Период новорожденности
Период новорожденности или как его еще называют, неонатальный начинается с момента рождения и продолжается 4 недели.
Ранний неонатальный период – основной период адаптации новорожденного к условиям внеутробного существования, продолжается с момента перевязки пуповины и заканчивается по истечению семи суток жизни.
Процесс прохождения новорожденного через родовые пути сопровождается родовым стрессом и как следствие усилением гормональной активности необходимой для адаптации к новым условиям. После рождения в организме новорожденного наиболее радикальные изменения происходят в системе кровообращения и дыхания. С первым вдохом происходит раскрытие конечных отделов дыхательных путей (альвеол) в результате чего происходит полное «включение» системы малого круга в процесс кровообращения. Давление в аорте и легочной артерии уравновешивается, в следствии, чего прекращается поступление крови с правых отделов через артериальный проток и овальное окно в аорту и левое предсердие. Функцию газообмена перекладывается на легкие новорожденного, а обеспечение потребностей в питательных веществах берет на себя пищеварительная система. В первые дни жизни происходит убавка в массе на 5-6% за счет включения в работу почек. Это физиологический процесс, как и другие адаптационные процессы новорожденных такие как физиологический катар и физиологическая (конъюгационная) желтуха (см. пограничные состояния новорожденных). Процессы терморегуляции у новорожденных пока не совершенны, поэтому маме необходимо быть более внимательной, так как охлаждение и перегрев у детей происходят, гораздо быстрее, чем у взрослого человека, особенно у недоношенных.
Большее часть времени младенец спит, это обусловлено преобладанием процессов торможения в ЦНС (центральной нервной системе). С момента рождения ребенок уже реагирует на зрительные и слуховые раздражители. Показателем зрительного восприятия новорожденным служит движение глазных яблок и фиксация взгляда на объекте (слежение и фиксация устанавливаются к 1 месяцу жизни). Частота дыхания, кровообращения, приемов пищи и физиологических оправлений у новорожденного ребенка чаще чем у взрослого. В среднем 40 дыханий в минуту и 140 ударов в минуту. Первый стул (меконий) отходит в течении 24 часов после рождения, не следует пугаться его черно-зеленого цвета, постепенно он поменяет окраску до желто-коричневатого. Количество мочеиспусканий же может достигать 25 раз за сутки. Наличие и циркуляция материнских гормонов крови новорожденного может стать причиной полового криза (см. пограничные состояния новорожденных). Со стороны матки подобным проявлением может быть, появление менструальноподобных выделений. Так же как у девочек так и у мальчиков может быть реакция молочных желез, вплоть до выделения молозива.
Грудной период
начинается с 29-30 дня и продолжается до года. Процессы адаптации уже завершены и начинается активное физическое, моторное и нервно-психическое развитие. В течении грудного периода масса ребенка увеличивается более чем в 3 раза, а длинна тела на 50%. В течении 3-4 месяцев у новорожденного сохраняется пассивный иммунитет к некоторым инфекционным заболеваниям (корь, краснуха, дифтерия и др.) полученный от матери, поддержанию которого способствуют получаемые с грудным молоком антитела. Наиболее значимые изменения происходят в развитии ЦНС. В 1-1,5 месяца новорожденный начинает держать голову, к 6-7 месяцам начинает сидеть, а к концу первого года самостоятельно ходить.
Психомоторное развитие детей раннего возраста
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
3 месяца Ребенок хорошо удерживает головку (с 1 мес. лежа на животе, а с 2 мес. в вертикальном положении)Гулит (с 2 мес. оно короткое и отрывистое, а с 4 мес. гуление становится длинным и певучим)
Следит за предметом (с 2-3 недель ребенок начинает фиксировать взор на ярком предмете, а с 1,5 -2 месяцев следит за движущимся предметом)
Улыбается в ответ на ласковое обращение (2 месяца)
Тянется к игрушке
Исчезают часть врожденных безусловных рефлексов (хватательный, опоры, автоматической хотьбы, защитный, ладонно-ротовой)
Появляются некоторые условные рефлексы (связанные в основном с узнаванием матери и кормлением)
Верхний рефлекс Ландау – если держать ребенка на руках расположенных под его животом свободно в воздухе лицом вниз, ребенок поднимает голову, устанавливает ее по срединной линии и приподнимает верхнюю часть тела (к 4 месяцам)
6 месяцев Поворачивается набок (с 4 месяцев) Поворачивается со спины на живот (с 5 месяцев) с живота на спину (с 6 месяцев)
Способен различать знакомые и незнакомые лица (с 4-5 месяцев)
Нижний рефлекс Ландау – лежа на животе поднимает и разгибает ноги (с 5-6 месяцев)
Ребенок сидит если его посадить (самостоятельно начинает садиться с 7-7,5 месяцев)
Легко появляются условные рефлексы
Ребенок хватает игрушку
Произносит отдельные слоги (лепет) около 7 месяцев
9-10 месяцев Начинает ползать (с 7 месяцев)Стоит с поддержкой (с 8-9 месяцев)
Начинает подражать движениям взрослых
Ребенок начинает произносить первые слова (с 10-11 месяцев)
1-1,5 года Самостоятельно ходитГоворит 10-12 простых слов к году жизни и 30-40 слов к 1,5 годам
Ребенок понимает запреты
Подвижен и любопытен, приучается к опрятности
Знает название предметов и отдельных частей тела
2-3 года Ребенок способен подобрать по образцу предметы четырех цветов, затем перечислить цвета. Употребляет сложные предложения
Ребенок способен перешагивать через несколько препятствий
Может самостоятельно одеться с незначительной помощью взрослого (пуговицы, шнурки)