Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Тропарь праздника, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак праздника, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.
Задостойник, глас 8
Величай, душе моя,// Пречестный Крест Господень. Таин еси, Богородице, рай,/ невозделанно возрастивший Христа,/ Имже крестное живоносное на земли насадися Древо./ Тем, ныне возносиму,// покланяющеся Ему, Тя величаем.
АКАФИСТ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ https://zaveta.mybb.ru/viewtopic.php?id= … p=4#p10382
Невольно приходят на ум слова святителя Иоанна Златоуста: "Ныне радость на небе и на земле, ибо светоносный и Животворящий Крест Христов является миру, демоны бегут от него, недуги исцеляются им, мрачная тьма прогоняется, и все концы земли просвещаются".
Когда в Риме царствовал Максенций, то он причинял народу много зла, преследуя и мучая не только христиан, но убивая и язычников, разграблял их имущества и жил порочно, оскорбляя благородные семьи. Он был тягостен и гнусен всему Риму, по причине своих жестокостей и развращенной жизни. Поэтому римляне тайно послали царю Константину, находившемуся тогда с матерью своею в Британии, прошение, умоляя его придти и избавить их от сего мучителя. Константин сначала написал к Максенцию, дружески увещевая его прекратить свои мучительства. Но Максенций не только не послушал его и не исправился, но стал еще хуже, и поднял оружие против самого Константина, не желая, чтобы он был соравным ему царем. Тогда как Константина избрало на царский престол всё войско, Максенций взошел на престол самовластно. Народ не любил его, и только некоторые вельможи, коим он обещал большие дары и многие почести, изъявили желание на его избрание; Константин же был провозглашен царем по всеобщему согласию.
Услыхав, что Максенций не исправляется, но усиливается в своей злобе, Константин собрал войско и пошел на него войною. Видя, что сила войска его не велика, принимая при сем в соображение и злые козни Максенция, он начал сомневаться в своем успехе. Он знал, что Максенций много проливал человеческой крови для совершения волхвований и заклал в жертву бесам много отроков, девиц и жен, зачавших во чреве своем, чтобы умилостивить тем ложных богов своих, на которых надеялся. Зная, что Максенцию помогает и сила бесовская, Константин начал молиться Единому владычествующему над небом и землею Богу, Коего почитает весь род христианский, и умолял даровать ему знамение победы над мучителем. И когда он таким образом усердно молился, в полдень явилось ему на небе изображение Креста Господня, в виде звезды сиявшее сильнее солнечного света; на нем была надпись: сим побеждай. Это чудесное явление видели все воины, среди коих был и полководец Артемий (который после был замучен за Христа при Юлиане), и пришли в удивление. Большинство же из них устрашились: у язычников изображение креста было знаком злополучия и смерти, так как на кресте умирали присужденные к смертной казни разбойники и злодеи; посему воины боялись, что война их будет несчастна. Сам царь Константин находился в великом смущении. Но ему ночью явился во сне Сам Христос Господь, и снова показал явившееся днем знамение честного креста, сказав ему:
– Сделай подобие знамения сего, и повели носить пред полками, – и тогда победишь не только Максенция, но и всех врагов твоих.
Царь поведал приближенным видение свое и, призвав искусных мастеров золотых дел, повелел им сделать честный крест Господень, по подобию явившегося знамения, из золота, бисера и драгоценных камней. При этом и всем воинам своим он повелел изображать знамение креста на всём оружии, на шлемах и щитах.
Злочестивый Максенций, прослышав о походе Константина в Италию на Рим, смело выступил с римскими войсками против великого Константина. Константин приказал носить пред полками своих воинов честной крест. Когда они сошлись с Максенцием и вступили в битву, то Максенций силою честного креста был побежден, и множество воинов его было умерщвлено, сам же он обратился в бегство. Гонимый царем Константином, он переправлялся через реку Тибр мостом, который сам построил; но в это время мост силою Божией разрушился, и жалкий мучитель потонул в реке с своими войсками подобно древнему фараону, и наполнилась река всадниками, конями и оружием. Константин Великий победоносно вошел в Рим, и весь народ радостно встретил его с великими почестями. Царь же воссылал величайшую благодарность Богу, даровавшему ему победу над мучителем силою честного и животворящего креста, а в память той преславной победы поставил среди Рима на высоком каменном столбе крест, на котором написал: "Сим спасительным знамением град сей освобожден от ига мучителя".
