Начало индикта – церковное новолетие
14 СЕНТЯБРЯ
(От Луки святое благовествование)
Евангельское чтение:
Лк., 13 зач., IV, 16-22.
16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.
20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих. Когда подали Ему книгу, Он ее разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано? "Дух Господень помазал Меня", то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование "нищим", то есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в большой нищете. "Сокрушенные сердцем" были, быть может, израильтяне, у которых сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь пришел, чтобы и их исцелить, и дать "пленным освобождение" и "слепым прозрение", язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада. - Проповедал "лето Господне благоприятное". Что же это за лето благоприятное? Быть может, и будущий век, о котором Господь проповедал, говоря: "и в тот день вы не спросите Меня ни о чем" (Ин. 16, 23), и опять: "наступает время, когда мертвые оживут" (Ин. 5, 25). Но приятное лето есть и время пришествия Господа во плоти. О нем Павел говорит: "теперь время благоприятное, теперь день спасения" (2 Кор. 6, 2). Прочитав это, Он сказал: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами", очевидно, указывая в Себе слушателям Того, о Котором это писано.
И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его
Народ, слушая речь Христову, удивлялся словам благодати;
***
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь приходит в Назарет, в город, расположенный на пересечении дорог, ведущих во все стороны света. В этом городе Он был воспитан, здесь Он ходил в синагогу, и теперь Он входит в нее, но уже по-другому, исполняя общественное служение. Это происходит в самое подходящее для проповеди время, в день субботний, когда благочестивые иудеи обращают свой взор к Богу.
Христос, сказано в Евангелии, встал читать. В каждую субботу в синагогах было семь чтецов — первым был священник, вторым — левит, и еще пять — из числа молящихся. Мы часто видим Христа в Евангелии проповедующим в синагогах, но только здесь — Он чтец. Хорошо помнить чтецам в наших храмах, что Сам Господь исполнял их послушание. «Ему подали книгу пророка Исаии». И Он раскрыл ее. Книги Ветхого завета были в известном смысле закрыты, пока Христос не открыл их. Он нашел место, которое полагалось читать в этот день. Это текст из пророка Исаии (Ис. 61, 1—2). Промыслом Божиим чтение этого дня с совершенной ясностью было о Мессии. Этот текст дает полное описание того, что Он пришел исполнить в мире. «Дух Господень на мне» — так начинается это пророчество, свидетельствуя, что Христос имеет все необходимое для Своего служения. Все дары Духа Святаго, вся благодать — с Ним, и не мерою, в отличие от всех прежних пророков, Он принял Духа. (Ин. 3, 34). «Ибо Он помазал Меня», — говорит Господь, являя тайну Своего призвания и посланничества в мир. Он послан для принесения людям благой вести. Он помазан — проповедовать, и это слово звучит здесь трижды. Он должен благовествовать нищим — тем, кто нищие в этом мире, тем, кто нищие духом, кроткие и смиренные, тем, кто подлинно печалятся о своих грехах. Благовествовать не значит просто проповедовать, потому что благая весть — Евангелие — должна достигнуть не только слуха этих людей, но и их сердец.
Он будет проповедовать пленным освобождение. Евангелие — возвещение свободы, несравненно лучше той, которую получил Израиль в Египте и в Вавилоне. Это избавление от наихудшего рабства зла и смерти, обретя которую люди возжелают всегда быть со Христом. Он дарует слепым прозрение. Он пришел не только для того, чтобы словом Своего благовестия принести свет сидящим во тьме, но силою Своей благодати дать зрение слепым. Христос пришел, чтобы сказать нам, что у Него есть брение помазать очи наши. Если на Его вопрошание «Чего вам надобно?» мы ответим молитвой: «Господи, да прозреем», Он скажет: «Прозрите».
Он проповедует лето Господне благоприятное. Он пришел, чтобы мир знал, что Бог, Которого они отвергают, хочет примириться с ними и принять их в общение с Собою — на новых условиях. Это год прощения, юбилейный год, лето благоприятное. Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Христос пришел как Небесный Врач — исцелить сокрушенных сердцем. Дать покой, радость и мир смятенным душам, отпустить измученных тяжестию греха и вины на свободу. В отличие от всех пророков, Он — не только Проповедник истины, но сама Истина, Он — Искупитель, один имеющий власть на земле прощать грехи.
