Святитель Игнатий (Брянчанинов)-------Тогда только вера свята и истинна, когда она - вера в святую Истину, когда она - вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия - погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи.
Православие - Правильно славить Бога !
Отец Кассиан говорил, что еретики все погибнут. Я не знаю этого, но я верю только Православной Церкви: в Ней радость спасения во Христовом смирении.
Благодарю Тебя, Господа и Создателя моего, что Ты милостиво смирил душу мою, и открыл мне путь, которым шли Святые Твои. Ты любишь плачущих, и путем плача шли к Тебе все Святые. Ты любишь смиренных, и Своею благодатию учишь их любви и смирению, чего боятся враги наши бесы. Ты радуешься, Господи, о смиренной душе; дай же мне, Милостивый, идти к Тебе путем Святых Твоих, путем смиренного плача, который Ты показал мне.
Старец Силуан Афонский
Святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе? ...Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали»
Святитель Григорий Богослов: «Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени»
Прп. Нектарий Оптинский: «простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, — нет»
Епископ Афанасий (Сахаров † 1962) писал: «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление»
«Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12; 32—33)
Если православная вера является истинной, могут ли христиане других вероисповеданий спастись? Может ли спастись человек, в силу своего происхождения не крестившийся как христианин, но ведший совершенно праведную жизнь на земле?
ОТВЕТ: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, а от Бога милующаго», говорит апостол (Рим. 9, 16). В Церкви нам указана дорога спасения и даны средства, при помощи которых человек нравственно очищается и имеет прямые обетования спасения. В этом смысле св. Киприан Карфагенский говорит, что вне Церкви «нет спасения». В Церкви дано то, о чём пишет христианам — только христианам — апостол Пётр: «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мiре растления похотью, — то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если в вас это есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1, 3-8). Что же сказать о внешних, не принадлежащих к Церкви? Другой апостол дает нам понять: «ибо что мне судить о внешних? ... Внешних же судит Бог» (I Кор. 5, 12-13). Это значит, что судьбу их мы не вправе предрешать. Бог «кого хочет, милует» (Рим. 9, 18). Одно только нужно заметить, что «вести совершенно праведную жизнь», как выражался спрашивающий, значит жить по заповедям блаженств, а это вне благодатной помощи, сокрытой в Церкви Христовой Православной, человеку «внешнему», не по силам.
Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония); Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., "О трех главах"); Константинопольский III (680-681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев). А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг., тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним. Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только они (Соборы) обладали даром выносить непогрешимые и "для всех полезные" определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.
На первых двух Вселенских Соборах, бывших в четвертом столетии, определена и утверждена самая первая, главная и отличительная истина христианской веры — догмат о Пресвятой Троице, Единосущной и Нераздельной, Отце и Сыне и Святом Духе. На следующих четырех Вселенских Соборах, бывших в пятом, шестом и седьмом столетиях, определен догмат о соединении в Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, в единой Божественной Ипостаси, или в едином Божественном Лице Его.
На истинах единосущия Лиц Пресвятой Троицы и соединения в Иисусе Христе Божеского и человеческого естеств утверждается Домостроительство спасения рода человеческого. Для заглаживания греха прародителей и грехов потомков их требовалась безмерная Жертва, ибо прародители оскорбили, а потомки их и доныне оскорбляют непослушанием и противлением Бога, Существо Бесконечное; прародители пожелали восхитить даже Божеские совершенства: «Будете, яко бози», — сказал змий жене (Быт. 3, 5). И вот бесконечно Совершенный, Истинный Сын Божий, Который не почитал хищением быть равным Богу, уничижил Себя, приняв образ раба (Флп. 2, 6, 7). Святой Дух, по заслугам Сына Божия, воссозидает падших людей, восстанавливает силой благодати их поврежденную природу и в установленный день воскресит со Христом, по воле Бога Отца, и тела их (Рим. 8, 11; Ин. 5, 25). Это также свойственно Лицу Божественному.