В другой раз Константин пошел войною на византийцев, небольшой город которых – Византию основал, назвав своим именем, некий грек Визас во времена Манассии, царя иудейского. Дважды побежденный ими, Константин находился в великой печали. По наступлении вечера, возведши очи свои на небо, он увидел сложенное письмо, на котором было написано: "Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс.49:19). Устрашенный, он снова возвел очи на небо, и увидел как прежде крест на небе, изображенный звездами, и вокруг его надписание: "В сем знамении победишь". После сего, когда в битве был предносим крест, Константин сражался со скифами на реке Дунае, опять явилось на небе сие спасительное оружие, и снова, как и прежде, Константин одержал победу.
Уразумев из сего силу Распятого на кресте Христа и уверовав, что Он есть Единый истинный Бог, Константин крестился во имя Его вместе с достохвальною матерью своею Еленою, которую, по ее великому благочестию, послал в Иерусалим с большим богатством для обретения честного креста Господня. Царица Елена, отправившись в Иерусалим, обошла святые места, очистила их от идольского осквернения и изнесла на свет многие мощи святых. Патриархом в Иерусалиме был тогда Макарий, который встретил царицу с подобающими почестями. Блаженная царица Елена, желая найти скрытый иудеями животворящий крест Господень, призвала всех иудеев и просила их, чтобы они показали ей место, где скрыт честный Крест Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знают, царица Елена угрожала им мучениями и смертью. Тогда они показали ей некоего старца, по имени Иуду, говоря, что он может показать царице то, чего она ищет, потому что он – сын уважаемого пророка.
Несмотря на продолжительные истязания, Иуда отказывался поведать о месте, где скрыть крест Господень. Тогда царица Елена приказала ввергнуть его в глубокий ров. Пробыв в нем некоторое время, Иуда, наконец, обещал сказать о том, что знает о зарытом в землю Кресте Христовом. тогда вывели его из рва и, по его указанию, пришли на место, где был большой холм из земли и камней, на котором царь римский Адриан уже построил храм в честь языческой богини Венеры (Греко-римская "богиня"любви, красоты, сладострастия и нечистых похотей. Пещера гроба Господня, за два до сего столетия, была завалена по приказанию римского императора Адриана, с целью сделать неузнаваемым совершенно самое место распятия и погребения Христа. Это было в 119 году по Р. Хр ) и поставил в нем идола. Иуда показал, что здесь именно скрыт Крест Христов.
Царица Елена повелела разрушить идольский храм, землю же и камни рассыпать и раскопать. По совершении патриархом Макарием на месте том молитвы, разлилось в воздухе благоухание, и тотчас, по направлению к востоку, были обретены Гроб Христов и Лобное место, и близ его нашли зарытыми три креста, а потом и гвозди, коими был пригвожден ко кресту Господь. Когда же не могли определить, какой из найденных крестов – Крест Христов, случилось, что в то время вынесли некоего мертвеца для погребения. Тогда патриарх Макарий приказал носильщикам остановиться, и кресты были возлагаемы по очереди на мертвеца. Когда был возложен на него Крест Христов, мертвец тотчас воскрес и, силою божественного Креста Господня, встал живым. Царица, с радостью приняв честный крест, поклонилась ему и облобызала его, – также и все бывшие с нею начальники и вельможи воинские и гражданские. Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть и облобызать святой Крест, и просили, чтобы по крайней мере издали показали бы его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышеннейшем месте, воздвигая Крест, показывал его народу.
А народ восклицал:
– Господи, помилуй!
Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения честного Креста Господня.
Царица сохранила у себя часть честного древа Креста Господня, также и гвозди, а крест, вложив в серебряный ковчег, отдала патриарху Макарию на сохранение для будущих поколений. Иуда, со множеством евреев, уверовал во Христа и крестился и был во святом крещении наречен Кириаком; впоследствии он был патриархом Иерусалимским и скончался, пострадав за Христа при Юлиане Отступнике. А святая царица Елена повелела сооружать в Иерусалиме по святым местам церкви и прежде всего повелела построить церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, где были обретены гроб Христов и честный Крест. Потом она приказала соорудить храм в Гефсимании, где находился гроб Пречистой Богородицы во имя честного Ее успения. После того благочестивая царица создала еще восемнадцать церквей и, украсив их различными драгоценностями и одарив всем потребным, возвратилась в Византию, взяв с собою часть животворящего древа Креста Господня и гвозди, которыми было пригвождено некогда тело Христово.
Блаженный царь Константин положил животворящее древо в золотом ковчеге, а из гвоздей Господних один был брошен святой Еленою в Адриатическое море, когда она возвращалась в Царьград, для утишения поднявшейся сильной бури и морского волнения, другой – царь вковал в шлем свой, третий приковал к удилам в уздечке своего коня, во исполнения прореченного пророкам Захариею: "В то время даже на конских уборах будет [начертано]: "Святыня Господу"" (Зах.14:20), а четвертый гвоздь царица Елена отдала на сохранение ближайшим царским советникам.
