Записки православной матери и бабушки
Предисловие
Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их и домашнюю их церковь... (Рим. 16, 4). В православном богословии есть область, о которой мало говорится, а значение данной области и трудности, с нею связанные, очень велики. Это область семейной жизни. Семейная жизнь, как и монашество, - это тоже христианский труд, тоже "путь спасения души", но не легко найти учителей на этом пути.
Семейная жизнь благословляется целым рядом церковных таинств и молитв. В "Требнике", богослужебной книге, которой пользуется каждый православный священник, кроме порядка таинств брака и крещения, есть особые молитвы -над только что родившей матерью и ее младенцем, молитва наречения имени новорожденному, молитва перед началом обучения ребенка, порядок освящения дома и особая молитва на новоселье, таинство соборования больных и молитвы над умирающим.
Есть, следовательно, забота Церкви почти обо всех главных моментах семейной жизни, но большинство этих молитв теперь читается очень редко. В писаниях святых и отцов Церкви придается большое значение христианской семейной жизни. Но трудно найти в них прямые, конкретные советы и указания, приложимые к семейной жизни и к воспитанию детей в наше время.
Меня очень поразил рассказ из жития одного древнего святого пустынника, который горячо молился Богу, чтобы показал ему Господь настоящую святость, настоящего праведника. Было ему видение, и услышал он голос, сказавший ему пойти в такой-то город, на такую-то улицу, в такой-то дом, и там увидит он настоящую святость. Радостно отправился пустынник в путь и, дойдя до указанного места, нашел живущих там двух женщин-прачек, жен двух братьев. Пустынник стал расспрашивать женщин, как они спасаются. Жены очень удивились и сказали, что живут просто, дружно, в любви, не ссорятся, молятся Богу, трудятся... И было это поучением пустыннику.
Духовное руководство жизнью людей в миру, в семейной жизни, "старчество" стало частью нашей церковной жизни. Несмотря ни на какие трудности, к таким старцам и старицам тянулись и тянутся тысячи людей и со своими обычными будничными заботами, и со своим горем.
Были и есть проповедники, умеющие особенно доходчиво говорить о духовных нуждах современных семей. Одним из таких был покойный Владыка Сергий Пражский в эмиграции, а после войны - епископ Казанский. "В чем духовный смысл жизни в семье? - говорил Владыка Сергий. - В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной -не внутренней. В семейной жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и это заставляет человека как бы обнажаться. Семья - это среда, заставляющая не прятать чувства внутри. И хорошее, и плохое выходит наружу. Это дает нам ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи является как бы нас спасающей. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу, ослабляет зло..." Мудрые это слова. Думается мне, что в наши дни создать христианскую семью труднее, чем когда-либо. Разрушительные силы действуют на семью со всех сторон, и особенно сильно их влияние на душевную жизнь детей. Задача духовного "окормления" семьи советами, любовью, указаниями, вниманием, сочувствием и пониманием современных нужд - самая главная задача церковного труда в наше время. Помочь христианской семье действительно стать "малой церковью" - такая же великая задача, какой в свое время было создание монашества.
О семейном миросозерцании
Мне хочется поделиться с другими родителями мыслями о том, что хорошее и важное можно дать нашим детям, как правильно их воспитать.
Как верующие христиане, мы стараемся научить наших детей христианскому вероучению и законам церкви. Учим их молиться и ходить в церковь. Многое из того, что мы говорим и чему учим, забудется позднее, утечет, как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из их сознания то, чему их учили в детстве.
Но есть основа, трудно определяемая словами, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которой дышит семейная жизнь. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование "душевного образа" ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно определяемую словами атмосферу можно назвать "миросозерцанием семьи". Мне кажется, что как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю.
Не могут родители создать личность своего ребенка, определить его таланты, вкусы, вложить в его характер желательные им черты. Мы не "творим" наших детей. Но нашими усилиями, нашей собственной жизнью и тем, что мы сами восприняли от наших родителей, создается определенное миросозерцание и отношение к жизни, под влиянием которых будет расти и развиваться по-своему личность каждого из наших детей. Выросший в определенной семейной атмосфере, станет он взрослым, семьянином и, наконец, стариком, всю жизнь неся на себе ее отпечаток.
