СЕКТЫ И ЕРЕСИ, ПАРАЗИТИРУЮЩИЕ НА ПРАВОСЛАВИИ. Священник Даниил СЫСОЕВ
ЕРЕСЬ ЦАРЕБОЖИЯ
И вот уже находятся большие группы людей, создавшие свою догматику и фактически альтернативную «церковь» внутри Русской Православной Церкви.
Перейдем к рассмотрению этих, уже оформившихся сект. Самой громкой из них является «Братство Царя-Искупителя». Идеологом ее является некий В. Кузнецов. В нее также входят бывшая келейница о. Николая Гурьянова с о. Залит, самочинно именующая себя схимонахиней (видимо, «Шаталовой пустыни») Николаей (Гроян) и известная певица Жанна Бичевская. Поддерживает это движение благочинный одного из округов Ивановской епархии игумен Митрофан.
Эта секта придерживается уже разбиравшейся выше царебожной ереси. Но кроме этого, они утверждают, будто царь является главой Церкви, а раз иерархия отреклась от царя и признала временное правительство, то законной Церкви на земле уже нет, сейчас церковь ОБЕЗГЛАВЛЕНА, а в невидимую Церковь входят только те, кто признает невидимую власть духовного царя. Царь, по мнению этих еретиков, неподсуден церковному суду и может делать все, что хочет. Они исповедуют своеобразный экуменизм — теорию ветвей, но только не в обновленческой форме, а более узко — они считают, что и наша Церковь, и раскольники-старостильники всех 14 расколов, которые существуют в Греции и катакомбники — все члены единой церкви. Хотя мы знаем, что Церковь есть тело Христово, она существует в евхарестическом общении.
Доктрины царебожников придерживаются и члены секты А. Макеева «Опричное братство св. Иосифа Волоцкого», которые выступают с идеями «православного террора» и обещают отрубить голову Святейшему Патриарху прямо в Храме Христа Спасителя [10], утопить в Москва-реке С.И. Носенко — редактора журнала «Благодатный огонь».
Весьма знаменательно, что аналогичные идеи разделяют и сто¬ронники РНЕ Баркашова [11]. В газете Всероссийского Движения Русского Национального Единства «Для русских людей» мы читаем: «Царъ Николай предупреждает: «России суждено пережить катастрофу» (№ 3, 2002). А в статье «Осененные свастиками» дифирамбы о. Сергию, священнику села Лупачева Ярославской епархии (водрузившему на храм «гамматические кресты» — попросту говоря, свастики), с большой симпатией относящемуся к Гитлеру. Газета сокрушается, что после таких откровенно фашистских настроений «епархия батюшку сняла с должности»... Характерно, что здесь идеи «православного террора» получили свое¬образное развитие: газету украшает символ палачей-опричников — метла и песья голова. Очевидно, это идеал «опричного» христианства, нравственность которого ярко выразил историк Иван Виноградов из Нижнего Новгорода в статье «Факты против домыслов» («Русь православная». №№ 3—4. 2003). Оправдывая зверства Ивана Грозного «государственными интересами», доказывая необходимость канонизации тирана, он подводит под злодеяния такую духовно-нравственную базу: «В те времена публичные казни считались проявлением своеобразного милосердия к заблудшим душам грешников», «да, Иван Грозный брал на себя ответственность за казни, но он вместе с палачами выступал не только в роли судьи, несущего возмездие за преступления, но и духовного врача — заступника грешников, через предсмертные страдания, плоти стремящегося облегчить их загробное наказание».
Не будем говорить о полной и очевидной бессмыслице «заступничества», согласно которому не покаяние облегчает участь грешника, а как можно более жестокие предсмертные мучения. Думаю, сторонникам царебожия стоило пересмотреть свое отношение к римско-католической церкви и канонизировать великого инквизи¬тора Торквемаду. При таком оправдании, вернее, даже канонизации зла, можно «с чувством исполненного религиозно-нравствен¬ного долга» говорить о канонизации тирана минувшего века - Иосифа Сталина! Что уже и происходит, как мы видим...
