БЕСНОВАНИЕ И ОДЕРЖИМОСТЬ -Хлыст Божий!
Современная, оторванная от Церкви, психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого, хотя таких способов множество. Вот один из них: перед больным ставят десять стаканов с водой, из которых девять - со святой водой, а один - с простой. Но какой именно с какой водой – больной не знает. И затем, сколько бы ему ни предлагали выбрать один стакан из десяти, он всегда безошибочно берет стакан с простой водой (воду освященную бес боится панически). Другой пример: читается простая заклинательная молитва, например “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…” Люди с психическими отклонениями, как правило, реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой; они кричат, просят прекратить чтение.
Священник Родион
Упорное неверие в злых духов — есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов… Я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы, по неисповедимым судьбам Божиим, и производили в них умственное помешательство, произносили через них страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол, как нудили его лезть на стену и пр. Таковых, думаю вместе с Апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется
(1 Кор.5:5).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Одержимость и беснование в обыденной жизни.
Механизм одержимости известен.
Но.
Прежде всего, необходимо различать понятия одержимости и беснования. О обиходе эти слова часто путают и употребляют одно вместо другого.
Беснование – это ненормальное состояние тела,
одержимость – души.
При бесновании демон в большей или меньшей степени перехватывает контроль над телом и отталкивает душу от “руля”. При бесновании человек (его тело) действует непроизвольно, спонтанно – порой вопреки отчаянному сопротивлению самого человека.
При одержимости демон овладевает самой душой человека, превращая его в своего добровольного раба. Самая распространенная форма одержимости в обиходе – одержимость человека страстями! Ища удовлетворения своей страсти, человек исполняет волю демона, “подсадившего” его на эту страсть.
Беснование и одержимость - это разные состояния, но порой их нелегко отличить друг от друга, поскольку не бывает беснования без одержимости! Человек, совершенно свободный от страстей, конечно, не бывает бесноватым. Поэтому “чистого” беснования без одержимости не бывает.
Напротив, одержимость без беснования вполне возможна. Ведь страсть, тайно живущая в душе человека, может до времени не проявлять себя. Подвижники, проходящие умно-сердечную молитву, еще не вполне свободны от одержимости страстьми (что и проявляется в драматической борьбе такого человека с являющимися ему призраками), однако они держат свои страсти в состоянии совершенного подавления. Страсти не проявляются у них на уровне тела, но только в виде образов – в поле внимания души.
У тех же, кто не стяжал благодати умно-сердечной молитвы, одержимость проявляется на уровне тела даже во время молитвы – даже во время умной (но не сердечной) молитвы. Молитва такого человека может быть предельно внимательной, но она не вполне искренняя, так как сердце такого человека еще не согрето Благодатью. А неискренность (пусть тончайшая) молитвы проявляется на уровне тела в некоей раздвоенности, которая на языке современной психотерапии называется “диссоциацией” и обычно используется для наведения транса в эриксоновском гипнозе. Конечно, только специалист может различить у такого человека признаки диссоциации и попытаться использовать их для установления “раппорта” и затем наведения транса. (Впрочем, для неведения транса “специалисту” придется сначала попытаться как-либо отвлечь такого человека от молитвы, иначе раппорт установить не удастся: все-таки умная молитва – это дело нешуточное и для демонов невыносимое.)
У нас же, простых смертных, кто не стяжал еще даже и умной молитвы, “диссоциацию” часто можно замечать и невооруженным глазом. Заметить ее всегда бывает легче у другого, чем у самого себя (согласно слову Господа о бревне и соринке в глазу). “Диссоциация” проявляется в тонких, порой едва заметных непроизвольных микродвижениях, микроинтонациях, микрогримасах, не соответствующих сознательному намерению и выражению человека. Порой эта самая “диссоциация” проявляется и вполне “весомо, грубо, зримо” в ошибочных действиях на МАКРО уровне: в описках, опечатках, оговорках, вообще – в действиях тела, не соответствующих осознаваемому намерению души.
Как известно, Фрейд объяснял подобные феномены вторжение в нашу деятельность “бессознательного”, наших “бессознательных желаний”. По Фрейду, ошибки не бывают случайными, но всегда являются симптомом какого-либо “бессознательного желания”. Но это – интерпретация Фреда.
В действительности подобное непослушание тела желаниям души является просто-напросто тонким, порой едва уловимым проявлением того же феномена, который в более грубом явном виде и называется беснованием.
Итак, беснование и одержимость ходят рука об руку (вынужденно разлучаясь только при умно-сердечной молитве). Однако если одержимость вполне явно свойственна всякому человеку, который хоть сколько-то потакает своим страстям, то беснование – это чаще всего лишь тончайший грим, наложенный на лицо страстного человека, который только в исключительных ситуациях покрывает лицо страшной маской явного беснования!
