соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же согласие Христа с велиаром? (Колдовство, гадание и подобные им дела это правило порицает как сатанинское дело и наказывает 6-летней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует в грехе, — подлежит вовсе извержению из Церкви. Это — касательно мирян. Если же священник в этих делах уличен будет, если он верит в гадания, если он сам предается колдовству и гаданиям? Об этом говорит 36-е правило Лаодикийского собора; Вальсамон3 же, в толковании этого (61-го) правила, замечает, что такой священник подлежит немедленному извержению из сана. И так как это — измена вере, то такой священник должен быть исключен и из Церкви, ибо, занимаясь подобными делами, он из служителя Вечного Бога превратился в служителя диавола).
И наконец приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:
4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.
5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки... Возродились язычество, астрология (выделение наше — Ред.), теософские и спиритические общества...
13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.
14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.
--------------------------
1. Речь идет либо об языческих обрядах очищения огнем, либо о распространенных среди хананеян и сиро-финикийцев жертвоприношениях детей, которых сжигали в огромных, полых изнутри раскаленных медных статуях — идолах бога плодородия Ваала (Бела).
2. Здесь и далее в скобках приведены толкования Никодима, епископа Далматинско-Истрийского — видного православного канониста нового времени, составившего повсеместно используемый сегодня сборник канонических правил Православной Церкви.
3. Феодор Вальсамон (XII в.) — антиохийский патриарх, один из наиболее авторитетных канонистов в истории Православия
Астрология и Православие
Астрологи уверяют, что цель их учения – помочь людям стать христианами, углубить и укрепить веру. Они говорят, что астрология относится к числу точных наук и, вооружившись ею, христиане могут более глубоко понять, изучить и узнать свою религию. Итак, большинство астрологов высказываются за симбиоз между Православием и наукой «звездочетов».
Мы же утверждаем, что они не могут существовать вместе: или астрология должна быть осуждена как языческое учение и отвергнута, или само христианство, соединенное с астрологией, окажется искаженным и деформированным.
Что такое православное христианство? – Это прежде всего незыблемое сохранение апостольского и святоотеческого Предания, верность содержанию и форме религии, ведущей свое начало от Божественного Откровения. Православие – это чистота веры и твердость традиции.
Уже в первые века еретики-гностики, пытавшиеся согласовать христианство с язычеством, утверждали, что они – «духовные», «элитарные» христиане и в противоположность остальным верующим, которых называли профанами, обладают таинственными знаниями, при помощи которых можно понять глубины христианства и расшифровать все Священное Писание. На самом деле «тайна» гностиков заключалась в том, что они объявили Христа одним из космических эонов, который сошел на землю в призрачно-иллюзорном облике человека.
Оккультисты нашего времени – теософы и антропософы – также заявляют, что они хотят помочь людям понять Евангелие глубже, чем учит Церковь, а оканчивают тем, что объявляют Христа и люцифера двойниками.
Если спросить астролога, живущего в православной стране, какой он веры, то чаще всего в ответ прозвучит: «православный христианин». Но почему в таком случае Церковь, к которой он формально принадлежит, отрицает астрологию? Вероятно, астролог ответит, что это плод невежества и незнания, а на самом деле Церковь в лице своих лучших представителей отнюдь не была против астрологии. Тогда мы спросим у астролога, за кого он почитает святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста – за лучших представителей Церкви или за суеверных и невежественных людей? Почему они не занимались астрологией, а стремились искоренить ее вместе с демоническим наследием язычества? Почему Церковь назвала их великими святыми и учителями вселенной?
Голос Православия – это Вселенский Собор. На Пятом Вселенском Соборе астрология в числе других лжеучений была осуждена. Известный средневековый астролог Иоанн Агарик за свое пагубное учение был отлучен от Церкви и предан анафеме. Если астрология – истинное и не противоречащее Православию учение, то почему она не вошла в церковное Предание? Церковь не утаила от людей ничего из того, что было передано ей Апостолами. Если астрологи считают историю Церкви периодом невежества, незнаний и заблуждений, то, значит, они фактически отрицают само Православие и создают новую религию, спекулируя именем Христа, до Которого им мало дела.