По возвращении святой Елены из Иерусалима в Византию, христолюбивый царь Константин соорудил три больших креста по числу явленных ему в войнах: одного в Риме, когда потопил Максенция, другого в Византии, когда взял ее, третьего – когда победил на реке Дунае скифов. Соответственно сим трем победам, он соорудил из драгоценных веществ три честных креста, и написал на них золотыми письменами следующие слова: IS XS NIKA, т.е. Иисус Христос победил. Свидетельствуя пред всеми свою ревность по благочестии и показывая, что он победил врагов силою креста, царь поставил один крест на возвышенном месте на восточной торговой площади, другой крест на верху пурпурной колонны римской на главной городской площади, третий на прекрасном мраморном помосте на хлебном рынке, где совершалось ради святого Креста Христова много чудес и знамений. Многие свидетельствуют, что ангел Господень сходил с небес на то место ночью в светозарном сиянии и, обходя, кадил честной крест, воспевая сладкогласно трисвятую песнь, после чего снова восходил на небо. Это бывало трижды в год: в сентябре месяце в ночь на Воздвижение честного Креста Христова, второй раз 7 мая в ночь на воспоминание явления Креста Господня на небесах, и третий раз в великий пост святой Четыредесятницы в крестопоклонную неделю. И многие из благоговейных людей, живущих праведно и свято, видели сие схождение ангела и слышали его пение, и потом о сем поведали и другим.
Следует теперь вспомнить и о том, как честное и животворящее древо Креста Господня некогда было похищено персами и потом снова возвращено в Иерусалим к радости верующих.
В царствование византийского царя Фоки, Хозрой, царь персидский, покорив Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, причем убил много христиан. Похитив при сем и различные сокровища церковные и утварь, он в числе других взял и сие многоценное сокровище – древо животворящего Креста Господня и унес его в Персию. По прошествии некоторого времени, по смерти царя Фоки, на престол его вступил Ираклий, который, хотя и пытался победить Хозроя, однако сам много раз был побежден им и потому просил мира, но не получал его от надменного врага. Тогда, находясь в великой печали, император стал искать помощи от Бога: он повелел всем верующим совершать молитвы, бдения посты, дабы Господь избавил их от врага, который в своей гордости похвалялся истребить всех христиан и хулил имя Господне, и чтобы враги не могли сказать: "Рука (т.е. сила) наша крепка и боги наши сильны", – но чтобы познали язычники, что един есть истинный Бог, крепости и силе Коего никто не может противостоять. И сам царь молился со слезами и усердно постился. Потом, собрав всех воинов и вооружившись силою Креста, в надежде на помощь Божию, Ираклий пошел на персов войною и в сражении с Хозроем победил его и обратил в бегство, после чего в продолжение семи лет опустошал персидское царство, завоевывая города и селения и одерживая победы над многочисленными полками Хозроя. Наконец Хозрой, не имея более возможности сопротивляться греческим войскам, бежал из своей земли и, при переправе чрез реку Тигр, сделал младшего своего сына Медарса своим соправителем. Возбужденный этим, старший сын его Сироес замыслил убить вместе и отца и брата, что вскоре и исполнил. После этого Сироес, оставшись наследником и владетелем Персидского царства, отправил посольство к греческому царю Ираклию, с прошениями и многочисленными дарами, изъявляя пред ним покорность и прося его прекратить свою опустошительную войну. Тогда царь Ираклий, заключив с царем персидским мир, взял с собою и животворящее древо Креста Господня, похищенное Хозроем из Иерусалима и находившееся в пленении у персов в продолжение четырнадцати лет. И возвратился царь греческий со многими приобретениями, радуясь и прославляя Бога за Его великую помощь.
Достигнув Иерусалима, царь возложил честное древо на рамена свои, для того чтобы отнести на прежнее его место, и нес его, будучи облечен в царскую порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями, с царским венцом на голове. Тогда совершилось великое чудо: царь внезапно остановился во вратах, коими входили на Лобное место, и к удивлению всех не мог ступить с честным древом Креста Христова ни шагу. Захария же, патриарх Константинопольский, вместе со всеми жителями Иерусалима, вышел навстречу царю с ветвями и финиками до самой Елеонской горы, и шел вместе с царем. И вот он видит светоносного ангела Божия, стоящего в тех вратах и возбраняющего вход.