Еретики извращали тайну спасения людей нечестивым учением о Лицах Пресвятой Троицы.
Арий, александрийский пресвитер, осужденный на I Вселенском Соборе в 325 году, признавал Сына Божия творением, следовательно не Бесконечным Существом.
Македоний патриарх Константинопольский, осужденный на II Вселенском Соборе в 381 году, признавал Духа Святого творением. Другие еретики ложно учили о соединении естеств в Иисусе Христе. По учению Святой Церкви, два естества в Господе Иисусе Христе — Божеское, с бесконечным умом и всемогущей волей и другими свойствами Божественными, человеческое, состоящее из души с умом и волей человеческими и тела человеческого, — по соединении навсегда, чрез воплощение Сына Божия в утробе Пресвятой Марии, остались целы и неизменны, но Лицо Его есть единое Божественное Второе Лицо Пресвятой Троицы так, что и при двойстве естеств и действий Он сознает Себя единым и к одному Себе относит действия двух естеств, подобно тому, как человек, состоя из тела и души, есть единое лицо, сознает себя единым, к одному себе относит действия души и тела и награждается или наказывается за те и другие. Хотя Господь Иисус Христос пострадал только человеческим естеством, но как Он есть Лицо Божественное Бесконечное, то и временные страдания Его, которые Он признаёт Своими и к Себе одному относит, имеют значение бесконечное.
Несторий, патриарх Константинопольский, осужденный на III Вселенском Соборе в 431 году, учил, что в Иисусе Христе не только два естества, но и два лица — Божеское и человеческое; что Пресвятая Дева Мария родила простого человека, потому он называл Ее Христородицей, что будто бы Сын Божий, Бог Слово, соединился с Иисусом только нравственно, а не лично и обитал в Нем, как в храме, как обитал в Моисее и пророках; по его лжеучению выходило, что страдания Иисуса Христа по человеческой природе относились к лицу человеческому и потому не имели бесконечного значения.
Евтихий, архимандрит Константинопольский, осужденный на IV Вселенском Соборе в 451 году, учил, что в Иисусе Христе не только одно Лицо, но и одно Божественное естество, которым человеческое лицо поглощено, и потому Он имел только внешний вид человека. По этому лжеучению выходило, что Сын Божий пострадал на Кресте Божеством, что признать невозможно.
Так как ереси Нестория и Евтихия долго волновали Церковь, то по поводу этих лжеучений созваны были еще два Вселенских Собора: V в 553 году и VI в 680 году.
Святые отцы Вселенских Соборов излагали не свое учение, а только утверждали апостольское исповедание веры на основании точного понимания Святого Писания и на основании Священного, Предания, сохраняемого Церковью от времен апостольских. Потому и Бог исповедание веры их, как правое и истинное, утверждал великими чудесами. Таково, например, было чудо от мощей святой великомученицы Евфимии (память 11 июля), служившее к обличению ереси Евтихия.Когда она ,будучи мертвой телесно подала свиток с истинным догматом веры своею рукою ,а сверток еретического лжеучения валялся у ее ног .
Чтобы утвердить во всех христианах исповедание двух главнейших, основных истин святой веры, установлено слагать персты правой руки для крестного знамения так, чтобы эти истины образно выражались ими. Соединяя три главные перста правой руки вместе, мы исповедуем этим Троицу Единосущную и Нераздельную — Отца и Сына и Святого Духа; приклоняя два меньших перста к ладони, исповедуем в Господе нашем Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно соединенные во единой Ипостаси Бога Слова, сшедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы нашего ради спасения.
Кроме этих догматов, для точного определения которых собственно созываемы были шесть Вселенских Соборов, утверждено на этих Соборах много разных правил (канонических), особенно относительно церковной дисциплины.
