Под Тверью выставили на продажу уникальный монастырь по цене "однушки"
В Тверской области впервые в России выставлен на продажу монастырь XVII века. Купить 585 кв. м Сретенского монастыря в частную собственность можно дешевле, чем "однушку" в Подмосковье, - всего за 1,7 млн рублей, пишут "Известия".
"Это святотатство, ни о чем подобном я никогда не слышал", - говорит пресс-секретарь патриарха всея Руси Кирилла о. Владимир Вигилянский.
Лот выставлен на сайте Кашинского района Тверской области как "бывшая спортивная школа". В Сретенском соборе монастыря до перестройки и правда была ДЮСШ, однако до сих пор на стенах видны старинные фрески. Сам храм считается одним из самых древних и крупнейших в Кашинском районе, поясняет историк тверской архитектуры профессор Алексей Салимов.
По преданию, обитель основали в начале XV века в память о торжественной встрече войска Тверского, возвращавшегося из похода. Тогда же появились и первые письменные упоминания о нем - в грамоте тверского великого князя Бориса Александровича. Основание храма приписывают брату князя Георгию.
Ровно двести лет храм достраивали и перестраивали. Сейчас он практически разрушен: окон нет, полов тоже. Напротив собора - спецшкола для детей с отклонениями в развитии, во дворе - детская площадка и могила святой схимонахини Дорофеи Ладыгиной, найденная и восстановленная в 1998 году.
О том, что Кашинский комитет по управлению муниципальным имуществом выставил старинный монастырь на продажу, в Тверской епархии узнали от журналистов.
"Это не просто некрасиво, это даже как-то по-иезуитски - не поставить нас даже в известность и продавать храм под видом школы, - говорит о. Дмитрий, благочинный Кашинского округа. - Мы не раз просили, чтобы оставшиеся старинные храмы передали Церкви, но получили отказ".
Так же, по-тихому, через муниципальные аукционы были сданы в долгосрочную аренду (на 49 лет) два других кашинских храма: один под пилораму, другой под магазины. В итоге их переделали так, что от церквей вообще ничего не осталось, замечает благочинный округа.
Константин Михайлов из "Архнадзора" говорит, что из Тверской области уже не первый раз поступают "неблагоприятные сигналы": под предлогом, что денег на содержание памятников в бюджете нет, от них избавляются любыми способами. В другом районном центре области - Спирове - уже не раз хотели снести деревянную церковь XIX века архитектора Алексея Каминского, рассказал Михайлов.
Похожая история была и в подмосковной Кашире, где на аукцион выставили храм Cвятого Никиты Великомученика, памятник XVII века, построенный по проекту архитектора Казакова. После Великой Отечественной войны в храме был склад местного чулочно-носочного комбината, который в итоге обанкротился и был продан за долги.
Сретенский монастырь, как выяснили "Известия", тоже уже фигурировал в списках муниципального имущества, выставлявшегося на продажу в июле этого года, - среди восьми школ, трех детских садов и нескольких гаражей. Но желающих тогда его купить не нашлось. В Кашинском районе, впрочем, считают, что действуют в рамках законодательства, поскольку распродажа имущества происходит по решению районного собрания депутатов.
http://realty.newsru.com/article/07Dec2011/sretensky
комментирует ситуацию о.Андрей Кураев:
"Вести ФМ": Смотрите, 17 век. Историческая ценность и всего лишь 2 миллиона рублей, выставлен на продажу, как такое могло получиться?
А.Кураев: Очевидно, это означает, что местный комитет управления государственным имуществом рассчитывает на то, чтобы покупатель нашелся бы где-то рядышком. Чтобы дело не получило огласки. Наверно, все-таки, Кашинский район не самая богатая территория Российской Федерации, поэтому исходили из того, сколько есть денег у их знакомых, для которых эта недвижимость и предназначалась.
"Вести ФМ": Этот объект кому принадлежит? Русской Православной Церкви?
А.Кураев: Нет, насколько я понимаю, он принадлежит государству, муниципальная собственность.
"Вести ФМ": Как-то церковь может повлиять в этой ситуации?
А.Кураев: Насколько я знаю, церковь многократно указывала на ненормальность этой ситуации. Это не первый случай, происходящий в этом районе с храмами, то есть тормозят их передачу, возвращение церкви для того, чтобы продать, перепрофилировать. Уже с двумя храмами в этом городе так произошло.
"Вести ФМ": То есть, получается, что храм будет продан и ничего здесь сделать нельзя?
А.Кураев: Здесь интересней на самом деле другое, почему эта информация явно не сегодняшнего дня, почему она не была опубликована три дня назад еще, до выборов?
"Вести ФМ": Какой ответ вы даете на этот вопрос?
А.Кураев: Ответ вполне очевидный. Сначала власть должна утвердить свою стабильность, потом уже заниматься привычными делами.
"Вести ФМ": Все-таки, Андрей Вячеславович, если говорить об этом конкретном монастыре, что здесь можно сделать? Есть ли гарантия, что новый собственник оставит здание нетронутым, что там будет по-прежнему монастырь?
А.Кураев: Гарантий никаких нет. Напротив, то, что произошло с двумя другими храмами в этом городе, показывает, что храмы уродовались окончательно и лишались всякого сходства с былым своим видом. То есть, поскольку новому собственнику неудобно жить под куполом, который все время напоминает о том, что ты вообще-то вор здесь, то поэтому все это сносилось, фрески уничтожались и так далее.
"Вести ФМ": Но этот храм пока не продан, он только выставлен на торги, поэтому может быть есть возможность для маневра?
А.Кураев: Я очень надеюсь на это. Это зависит, в частности, от настойчивости епархиальной власти, готова ли она будет пойти на конфликт ...