из лекции игумена Петра Мещеринова
вопрос старчества и младостарчества - одна из серьезнейших проблем духовных пастырских отношений. В ней, как в фокусе, собираются и заостряются те вопросы, которые мы рассматриваем. Мы увидели, что есть в Церкви Богоустановленная иерархия, которой вручена благодать Св. Духа - освящать людей Таинствами и научать их истинам веры и нравственности. Научение это, не говоря уже о главной задаче иерархии - совершении Таинств - происходит от лица и по уполномочиванию Церкви, не вяжет и не подавляет свободу, совершается в духе любви; пастырство - это совет, это совместное движение старших и младших в Церкви ко Христу. И казалось бы, это - очень много; но людям этого оказывается мало. Им недостаточно пастырей Церкви и пастырского руководства, разумеется, такого, каким оно должно быть; им подавай нечто большее и высшее - старцев. Спрашивается: почему? Давайте разберемся.
1). Всегда существует соблазн сложить с себя ответственность за свою христианскую жизнь, за свое мировоззрение и поступки. Пастырь Церкви может только посоветовать то или иное; думать и делать человек обязан сам, - и только сам. Многие не хотят думать: им проще найти человека, который бы им сказал: делай так и так - и не думать ни о чем. И, соответственно, никакой ответственности: я делаю только то, что старец благословил, он и отвечать будет. Это очень распространенное явление, к сожалению. Спрос, поскольку он есть, рождает предложение - и старцы такого рода появляются во множестве. Их и называют «младостарцами» - не по возрасту, а по минимальному духовному церковному опыту, а то и просто по отсутствию такового. Недавно, что называется, «вылупившись из яйца», не пройдя самим делом христианской жизни, ничего не зная и не понимая в Церкви, они с удовольствием начинают властительски распоряжаться людьми, спекулируя на духовных понятиях. Это не пастырство, а гуруизм. И, кстати говоря, здесь-то и есть настоящий экуменизм. Это свойственно всем религиям: везде есть гуру, старцы, шейхи, цадики, - названия разные, суть одна: одни - посвященные, знающие тайны, другие - безмолвно воспринимающие и слушающиеся. Какая основа этих спекуляций, на какой идеологии это явление держится?
Старец, с церковной точки зрения - человек, христианин, который в монашестве (по большей части) стяжал в результате длительной и правильной духовной церковной жизни дары Духа - личные дары, подчеркну: прежде всего, дар рассуждения духовного, с которым всегда связан дар некоторой прозорливости. Старец, проще говоря, это - святой; если он известен людям (потому что естественное стремление настоящего святого, особенно монаха, - быть как можно меньше известным), то люди с разными нуждами идут к нему. И это вполне нормально - стремиться к носителям Духа; христианство, как мы говорим, не доказуется, а показуется; и всегда, в монашеской жизни особенно, как ее плод, «вызревали» люди духовные.
Но старцы в этом узком и правильном смысле слова всегда были редки в Церкви, - а тем более сейчас, когда разрушена та питательная среда, в которой они, так сказать, формировались. Они остались в книгах, - а мы, читая эти книги, тоже хотим старцев - начинаем их искать, ищем их по каким-то внешним, книжным критериям, - напр., чтобы была большая седая борода, невнятная речь, какой-нибудь физический недостаток, толпа женщин, ходящая за ним, своеобразные взгляды на всё, - и находим их, именно таких старцев. Ни в коем случае нельзя переносить вычитанное в книгах, тем более касающееся исключительно монашеской жизни, и к тому же очень редкого явления - монастырского старчества - на всю церковную жизнь. Повторю, в основе этого - желание снять с себя ответственность за себя.
2). Зачем же людям нужны старцы? Ответ простой: узнать будущее. К старцу, как правило, не едут с вопросом: как спастись? Потому что это совершенно ясно из Евангелия, святоотеческих книг, да и любой нормальный батюшка вполне удовлетворительно может каждому человеку ответить на этот вопрос, исходя из его ситуации. У старца спрашивают: жениться или в монастырь идти? Разменивать квартиру или продавать? Разводиться ли? Ложиться ли на операцию? Начинать ли бизнес или сворачивать его поскорее... и т.д., и т.п. Еще спрашивают у старцев: скоро ли конец света, брать ли ИНН, и т.д.
