Патриарх: выбор, права и обязанности
Закон Божий-Патриарх - предстоятель Церкви
Священство есть высшее из всех благ, каким пользуются люди.
Священномученик Игнатий Богоносец
Со времен Апостолов – учеников Христовых высшая власть в Церкви принадлежала Соборам. Самый первый из них состоялся в Иерусалиме в 51 году от Рождества Христова и получил название Апостольского Собора. Преемниками апостолов стали епископы, и впоследствии такие Соборы стали именоваться Поместными.
Церковные Соборы способствовали появлению титула, значение которого определялось как "первый среди равных". Из нескольких епископов избирался Патриарх – епископ ответственный за созыв Поместного Собора и утверждение его решений от имени народа.
Апостольское правило гласит: "Епископам всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, как главу, и ничего не творить без его согласия. Но и первый ничего не делает без согласия всех".
Слово "патриарх" в переводе с греческого означает "первый из отцов", "родоначальник".
В Священном Писании оно встречается только при воспоминании двенадцати сыновей Иакова – родоначальников народа израильского. Апостол Павел называет патриархом праведного Авраама. Глубокая вера, готовность пожертвовать самым дорогим, следуя воле своего Творца, заслуживает почитания, какое Церковь оказывает образу и идеалу Патриарха.
В истории христианства патриархом называется епископ, управляющий Поместной Церковью. Той частью Вселенской Церкви, которая имеет статус самостоятельной или автокефальной Церкви.
В 325 году Римский император святой равноапостольный Константин Великий созвал Первый Вселенский собор, который состоялся в городе Никее.
В качестве председателя собора святой Константин узаконил его определения, главным из которых был Символ веры.
Подобно тому, как были у Императора помощники в области светского и военного управления, должен был появиться помощник и в области управления духовного.
Так началось формирование титула и сана Патриарха, который был окончательно установлен в пятом веке и сохранил свое каноническое значение до наших дней.
Вторая столица Римской Империи Константинополь стал столицей Патриархата.
В 325 году на I Вселенском Соборе святителю Митрофану был присвоен титул Патриарха Константинопольского.
Его служение в этом высоком чине было недолгим, святитель был болен и за десять дней до смерти по просьбе императора назначил себе преемника – епископа Александра. Преставился святитель Митрофан в 326 году, в возрасте 117 лет.
В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе был окончательно установлен титул Патриарха, а самые крупные центры христианской жизни стали центрами патриархатов. Епископы Рима, Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии стали носить титул патриарха.
До середины XV столетия Русская Православная Церковь являла собой самую многочисленную и пространную митрополию, которая была в составе Константинопольского патриархата.
В 15 веке, после падения Византийской Империи, русское государство стало единственным независимым православным царством. Москва в полной мере осознала себя в роли "Третьего Рима", а Русская Церковь обрела каноническую независимость. И в XVI веке Великий князь Иоанн IV принял царский титул.
Во время царствования Федора Иоанновича в 1589 году при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II был избран первый русский Патриарх - святитель Иов.
Промыслительно Русская Церковь получила патриаршее возглавление. Словно сама история готовила русский народ к предстоящим испытаниям Смутного времени, когда само существование государства и Православия стояло под угрозой.
Святители Иов и Гермоген со всей полнотой своей горячей веры и преданности Православию благословили русский народ на борьбу за веру и Отечество.
-
После окончания Смуты в царствование Михаила Федоровича Романова ближайшее участие в управлении страной принимал его отец патриарх Филарет.
Соединяя в своем правлении светскую и духовную власть, он поднял государственное значение патриаршества до высшей степени.
В годы великих испытаний, выпавших на долю русского народа в 20-м веке, патриархи сохранили единство Русской Церкви, в которой возсияло множество новомучеников, показав нам пример пламенной веры и верности Христу.
Многие предстоятели Русской Церкви, являясь выходцами различных сословий и носителями разной степени учености и таланта, смогли осуществить преемство в управлении Церковью, став для православных христиан образцом веры и мудрости.
Два великих дела предлежат каждому из пастырей Церкви: дело первое – спасение собственной души; дело второе… спасение душ, вверенных его водительству.