Возблагодарим Бога за то, что мы — чада Святой Православной Церкви, которая святое учение Веры содержит в чистоте и полноте и обильно преподает дары Святого Духа, необходимые для нашего спасения. Будем молить Господа, да поможет Он нам исповедовать нашу веру не только устами, но и делами и да сподобит славословить Его в Небесных Обителях во веки веков. Аминь.
"Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем."
дополню -на тот момент святитель Иоанн Златоуст был епископом ,его незаконно изгнали из Церкви (подробнее об этом можно прочитать в его житии , по какой клевете все это произошло )
а также в дополнение приведу апостольское правило : КТО ОСЛУШАЕТСЯ СВОЕГО ЕПИСКОПА ДА ОТЛУЧЕН БУДЕТ ОТ ЦЕРКВИ!
Откуда много вер в мире?
Враг нашего спасения диавол породил и порождает безчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога (прав. Иоанн Кронштадтский).
О ПРАВИЛЬНОМ пути спасения
Как показать сектантам, что их вера не спасительная?
Спросите сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, преподобные? Их нет у них и быть не может: сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не есть святая, если не являет святых угодников, не освящает людей; не чудотворная, если не имеет своих чудотворцев; не спасительная, так как никого не свершила преподобным; не Христова, потому что не на кресте Христовом основана. Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: люди в заблуждении своем воображают, что понимают и объясняют Евангелие Христово правильнее и лучше, чем сама Церковь Христова.
Правильна только Православная вера, потому что она от Самого Господа Иисуса Христа, а другие веры имеют начало человеческое.[/u] Только в Православной Церкви пребывает Дух Святой, чему мы имеем множество доказательств.
Почему Бог сразу не уничтожил и так долго не уничтожает диавола? Зачем немощным людям такая тяжелая жизнь и на земле в теле и душе по исходе из тела? Ведь если бы не было зла (диавола), то и Ева не соблазнилась бы. И люди бы все были добрые и негордые, всем бы жилось легко и радостно, не нужна бы была и такая жертва как страдания и смерть (хоть потом и Воскресение) Сына Божия.
На этот вопрос полностью может ответить только Бог. Бог действительно создал и Ангелов и людей, наделив их свободой воли, которую Он не может уничтожить. Если бы эта свобода была лишена выбора реального, тогда она была бы не нужна. Мы никогда бы не узнали, что такое день, если бы не знали, что такое ночь; мы никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. Ведь диавол был «Денницей» — первым ангелом у Бога, но выбор им сделан в пользу зла. Уничтожение диавола ничего бы не изменило. У Ф. М. Достоевского есть на эту тему рассказ «Сон смешного человека», как без сатаны возможно совращение человека, если воля не воспитана. В том и красота, что Царствие Бога, Его любовь человек выбирает добровольно, хотя кругом и много соблазнов. Все, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья. "Здесь Бог и дьявол борются друг с другом,а поле битвы -сердце человека " Всегда есть свобода выбора.Бог-есть Любовь ,а не принуждение ...
Человек не крещен, можно и нужно ли это сделать? Если нет, что будет?
В Священном Писании сказано: «Кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное». Крещение есть Таинство, в котором человек умирает для жизни плотской, греховной и рождается для жизни вечной, духовной. Так что, если человек верит в Бога и в вечную жизнь после смерти, Крещение просто необходимо, а некрещеных ожидает вечная мука.
Как избавиться от вечных мук?
Кто хочет избавиться вечных страшных мук, тому надобно с благодарностью претерпевать здешние скорби и тесноту и всякую болезнь и злострадание, какими бы Господь ни наказал по премудрости Своей ради нашего спасения.
А если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер - что же, для него нет спасения?
