Органы опеки в Архангельске отняли ребенка у православной матери
Сын заботится о матери: иногда ходит в магазин и подметает пол, моет посуду. Известно, что без сопереживания другим, без конкретной ежедневной заботы о других, человек вырастает нравственно ущербным. В доме Светланы Николаевны последнее исключено...
Органы социальной опеки Архангельска отняли у матери, прихожанки Свято-Успенского храма Архангельска, 8-летнего сына Артема. «Изъятие» мальчика произошло 25 января, был подан иск о лишении женщины родительских прав. Дома ребенок был здоров и получал необходимый уход, а главное – он очень любит мать, однако представители социальных служб считают, что пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» Артема.
Работники служб социальной опеки начали проявлять особый интерес к семье два месяца назад. А 25 января этого года Артем не вернулся домой из школы. Светлане Николаевне по телефону сообщили, что ее сын находится в больнице на основании приказа №120 об изъятии ребенка, подписанного Ольгой Витальевной Дулеповой, начальником Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства. Из больницы мальчика перевели в Центр защиты прав несовершеннолетних.
Впоследствии оказалось, что главврач городской поликлиники № 4, где наблюдается Светлана Николаевна, подписала документ, свидетельствующий о «неутешительном прогнозе» состояния ее здоровья. При этом лечащий врач не только не наблюдает у пациентки никаких ухудшений, но и замечает, что многие показатели улучшались. Однако теперь на почве нервных переживаний у женщины обострился нейродермит (нейро-аллергическое заболевание кожи). По мнению психолога, происходящее является психическим стрессом большой силы не только для матери, но и для ребенка, который очень тяжело переживает разлуку.
Материальное благополучие семьи пошатнулось после того, как несколько лет назад из семьи ушел отец (сейчас он лишен родительских прав). Светлана Николаевна прилагала все усилия, чтобы обеспечить сыну все необходимое для нормального развития. Артем всегда был при маме и вырос славным, добрым ребенком. Он любит рисовать, собирать конструктор и играть в шахматы. Сегодня мать и сын – прихожане Свято-Успенского храма Архангельска.
В мае 2009 года Светлане Сопочкиной поставили диагноз – рак груди, а в октябре прошлого года присвоили первую степень инвалидности и назначили ей пенсию в размере 11400 рублей. Однако семья не остается без поддержки. Знакомые и друзья помогают не только на словах. Так, когда мальчику нужна была новая кровать, Светлане совершенно неожиданно позвонили из храма и сказали, что кто-то пожертвовал деньги и нужно ехать выбирать новую мебель.
Проблемой для семьи остается отсутствие собственного жилья и связанные с этим материальные трудности. Именно в этом, по мнению настоятеля храма иерея Даниила Горячева, Светлане Сопочкиной могло бы помочь государство. Такую «помощь» действительно предложили, однако переехать в полуразрушенный деревянный дом без удобств (улица Республиканская, 17) Светлана Николаевна по понятным причинам отказалась.
Документы по изъятию ребенка были переданы в прокуратуру Ломоносовского района г. Архангельска 26 января. Светлана Сопочкина подала иск в адрес начальника Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства, О. В. Дулеповой о признании приказа №120 об изъятии несовершеннолетнего Артемия Новикова недействительным.
8 февраля состоялось предварительное судебное заседание по делу, окончательное решение по делу суд вынесет 10 февраля. Со стороны органов социальной опеки в суд поступил иск – о лишении Светланы Сопочкиной родительских прав. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 13 февраля.
В тяжелой ситуации Светлана Николаевна получает помощь в Церкви. Стараниями иерея Даниила Горячева к делу привлечены психологи и адвокат.
Комментарий Татьяны Борисовны Вислых, психолога высшей категории:
Светлана Николаевна и Артем относятся к обладателям высоко чувствительного, слабого типа нервной системы. Будучи всегда вместе, они являлись главной опорой друг для друга.
Светлана Николаевна отличается глубокой нравственностью. В этом небогатом доме сын всегда одет опрятно и по сезону, всегда приготовлено покушать. Всегда осуществляется забота о нравственном и интеллектуальном развитии ребенка (совместное чтение, игры, отслеживание школьной успеваемости, помощь в учебе при затруднениях, забота о формировании у мальчика доброго отношения к другим людям, внутреннего принятия других людей).
Сын заботится о матери: иногда ходит в магазин и подметает пол, моет посуду. Известно, что без сопереживания другим, без конкретной ежедневной заботы о других, человек вырастает нравственно ущербным. В доме Светланы Николаевны последнее исключено.
Между мамой и сыном – глубокая позитивная эмоциональная связь, и ее разрыв влечет за собой тяжелейшие последствия.
Для Светланы Николаевны, тяжело болеющего человека, насильственный отрыв сына –сокрушительное событие, ставшее причиной сильнейшего психологического стресса, проявляющегося в глубоком беспокойстве, неспособности отвлечься от тревожных мыслей о сыне, нарушении засыпания, нездоровом прерывистом сне, не приносящим облегчения, чувстве своей личной бесполезности и необычайным напряжении.
Для психической сферы Артема резкое изменение значимых обстоятельств жизни, расставание с мамой, перемена места жительства также представляет собой психологический стресс большой силы. У психологического стресса всегда есть последствия, но коварность его, в отличие от стресса физиологического, в том, что его последствия трудно предсказуемы. Взрослые, произвольно создающие ребенку с чувствительной нервной системой ситуацию глубокого психологического стресса, несут ответственность за принятые решения.
Комментарий иерея Даниила Горячева, духовника семьи, настоятеля архангельского храма Успения Божией Матери:
Со Светланой и Артемием мы знакомы уже год. Они часто ходили на исповедь, и видно было, что дни, когда они в храме, – это праздник в семье. Никогда не возникало мысли, что мама тянет сына в храм – для меня это верный показатель правильной духовной и семейной жизни. Очень жаль, что по их семье был нанесен такой удар.
25 января я как раз причащал их на дому. А вечером звонок от Светланы:
- Батюшка, у меня Артемку забрали.
Получается, Господь укрепил их перед испытанием.
У Артема кроме мамы нет ни одного родного человека. А Светлана живет сыном.
Я пытаюсь ободрить ее, говорю, что все это завертелось, чтобы, наконец, закончились их переезды по съемным квартирам. Что, разобравшись в ситуации, органы опеки помогут им с жильем.
ПРОСЬБА МОЛИТВ О р.Б : Светлане и отр.Артеме