То есть - от старца нам нужно будущее. И это тоже абсолютно экуменично. Внецерковные люди с точно теми же проблемами идут к гадалке, к экстрасенсу; в других религиях на это существуют те же гуру, шейхи, цадики и проч. Что мы здесь видим? Наших старых знакомых: совершенно магическое отношение к Церкви и вектор жизни, направленный на то, чтобы хорошо было «здесь и сейчас».
Но - вопрос: что же заставляет людей, вроде и разумных, взрослых, самостоятельных, - безоговорочно подчиняться тому безумству, какое творят многие младостарцы? В основе этого явления лежит неправильное представление о Боге, о воле Божией и об отношении человека и Бога. Это крайне важно, я заостряю внимание на этом.
«Старцев» порождает абсолютно не-евангельский, не-церковный, магический взгляд на эти вещи. Считается, что воля Божия в отношении конкретного человека есть, с одной стороны, нечто предопределенное, заранее запрограммированное, с другой стороны, нечто совершенно тайное, то, что надо «угадать». И вот для того, чтобы эту «компьютерную волю» отгадать, попасть на нее, и нужен старец, который обладает неким тайным знанием этой самой загадочной «воли». Угадали мы эту волю - всё идет по маслу: и дети не болеют, и бизнес процветает. Не угадали - всё плохо. А еще хуже - усомниться в тайном знании старца: это вообще погибель.
Повторяю, это - абсолютно не-христианское мировоззрение, это хула на Бога и кощунство. Тогда наша религия превращается из благовествования - вести о Боге, как любящем Отце и о Христе Спасителе - в зловествование: христианство становится минным полем, по которому не пройти без «сапера» - старца. А между тем, это мировоззрение очень распространено, вплоть до того, что я сам читал не раз, что «православие - это старчество, и только потому оно истинно, что есть это самое старчество». Это абсолютно рабская безответственная идеология.
Напоминаю вам учение Церкви: воля Божия не есть нечто запрограммированное, автоматическое, и не то, что нужно угадывать, то, что скрыто; наоборот, Бог открыл нам Свою волю во Христе, в Св. Писании, в Церкви; жизненный путь человека определяется только личным отношением сердца, души к Богу. Определяется воля Божия из заповедей Божиих, из совокупности обстоятельств, из велений совести, из расположений сердца, из борьбы с грехом, страстями и с тем, кто за ними стоит, - т.е. это то, что мы уже называли: синэргия, со-творчество, со-действие Бога и человека.
Конечно, есть промысл Божий о каждом человеке, Господь Сам строит Свою Церковь и каждому дает свое место в ней - но не в смысле «угадать», не деспотически-властительски. Вот свидетельство Св, Писания: царю Езекии Бог послал прор. Исайю сказать: ты умрешь. Но Езекия отвернулся к стене и заплакал сильно; и Бог вернул прор. Исайю сказать Езекии: вернись и скажи, что он умолил меня, и Я прилагаю ему еще 15 лет жизни (4 Цар. гл. 20). И тайного ничего нет: «Я говорил явно миру..., и тайно не говорил ничего» (Ин. 18, 20), сказал Господь. Обращаю ваше внимание на этот очень важный пункт нашей веры. Там, где Дух, там - свобода, - но и ответственность, которые, если отменяются, подменяются или попираются, то это явный признак уклонения от истины, содержимой Христовой Церковью.
Если же брать практическую сторону: предположим, нам встретился в жизни «старец» - может быть даже почти настоящий; или мы читаем что- то, от старцев исходящее, - то в отношении к этому мы должны учесть следующий принципиальный момент: чем старчество отличается от собственно пастырства? Пастырство выступает от имени Церкви (должно, во всяком случае, так быть): любой пастырь, если говорить схематически, ничего иного не делает, как излагает учение Церкви; искусство пастыря состоит в том, чтобы донести его до конкретного человека в конкретной ситуации. Старец же действует от некоей личной харизмы, от личного дара Духа; а это дело весьма тонкое, здесь нужна известная осторожность.