И сказал ему ангел:
– Не таковым образом нес сюда древо крестное Творец наш, каким вы несете его.
Видя и слыша то, патриарх вострепетал и обратившись к царю сказал:
– Знай, царь, что невозможно одетому в богатые одежды и украшенному царскими украшениями нести древо сие святое, которое нес обнищавший ради нас Христос в состоянии уничижения; если хочешь внести его, подражай Его нищете.
Тогда благочестивый царь Ираклий снял с себя пурпуровую порфиру и облекся в простую и бедную одежду, и понес честное древо святого Креста уже без всякого препятствия, идя босыми ногами, – внес его в церковь на то самое место, откуда оно взято было Хозроем, царем персидским, и снова поставил там крестное древо.
И была великая радость и веселие у верующих по причине возвращения Креста Господня, и они ликовали (подобно тому, как некогда израильтяне радовались возвращению от филистимлян Ковчега завета) (1Цар., гл. 7), воздавая хвалу Распятому на кресте Христу, Царю славы, и поклоняясь подножию Его святого Креста. Да будет и от нас Ему честь, слава и поклонение, ныне и во веки веков, аминь.(по изложению свт.Димитрия Ростовского)
[color=green]Слово о Кресте.
О треблаженное древо,
на немже распяся Христос
Царь и Господь!
В этих кратких словах церковной песни - и похвала святому кресту и объяснение того чудесного факта, что крест, орудие позорнейшей казни, стал нашим украшением, стал честен, треблажен, что вместо того, чтобы навлечь на Распятого проклятие, ибо сказано в Священном Писании: "Проклят всяк, висяй на древе," крест сам освятился и стал орудием и символом благословения.
В Риме распинали только рабов; раб же там за человека не считался: провинившегося раба, без всякого суда или обращения к властям, хозяин его просто бросал в бассейн на съедение муренам.
В Римских провинциях подвергали казни распятием только бунтовщиков и разбойников. И вдруг в том же Риме, на арене Колизея, на той самой арене, песок которой пропитан кровью христианских мучеников, воздвигается крест с надписью: "Ave сruх, unica spes nostra" (Хвала Кресту, единственной надежде нашей!).
Что же случилось, чтобы могла произойти такая чудесная метаморфоза?!
Крест освятился распятием и смертью на нем Иисуса Христа Сына Божия. И то, что было дотоле ужасом, позором и мукой, стало достолюбезным, почитаемым, похваляемым, вожделенным, благоговейно целуемым.
Вслушайтесь в стихиры и тропари, которыми церковь ублажает честный крест! Чувствуется, что эти слова могли быть впервые сказаны только в Иерусалиме, только у подлинного древа креста Господня. Это значит, что церковь Христова от седой древности, можно сказать, с первого дня своего бытия, уже любила и почитала крест Господень. Эта любовь передалась и нам. И удивительное дело! Мы даже внешне, в самой манере нашего почитания Креста похожи на первохристиан. Паломница в Палестину конца IV в. - испанская монахиня Сильвия - описывает, как тогда целовали крест Господень: "Проходит народ один за другим; все - наклоняясь и касаясь Креста сначала лбом, потом глазами и, поцеловав Крест, проходят"...
О том, что Крест когда-то станет знаком победы и спасения, мы находим упоминания, как бы предвозвестия, еще в Ветхом Завете. Так Моисей во время битвы иудеев с амаликитянами стоял на вершине холма и когда он поднимал руки свои (крестообразно), то одолевал Израиль, а когда опускал, - то Амалик, так что для окончательной победы Аарон и Ор поддерживали руки его до захождения солнца (Исход, 17:11).
Крест есть знак-знамение нашего спасения. У пророка Иезекииля есть такое место в его книге (гл. 9, ст. 46): показал ему Господь в видении гибель Иерусалима за его отступление от Бога. Послал Господь ангела и сказал: "Пройди посреди города и на челах людей скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак." А другим ангелам сказал: "идите и поражайте без жалости и без пощады старца, юношу, деву и младенца, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак."
Что это за знак? Это - буква "тау," которая писалась - Т, т.е. приблизительно так, как изображают Голгофский крест некоторые ученые археологи. Итак, в этой гибели иерусалимлян были пощажены имевшие на челах своих знак креста. Так и мы с вами в минуту опасности прежде всего касаемся чела нашего, совершая крестное знамение. И оно подлинно есть сила Божия, спасающая человека.