Но вернемся к «Братству Царя-Искупителя». Другим отли¬чием этой секты является совершенно еретическая эсхатология, излагаемая Ж. Бичевской. «Братчики» утверждают, что антихрист уже воцарился духовно (это учение было известно и раньше - его придерживались раскольники-старообрядцы, из-за чего и про¬исходили их массовые самосожжения) и ставит «духовную пе¬чать» [12]. Ссылаясь на «предание старцев» (особенно покойного о. Николая с о. Залит, которого они считают катакомбным схиепископом Нектарием, спекулируя на имени уважаемого всей Россией священника), сектанты утверждают, будто кончина мира будет происходить таким образом/ По их убеждению, антихрист не будет властвовать в России — это новое достижение в области богословия, учитывая утверждение Иоанна Богослова, что антихристу поклонятся ВСЕ народы, племена и языки. В России воцарится православный царь, который заменит всю иерархию и станет во главе Церкви, а в остальном мире будет царствовать антихрист. Царь сразится с антихристом и убьет его. Мы-то, люди грешные, думали, что Христос убьет его дыханием уст Своих, как об этом написано во втором послании к фессалоникийцам - нет, оказывается убьет его православный царь. После этого к тор¬жествующему царю явится Христос, очевидно, чтобы его награ¬дить. Царь отдаст ему свою корону — и начнется тысячелетнее царство Бога на земле [13]. Всех врагов своих сектанты «разорвут в клочья» («Мы врага настигнем по его же следу и порвем на части, Господа хваля» — дословная цитата из песни Ж. Бичевской, которая именно так представляет себе торжество «опричных идеалов», провозглашаемых почитателями Ивана Грозного).
Но наступлению этого «светлого будущего» мешает то, что Церковь не желает канонизировать Распутина и Ивана Грозного.
Это «Братство Царя-Искупителя» возникло в результате деятельности хлыстовской секты пелагеевцев. Основание ей положила деятельность Пелагии Рязанской, которую они считают величайшей святой. Возглавлял эту секту некто Петр, который, по рассказам рязанских священников, сеял смуту во множестве приходов епархии. Материалы этого движения регулярно публикуются в газете «Жизнь Вечная». (Эта газета сейчас является официальным изданием секты и распространяется на православных выставках и крестных ходах).
Приведем лишь несколько цитат из высказываний «блаженной Пелагеи», чтобы понять, что перед нами опять звучит знакомый гностический мотив. «"Страшным магом был Хрущев, — говори¬ла блаженная девица Пелагия. — Он жаждал умертвить одну треть населения и поэтому приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, чтобы истощать землю!” (По молитвам Пелагеиш — и ее одной — Хрущев был снят). "Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть двери антихристу! Раньше Церковь готовила народ для рая, а теперь для ада. Священство и народ не знают как перекреститься! Сделано все умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят! Все сделано духовенством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении!” Блаженная Пелагеия предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это к приходу антихриста... "У Ария разверзлось чрево и выпал кишечник — по молитве святителя Афанасия Великого. Вот был молитвенник пред Богом!..
Первосвященники при помощи помещиков свергли царя! За это их постигло: кровь, мучения и смерть. Это и есть отступление от постановления Святого Духа, которое не простится вовек! Все в руках Патриарха и архиереев, но они — за безбожную власть!” Большинство духовенства страшно боится таких прозорливых людей, как Пелагия!.. "Ведь и Спаситель пошел против священникое, обличая их, а они прям зубами скрипели", — говорила Пелагия Рязанская».[14]
Опять мы видим яростную хулу на Церковь и на священство, прикрывающуюся личиной ревности о чистоте Православия, кото¬рое для сектантов заключается лишь в правильном крестном зна¬мении.
