16 МАЯ
(От Иоанна святое благовествование)
Ин., 30 зач., VIII, 21-30.
Евангельское чтение:
21Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
22Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?
23Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского
Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, вы не можете придти? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Для чего так часто Он говорит им: Я отхожу, и будете искать Меня? Для того, чтобы потрясти и устрашить души их. Ибо смотри, в какую они тотчас впали заботу. Они в недоумении говорят: неужели Он убьет Сам Себя? Хотя они желали избавиться от Него, просили Его удалиться от них и даже хотели убить Его, однакож настоящее обстоятельство представляют себе так важным, что пришли от него в недоумение. — “Я отхожу”. Часто говорит сие и для того, чтобы показать, что Он вперед знает о Своей смерти и что крест есть дело не их силы, но Его произволения. “Я, — говорит, — отхожу”: не вы Меня ведете, но Я иду добровольно. — “Куда Я иду, туда вы не можете придти”. Сими словами показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих. Что же они говорят на это? “Неужели Он убьет Сам Себя?” Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: “Вы от нижних”, и не можете помыслить ничего божественного; потому вам естественно так думать; но “Я не от сего мира”, то есть не забочусь ни о чем мирском и земном, и потому никогда не могу дойти до такого безумия, чтобы убить Самого Себя. Ибо это дело бесовское, а не божеское. Здесь Аполлинарий, ухватившись за сие изречение, вслед за манихеями, говорит: видишь ли, тело Господа было не от сего мира, но свыше, с неба, как и Павел говорит, что второй Человек Господь с неба (1 Кор. 15, 47). Что же нужно сказать? Или нужно спросить его, как он понимает слова Господа к апостолам: “Вы не от мира” (Иоан. 15, 19) — ужели так, что и они имели тела с неба, а не от сей твари? Или Господь сказал это потому, что они не заботились о благах мира сего? Так нужно понимать и сии слова: “Я не от сего мира”, то есть Я не то, что вы, заботящиеся о мирском. Подобным образом и Павел говорит некоторым: “Вы не по плоти” (Римл. 8, 9), говорит не потому, будто они бестелесны, но свидетельствует об их любомудрии и свободе от плотских страстей. Что же опять Господь говорит им? “Если не уверуете в Меня, то умрете во грехах своих”. Если Он пришел за тем, чтобы взять на Себя грех мира (Иоан. 1, 29), а получить прощение грехов можно не иначе, как чрез крещение, креститься же невозможно, не уверовав прежде, то неверующий неизбежно умрет во грехе своем, ибо, не приняв крещения, он не совлекся ветхого человека. Посему и Господь в другом месте говорит, что неверующий уже осужден (Иоан. 3, 18), не потому только, что не уверовал, но и потому, что умирает с прежними грехами.
Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Спустя столько времени, после того, как явлено столько чудес, они еще спрашивают Его: “кто Ты?” Так они были неразумны, несправедливы и насмешливы. Господь говорит: Я говорю вам то, что и в начале. Вы, говорит, недостойны всецело выслушать Мои речи, ни познать, кто Я; ибо вы все говорите с целию искусить, а не желаете внимать ничему из Моего учения. Я мог бы и обличить вас в этом, и не только обличить, но и наказать. Ибо на это Он намекает, когда говорит: “Много имею говорить об вас и судить”. Словом “говорить” указывает на обличение, а словом “судить” на осуждение и наказание. Но, говорит, Пославший Меня послал Меня не за тем, чтобы судить и обличать. Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Иоан. 3, 17). И как отец Мой послал Меня спасать, а Он истинен; то Я по сему самому ныне никого не сужу, а только говорю то, что слышал от Отца Моего, то есть, что служит ко спасению, а не к обличению. Говорил же Он это для того, чтобы не подумали, что Он не наказывает их по Своему бессилию. Он показывает, что небессилен Он, но не желает наказывать их, так как пришел не наказывать, а спасать. Когда Он говорил это, они были так неразумны, что не поняли, что Он говорил им об Отце Своем. Как часто и много говорил Он уже им об Отце! Но поистине омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1, 21). — Некоторые же так понимают сии слова: “Пославший Мя истинен” — Я мог бы и ныне судить вас, но оставляю это до будущего века. А вы не веруете и не обращаете внимания на время воздаяния. Но если вы и не веруете, то истинен Отец Мой, который и назначил день для воздаяния вам, и Меня послал возвестить об этом и открыть миру Его правду и силу.
Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Много чудес совершил Иисус, и однакож не привлек иудеев к Себе. Теперь говорит им о кресте. Вы, говорит, думаете, что когда распнете Меня, будете свободны от всякой заботы и избавитесь от Меня. А Я говорю, что вы узнаете, что это Я, то есть Христос, Сын Божий, все носящий и держащий (Евр. 1, 3), и что Я не противник отцу, не действую и не говорю Сам от Себя, ибо не имею собственной воли, отличной от воли Отца. Как же они узнают Его на кресте? Из знамений того времени, из воскресения Его и пленения их. Ибо все это могло обнаружить Его силу. Итак, когда распнете Меня, вы узнаете то и другое, и силу Мою, и единомыслие Мое с Отцом. Ибо Отец не предал бы вашего города римлянам в отмщение за Меня и не совершил бы знамений на кресте, если бы Я не был Сыном Его и единомысленным, а не противным Богу. Тогда узнаете, что чему Я ни учу и что ни говорю, это от Него, несомненно божественно и не Мое, но Пославшего Меня. Потом, дабы не подумали, что послание и посольство означает подчиненность, говорит, что Отец Мой со Мною. Хотя Он и послал Меня, как Человека, но Я неразлучен с Ним, а Он со Мною, как Бог с Богом. За сим, опять нисходит к уничиженной речи и говорит: “и не оставил Меня одного”, потому что Я делаю угодное Ему. Так смиренно говорит Он для иудеев. Они говорили, что Он не от Бога, потому что не хранит субботу. А Он говорит: “Я делаю угодное Ему”, так что, если и субботу нарушаю, то делаю угодное Ему. Впрочем, такою уничиженною речью Он нисколько не вредил Своей славе, но слушателям приносил пользу, да и Свою славу чрез это упрочивал. Ибо слушатели, слыша, что Он все относит к Отцу, охотнее прилагались к Нему и веровали в Него, так что смирение более возвышало Его. Видишь ли достоинство блаженного смирения? А что это так, слушай далее.
Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.Я сказал, что слушатели смиренными речами более увлекались. На это намекает и евангелист. Когда Он говорил это, замечает он, то многие уверовали; говорил “это”, то есть речи смиренные и как бы недостойные Его славы. Посему, когда слышишь, что Он говорит о Самом Себе нечто малое и несовершенное, ни в каком случае не смущайся, ибо Он говорит это для слушателей, которые не могут понять что-нибудь высшее и тотчас приходят в ярость. Чего бы не случилось с ними, не могущими постигнуть глубины богословского таинства, когда высота Его славы осталась непостижимою и для христиан, познавших Его силу и спасенных Им? Когда слышишь, что многие уверовали, понимай так, что уверовали просто и как случилось, а не как должно было, уверовали потому, что им понравилось смирение в речах.
Проповедь протоиерея Александра Дягилева
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе! Возлюбленные о Господе братья и сестры, мы с вами продолжаем отмечать праздник Пасхи, праздник Светлого Христова Воскресения.
Мы с вами в Церкви слышим отрывки из Евангелия, где Господь общается с иудеями, пытаясь достучаться до них, до их сердец. А через евангельские строки, читаемые в Церкви, и до нас с вами. «Я от вышних, вы от нижних», «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете пойти». О чем речь? Иудеи не понимают. И в конце концов задают Ему вопрос: «Кто же Ты такой, что так учишь?» И фраза, которой Господь отвечает на эти слова, важная и ключевая. «Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». Одна эта фраза должна была повергнуть иудеев в шок и трепет, потому что Иисус произносит священное имя Божие – Яхве, Сущий. Это то имя, которое когда-то доверил Бог Моисею, назвав Себя Сущим. Это тот самый Бог, Который вывел израильский народ из Египта. Мы читаем об этом в книге Исход, в третьей главе, в 14-м стихе. «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым – Сущий, Яхве послал меня к вам». Выходит, Иисус Христос называет Себя тем самым Богом, Который явился Моисею. Поэтому Господь и продолжает: «Много имею говорить и судить о вас. Но Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю». То есть Господь Иисус прямо говорит, что Его слова – от Бога. Все Его слова – от Бога. И предсказывает, что «когда вознесете Сына Человеческого (это предсказание о распятии), тогда узнаете, что это Я есть и что ничего не делаю от Себя, потому что Пославший Меня», говорит Господь, «есть со Мною».
Мы видим, что здесь Господь открывает некую тайну – тайну о том, что Он есть тот самый Бог, явившийся Моисею. И о том, что видевший этого Человека, видел Самого Бога во плоти. Это тайна, это чудо. И это должно приводить нас в священный трепет, потому что Бог, создавший мир и все, что в нем, все, что мы так ценим, всю ту гармонию и красоту, которая вокруг нас, всю эту вселенную, этот самый Бог пришел к нам как Человек. А люди распяли Его.