Есть у древнего историка христианской церкви Феодорита Кирского такое сказание об Юлиане Отступнике: "Наконец, Юлиан нашел человека, который обещал ему предсказать, что будет с ним в жизни. Приведши Юлиана в одно идольское капище, тот человек начал вызывать лукавых демонов. Когда же демоны явились в обыкновенном своем виде, ужас невольно сообщился Юлиану и заставил его положить на челе крестное знамение. Увидев это знамение Христовой победы и собственного поражения, демоны мгновенно исчезли. Волшебник узнал о причине их бегства и стал укорять Юлиана. Юлиан признался ему в своем испуге и при этом выразил изумление, как велика сила Креста, если демоны не устояли пред его изображением."
Но знамение Креста и стихиями повелевает! Об этом свидетельствует следующий рассказ из жития святого Саввы Освященного.
"Случилось там одному брату, имевшему пекарское послушание в хлебопекарне, промокнуть под дождем; стояла же зима, и солнца не было. Не имевший где просушить свои одежды, вложил он их в хлебопекарную печь поверх дров и забыл. Вскоре же пришли братия печь хлебы и разожгли огонь, не зная, что пекарь положил в ней сушить свои одежды. Когда же дрова взялись огнем, вспомнил пекарь о одеждах своих и очень печалился о них. Был там и блаженный Савва, который увидев скорбь собрата, ознаменовав себя крестным знамением, вошел в горящую печь. И о чудо! Отрок Савва любви ради к брату (и ограждаемый силой крестного знамения), вышел неврежденно из раскаленной печи, неся в руках своих одежды собрата-пекаря, нигде не поврежденный огнем. Видя сие чудо, братия пришли в благоговейный ужас" (Житие святого Саввы, 5 декабря).
Итак, други-братия, с верою да изображаем на себе крестное знамение, дабы и нам оно было во спасение от опасностей и победой над лукавыми демонами.
Непобедимая и непостижимая и божественная сила честного и животворящего Креста, не остави нас, грешных!
(Отец Виктор Ильенко)
Воздвижение Креста Господня.
Праздник Воздвижения Креста, отмечаемый сегодня Православной Церковью, раскрывает самую суть ее веры. "Мы проповедуем Христа распятого" – так кратко сформулировал апостольское благовестие святой Павел, один из первых великих проповедников Слова о Кресте.
У истоков праздника, как обычно, стоит конкретное историческое событие. В 326 году святая Елена, мать первого императора-христианина Константина Великого, отправилась в Иерусалим на поиски подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Задача была нелегкой. За два с половиной века до этого древний город был разрушен римскими войсками при подавлении иудейского восстания. Однако, как гласит предание, раскопки оказались успешными. Под языческим храмом Венеры, построенном на Голгофе при императоре Адриане, были обнаружены места распятия и погребения Иисуса, которые и поныне привлекают множество паломников со всего христианского мира. Наконец из земли извлекли деревянный Крест, бывший орудием казни Христа.
Над пещерой Гроба Господня впоследствии была построена церковь. На ее освящение собрались многочисленные богомольцы. Конечно, все хотели поклониться обретенной святыне. И ради тех, кто не мог протиснуться сквозь толпу, епископ Макарий высоко поднимал ("воздвигал") крест над головами молящихся. Отсюда и название праздника, а также обычай накануне вечером выносить изображение Креста Господня на середину храма, а в соборных церквах еще и торжественно воздвигать его на все четыре стороны света, после чего верующие преклоняют колени и целуют крест при пении древнего гимна, величественного в своей суровой простоте: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".
Крест стал главным символом христианства. Им украшаются купола храмов и одежды священнослужителей, он изображается на всех священных предметах. И каждый православный христианин носит крест на груди, а обращаясь в молитве к Богу, осеняет себя крестным знамением. Это означает: мы – последователи Распятого. Именно Его, и никого иного, мы признаем нашим Господом и Владыкой. Мы хотим, чтобы Ему принадлежала вся наша жизнь.
Крест – символ жертвенной любви Христовой. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. XV, 13). Он полюбил нас до конца, до смерти. Полюбил так, как мы, к сожалению, слишком редко любим друг друга. Мы даже называем любовью что-то совсем другое – жажду обладания или признания, а вовсе не жертвы ради того, кого любишь. "Любовь не ищет своего",- писал апостол Павел. А нам порою и представить себе трудно, что можно жить как-то иначе, чем по пошлой поговорке: "Ты – мне, я – тебе".
Перед казнью на Голгофе Христос дал нам Свою новую заповедь: "Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".
Вот к чему обязывает нас тот крестик, который мы носим на сердце. Непобедимой победой назван крест в одном из церковных песнопений. Потому что нет на свете ничего сильнее, чем настоящая любовь. Даже когда она совсем беззащитна и одинока. Как Христос на Кресте.