Святитель Макарий, митрополит Московский
Закон Божий
*********************************************
Патриа́рх (от греч. Πατριάρχης; образовано от πατήρ — отец и ἀρχή — господство, начало, власть) — слово, имеющее несколько значений:
Патриарх избирается Поместным собором.
обращении к высшему церковноначалию употреблятся такие слова,как "Святейший" освященный, преосвященный и т.д означает, что он получил благодать, освящение (в таинстве рукоположения), т.е. не он свят и даёт это освящение, а , наоборот, его получает.
В Ветхом Завете титул патриарха носили председатели Синедриона. В Ветхом завете рассказывается о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт.5:1-32). После потопа и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф.
В раннехристианской церкви во главе церкви стоял епископ. Титул Патриарха распространяется с V века, его получают епископы, главенствующие над митрополитами епархий. Термин используется в документах Халкидонского Собора (451 год).
В IX веке в Византии сложилось учение о пентархии: В Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о пентархии проникли и в русскую Кормчую (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.
После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.
На Востоке
В Византийской империи Церковь возглавляли четыре Патриарха — епископы Константинополя (см. Константинопольские патриархи), Александрии, Антиохии и Иерусалима.
С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.
В России
В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589 году.
Первым Патриархом Русской церкви стал Патриарх Иов (годы патриаршества с 1589—1607). Во время интронизации он был снова рукоположен во епископы.Патриаршее достоинство было усвоено митрополиту Иову лично Вселенским Патриархом Иеремией II в мае 1589 года ) затем подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593, о чём в Москву были посланы грамоты. В 1606 году и следующий Патриарх Гермоген. Его из кандидатов, предложенных Архиерейским собором, выбрал царь Василий Михайлович Шуйский.
Наибольшего могущества власть Патриарха в России достигла при Филарете — отце нового царя Михаила Фёдоровича.
При Никоне произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Церкви.
Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним.
Следующий Патриарх Иосиф был избран с помощью жребия.
Постепенное подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 году назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 году учредил Святейший Синод.
Патриаршество было восстановлено на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917—1918.
В 1917 году Патриархом был избран святитель Тихон (Белавин). После смерти Патриарха Тихона в 1925 году большевики не позволяли избрать нового Патриарха, и только в 1943 году Сталин разрешил созвать Поместный собор. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — митрополит Сергий (Страгородский), который и был избран открытым голосованием.
Затем Патриархами были :
Алексий (Симанский), Пимен (Извеков), Алексий (Ридигер).
В 2009 году шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран Кирилл (Гундяев).
Патриаршее достоинство было усвоено митрополиту Иову лично Вселенским Патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593, о чём в Москву были посланы грамоты.
Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви
Согласно действующему Уставу от 2000 года, сан Патриарха является пожизненным; право суда над Патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому собору.
Основным документом о Патриаршестве в Русской Православной церкви является Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви. Согласно данному документу, Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».
В период вакансии Патриаршей кафедры Священный синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный синод… созывают Поместный собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси».
Кандидат в Патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».
Процедура избрания Патриарха Уставом не детализирована; «процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод»
Синод (греч. «особое собрание, собор») – в настоящее время – совещательный орган при Патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул «Священный Синод».
В Священный Синод входят шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных связей; управляющий делами Московский патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода.
С 1721 по 1918г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул «Святейший»).
Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти – обер-прокурор Синода.
В XX веке святой Тихон на Патриарший Престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на Поместном Соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на Поместном соборе в 1990 тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее Архиерейским собором (причём Поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.
По избрании, по традиции, кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит [имярек], священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.
Полномочия и статус в настоящее время
Согласно действующему Уставу РПЦ (от 2000 года с позднейшими поправками), принятому в 2000, Патриарх «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам <…> имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.
Согласно Уставу РПЦ, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зелёная мантия, две панагии, великий параман и предносный крест».
Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей (правящий епископ) Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области; а также, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет всеми церковными ставропигиями.
Официальная резиденция Патриарха и Священного Синода — Данилов монастырь в Москве (Даниловский вал, 22); рабочая с сентября 1943 года — Чистый переулок, 5 в Москве, близ ул. Пречистенка; летняя резиденция — в Ново-Переделкине (7-я улица Лазенки; бывшая усадьба Колычёвых в селе Спасское-Лукино) ЗАО Москвы. Последняя была передана Московской Патриархии как подарок по случаю 75-летия патриарха Алексия I в 1952 г. [16].