Секта эта действует не только на Рязанщине, но и в других местах. Так, ректор Вологодского духовного училища протоие¬рей Василий Павлов написал по поводу деятельности секты «пелагеевцев» в его епархии: «Что же это за православные и чем они отличаются от враждебных к нашей Церкви сектантов? Ведь сущность сектантства как раз и заключается в превозношении над своей Церковью и отделении от нее. Дух гордыни и духовной прелести, властолюбия и соперничества, столь заметный в учении Пелагии Рязанской, разве не тот же, что у Марии Цвигун, Порфирия Иванова и других "харизматических" (т. е.озаренных "свыше") вождей? Очевидный знак сектантства — то зло, которое оно сеет вокруг себя. Принесла свой вредоносный плод и статья из "Жизни Вечной". "Слышу, за спиной шум какой-то и даже стук стоит, — рассказывает настоятель одного из вологодских храмов. — Оборачиваюсь и вижу, как женщины в тяжких усилиях стараются дотянуться рукой чуть ли не до собственных лопаток". Поясним, что главная идея пелагеиных откровений состоит в том, что "священство и народ не знают как перекреститься! Все сделано священством, чтобы народ мо¬лился небрежно, хотя вся сила в крестном знамении!". Вопреки мнению Пелагии добавим, что для спасения и жизнь христиан¬скую надо приложить, и про две наибольших заповеди не забыть (Мф. 22, 35—40), и на Бога надеяться. Не руками же, в самом деле спасаемся! У "прозорливой" Пелагии все это опускается как маловажное, "а вся сила в том, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь! И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — все сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь...". Странная, прямо-таки оккультная смесь магии и физиологии! Нет нужды говорить о других странностях этого «православного» назидания (чего стоит перевод слова "адвенты" в том смысле, что они "ад винтят")... Вынужденные всматриваться в зловещие черты сектантства инославного, по-раемся опознать их и под маской Православия!"». [15]
В нашей работе в Душепопечительском Центре нам уже пришло¬сь столкнуться с реальностями внутренней жизни этой секты. Она имеет четкую структуру, напоминающую тоталитарную. Для вступления в нее требуется пройти специальный чин присоединения «от жидов приходящих», не имеющий ничего общего с тем чином, по которому согласно Требнику присоединяются иудаисты. Этот чин проводят какие-то два священника из Рязани (их имена к сожалению, не известны). Человек также приносит покаяние в греехе цареубийства. Сектанту рекомендуется отказываться от имущества в пользу руководства секты. Есть случаи попыток продажи квартир в пользу руководства секты и даже сообщения о рабских работах «на царское дело», практикующихся в данной общине.
[12] Интересно, что об этом говорят не только они, но и борцы с ИНН, уверяющие, перепись — это печать антихриста. До того печатью антихриста называли ваучеры, обмен денег — и нынешний, и 1961 года, вступление в колхоз тоже было «печатью антихриста». Таких «печатей» в разных видах за все время накопилось, наверное, не одна сотня…
[13] Учение о тысячелетнем царстве, которое сейчас выдается за особое, новое видение Православия — это ересь хилиазма, осужденная на 2-м Вселенском Соборе (поэтому в Символе Веры и утверждается: «Его же Царствию не будет конца»).
[14] Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в Православии. М., 1998. С. 209-210, 212-213.
[15] Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в Православии. М., 1998. С. 306—307
**************************
Пророк и боговидец Моисей, руководя шествием ветхого Израиля, говорил: «Мы... пойдем дорогой царскою, не своротим направо ни налево» (Чис. 20, 17). Руководствуясь этим повелением Господним и доныне, уже Новый Израиль — Вселенская Православная Церковь — ведет своих чад мимо мелей и подводных скал мира сего. Она и сейчас хранит то же самое Откровение, которое вверено Ей Создателем. Ее чада послушны поставленным в ней епископам и знают то место, которое каждому уделил Бог. Но как в дни странствования по пустыне, так и в наше время находятся лжепророки, мятежники, которые, обольщаясь миром сим, уходят с этой торной, царской дороги Святого Духа на новые пути и тем самым образуют новые секты, возникающие сначала внутри Церкви, а затем от Нее отпадающие.
Очень важно помнить — наше время не является чем-то исключительным. Но сейчас иногда говорят: раньше были такие светлые времена, когда в Церкви было все замечательно, а сейчас времена последние, везде отступничество, апостасия — поэтому в Церкви все архиереи продажные, все священники корыстолюбцы, блудники и пьяницы, остаются, дескать, отдельные подвижники, к которым только и нужно идти... Эти слова хулы на Церковь являются своеобразным манифестом раскольнических настроений.
А ведь Церковь является одним из предметов нашей веры, о котором сказано в Символе Веры: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мы верим, что Церковь непогрешима, что она не может ошибаться, не может принимать ложь за истину, что она останется навсегда. Она сохранится во всей полноте своей и во времена антихриста («Врата ада не одолеют ee!») — в трехстепенной иерархии: епископстве, священничестве, диаконстве — она сохранит всю полноту истины, и литургия будет совершаться в Церкви до тех пор, пока не вернется Господь наш Иисус Христос.