Прп. Серафим Саровский говорил, что когда он говорил «от себя», были ошибки, а ст. Силуан, приводя эту фразу, пишет, что ошибки могут быть маленькие, а могут быть и большие. Также нужно учесть, что действие Духа не всегда распространяется на всё, что духовный человек говорит. Напр., греческий старец Паисий, с легкой руки которого (вернее, с тенденциозных публикаций) заварилась вся наша каша с ИНН, штрих-кодами и проч. Когда он говорит собственно о духовной жизни - всё прекрасно: да, благодатное слово, подлинно духовный опыт. Но вот старец начинает «за политику» - и что Россия завоюет Стамбул, и отдаст его Греции, и прочее, и прочее - тут уже явно не от Духа, а от себя, от своих непонятно каких, и уж совершенно не духовных, политических представлений и пожеланий.
Затем, нельзя действие Духа представлять себе как какое-то эффектное театральное чудо, озарение. Напр., приезжает к духовно опытному человеку некто, спрашивает его: жениться или в монастырь идти? Все эти вопросы ведь тоже вполне законны, если они не на 1-м, а на своем подобающем месте стоят. И что происходит? Старец (настоящий) богопросвещенным умом, с точки зрения Евангелия, Церкви, пользы душевной и конкретной ситуации усматривает все внутренние и внешние обстоятельства, может быть тонкие, не видимые вопрошающему, но духовно очевидные; и дает совет - но не фокуснически «угадывает».
Наконец, еще очень важный момент. У нас принято противопоставлять старцев иерархии. «Мало ли, что говорит тот или иной батюшка: старец вот так сказал, а что они все от учености своей могут духовного знать!», или: «Да архиереи все отступники от Православия, вот старцев нужно слушать!» и т.д. Настоящий старец никогда не противопоставит себя богопоставленному пастырству, наоборот, будет являть образец послушания. Хороший пример этому - архим. Иоанн (Крестьянкин). Например: жалуются ему на настоятеля; он отвечает в письме: Нет, поступайте, как благословил настоятель. Пишут ему: вот, такой-то владыка сказал так-то, что Вы скажете? Он отвечает: кто я такой, чтобы противоречить Архиерею? Только так, как Архиерей сказал, и нужно делать. Это о старцах настоящих. А вообще здесь нужна крайняя осторожность: велика опасность подмен, и не только тонко-духовных, но и весьма даже грубых. Это обстоятельство настолько существенно, проблема настолько велика, что наше Священноначалие даже приняло специальное Синодальное постановление по этому поводу, от 28.12.98, которым и должны теперь руководствоваться в этих вопросах все чада нашей Церкви.
В заключение этой темы еще раз нужно подчеркнуть, что христианин сам должен трудиться над самим собою, с целью - обрести Христа, выстроить отношения с Ним, с Его Церковью; пастырь здесь - посредник, соработник, помощник; он не может заслонять Христа и подменять Его. Благодать, подаваемая в Таинстве священства и предназначена Церковью для помощи христианину в том, чтобы он не в текстах отеческих, не в наставлениях пастырских и ни в чем внешнем, «должном» и т.п. полагал жизнь духовную, а - при содействии всего этого - свою волю, свой разум, свои чувства напитывал Св. Духом, свое сердце уготовлял Христу.
И здесь нужны мудрость и опыт, чтобы избежать крайностей - одну, о которой мы подробно говорили выше, - рабство, подмена пастырем Христа, - а другая крайность, когда человек скажет себе: сам справлюсь, сама благодать меня наставит, без этих попов, не нужны они, пусть только Таинства совершают, я из книг все узнаю. Нет, всегда нужно помнить, что мы - Церковь, что старшие в ней и младшие взаимно нуждаются друг в друге, взаимно помогают друг другу, вместе ищут Господа, и только на путях Церкви, не разоряя Ее чинов, обретают Его. Наша задача, обоюдная - эти церковные чины наполнить содержанием личного духовного усилия каждого, помня при этом слова Апостола - «блюдите, како опасно ходите».