(Протоиерей Николай Балашов)
Тремя или Четырьмя Гвоздями было Прибито Тело Христово?
Издавна распятия православное и католическое отличаются тем, что ноги Христовы на православном распятии имеют более естественную позу и прибиты двумя гвоздями, а на католическом - одним. А как же были они пригвождены на самом деле? и откуда пошла католическая традиция?
Римский обычай распятия состоял в том, что осужденный на мучительную смерть на кресте был прибиваем двумя гвоздями в руки и двумя - в ноги. В комедии Плавта "Мостеллария" один из персонажей говорит: "Дам золотой талант тому, кто первый поднимется на крест с тем, чтобы его прибили двумя гвоздями в руки и двумя в ноги."
Древнехристианские писатели свидетельствуют, что тело Христово было пригвождено четырьмя гвоздями. У святого Киприана Карфагенского (250 г.) говорится, что гвоздями были пронзены святые ноги Христовы. Также и Феофан в своей хронике утверждает, что святая Елена нашла вместе с крестом Господним доску с надписью и 4 гвоздя. Святой Григорий Турский (538-594) такими словами подтверждает это обще христианское верование: "Что было четыре Господних гвоздя, вот чем можно объяснить: два были вбиты в руки и два в ноги."
Теперь, если мы обратимся к изображением распятия, находимым в катакомбах, то и здесь мы увидим подтверждение этого мнения. Древнейшее распятие относится к 7-му веку и находится в катакомбах святого Валентина под Римом. На нем фигура Христа облечена в длинную тунику, ноги и руки прибиты четырьмя гвоздями. И как замечает римский археолог О. Марукки: "Это число гвоздей соответствует древней традиции."
От последующих веков 8-го и 9-го остались два изображения Христа распятого в подземных римских церквах. На одном - распятие аналогично тому, что находится в катакомбах святого Валентина, а на другом тело Христово прикрыто лишь опоясанием. Однако же в обоих случаях видны четыре гвоздя.
Если мы вглядимся в распятия 7-9 вв., то нас поразит царственное спокойствие и тела Христова и в особенности Его лика. Руки растянуты под прямым углом к телу; тела, покрытого туникой, совсем не видно; нет напряжения в ногах; вся фигура Распятого как бы не имеет веса. У художника совсем не чувствуется желания изобразить страдание или поразить зрителя знанием анатомии человеческого тела, или еще - растрогать его и вызвать сочувствие к Распятому. Пред тайной страданий Богочеловека останавливался тогдашний художник в благоговейном молчании и страхе. И то, что он осмеливался изобразить, было в совершенном соответствии с евангельской историей, краткой, простой и трогательной. Эта художественная традиция не удержалась на Западе, где уже, начиная с 12-го века стали появляться распятия, в которых художник старался изобразить муку страждущего на кресте Спасителя в чертах Его лица и в позе тела. И с того же времени вошло в обычай представлять распятие Христа с тремя гвоздями, т.е. ноги прибиты одним гвоздем. И это, по мнению проф. Марукки, было сделано для того, чтобы дать телу более художественную позу, способную растрогать верующих.
На востоке же первохристианская традиция удержалась даже до сего дня. Православная душа, созерцая своего Спасителя и Господа, пригвожденным ко кресту, всецело погружается в тайну вольного распятия и смерти Начальника жизни, и для нее достаточно одного слова, одного намека, чтобы углубиться в эту тайну и пережить ее. Всякое излишне реальное Внешнее впечатление, возбуждающее чувствительность, могло бы только помешать духовному переживанию.
Вглядитесь в православное распятие! Тело - в спокойном положении, голова - в естественном наклоне; нет потоков крови из ран, нет следов бичевания, нет муки ни в лице, ни в членах тела. Если все это было на Голгофе, и видевшие "позор сей" уходили оттуда, бия себя в грудь, то нам для сокрушения сердечного уже не нужно этого видеть.
Православное распятие, как мы сказали выше, и в 20 в. остается в гармоническом соответствии с простотой евангельского рассказа о крестных страданиях Спасителя нашего. И потому его действие на душу так сильно.
(Отец Виктор Ильенко)
Там и любовь.
В христианском фольклоре есть притча о том, как одному человеку показалась тяжела его участь и он обратился к Богу с просьбой ее облегчить.
- Что ж, – был ему ответ, – выбирай сам крест себе по силам.
Человек увидел перед собой множество крестов разных размеров и выбрал тот, который показался ему самым удобным для несения.
- Хорошо, – услышал он, – но это же и есть тот самый крест, который ты несешь.