С нашей стороны было бы немыслимой дерзостью брать на себя роль того единого Судии, в руке Которого находятся души всех людей. Поэтому нам стоит помнить о другом: что если кто из нас, православных, уйдет вдруг "на страну далече" и начнет искать какой-то новой духовности или в эре Водолея, или в очередном сектантстве, то уж точно уйдет от пути к спасению. В прошлом веке святитель Феофан Затворник на вопрос одной дамы, спасутся ли католики, отвечал: "Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь". И в нашем сердце должно быть не осуждение других, но искреннее желание, говоря словами одного древнего церковного учителя, "возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас". И если нет этого желания, но есть некое самодовольство, что, мол, только мы спасемся, а миллионы людей в этом мире, лежащем во зле, погибнут, - это уже верный признак сектантской психологии.
Почему сегодня Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?
Церковь не только сегодня, но и всегда проповедовала о едином на потребу и предостерегала от религиозного индифферентизма. Сейчас ей приходится еще и объяснять, почему непросто спастись одним сбором гуманитарной помощи и отчислением религиозного налога, как то происходит в благоустроенных европейских государствах. Иисус Христос говорил: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Я думаю, для того, чтобы не смущаться так называемой религиозной нетерпимостью Православной Церкви, прежде всего необходимо честно ответить себе, веришь ли ты в единственный предложенный Господом путь спасения, и если да, то соотносишь ли ты свою жизнь с изначальным опытом христианской церковности, а потом уже и решать, можно или нельзя прилепляться душой к другого рода традиционным или нетрадиционным религиозным воззрениям. Теперь верность в вере объявляется нетерпимостью. Скорее всего, это связано с тем, что в последние годы утвердившееся в нашей стране общественное мировоззрение все больше ориентируется на образцы западного секуляризованного гуманизма, одним из главных постулатов которого является то, что человек не имеет права настаивать ни на каких своих взглядах и не должен быть ни в чем до конца уверенным. Ему может лишь казаться, что так нужно жить, так чего-то нельзя делать, а так хорошо бы верить. Но упаси Бог ему на этом настаивать. Такое размывание ощущения абсолютного и единого, свойственное западному сознанию, сейчас начинает прививаться и у нас. И Церковь этому противостоит. Это верно.
В чём концептуальные отличия нашей веры и католической и их следствия в каноне православной жизни, молитвы и дел?
Догматические отступления римо-католиков:
а) Учение о Святом Духе:
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, - так преподал нам, Церкви Своей, Сам Христос, так засвидетельствовали самовидцы Слова, Апостолы, утвердили Вселенские Соборы.
Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух "от Отца и Сына исходит": в Никео-Цареградский Символ Веры, даже не обсудив вопроса на Вселенском Соборе (во Вселенские соборы входили Великие Отцы Церкви ,ныне Святые : Николай Чудотворец,Василий Великий ,иоанн Златоуст и многие глубоко почитаемые Святители ), односторонне, римский епископ внес добавку "и от Сына".
б) Учение о первородном грехе:
Извратили римо-католики и учение о первородном грехе. В то время, как Православная Кафолическая Церковь искони УЧИТ, ЧТО - "Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; безгрешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может; но потому, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содействии благодати Божией, он мог быть и преуспевать в добре; при своей свободной воле, при попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во зле" (преп.Иоанн Дамаскин),
а РИМО-КАТОЛИКИ учат, ЧТО Бог, создав человека из двух противоположных и потому не могущих не противоборствовать одна другой частей (из души и тела, разума и чувственности), устранил этот дуализм тем, что, особым от творения актом, сообщил праотцам сверхъестественный дар "благодатной праведности", который, до падения, и удерживал душу и тело в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор.
в) Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии:
Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества "сверхъестественного дара благодати", привело к догмату о "непорочном зачатии Девы Марии". Этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века. Римо-католики учат: - чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения - "привилегии", была освобождена, при зачатии Своем, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар "первобытной праведности", и была тем уподоблена Еве до ее грехопадения. Будучи всецело, и душою и телом, дщерью Адама, оставаясь причастной первородному греху, - ибо он неотделим от природы человеческой, - Дева Мария сделала первородный грех в Себе лично бесплодным, чем и посрамила дьявола. Возможность оснований для догмата "непорочного зачатия" отвергается и словами апостола Павла: - "единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тако смерть во вся человеки вниде, в нем бо вси согрешиша" (Рим.V,12). Не имеет оснований этот догмат и в тех местах Священного Писания, на которые ссылаются римо-католики.