И мы до сих пор распинаем Его в себе грехами своими. Поэтому давайте поступать так, как поступили некоторые – те люди, о которых сказано: «и многие уверовали в Него». Давайте будем среди этих людей, потому что все, что сделал Господь, есть истина, и это доказывается самим фактом Воскресения Его из мертвых. Он нам дарует вечную жизнь – давайте будем приходить к Нему, давайте будем соединяться с Ним, давайте неленностно будем ставить Церковь не на последнее место в своей жизни.
Христос воскресе!
Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь говорит иудеям, что Он уходит. И после того, как Он уйдет, они поймут, что они потеряли. Они будут искать Его и не найдут Его. Каждому человеку дается возможность принять Христа – Спасителя и Господа. Но эта возможность может быть отвергнута и утрачена. Суд над нами будет зависеть от того, как мы воспользовались этой возможностью. Чем больше эта возможность, тем больше суд.
Господь уходит, чтобы возвратиться к Отцу и Его славе. И Его враги не могли последовать за Ним, потому что своим постоянным непослушанием и отказом принять Его, они закрыли себя от Бога. С какой насмешкой они встречают Его слова! Господь говорит, что они не могут пойти, куда Он идет. А они замечают, что, вероятно, Он собирается убить Себя. Ведь самые ужасные места ада уготованы для самоубийц. «Разумеется, – говорят они, – у нас нет намерения следовать за Ним туда».
Господь говорит, что если они будут упорствовать в отвержении Его, то умрут в своих грехах. Это значит, что жизнь их окажется бессмысленной и напрасной. Грех – это то, что отделяет человека от Бога. Отвергнуться Христа – значит стать навеки чужим Богу. Принять Его – значит вступить с Богом в дружбу, которая дарует бессмертие.
Христос уходит. Но горе тем, от кого Он уходит. Иудеи исполнены вражды против истинного Мессии и, обманутые диаволом, начинают искать другого Мессию. Христос говорит о вечном разделении их с Ним: Куда Я иду, туда вы не можете придти. Разбойник благоразумный, которого Господь во едином часе рая сподобил, не умер во грехе. Но кто не кается, не будет со Христом и не может быть с Ним никогда.
Господь говорит, что они от земли, а Он – с неба, они – от мира сего, а Он – не от мира. Какое общение может быть у Христа с ними? Отпавший от Бога мир отделяет от Бога бездна, он исполнен слепоты и вражды по отношению к Богу. Эта бездна, эта слепота и вражда и есть грех. Христос пришел в мир, чтобы исцелить его от этой болезни, которая неминуемо означает смерть. Потому Он и говорит: Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
Для всех очевидно, что с миром что-то не так. Только признание Иисуса Христа как Сына Божия, послушание Его совершенной мудрости и принятие Его как Спасителя и Господа может исцелить душу каждого человека и весь мир. Все очень хорошо сознают болезнь, разрушающую мир. Исцеление – перед нами. На нас ложится ответственность, если мы отказываемся принять его.
Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Христос говорит, что они должны верить, что Он Тот, Кто прежде творения мира, Тот, Кто от начала времени в Писаниях Ветхого Завета, Тот, Кем Он явил Себя с начала Своего общественного служения. И Господь предает их суду Небесного Отца, пославшего Его в мир. Хотя Христос ясно говорит им о Боге как об Отце на небесах, они не понимают, что Он имеет в виду. День и ночь одинаково темны для слепых.
Свет откроется на Кресте. Когда люди увидят Христа вознесенным на Крест, они по-настоящему поймут, Кто Он. На Кресте – Его любовь, которая никогда не перестает и которая идет до конца. Потому умирающие с верой – умирают во Христе, в Его любви, в объятиях Его распростертых на Кресте рук. Они увидят Его в день суда. Он будет судим миром и осужден как плотник из Назарета. Но придет день, когда они увидят Его как Судию всех и узнают, Кто Он.
Когда это произойдет, они увидят в Нем воплощенную волю Божию. Я делаю всегда угодное Ему, – говорит Христос. Другие люди, как бы ни были они святы, могут быть побеждены грехом. Но послушание Христа Отцу не знает никаких отступлений, оно постоянно и совершенно. Придет день, когда все человечество увидит в Нем Бога. Блаженны те, кто слушая Христа, ныне уверовали в Него, и прежде смерти, прежде Суда направили свою жизнь к благоугождению Богу.