ДЛЯ НОВОНАЧАЛЬНЫХ В ВЕРЕ , ИДУЩИХ И НЕ ТОЛЬКО....
Наше время отмечено массовым изданием всевозможной православной литературы, не говоря уже про художественную литературу. И так трудно не запутаться в огромном потоке книг и статей. Тем более, что не все они одинаково полезны широкому кругу верующих. Есть православные книги, написанные специально для монашествующих, для духовно-опытных людей. Такие книги читаются по благословлению духовника и не благословляются новоначальным. На этой страничке мы хотим порекомендовать православные и художественные книги, которые известны уже многим и принесли немало пользы читателям. Чтение этих книг не требует особого благословления и полезно всякому вдумчивому читателю.
Какие духовные книги читать новоначальным? Рекомендует протоиерей Владимир Савельев
Свои рекомендации по освоению «христианской литературной нивы» предлагает протоиерей Владимир Савельев, руководитель Издательского отдела Украинской Православной Церкви:
— Знакомство с христианством лучше всего начать с чтения Евангелия от Марка, которое было написано евангелистом со слов апостола Петра и предназначалось для христиан из язычников. Это Священное Писание наиболее доступное для понимания, изложено простым языком и, к тому же, самое короткое из Евангелий.
Чтение Библии в целом уже требует особой подготовки. Прочитать все Священное Писание и осмыслить его без знакомства с христианской традицией новоначальному практически невозможно — не то, что в богословском отношении, а даже в историческом контексте. Есть множество деталей, которые становятся понятными только после того, как человек ознакомится с культурой эпохи, в которую были написаны книги Священного Писания. Поэтому изучение Библии следует начинать с библейской истории, для чего рекомендую обратиться к книге архиепископа Вениамина (Пушкаря) «Священная Библейская история».
Еще могу посоветовать однотомное издание «Библейской истории Ветхого и Нового Заветов» известного дореволюционного библеиста Александра Лопухина.
Универсальная книга для новоначального христианина — Закон Божий, который включает в себя самые необходимые сведения о христианском вероучении и богослужении, о Священной истории Ветхого и Нового Заветов, а также истории Церкви. Поэтому после ознакомления со Священным Писанием нужно приступать к изучению Закона Божия.
Самое известное и распространенное руководство для его изучения было составлено протоиереем Серафимом Слободским (РПЦЗ) еще в 1950-е годы. Этот труд можно назвать классическим, но он уже не во всем отвечает запросам, существующим в наше время. В частности, история Церкви в нем доведена лишь до определенного периода, история Русской Православной Церкви подается в очень сокращенном виде, отсутствует современная история Украинской Православной Церкви.
В связи с этим хочу порекомендовать существенно переработанное и дополненное издание Закона Божия на основе руководства протоиерея Серафима Слободского, которое подготовил Издательский отдел УПЦ совместно с Киевской духовной академией и семинарией и издательством «Пролог». Эта книга, посвященная 1020-летию Крещения Руси, вышла по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, и уже получила высокую оценку архиереев РПЦ и УПЦ. Она издана под общей редакцией ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония, председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, трудились над ее составлением студенты и преподаватели Киевских духовных школ.
Это объемное (848 страниц) издание Закона Божия, при подготовке которого использовались как святоотеческие тексты, так и труды современных богословов, содержит наиболее важную для новоначального христианина информацию. Также оно может служить хорошим пособием для тех, кто готовится к поступлению в духовные школы. Освоив эти знания, человек может обратиться к другим книгам, выбрав их, например, из тех, что приведены в «Списке литературы» к новому изданию Закона Божия.
Говоря об изучении новоначальными Священного Писания, нужно обязательно упомянуть его толкования. Среди наиболее популярных — толкование на Евангелия Б.И. Гладкова и книга архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета». Святоотеческие толкования, которыми должен руководствоваться каждый православный христианин для изъяснения смысла Священного Писания, сами по себе новоначальному осилить очень сложно. А вышеупомянутые книги Б. Гладкова и владыки Аверкия — это некий синтез святоотеческих толкований.
Человек, который осилил катехизическую литературу, думаю, может приступать к чтению более глубоких произведений — творений святых отцов (для начала обычно рекомендуют произведения Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина), «Точного изложения православной веры» Иоанна Дамаскина и другие.