Из этого всем известного факта следует, что люди, говорящие, будто сейчас Церковь отступила, Церковь заблуждается, Церковь согрешила, — становятся на путь раскола, на путь сектантства.
Причин отпадения бывает много, но результат для уходящих в Раскол бывает одинаково печальным — это вечная гибель душ раскольников. С этой точки зрения попробуем рассмотреть два типа отступлений от Матери Церкви и их причины.
«ЛЕВЫЕ» ОТСТУПНИКИ
О первом типе отступлений мы много слышали в последние лет — это неообновленчество. К нему можно отнести группы о. Георгия Кочеткова, создавшего альтернативную иерархию своих пресвитеров, практически независимую от канонического епископата. Подобных умонастроений придерживаются также сторонник и последователи о. Александра Меня, который, собственно, и coздал подобную систему. Внутренняя суть убеждений его адептов внешне придерживающихся самых разных вероисповеданий (от радикально-протестантских до униатских), одинакова. Они говорят, что Священное Писание и Предания Святых Отцов написаны очень давно и потому нуждаются в модернизации, в согласовании с духом времени. «Мы должны быть современными людьми», - говорят сторонники этого направления. Они убеждены в том, что если Церковь не пойдет на это и не начнет изменять изначальное Предание, то Она обречена на превращение в гетто.
Не слышат они страшных слов ап. Иакова: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли вы, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот ста¬новится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Они забыли об Истине и думают, что Она — лишь продукт человеческой активности и потому надо ее «модернизировать», а то и заменить, чтобы друзья таких модернизаторов не почли их за «мракобесов». Можно сказать, что сторонники таких настроений уклоняются налево от царского пути и погибают во тьме современного отступничества.
Почему-то многие современные христиане считают, что раскол бывает только одного вида — обновленческий. Но гораздо к более разрушительным последствиям может привести уклонение вправо.
РОДСТВО ОБНОВЛЕНЦЕВ С ПСЕВДОРЕВНИТЕЛЯМИ
Самое удивительное, что практически такие же мотивы, как у обновленцев, у тех, кто называют себя «ревнителями Правосла¬вия» и под этим предлогом раскалывают Церковь. У них есть по¬таенное убеждение, которое они не слишком афишируют, но оно красной нитью проходит через все их дела. Суть в том, что в их глазах Истина слишком слаба, чтобы защитить Себя. Она нуждается во внешней защите монархии и крепкого государства. Да и строго говоря, Истина не особенно им и нужна (это мы видим я массе фальсификаций, которые они допускают). Им важнее другое — патриотизм, но не духовный, а полуязыческий, почитаемый ими выше Православия, национализм, вечная борьба, перманентная революция, но никак не «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
И вот это движение псевдоревнителей для Церкви куда опасней, чем все модернисты вместе взятые. Из церковной истории мы знаем, во время великих христологических споров V века существовали некоторы аналоги этих уклонов. Модернистами были несториане, а «ревнителями» — монофизиты. Как тогда, так и сейчас модернистов поддерживала «интеллигенция», а ревнителей — монашество. Великие «старцы» того времени — Варсума и Шенуда — поддержали монофизитов и даже руководили кровавым побоищем Разбойничьего собора. И в результате из-за несторианства из Церкви ушли сотни тысяч, а из-за монофизитства — десятки миллионов!
То же самое произошло в России в XVII веке, когда под влиянием проповеди «ревнителей благочестия» сотни тысяч, если не миллионы христиан покинули покров Бога и дошли до того, что стали кончать с собой из-за опасения прихода антихриста и его «духовной печати». Как это напоминает наши дни!
И вот сейчас над Церковью снова нависла угроза раскола, и не менее страшного, чем при блаженной памяти патриархе Никоне, Признаки таких раскольнических настроений налицо. Есть монастыpи в той или иной степени зараженные «антиИННизмом» (возбуждающим среди прихожан страхи нечаянно, помимо их воли, получить «печать антихриста», затмевающим всякое трезвое рассуждение), царебожием, отрицанием церковной иерархии, следованием самозваным «пророкам» и «старцам» — фактически это напоминает некое новое хлыстовство. Юг России заражен имябожием [1].
Источник: «Искушения наших дней. В защиту церковного единства», Москва, Даниловский благовестник, 2006 г.
(По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)