Многие из святых Отцов имели не только религиозное, но и философское образование. Уже сама их борьба с астрологией говорит о том, что они были знакомы с этим учением и свидетельствовали, что астрология – один из многочисленных врагов христианства. Сомневаться в их святости значит сомневаться в том, что Церковь, по словам апостола Павла, – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Значит, астрология, чтобы оправдать свое существование, должна разрушить веру в Церковь, уничтожить Православие и создать новое учение, подобно гностицизму и теософии. Астрология дискредитирует православное учение, другими словами, отказывается от него, потому что дискредитированная религия не может быть предметом почитания и веры. Если астрологи будут говорить, что их учение – это новое откровение Церкви, то мы снова войдем в лабиринт противоречий. Астрология – не новое, а древнее учение, которое было уже у вавилонян, поклоняющихся Астарте – богине неба и звезд.
Почему это учение стало популярным в наше время, когда мы видим катастрофическое падение нравственности, бездуховность и эгоцентризм? Не связаны ли эти явления друг с другом? Мы здесь не стремимся к разбору астрологии как учения, а только хотим сказать, что она – такой же отказ от Христа, как и поклонение идолам. Пусть астрологи имеют мужество сказать, что они порвали с традиционным церковным православным христианством и создали новую религию со своими жрицами и жрецами.
По словам пророка Илии, поклоняющиеся одновременно Иегове и Ваалу хромают на оба колена (3 Цар. 18, 21). Истина одна. Она не может измениться и переменить свой облик.
В Ветхом Завете Авирона, который внес во святилище чуждый огонь, покарал Бог (Чис. 16, 12–35).
Православие имеет свою мистику – это внутренняя Иисусова молитва, очищение ума и сердца от греховных помыслов. Православная мистика носит волевой характер, она связана с аскетизмом; эта мистика имеет цель – вечную жизнь как вечное Богообщение – и основана на любви к Богу. На земную жизнь она смотрит как на период испытания и путь к вечности. Христианский мистик утверждает центр своего существования не в себе, а в Божестве. Он умирает для себя, предавая свою душу Божественной Воле, чтобы получить ее возрожденной и преображенной, поэтому христианская мистика есть смерть и воскресение души.
Оккультная же мистика имеет ярко выраженный эгоистический и эгоцентрический характер. Она ищет наслаждений, удовлетворения страстей и прежде всего гордыни, а также – опьянения демоническими ощущениями, которые человек может принимать за духовные состояния. Эта мистика насыщена грехом и страстями, хотя иногда, как, например, в системе йоги, требует определенных упражнений, соединенных с воздержанием. Центром бытия в ней остается сам человек. Суть этой мистики – служение собственным чувствам и переживаниям а средства, на которые опирается мистик-оккультист, – обладание магическими знаниями, образно говоря, шифром ада. Человек утверждает себя в духовном мире через оккультные знания, а в этом видимом мире – через подчинение других своей воле, его метод – агрессия. «Пророки» оккультизма и астрологи занимаются предсказанием обычных житейских дел, так как это интересует их клиентов, да к другому они и не способны.
В Библии говорится о поразительном безумии людей, которые, отвернувшись от Бога, стали служить золотому тельцу (Исх. 32, 1–8). Плутократия (власть денег) способствует развитию не только нигилистического материализма, но и оккультизма – лишенной Бога и нравственности мистики. Астрологи, замалчивая многочисленные места Библии, где осуждаются колдовство и оккультизм, в том числе и волхвование по звездам, пытаются делать нелепые выводы о том, что само Рождество Христа зависело от звездной ситуации. Между тем ученик святого апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец, послания которого признаны подлинными даже рационалистами, пишет о том, что Вифлеемская звезда являлось в отличие от других звезд ангельской силой. Ни одна звезда не могла стать над Вифлеемом, над тем местом, где родился Христос. Эта звезда указывала путь, но нигде не говорится, что она предопределила судьбу. Она была ангельским знамением об исполнении древних пророчеств, а вовсе не элементом звездной карты. Ни один из святых Отцов не толковал это место Евангелия в астрологическом смысле.