Эту историю рассказывают иногда священники и в своих проповедях, посвященных празднованию Воздвижения Креста. Такой уж это праздник, что уместно задуматься о своей сугубо частной судьбе. Что тебе суждено? В чем смысл тех или иных жизненных испытаний? И что вообще считать испытанием, а что – подарком судьбы? Ведь грань между ними не так уж очевидна, как может показаться.
Один из современных иерархов Русской Церкви так об этом сказал: "Крест болезни, бедности, страдания и уничижения – это понятия привычные, да и история нашего Отечества дает тому обильные подтверждения. Но часто ли мы осознаем, что богатство, внешняя красота, здоровье и высокое общественное положение – это также крестные испытания для тех, на кого они возложены?"
Да уж, если бы осознавали, то не рвались во власть правдами и неправдами. Для кого власть – крест, а для кого – кормушка. И самая большая жертва, которую можно при этом себе позволить, это снять прилюдно "мигалку" со своей служебной машины в предвкушении аплодисментов от благодарного народа. Только аплодисментов не слышно. Ведь притвориться, что несешь крест, даже если он невидим, – невозможно. Как ни парадоксально, но это – очевидно.
Праздник такой – весь из парадоксов. И само событие, которое легло в его основу, таково. На иконах, посвященных Воздвижению Креста, изображают, как правило, императора Константина Великого, его мать Елену и епископа Макария. Но был еще один немаловажный персонаж этой истории. Когда по просьбе императора Константина Елена прибыла в Иерусалим, чтобы отыскать Крест, на котором распяли Христа, никто не мог указать место пребывания Креста. Никто, кроме престарелого еврея по имени Иуда, который знал об этом из семейного предания. Однако открывать тайну он ни за что не хотел. Елена приказала пытать Иуду – тот век тоже был жесток. После немалых истязаний старик все-таки открыл тайну. Крест достали. И вскоре епископ Макарий его торжественно водрузил для всеобщего обозрения. Так вот сам Иуда после этого принял христианство и с именем Кириак стал епископом Иерусалима. Метаморфоза, случившаяся с ним, абсолютно созвучна сути крестной истории. Ведь Воздвижение Креста перевернуло и весь мир, а не только старого Иуду. Империя, которая три века преследовала христиан, стала тогда столпом христианства. А сам Крест из орудия казни и символа позора превратился в знак радости и надежды.
Как говорил об этом русский святой Иоанн Кронштадтский:
"Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас".
Чтимая святыня.
Мы являемся свидетелями возрождения на Руси православной веры, строительства и реставрации храмов, возвращения утраченных и появления новых святынь. Этот рассказ посвящен особому роду почитаемых православных святынь – кресту-мощевику.
Историческая справка. Крест-мощевик – крест, в древо которого помещены частицы мощей святых. Соединение мощей с орудием спасения человеческого рода свидетельствует о том, что человек, служивший Христу в продолжение своей земной жизни, и по отшествии в вечность остаётся в единении с Ним не только своим духом, но и телом. (Мощи – от слав. мошть т.е. сила; останки умерших святых. Буквально – силы, способные творить чудеса).
Кресты-мощевики появились на Руси в древности. Поначалу это были нательные кресты – энколпионы (греч. – находящийся на груди), наперсник. Это небольшое изображение креста, Богородицы, святых, носимое верующими на груди. В энколпион полагали мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион называли панагия и панагиара. Энколпионы существовали в средние века у русских и греков.
В Православной энциклопедии (том Русская Православная Церковь./ Русское церковное искусство X-XX вв./ IV. Церковное искусство малых форм X-XX вв. М.,2000) читаем: с домонгольского времени известны кресты-тельники небольшого размера, предназначенные для ношения под одеждой; наперсные кресты; кресты-энколпионы, содержащие частицы святых мощей; кресты напрестольные, воздвизальные, запрестольные выносные и др. Наперсные мощевики-энколпионы появились не позднее IV в. и первоначально имели форму ящичка-ковчега. Крупные наперсные кресты-мощевики в XVII-XVIII вв. носили монахи.
Напрестольные кресты, как явствует из их названия, полагаются на престолах, в них вкладывались святые мощи. Напрестольные кресты могли также служить в качестве воздвизальных в праздник Воздвижения Креста Господня; если в храме имелся особый воздвизальный крест, он хранился в ризнице. Воздвизальные кресты с частицей Истинного Креста Христова (Крестного Древа) или святыми мощами исполнялись из дерева и покрывались богатыми окладами с лицевыми изображениями, выполненными в разных техниках. Одним из древнейших русских крестов такого типа был крест прп. Евфросинии Полоцкой в золотом окладе с перегородчатыми эмалями (мастер Лазарь Богша, 1161 г., пропал в 40-х гг. ХХ в.).