По сообщениям СМИ, с января 2000, по распоряжению и. о. Президента России В. В. Путина, вопреки действующему в РФ законодательству, находится под охраной Федеральной службы охраны (ФСО).
Избрание Патриарха Кирилла
Вчера Поместный Собор совершил избрание нового патриарха Русской Православной Церкви. Им стал Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский.
Права и обязанности
Согласно Уставу Русской Православной Церкви патриарх -- это епископ, управляющий Церковью в период между Поместными соборами -- высшим органом церковного управления в Православной Церкви. Должность Патриарха появилась в христианской Церкви еще во времена Римской империи, хотя она могла носить другие названия (архиепископ, папа) и отличалась кругом обязанностей (прерогативами архиепископской власти были в первую очередь суд и постановление епископов «подчиненной» области). Пост патриарха пожизненный, но, согласно Уставу РПЦ, прекратить свои обязанности патриарх может и досрочно, уйдя на покой.
Как и любой епископ, в наши дни патриарх является монахом, то есть дает обеты безбрачия и нестяжания, это означает, что все имущество патриарха, принадлежащее ему как предстоятелю (резиденция, машина и т. п.), принадлежат не ему лично, а Русской Православной Церкви.
Патриарх подписывает общецерковные документы после их одобрения Священным синодом, руководит синодальными отделами, общается от лица Русской Церкви с предстоятелями других поместных Православных Церквей, представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государства.
Патриарх утверждает уставы епархий, входящих в состав Русской Православной Церкви, экзархатов (самоуправляемых частей) и автономных Церквей в составе РПЦ; издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, председательствует в Синоде, назначает ректоров Духовных школ и иных церковных должностных лиц. Наблюдает за выполнением архиереями их пастырского долга по окормлению епархий, разрешает конфликты между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству (существует церковный суд, но архиереи могут напрямую обратиться к патриарху, и в таких случаях его решения обязательны для обеих сторон), принимает жалобы на епископов перед их отправкой в церковный суд.
В обязанности Святейшего -- этот титул в духе византийского церемониала традиционно носит предстоятель русской Церкви -- входит и освящение мира, благовонного масла, используемого при крещении (все миро, которым крестят как младенцев, так и взрослых, в России приготовляется лично Московским Патриархом). Патриарх совершает регулярные богослужения в храмах по всей стране, такой «объезд» епархий является его прерогативой; кроме того, согласно Уставу патриарх обязан трудиться на поприще поддержания единства иерархии и Церкви, для чего он в случае возникновения крупных споров и распрей имеет право созывать внеочередные Архиерейские и Поместные соборы.
Несмотря на множество «общецерковных» обязанностей, Патриарх является еще и епархиальным архиереем, управляя лично Московской епархией, то есть православными приходами Москвы и Московской области. Как и любой епископ, патриарх подотчетен Поместным и Архиерейским соборам, но избирается исключительно Поместным собором -- прямым голосованием всех епископов Церкви и делегатов от белого (женатого) священства, монахов и мирян. Право суда над патриархом принадлежит Архиерейскому собору -- то есть собору епископов, без участия мирян и белого духовенства. В случае невозможности патриарха исполнять свои обязанности (смерть, нахождение под церковным судом) -- Священный синод избирает местоблюстителя патриаршего престола и назначает дату Поместного собора для выборов нового патриарха. Кандидат в патриархи должен быть епископом, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, «иметь доброе свидетельство от внешних», то есть иметь хорошую репутацию, а также быть не моложе сорока лет.
Как выбирают Патриарха
Вчера Поместный собор, совершил избрание нового патриарха.
Дата собора (27-29 января) была назначена через пять дней после смерти Святейшего Патриарха Алексия II на экстренном заседании Священного синода, избравшего также Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Поместный собор -- это высший орган церковного управления в Православной Церкви. В случае смерти патриарха Поместный собор, согласно действующему уставу РПЦ, принятому в 2000 году, собирается не позже чем через полгода.