Итак, будем различать беснование и одержимость. И поговорим теперь об одержимости как феномене более первичном и фундаментальном.
Святые Отцы, описывая механизм формирования страсти, указывают, что первым шагом тут является принятие помысла, то есть, говоря по-русски, мысли, пришедшей в голову.
Содержанием этой мысли быть какой-либо образ, представление, намерение, замысел, идея – в конечном итоге, целый роман или музыкальная пьеса. Фиксируя помысел как заслуживающую внимания мысль, фиксируя на нем внимание, мы вступаем в духовный контакт с духом, который предложил нашему вниманию этот помысел. Это еще далеко не одержимость, но только необходимая предпосылка одержимости, ее необходимое, но далеко не достаточное условие! Отцы называют этот этап “прилогом”.
Следующий шаг к одержимости – это собеседование с помыслом, то есть, какие-либо манипуляции с пришедшим в голову образом, какое-либо комбинирование этой мысли с другими своими мыслями или взаимное комбинирование отдельных деталей этого помысла. Эту стадию Отцы называют “собеседование с помыслом”. Важно понимать, что на этом этапе уже не вполне работает общее правило, что демоны не могут читать мысли человека! Демонам недоступны наши мысли, исходящие из глубин нашего собственного ума. Однако когда мы как-либо работаем с помыслами, хозяин этих помыслов, конечно, замечает наши манипуляции и отвечает на них встречными манипуляциями. Рассматривание, активное изучение помысла – это всегда в какой-то мере уже взаимодействие с духом, автором помысла. Наивно рассуждать в данном случае о том, что “демоны не читают наши мысли”. Недаром Отцы называют это этап “беседой”, а не просто “слушанием”.
Следующий этап – это собственно принятие, одобрение помысла, принятие данного намерения, мысли, образа как своего собственного. Когда это случилось, человек уже одержим. Суть дела в том, что СЧИТАЯ ПОМЫСЕЛ СВОИМ, мы становимся должниками и рабами автора этого помысла. С этого момента душа человека становится вместилищем духовной энергии, давшей этому помыслу начало и поддерживающей его бытие. А энергия эта не безлична, но всегда личностна. И энергия данной личности, автора помысла, начинает жить в нашей душе своей собственной жизнью. С того момента, как я принял помысел, в моей душе уже действует страсть, а страсти (по слову Варсонофия Великого) суть демоны.
Конечно, это не финал, а только зарождение, начало формирования собственно страсти, с которой будет потом так трудно бороться. Страсть, захватив через принятие помысла некий плацдарм в душе человека, вступает во взаимодействие с другими энергиями души (и увы, с другими страстями). На этом этапе человек еще может опомниться и сравнительно легко изгнать из своей души новорожденную страсть. Но если он начнет вместо этого принимать новые и новые помыслы, сродные уже принятому, то страсть начнет укореняться и так далее – все это подробно описывается в соответствующей литературе.
Но мы сейчас говорим не о страстях, а об одержимости вообще. Конечно, всякая одержимость может быть названа страстью. Но наибольший практический интерес представляют некоторые наиболее сильные страсти, которым порабощен практически каждый человек и которые поэтому подробно изучаются в святоотеческой литературе.
Нам важно понять, что одержимость овладевает нами через помысел. Это понимают в общем-то все православные (хотя бы чисто теоретически, на уровне слов). Мало кто из нас понимает вот что: помысел может попадать в наше воображение не только напрямую от демона, так сказать, телепатическим путем. Дело в том, что культура человечества (в самом широком смысле этого слова) есть воплощённые помыслы. И если церковная культура – это воплощенные помыслы свыше, то светская культура – это воплощенные помыслы сниже (позвольте так выразиться). Человек может смотреть на (вслушиваться, вдумываться в) произведение культуры, не понимаю его, не улавливая – чего, собственно, тут такого, почему все говорят, что это здорово. Но в тот момент, когда он вдруг понимает, схватывает, постигая наконец, почему это так здорово, он становится одержимым тем самым духом, который вдохновлял автора!
http://proza-pravoslavie.narod.ru/1-2/oderjimost.htm
Что такое "отчитка"или что необходимо знать об отчитке (экзорцизме), чтобы на нее НЕ идти
Этот чин должен, совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. [size=12]Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья
На фоне оккультной моды на боязнь "сглаза" и "порчи" среди части православных распространилось нездоровое отношение к так называемой "отчитке", или чину изгнания злых духов, который воспринимается как некая "православная таблетка" от порчи. На массовые "сеансы" отчитки (невиданные прежде в православной практике) не только рвутся попасть страдающие разными болячками; выкрики страдающих душевными болезнями или одержимых людей со всей тщательностью записываются на магнитофон, "откровениям" демонов посвящаются целые видеофильмы. Насколько безопасны для души эти игры с лукавыми, можно сказать, "диалоги" с бесами?