г) Римское учение о папе и о Церкви:
Особое ударение вкладывается римскими богословами в учение о папе и о папской власти. Здесь с особой силой выявлена печать законнического понимания, понимания юридического, благодати и сущности Церкви. Извращение Христова, Апостольского, Вселенских Соборов и святоотеческого учения о Церкви особенно отчетливо и решительно отделяет Рим от Православного вероучения.
Учение о папской власти, о видимом главе Церкви, "заместителе и наместнике Христа", подчас заслоняющем невидимого Главу - Христа, является фундаментом всего учения, всей догматики римо-католичества. Но это учение противоречит основам Евангельского и Апостольского учения и о Церкви, и о жизни Ее, и о познании Истины. Допущены Римской Церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств, в частности: Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Елеосвящения.
(Из книги Протоиерея Митрофана Зноско-Боровского "Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство" Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992 года.)
Следствия или, скорее, последствия явились в жизни не Православной Церкви, а в Католической, так как Православная Церковь сохраняет неизменно Священное писание и Священное предание. Об этих последствиях подробно можно прочитать в книге священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) "Без Церкви нет спасения" (Издание Сретенского монастыря 1999г.) в статье "Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве", где он для сравнения психологии католика и члена Церкви избрал покаяние - сущность христианской жизни.
Как следует относиться к святым, признаваемым таковыми в других религиях?
Думается, что прежде всего мы должны разобраться с термином святости. Ведь для православных святой - это не просто достойный, героический человек. Таковыми могут быть самые разные люди, даже не принадлежащие ни к одной из разнообразных религиозных конфессий. Много примеров верности, героизма, любви к Отечеству, самопожертвования дает нам античная цивилизация. Не случайно все эти добрые нравственные опыты были адаптированы и восприняты христианским миром. И византийская школа, а впоследствии и западная, а потом и наша российская, начиная с XVIII века, не чурались тех высоких этических образцов, которые даны миру языческой античностью. Но мы не назовем ни Перикла, ни Одиссея, ни Октавиана Августа cвятыми. Потому что cвятость - это причастность человека миру горнему, это его воцерковление, его вхождение в бытие Бога вне тех преград, которые существуют в отделении от Церкви, а с полной открытостью, данной нам через крещение и последующие церковные таинства.
Святой - это не тот, кто был лучше по нравственным качествам, чем тот, кто пребывал вне ограды Церкви. Это тот, кто обрел этот бесконечно тяжелый, бесконечно счастливый и возвышенный путь жизни во Христе. И для нас есть только одна cвятость - Христова, и за ее проявление мы называем человека cвятым как причастника этого света. Поэтому никого, кто в собственном смысле слова не пребывает в церковной ограде, нельзя именовать святым.
Многие считают, что Православная Церковь узурпировала спасение, так как со всей категоричностью утверждает, что только православные спасутся, а другие, даже искренне верующие, нет.