Астрологи утверждают, что Церковь в свое время по невежеству отвергла их учение, тем самым свидетельствуя, что они не в этой Церкви. А в какой же еще? Дух Святый не может ошибаться и лгать. Но для астрологов, согласно их взглядам, таинства и обряды Церкви – историческая профанация, другого варианта нет.
Если бы жизнь человека могла быть определена звездной картой его рождения, то младенцы, родившиеся в одно время, в одном регионе, имели бы одинаковый характер (астрологический тип) и одинаковые судьбы. Почему люди, увидевшие свет под разными созвездиями, родившиеся в разных странах и полушариях, погибают одинаково, все вместе, при кораблекрушениях? Почему двое близнецов имеют разные способности и таланты, разный характер и судьбу?
Астрологи попытаются возразить, что даже два близнеца рождаются не одновременно, но тогда как же они берутся составлять звездные карты людям, родившимся десятки лет назад? Значит, если следовать их логике, в первом случае, для того, чтобы звездная карта была составлена правильно, астролог должен сидеть на крыше роддома и дожидаться рождения ребенка (минута продления, и карта неба уже изменилась!), а во втором, зная только приблизительно место и день рождения, они смело берутся составлять таблицы и определять по ним все события человеческой жизни. Сделаем простой опыт: предложим астрологу по звездной таблице неизвестного человека определить его тип и судьбу. Ошибка неизбежна, так как демоническая сила не знает человеческих мыслей и не может участвовать в таком эксперименте, а астролог так же запутается в звездной карте, как ребенок, еще не знающий букв, в географической карте мира.
Почему же некоторые из астрологических прогнозов все-таки сбываются? Обычно эти прогнозы даются в такой обтекаемой форме, что события, указанные в них, – встречи, неприятности, выигрыш, прибыль, убыток и т. д. – когда-нибудь да совершатся в жизни человека. Например, вполне возможно, что близкий друг меня обманет, а я получу неожиданную помощь, что я буду мучиться от болезни, а потом выздоровею или умру (если я выздоровею, то жаловаться на астролога не буду, если умру, то жаловаться не смогу).
Но мы не хотим представить астрологию такой невинной шуткой. Здесь включены демонические силы, которые имеют определенную информацию о конкретном человеке и, не зная будущего, догадываются о нем. Однако демон – всегда лжец и человеконенавистник, даже когда говорит по всей видимости правдоподобно.
В «Деяниях Апостолов» рассказывается, что одержимая бесом служанка кричала, идя вслед за Павлом и его спутниками: «Эти люди Божии, послушайте их» (Деян. 16, 16–17). Но святой Апостол не одобрил такого свидетельства, «возмутился духом», то есть вознегодовал, как смеет бес свидетельствовать об истине, и запретил демону, после чего служанка перестала «прорицать».
Священномученик Киприан Карфагенский в своей книге «О суете идолов» (III в.) пишет о римских консулах, которые, поверив предсказаниям о победе, вступили в битву и были убиты и взяты в плен; напротив, «консул Цезарь, пренебрегший прорицаниями, которые запрещали ему плыть прежде зимы в Африку, тем удобнее доплыл туда и победил». В этой книге он называет предсказания «обольщением призраками, затемняющими истину».
Христианство не признает учения о «судьбе», ибо в действительности всем руководит Промысл Божий, учитывающий свободную волю человека. Оно отрицает астрологию: эта оккультная наука ложна уже потому, что, утверждая зависимость человека от планет, считает его не свободным существом, а одним из предметов, то есть зачеркивает в нем образ и подобие Божии. Поэтому-то святые Отцы Церкви и, в частности, святитель Василий Великий, обличали астрологию как языческое учение, в котором властвуют рок и необходимость, и, следовательно, нет места свободной воле человека, и отсутствует различение добра и зла. Церковь не принимает астрологию ни в каких формах, по справедливости считая ее одной из разновидностей языческой магии. (Архимандрит Рафаил (Карелин)