Что такое "отчитка"или что необходимо знать об отчитке (экзорцизме), чтобы на нее не идти
Такого метода лечения, как "отчитка", не существует. "Отчитка" или, правильнее, чин изгнания злых духов, совершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами. Этот чин должен, совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья.
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике - крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16:16).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364 год) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (Правило 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..." [1].
Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановления апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем ". В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2]. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы (Григорий Синаит в XIV веке, пишет еп. Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо соблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" [3], а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ex opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19:13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" [4].
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая Таинства покаяния, соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования [5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания ".
"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей " [6].
"О божественных дарованиях" находим следующее: "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими" [7].
Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно" (Вопрос 381) [8].
Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им - дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" (Вопрос 301) [9].
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом отвечал словами из Евангелия: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5:16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17:21) (Вопрос 673) [10].
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие" (Слово 30) [11].
Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются" [12].
Святитель Игнатий Брянчанинов: "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..."
"Поминайте на молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божий... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" [13].
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде - так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека - "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи - своего рода психологическая революция человека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира - антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фес. 2:3,8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
_____________
1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - М., 1892. -С. 445.
2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия. Богословские труды. Сборник 21. - С. 31.
3. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С.-Пб.,1905. Т. 1. -С. 274.
4. Там же. -С. 72.
5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского. Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1993. -С. 190.
6. Лавсаик. - М., 1992. -С. 126-127
7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. - С. 440.
8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. -С. 263.
9. Там же. -С. 223.
10. Там же. -С. 416.
11. Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. - М., 1993. -С. 137.
12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45.
13. Свят. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. - М., 1995. –С. 217-218.
Алексей Ильич Осипов,
профессор Московской духовной академии
Православная беседа, № 1, 2000
В последнее время часто задаются вопросы по поводу отчитки.
Спрашивают, к каким старцам, куда можно поехать на отчитку, для того, чтобы исцелиться не только от беснования, но и от других страстей, которые часто мучают человека. Побывавшие на таких отчитках очень часто говорят о том, что в места, где совершается отчитка, приезжают не только те, кто одержим духами злобы поднебесной, но и люди, которые страдают от других пороков — пьянства, наркомании, табакокурения; рекомендуют проходить отчитку тем, кто изменяет своим женам, мужьям, кто подвержен приступам гнева и прочим страстям. Вот что хотелось бы сказать по поводу чина отчитки:
Православная церковь никогда не знала этого чина.
Никогда не совершалась отчитка над людьми, не совершалась массово, когда в одном храме собирались десять, двадцать, а то и более человек и эти люди, слушая молитвы священника, надеялись на исцеление от беснования.
Святейший Патриарх Алексий резко высказывался по этому поводу и говорил о том, что никогда никому благословения на проведение отчитки не давал. Это значит, что любая отчитка, совершенная тем или иным лицом, незаконна, не благословлена Церковью.
И действительно, вам никто не покажет письменное благословение Патриарха, которое благословляет тому или иному священнику совершать отчитку. Однако же мы видим, что в некоторых местах, порой несколько раз в неделю, совершается этот чин. Почему же так?
Прежде всего, мне кажется, причина заключается в том, что некоторые люди, именующие себя старцами, или называемые так другими людьми, порой даже священнослужители, не вполне отвечают за свои поступки, не понимают, что они берут духовную ответственность, которая им не по силам. И, к сожалению, чаще всего от этих массовых отчиток мы видим вред, душепагубное воздействие на этих людей, видим, как люди, участвующие в этих отчитках, начинают в этом видеть всю свою жизнь христианина. Их порой не встретишь в храме — на обычной службе, на Литургии, за всенощной, на молебне, однако они посещают год за годом различные монастыри, разного рода так называемых старцев и жаждут исцеления, жаждут, чтобы бесы покинули их.
Однако, если исцеление и происходит, то не потому, что данные священнослужители столь духовны и их чин благословлен Богом. Но милосердный Господь, видя немощь человеческую, порой совершает чудо там, где его не должно было бы быть, потому что милосердию Божию нет предела. Но это исключение.
А вот случаев, когда люди не получают духовной помощи от этого, а получают больший вред — гораздо больше. Уже в интернете появляются сайты, посвященные отчиткам, и там записаны слова, которые говорят демоны во время богослужения. Но разве Господь призывал нас слушать демонов? Разве демоны говорят правду? Когда ко Господу пришел одержимый легионом бесов, то Господь запретил бесам говорить, хотя они не говорили никакой хулы на Господа, наоборот — они исповедовали Господа нашего Иисуса Христа как Сына Божия, однако же Господь повелел им замолчать и изгнал их из бесноватого.