Может ли клетка тела жить отдельно от организма? Может ли ветка дерева, отломившаяся от него, плодоносить и существовать сколько-нибудь долго? Конечно, если в баночку поставить, листья могут и распуститься, но долго жить она все равно не будет. Нельзя забывать, что Церковь - это не человеческий институт и не товарищество, дающее исключительное право на спасение. Это Тело Христово, то есть сообщество людей, соединенных в Церкви невидимым, мистическим единством во Христе. Евангелие свидетельствует, что верующий спасен будет, а неверующий - осужден, что те, кто будут участвовать в евхаристии, причащаться Тела и Крови Сына Божия, будут наследниками Царства Небесного. Те, кто утверждают, что вне Православия нет спасения, лишь свидетельствуют о том, во что верили изначально всегда и везде православные христиане - члены древней неразделенной Церкви. Теперь встает вопрос о границах Церкви. Историческое бытие церковного христианства подводит нас к признанию важной двуединой истины: с одной стороны, Церковь признает источником спасения только себя и зовет всех в свою ограду; с другой стороны, она не смотрит на окружающий христианский мир как на нечто, одинаково пoгpуженное во тьму. Об этом на протяжении более чем полутора тысячелетий церковной практики свидетельствует наличие трех чинов приема в Церковь инославных людей:
1) через крещение - для признаваемых ложно носящими имя христиан (например, для "Свидетелей Иеговы", "Церкви Христа" и др.);
2) через миропомазание - для тех, у кого сохранились основы древней церковной веры, но многое утрачено, в первую очередь священство, идущее от апостолов (лютеране, кальвинисты и другие традиционные протестанты);
3) через покаяние - для тех, у кого большинство церковных таинств признаются действительно совершившимися (католики и представители древних восточных церквей). Так что нельзя говорить о католиках, армяно-григорианах, коптах, даже о традиционных протестантах как о людях, полностью чуждых Церкви и, значит, пути к спасению. Однако их свидетельство о себе как об истинной Церкви Христовой не может быть нами принято.
Почему вы считаете, что только Православие - истинная вера? Почему вы не допускаете, что разные религии ведут к одному Богу, но своими путями?
Дело в том, что истинностью Православия исключается истинность других религий. Иными словами, нельзя, оставаясь православным, поклоняться Аллаху и Будде или верить в переселение душ. Либо ты – православный христианин, либо – нет, третьего не дано. Это противоречит Библии ,самосу Священному Писанию (а значит Слову Божию) Именно поэтому все попытки объединить религии, создать некую общую всемирную веру являются своего рода обманом. В результате такого объединения с другими религиями Православие неизбежно потеряет всю свою суть. Да, действительно, на первый взгляд, все религии мира похожи и отличаются лишь частностями, так как все они учат тому, что существует духовный мир, что душа бессмертна, что жить необходимо по определённым нравственным законам. Но христианство этим отнюдь не исчерпывается. Его суть в том, что Сам Творец Вселенной ради спасения каждого из нас стал Человеком и, приняв Крестную Смерть, воскрес, открыв нам путь в Царствие Небесное. И если мы признаем, что истинными являются и другие религии, и что достичь вечной жизни можно и без Христа (например, путём определённых техник самоконтроля и медитации), то для нас Крестные Страдания и Воскресение Христово становятся просто ненужными, и мы перестаём быть христианами. И неслучайно первые христиане считали для себя лучшим умереть верным Христу, нежели признать истинность иных богов и вероучений. Ведь Сам Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6).
И в момент крещения Христа ,был глас с неба "Сей Сын мой возлюбленный ,Его слушайте" глас ,Бога Отца . Какие тут еще доводы нужны ?
Что такое Православие?
Святитель Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: "Православие — это истинное представление о Боге и творении", то есть Православие — это правая вера, это — сама истина. Иисус Христос сказал: Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин. 14,6), Он — воплощенная Истина. Мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе.
Согласно вышесказанному, Православие — Истина отождествляются со Христом, Который есть Вечная Истина. Бог Троица(Отец,Сын и Дух Святой) есть источник Истины, и то, как Он выражает Свое существование — фундаментальным и вечным Православием, к которому призываются люди — тоже является Истиной.
Спасение, которое Христос даровал нам через Свое распятие на Кресте и Воскресение, продолжается в Его Церкви., созданно Им же ,здесь н земле Поэтому блаженный Августин назвал Церковь "Христом, простирающимся в веках". Это означает, что Церковь есть Христос, Который даже после Своего Воскресения и Вознесения продолжает спасение мира в Святом Духе.
Христос, как Вечная Истина — Православие, ведет нас к спасению через Свою Церковь. Поэтому Церковь — это основание Истины.