Когда Господь прочитал это, Он закрыл книгу и, отдав служителю, сел — по обычаю учителей Израиля. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Оно исполняется с самого начала Его служения. Много других благодатных слов исходило из Его уст, ибо Христос часто говорил долгие проповеди, а до нас дошли только краткие записи их. Но и этих слов для нас довольно: «Ныне исполнилось писание сие». В делах Божиих — исполнение слова Христова. Его слово помогает нам понять Писание и Промысл Божий, и увидеть, как они чудесно согласны друг с другом.
«И глаза всех в синагоге были устремлены на Него». Мы должны всегда, слушая слово Божие, иметь свой взор устремленным ко Христу. «И дивились словам благодати, исходящим из уст Его». Каждое слово Христово — слово благодати, и оно должно вызывать изумление у нас. Чудно имя Христово, и нет ничего более дивного, чем Его благодать, чем слова Его благодати, чем сила, содержащаяся в эти словах. Их удивление возрастало, когда они говорили: «Не Иосифов ли это сын?» Может быть, одни из них прозревали, что Сам Бог говорит через Него, а другие начинали думать, что это только Иосифов сын, и ничего особенного не было в том, что Он сказал. Что может быть печальней такой глухоты и слепоты? С этим, наверное, можно сравнить только чтение слова Божия по привычке, когда мы ничего не воспринимаем, кроме мертвых букв. В то время как, сколько бы мы ни читали, в нем — всегда абсолютная бесконечная новизна!
Протоиерей Александр Шаргунов
***
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О рабах и господах
Однажды в синагоге Господь Иисус Христос, открыв книгу пророка Исаии, прочел: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу". Прочитав это вслух, Он прибавил: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами". А это было еще только в начале земного служения Господа Иисуса. Но вот дело Его завершено, по всей земле проповедуется имя Христово, и вдруг - ученик Христов не только не выпускает на свободу рабов, но еще и побуждает их повиноваться господам "не с видимою только услужливостью, как человекоугодники", но "со страхом и трепетом, ... как Христу". И не только власть господ над рабами, но и власть мужа над женой Апостол усиливает, повелевая: "жена да боится своего мужа".
Но Господь же своим ученикам прямо говорил: "В мире будете иметь скорбь" (Ин. 16, 33). А когда "некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство", Господь ответил: "кто поставил Меня судить или делить вас" (Лк. 12, 13-14)? Насчет же всякого насильственного передела собственности Он говорил: "Все, взявшие меч, мечем погибнут" (Мф. 26, 52).
Тяжесть любых социальных связей со временем смягчается привычкой. И когда какой-нибудь "заступник народный" начинает сплеча рубить эти узлы, - все обнажается и обостряется, на каждом конце возникает по новому узлу, и часто это последнее бывает хуже первого. Господь же, не трогая существа социальных отношений, просто бросает в каждую из сторон семя своего учения. Одно говорит господам, другое - подвластным; одно - мужу, другое - жене; одно - родителям, другое - детям. Чтобы каждое поле постепенно принесло плоды на общую пользу. "Любящим Бога ... все содействует ко благу" (Рим. 8, 28). Господь и хочет, чтобы всякий христианин извлек предельную пользу из своего социального положения. Рабам слово Божие повелевает подчиняться господам, "как Христу". Смирение пред видимой человеческой рукой помогает смириться пред невидимой рукой Божьей, чтобы потом в рабстве ли, в свободе ли, - острее чувствовать над собой Божественную власть.
Но и господину, уверовавшему во Христа, Апостол не предписывает тут же отпустить на волю рабов. Потому что это значит - одновременно и снять с себя ответственность за них. Кто долго был рабом, тот долго среди свободных людей с сожалением вспоминает минувшие времена. Как и вышедшие из рабства евреи долго еще вспоминали ту относительную стабильность, к которой они привыкли в Египте. Поэтому Апостол указывает господам активный, творческий путь: "И вы, господа, поступайте с ними, также умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия". И в рабах Апостол старается воспитать чувство подвластности Небесному Господу, и в земных господах - чувство причастности милосердию и любви Небесного Отца. Так же и мужу, так же и жене. Так же и детям: "Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать", это - первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". А родителям сказано: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших", а в послании к Колосянам прибавлено: "...дабы они не унывали" (Кол. 3, 21), "но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". И, конечно же, не просто словесным наставлением, но своей жизнью, своим примером.
На жизненных ситуациях царства земного Господь хочет вырастить граждан Царства Небесного, чтобы нам войти в истинную свободу жителей этого Царства, чтобы уже ничто не могло поработить нас, боящихся только своего Господа и служащих только Ему одному.
А ТАКЖЕ АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ И ТОЛКОВАНИЕ : АПОСТОЛЬСКОЕ И ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ
Читаем Евангелие вместе с Церковью. 14 сентября