Да, беснование — явление широко распространенное в нынешнем мире, хотя на самом деле одержимых бесами намного меньше, нежели так кажется, потому что очень многие из тех, кто считает себя бесноватыми, просто душевно больны и всякого рода проверки, когда им наливают святую воду в один стакан, а в другой простую воду, тоже не доказывают того, что этот человек одержим бесами. Все это может быть следствием глубокой духовной, душевной болезни человека.
Но, допустим, что человек действительно одержим бесом. Что же делать такому человеку, как ему получить исцеление? Прежде всего таковой человек должен приложить все свои усилия, чтобы исправить свою жизнь, исправить ее так, чтобы демону не было места в его душе, демону не было доступа к этому человеку. Нужно вести христианскую жизнь, полноценную христианскую жизнь, молиться дома, посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться. Тому же, кто уже поражен этой болезнью — одержимостью — требуется порой не только посещение своего храма, но, по благословению духовника, посещение разного рода святых мест.
Много христианских святынь на нашей Святой Руси и посещение этих святых мест с благоговением, с молитвой много может помочь тому, кто одержим бесами. Есть святые, которым молятся об исцелении от одержимости. Это священномученик Киприан и мученик Трифон, и у нас на Руси есть замечательный святой, у могилы которого и у мощей которого происходит множество исцелений и в том числе преимущественно исцелений от беснования, от одержимости бесами. Это святой преподобный Иоанн Святогорский. Любой желающий имеет возможность приехать в Святогорскую Лавру и там просить об исцелении этого замечательного святого - преподобного Иоанна.
И не только там, но и на любом месте благочестиво живущий человек, смиренно сознающий свою немощь, живущий христианской жизнью, получит в нужное время исцеление, если он одержим бесами. Получит — потому что милосердию Божию нет предела и если душе человека полезно исцелиться от одержимости, тогда это исцеление произойдет. Если же человеку нет от этого пользы, если образ жизни человека погибельный, или, как бывает, человек долгое время, будучи одержимым живет христианской жизнью, а по исцелении забывает об этом и Господь повествует о таком случае — когда демон выйдет из человека и, вновь возвращаясь, увидит пустым этого человека, то он, взяв других, более злейших, чем он сам, бесов, вновь поселяется в этого человека и, как говорит Господь, последнее бывает этому человеку хуже, нежели первое.
Поэтому прежде всего будем заботиться о своей душе и когда наша жизнь будет богоугодна и спасительна, тогда и одержимости не будет в нас, ибо Господь не допустит страдания тому, кому они не спасительны и не даст испытаний тех, которые не приводят человека ко спасению. Поэтому тем, кто одержим бесами, нужно вести христианский образ жизни, посещать по мере необходимости святыни, а также не забывать свой храм, приходить в храм, исповедоваться, причащаться и не искать каких-либо духовных старцев, прозорливцев, чудотворцев, потому что Господь везде с нами и через любого священника может произойти исцеление, потому что священник молится от лица Церкви и для исцеления не нужно того, чтобы это был какой-либо святой старец.
Да, мы знаем, как древние подвижники, величайшие святые исцеляли одержимых. Но ведь посмотрим на их житие. Они долгие годы проживали в затворах, в пустынях, несли особый тяжелый подвиг. К сожалению, такой подвиг нынешним подвижникам порой не под силу, а если он не под силу им, тогда и не нужно брать на себя больше, нежели мы можем понести. Достаточно нести тот крест, который возложен на нас Господом, и совершать то служение, на которое мы поставлены святой Церковью, соблюдая благословение Святейшего Патриарха, который запретил всякого рода отчитки.
Отдельно хотелось бы сказать по поводу того, что на отчитки едут люди, не одержимые бесами, но одержимые иными страстями — винопитием, блудом и прочими. Эти страсти человек может оставить сам. Ибо человек волен бороться со своими грехами. А Господь никогда не оставит человека страждущего, который искренне стремится исправиться, получить спасение, быть с Богом. Посещая подобные отчитки, можно стать бесноватым. Примеры этому имеются Когда человек, будучи здравым, из любопытства или из желания исцелиться от какой-либо страсти, посещал отчитки — и вместо того, чтобы получить исцеление от своей страсти, он еще и становился одержимым бесами. Храни нас Господь от этого искушения, о котором все чаще и чаще слышно, которое все глубже проникает в церковную среду, ибо это не благословлено священноначалием, а значит, греховно, неправильно по своей сути. Надеюсь, что мое скромное мнение будет кому-нибудь полезно.
Конечно же, и я могу ошибаться. Но послушание почившему в Бозе Патриарху Алексию важнее, нежели сиюминутное облегчение от страданий, потому как то, что делается вопреки благословению — душегубительно, пагубно и не принесет пользы тому, кто прибегает к этому, каковы бы ни были его благие намерения.
Храни вас Господь.[/size]
Протоиерей Андрей Ефанов: "Православная церковь никогда не знала чина отчитки" http://pravkniga.ru/mnenie.html?id=1334