Предыдущий Поместный собор собирался в Русской Церкви 7 июня 1990 года, когда был избран Святейший Патриарх Алексий II.
В Поместном соборе участвуют все епископы, делегаты от епархий (по одному священнику, монаху и мирянину от каждой епархии), главы синодальных отделов, представители высших и средних церковных учебных заведений (духовные академии, семинарии, московский Свято-Тихоновский православный университет), представители Духовной миссии в Иерусалиме, члены комиссии по подготовке Собора, назначенные Синодом, настоятели ставропигиальных мужских монастырей в епископском сане и пять делегаток от женских монастырей, которых избирает специальное совещание настоятельниц. Всего более 700 участников, из которых около 200 -- в епископском сане.
Правила, по которым на Поместный собор выбираются делегаты от монашествующих, священства и мирян, не оговорены в Уставе РПЦ. По специальному решению Синода 10 декабря для отбора делегатов «с мест» (представителей 156 епархий РПЦ от российского Заполярья до Южной Америки и Австралии) на нынешний Поместный собор каждая епархия вправе была установить свои правила. Как пояснил корреспонденту «НС» протоиерей Николай Балашов, член комиссии по подготовке Поместного собора, «носителями полноты власти церковного управления в каждой епархии являются правящие там архиереи и, как преемники святых апостолов, они вправе установить любые процедуры. Обычно делегаты определяются на епархиальном собрании, делегатом от мирян может стать каждый, не исключено, что им может быть и женщина».
Заседаниями Поместного собора руководит Президиум, состоящий из Местоблюстителя и еще 12 архиереев, избранных простым большинством голосов.
На Поместный собор могут быть приглашены докладчики, эксперты, пресса, но без права голоса, на правах «наблюдателей». Однако выборы патриарха всегда проходят в закрытом режиме, без наблюдателей, присутствовать имеют право только члены собора, наделенные правом голоса. Как пояснил нам прот. Николай Балашов, «проведение закрытых заседаний является необходимым в тех ситуациях, когда необходимо исключить всякие внешние влияния на волеизъявление членов Собора. Из истории Церкви мы знаем случаи, когда являвшиеся на Собор посторонние лица нарушали спокойствие, устраивали бесчиния. Проведение заседаний в закрытом режиме исключает беспорядки».
Избирали патриарха не жребием, как на Поместном соборе 1917-1918 годов, а голосованием. «Выбор жребием был продиктован теми экстремальными условиями, в которых проходил Собор 1917-1718 годов, -- поясняет прот. Николай Балашов, -- и как универсальная и обязательная для будущих избраний патриарха эта процедура не была утверждена Собором 1917-1918 годов. Именно поэтому жребий теперь и не применяется». Интронизация нового патриарха запланирована на 1 февраля.
http://www.mospat.ru/ru/documents/ustav/165/
Выборы Патриарха в Русской Церкви в XX веке http://azbyka.ru/dictionary/12/vubory_p … -all.shtml
"Суд над Патриархом нам с вами, дорогой о. К., не принадлежит. Он стоит пред судом Божиим и разве что пред судом Собора архиереев. А нам заповедана от Бога лишь молитва о том, кому Господь вручил власть, — молитва до тех пор, пока Господь же эту власть у него не отнимет. А всё, что ранит душу и сердце, опять же покрывать до Суда Божия молитвой и болью.
Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель."
"Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее – смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена.
А Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий.
Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна.
Человеческие ошибки – мои, Ваши, синодалов, Св. Патриарха – пред судом Божиим. Но ин суд Божий, ин суд человеческий.
А как часто то, что разгоряченному уму кажется ошибкой, Божиим велением во времени открывается святым деланием, и венец венчает делателя.
Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце патриарха Тихона, пригвождая его ко Кресту?
Но Крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о претерпевшем: «Свят!» Вот и судите! А я держал в руках в красивых обложках страшные книги – свидетельство восстания на Церковь и борьбы с ней.
Вспомните, какой ценой сохранял Церковь Св. Патриарх Тихон и в каких условиях, когда и внешне давят, и внутри смута. И что стало с теми, кто пошел за «духоносными» — катакомбная церковь, теперь выродившаяся в секту. А Церковь всё живет и делает в мире свое спасительное служение. . "
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).