Какие же главные черты этого семейного миросозерцания?
Думается мне, что самое существенное - это то, что можно назвать "иерархией ценностей", то есть ясное и искреннее сознание того, что более важно и что менее важно, например заработок или призвание.
Искренняя, незапуганная правдивость - одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствий какого-нибудь проступка, но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей - требовать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется. Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, чтобы ребенок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят родители. Мне кажется, что в семейном миросозерцании очень важна его открытость к окружающему миру, интерес ко всему. Некоторые счастливые семьи так замкнуты в себе, что окружающий мир - мир науки, искусства, человеческих отношений - им как бы неинтересен, для них не существует. А молодые члены семьи, выходя в мир, невольно чувствуют, что те ценности, которые были частью их семейного миросозерцания, не имеют никакого отношения к внешнему миру.
Очень значительным элементом семейного миросозерцания является, мне кажется, понимание смысла послушания. Часто взрослые жалуются на непослушание детей, но в их жалобах бывает непонимание самого смысла послушания. Ведь послушания бывают разные. Есть послушание, которое мы должны внушить младенцу ради его безопасности: "Не трогай, горячо!", "Не лезь, упадешь!" Но для восьми-девятилетнего уже важно иное послушание - не сделать чего-нибудь плохого, когда тебя никто не видит. А еще большая зрелость начинает проявляется, когда ребенок сам чувствует, что хорошо и что плохо, и сознательно удерживается.
Помню, как меня поразила семилетняя девочка, которую я взяла с другими детьми в церковь на длинную службу чтения 12-ти Евангелий. Когда я предложила ей посидеть, она серьезно посмотрела на меня и сказала: "Не всегда нужно делать то, что хочется". Цель дисциплины - научить человека владеть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он считает правильным, а не так, как ему хочется. Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся семейная жизнь, родителей еще больше, чем детей, и счастливы те дети, которые растут в сознании, что их родители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям.
Еще одна черта имеет большое значение в общей семейной жизни. По учению святых православной церкви, самая главная добродетель - смирение. Без смирения любая другая добродетель может "испортиться", как портятся продукты без соли. А что такое смирение? Это способность не придавать слишком большого значения самому себе, тому, что ты говоришь и делаешь. Эта способность видеть самого себя таким, как ты есть, несовершенным, иногда даже смешным, способность иной раз посмеяться над собой, имеет много общего с тем, что мы называем чувством юмора. И думается мне, что в семейном мировоззрении играет очень большую и благодатную роль именно такое, легко воспринимаемое "смирение".
Как передавать детям нашу веру
Перед нами, родителями, стоит трудный, часто мучительный вопрос: как передать нашим детям нашу веру? Как воспитать в них веру в Бога? Как говорить с нашими детьми о Боге? В окружающей нас жизни столько влияний, которые отводят детей от веры, отрицают ее, высмеивают. И главная трудность состоит в том, что наша вера в. Бога не просто сокровище или богатство, или некий капитал, который мы можем передать нашим детям, как можно передать сумму денег. Вера - это путь к Богу, вера - это дорога, по которой идет человек. Замечательно пишет об этом православный епископ Каллист (Уэр), англичанин, в своей книге "Православный путь": "Христианство - не просто теория о жизни вселенной, не просто учение, а путь, которым мы идем. Это, в самом полном смысле слова, путь жизни. Узнать истинный смысл христианской веры мы можем, только вступив на этот путь, только полностью отдавшись этому, и тогда мы сами увидим его".
Задача христианского воспитания - показать детям этот путь, поставить их на эту дорогу и научить не сбиваться с нее.
