Ювенальная юстиция: впервые в истории
Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года.
Отобрав 8-летнего Луи-Шарля сына от матери, деятели Революционного трибунала легко смогли подавить его волю и добиться подписания нужных «показаний». Сохранившиеся в деле Марии-Антуанетты несколько сбивчивых рассказов о том, как мать якобы брала его в Тампле к себе в постель, несут на себе подпись неумелой детской рукой: Louis Charles Capet.
Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в сожительстве с малолетным сыном, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери".
После казни матери Национальный Конвент поручил «революционное воспитание» дофина сапожнику Симону и его жене, которые поселились в Тампле. Их задачей было заставить Людовика отречься от памяти родителей (в частности, научить его оскорблять их память) и принять революционные идеалы, а также приучить к физическому труду. Кроме того, к ребёнку, до восьми лет воспитывавшемуся как королевский сын, стали относиться как к обычному сыну ремесленника: Симон и его жена нередко били мальчика за разные провинности. 8-летнему мальчику часто угрожали смертью на гильотине, доводя его до обмороков на нервной почве.
Ему было десять лет и два месяца. Было проведено вскрытие, установившее причиной смерти туберкулёз (от этой же болезни умерли дед, бабка, дядя и старший брат Людовика). Как сообщают, на теле мальчика были обнаружены опухоли, а также следы чесотки. Сообщается, что он был чрезвычайно истощен и костляв от недоедания, когда его осматривали после смерти. Доктор Пелетан, осматривавший труп юного принца, был шокирован, обнаружив множество шрамов, свидетельствовавших о жестоком обращении с ребенком: следы от побоев (порки) виднелись по всему туловищу, рукам и ногам.
***
О том, как возродилась ЮЮ в 20 веке, есть хороший художественный фильм "Просто спросите моих детей"
(Just Ask My Children)