Церковь, по утверждению одного из Святых Отцов, есть "собрание православных людей". Церковь живет в веках и живет как Православие и немыслима без Православия.
Истинно ли учение Православной Церкви?
(Слово праведного Иоанна Кронштадтского)
Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящие, или ушедшие, в какое-либо неправославное вероисповедание или же в секты, все то, что они оставляют и до какой крайности, и до какого лишения они доходят?
Что же? Неужели Церковь и вера Православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, — или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви — Иисус Христос?
Имя ли одно — Церковь Православная, разве она без действительного "православия" и без величайшей, неописуемой силы, не побежденной никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?
Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее истины и Православия, ее чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени?
Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви — Христос, исполняющий ее славой и спасением и непобедимой силой Своей?
Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно верующим и усердно молящимся?
Разве не за нас и не с нами все апостолы и пророки со своими Боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы НЕ нарушили ни на йоту?
Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления...
Знают ли лица, отрекающиеся от Православия, и те лжемудрецы наши, которые считают безразличной всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, — знают ли они, каковы были столпы Православия, наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную, особенно же святой благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, святой Михаил Черниговский и Михаил, благоверный князь Тверской?
Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген, Московские и всея России чудотворцы, и множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению — разве он не свидетель о истине и спасительности нашей веры и Церкви?
Наконец, скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?..
Только одна истинная и всеспасительная в мире вера — вера Православная: она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, чего о других вероисповеданиях сказать нельзя: ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, — говорит Господь (Мк. 13, 31). Между тем в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом; об обоих видах причащения; о главенстве Церкви)
Будем же твердо держаться своей Православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно Дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру о истине ее. Не постыдимся и Господь пребудет с нами во веки!
О Веротерпимости
Можно ли считать, что католики, лютеране и верующие из числа других инославных исповеданий также находятся в Церкви? Вопрос получит ответ, если будет решен другой вопрос — дышит ли Дух Святой в иноверцах. По заповеди Господа о дереве надо судить по плодам. Каковы же «плоды Духа Святого» у иноверцев?
У лютеран не было и нет прославленных святых, т.е. христиан, овладевших высокими дарами Духа Святого Божия. Ни в католичестве, ни, конечно, в протестантстве нет той степени чистоты в познании истины и пути спасения, которые есть в православии.
Судить Господь их будет менее строго, чем христиан из православных, для которых более открыта истина и указан более прямой путь ко спасению. Надо помнить, что «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).
По отношению к верующим из инославных исповеданий у христианина не должно быть отчуждения. К ним надо относиться как к братьям во Христе. Это не исключает, однако, опасений перед заимствованием от них неправильных взглядов и суждений в вероучении.
Истинный христианин не пробует переубедить их одними спорами. Он изливает на них свою любовь, ласку и внимание и через это овладевает их сердцем. А через последнее он легко может изменить и их ложные воззрения.
Нельзя осуждать и тех, кто не имеет вообще веры во Христа, которая есть дар Божий человеку. Старец о. Алексей Зосимовский говорит так о способности к вере: «Нельзя никого судить за то, что он не может верить в Бога, так как и это бывает зачастую промыслительно. Христос может сделать чудо мгновенно. Он может в один миг сделать из гонителя ревнителя». (по примеру апостола Павла ,бывшего язычника )
Вот один из примеров терпимости в этом отношении, который показал преп. Макарий Великий.
Он шел по дороге со своим учеником. Последний шел много впереди Преподобного. Повстречав языческого жреца, несшего бревно, ученик оскорбил его. Жрец избил ученика.
После этого жрец встретил преподобного Макария. Последний сердечно обратился к нему со словами: «Привет тебе, трудолюбец». Подобное отношение великого христианина, известного жрецу, произвело на последнего такое впечатление, что он пал перед старцем и стал затем христианином.
Веротерпимость и любовь к истинным христианам из инославных вероисповеданий не должна, однако, закрывать глаза наши на заблуждения в неправославных конфессиях.