В православной семье появляется ребенок. Мне кажется, что первые шаги на пути открытия веры в Бога в жизни младенца связаны с его восприятием жизни органами чувств - зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Если младенец видит, как родители молятся, крестятся, крестят его, слышит слова "Бог", "Господь", "Христос с тобой", принимает Святое Причастие, ощущает капли святой воды, трогает и целует икону, крестик, в его сознание понемногу входит понятие, что "Бог есть". В младенце нет ни веры, ни неверия. Но у верующих родителей он растет, воспринимая всем своим существом реальность их веры, так же как ему понемногу делается понятным, что огонь жжется, что вода - мокрая, а пол - твердый. Младенец мало что понимает о Боге умом. Но из того, что он видит и слышит от окружающих, он узнает, что Бог есть, и принимает это. В следующий период детства детям можно и нужно рассказывать о Боге. Легче всего говорить детям об Иисусе Христе: о Рождестве, об евангельских повествованиях о детстве Христовом; о поклонении волхвов, о встрече Младенца старцем Симеоном, о бегстве в Египет, о Его чудесах, об исцелении больных, о благословении детей. Если нет у родителей картин и иллюстраций по Священной истории, хорошо поощрять детей самих рисовать такие иллюстрации; и это поможет им более реально воспринимать рассказы. А в семь, восемь, девять лет начинается тот процесс, который продолжится долгие годы: желание разобраться в том, что они видят и слышат, попытки отделить "сказочное" от "настоящего", понять: "Почему это так?", "Зачем это?" Детские вопросы и ответы иные, чем у взрослых, и часто нас озадачивают. Вопросы детей просты, и они ждут таких же простых и ясных ответов. До сих пор помню, что когда мне было лет восемь, я спросила батюшку на уроке Закона Божия, как понимать, что свет был создан в первый день, а солнце - в четвертый? Откуда же был свет? И батюшка вместо того, чтобы объяснить мне, что энергия света не ограничена одним светилом, ответил: "Разве ты не видишь, что, когда солнце заходит, кругом все еще светло?" И помню, что мне этот ответ показался неудовлетворительным.
Детская вера основана на доверии детей к любому человеку. Ребенок верит в Бога, потому что верит его мама или папа, или бабушка, или дедушка. На этом доверии развивается собственная вера ребенка, и на основании этой веры начинается его собственная духовная жизнь, без которой не может быть веры. Ребенок становится способным любить, жалеть, сочувствовать; ребенок может сознательно сделать что-нибудь, что он считает плохим, и испытать чувство раскаяния, он может обратиться к Богу с просьбой, с благодарностью. И наконец, ребенок становится способным задумываться об окружающем мире, о природе и ее законах. В этом процессе ему необходима помощь взрослых.
Когда ребенок начинает интересоваться школьными уроками о природе, на которых говорится о возникновении мира и его эволюции и т. д., хорошо дополнить эти знания повествованием о сотворении мира, которое изложено в первых строках Библии. Последовательность создания мира в Библии и современные представления об этом очень близки. Начало всего - взрыв энергии (the big bang) - библейские слова Да будет свет! и потом постепенно следующие периоды: создание водной стихии, образование плотных масс ("тверди"), появление морей и суши. А потом словом Божиим дается природе задание: ...да произрастит земля зелень... да произведет вода пресмыкающихся... да произведет земля... зверей и скотов... И завершение процесса - создание человека... И все это делается Божьим словом, по воле Творца.
Ребенок растет, у него появляются вопросы и сомнения. Вера ребенка укрепляется тоже через вопросы и сомнения. Вера в Бога - это не просто вера, "что есть Бог", это не следствие теоретических аксиом, а это наше отношение к Богу. Наше отношение к Богу и наша вера в Него несовершенны и должны постоянно развиваться. У нас неизбежно будут возникать вопросы, неуверенность и сомнения. Сомнения неотделимы от веры. Как отец больного мальчика, просившего Иисуса исцелить его сына, мы, вероятно, до конца жизни будем говорить: Верую, Господи! помоги моему неверию... Господь услышал слова отца и исцелил его сына. Будем надеяться, услышит и всех нас, молящихся Ему маловеров.