В культурном слое средневековой крепости Москвы были найдены нательные кресты двух типов – это небольшие крестики из металла и камня и крупные кресты- энколпионы (вместилища для мощей).
Вкладная книга монастыря Муромского Спасского монастыря повествует о кресте, хранившемся в обители: "Лета 7201 (1693) марта построенъ сей крестъ Господень с мошми Спасова монастыря что во граде Муроме вкладчика стольника Василия Ивановича Черткова при архимандрите Аврааме."
Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов; + 2000) в своей книге "Правдой будет сказать" пишет:
"Русская Православная Церковь с древних времен свято почитала множество честных останков Богом прославленных людей. Подтверждение тому – обилие крестов-мощевиков и ковчежцев как в монастырях, так и во многих храмах Руси. Благочестивая традиция прошлых лет заставляла православного человека буквально искать подобные святыни везде и припадать к ним, подобно тому, как к живительным источникам влаги стремится и утоляет жажду уставший путник".
* * *
Сейчас на наших глазах Церкви возвращается многое из утраченного в безбожное лихолетье.
Древний крест с частицей мощей святого великомученика целителя Пантелеимона появился недавно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Эта святыня XIV века, родовая реликвия бояр Hащокиных, была подарена к пятнадцатилетию обители московским благотворителем.
В монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев, возведенный в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения останков Царственных Страстотерпцев, был недавно передан чудотворный Крест-мощевик с частицами мощей сорока угодников Божиих. Это – семейная святыня Царского Дома.
Традиции возрождаются, несколько лет назад в Никольском храме Петропавловска-Камчатского был сооружен крест, в котором помещены частицы мощей более 60-ти православных святых.
* * *
Три года назад появился крест-мощевик и в Успенском храме на Малой Охте в Петербурге. Эта святыня – позолоченный крест предположительно XVIII века, подаренный храму благотворителем, – содержит частицы мощей 37 почитаемых православных святых:
пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня;
свв. Евангелистов Матфея, Марка и Луки;
пророка Даниила;
св.Лазаря Четверодневного;
апостола Андрея Первозванного;
брата Божия Иакова, апостола от 70-ти;
апостола Филиппа от 12-ти;
апостола Варфоломея от 12-ти;
свщмч. Варнавы (Иосифа), апостола от 70-ти, епископа Медиоланского, Кипрского;
апостола Иасона от 70-ти;
первомученика Стефана, апостола от 70-ти;
сщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского;
свт.Спиридона, епископа Тримифунского Чудотворца;
вмч. Георгия Победоносца;
вмч.Димитрия Солунского Мироточивого;
вмч.Феодора Стратилата;
вмч. Евстафия Плакиды;
свт. Василия Амасийского;
свт. Кирилла, архиепископа Александрийского;
прп. Пимена Великого, Египетского;
прп. Илариона Великого;
свт. Григория Акрагантийского;
сщмч. Акепсима, епископа Наессонского, Арбельского, Персидского;
сщмч. Анфима, епископа Никомидийского;
мч. Феодота Анкирского, корчемника;
равноап. царя Константина;
равноап. вел. кн. Владимира;
св. блгв. кн. Александра Невского;
св. блгв.кн. Даниила Московского;
прп. Саввы Сторожевского, игумена Звенигородского;
свт. Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского;
св.Пафнутия, епископа Боровского;
св.Варсонофия, еп. Тверского;
св.Игнатия, епископа Ростовского;
св.Исайи, епископа Ростовского.
Крест-мощевик находится в специально изготовленном аналое, и каждый верующий может помолиться перед ним и приложиться к этой святыне, испрашивая у Господа сил и помощи по молитвам сих святых угодников Божиих.
Обращаясь к прихожанам перед чтимой святыней, настоятель Успенского храма протоиерей Александр Пашков сказал:
- Обратим свой молитвенный взор ко Кресту и к тем святым, которые во время земного странствия сораспялись Христу каждый в своем подвиге веры. Кто-то из них нес апостольское служение, кто-то мученическое, кто-то святительское, кто-то преподобническое. Испросим же себе молитвенную помощь перед сим святым Крестом и святыми мощами.
(Успенский храм на Малой Охте: Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д.52. тел. 528-11-50.
Подготовила М.Михайлова)
Господи ,Боже наш Иисусе Христе помилуй нас грешных !!! [взломанный сайт]