О духовном завещании Святителя Митрофана
Предощущая в душе и теле своем приближение смертного часа, Святитель Митрофан приготовил обширное духовное завещание: «Памятствуя о смерти, судих последнее мое писание написати, как бы души и телу моему сотворити плод».
Завещание знакомит нас с предсмертными мыслями, чувствами и последними распоряжениями епископа Митрофана. Ни одно слово, ни один намек не обнаруживают в Святителе страха смертного или сожаления о покидаемых земных благах, от которых он давно уже отрекся. Он оставлял земной мир со спокойной совестью, с осознанием исполненного долга и с глубокой надеждой на милосердие Бога. Сердце Святителя было полно глубокой благодарностью к Богу, «Коего благостию в мир родился и достиг состарения лет», и признательностью к окружающим людям, всем им он завещал от себя «мир и благоденствие и прощение».
В начале Завещания Святитель исповедует перед всеми свою веру, кратко излагает основные этапы своей жизни; дает частные распоряжения: о месте погребения и погребальном облачении, об отправлении сорокоуста и о годичном поминовении. «Сотворити милость,- просит святитель, - не сотворите к нам преслушания, но исполните во всем».
Прочая часть завещания состоит из увещевания духовенству жить благочестно, свято и благочинно. «Честные иереи Бога Вышнего! Вожди словесного стада Христова! Вы должны иметь светлые очи ума, просвещенныя светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом... преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве».
Святитель преподает всем православным христианам мудрые правила жизни, призывает к нерушимому сохранению веры и к неуклонному следованию учению Христовой Церкви. «Прочее же, мудрых мужей правило всякому человеку: употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержано пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злато: спасен будеши. ...Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии... Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».
Святитель советует особо осторожно обходиться с иноверцами, которых в те времена в Воронеже, на строительстве Флота было немало. «Многие иноверцы: лютеры, кальвины и латыши неправомудрствующии, да еще и начальниками волки над агнцами христианы, им же всякое оскорбление бедным, сотворяют... Святитель напоминает, что и сейчас и в древние лета» от иноверцев было мало пользы, ибо они явные враги Церкви и всем православным христианам. Он призывает паству не принимать «иностранных обычаев непотребных» и не слушать «лестного их лжеучения», но крепиться в вере отеческой, напоминая слова Апостола: «Не буди всяким ветром носим» (Бфес,4,14).
В заключительной части завещания Святитель еще раз смиренно просит у всех людей «всякого чина и возраста епархии нашей» прощения и оставляет всем им свое архиерейское благословение. «Меня же грешнаго самого Божию вручаю милосердию и непостыдному предстательству Госпожи моея Пресвятой Девы Богородицы Марии и Ангелу своему хранителю и всех святых, благоугодных Богу, молитвами, вопия и глаголя Богу Отцу нашему Небесному: «Отче! в руце Твои предаю дух мой. Аминь....»