15 ИЮЛЯ
(От Матфея святое благовествование)
Мф., 52 зач., XIII, 24-30
Евангельское чтение:
24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то' и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но Он сказал: нет: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою. В прежней притче Господь сказал, что четвертая часть семени пала на добрую землю, в настоящей же показывает, что враг и этого самого семени, которое пало на добрую землю, не оставил не испорченным по той причине, что мы спали и не радели. Поле - это мир или душа каждого. Тот, Кто сеял, есть Христос; доброе семя - добрые люди или мысли; плевелы - ереси и худые мысли; тот, кто сеял их, дьявол. Спящие люди - это те, которые по лености дают место еретикам и худым мыслям. Рабы же - это ангелы, которые негодуют на то, что существуют ереси и испорченность в душе, и желают сжечь и исторгнуть из этой жизни и еретиков, и мыслящих дурное. Бог не позволяет истреблять еретиков путем войн, чтобы вместе не пострадали и не были уничтожены и праведные. Бог не хочет умертвить человека из-за злых мыслей, чтобы вместе не была уничтожена и пшеница. Так, если бы Матфей, будучи плевелом, был исторгнут из этой жизни, то вместе была бы уничтожена и имевшая впоследствии произрасти от него и пшеница слова; равным образом и Павел, и разбойник, ибо они, будучи плевелами, не были уничтожены, но им позволено было жить, чтобы после того произросла их добродетель. Поэтому Господь говорит ангелам: при кончине мира, тогда соберите плевелы, то есть еретиков. Как же? В связки, то есть, связав им руки и ноги, ибо тогда никто уже не может делать, но всякая деятельная сила будет связана. Пшеница же, то есть святые, будет собрана жнецами-ангелами в небесные житницы. Равным образом худые мысли, которые имел Павел, когда преследовал, были сожжены огнем Христа, сбросить который на землю Он и пришел, а пшеница, то есть хорошие мысли, собраны в житницы церкви.
Проповедь протоиерея Александра Дягилева
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь наш часто обращается к людям и говорит им притчами. Что такое притча? Притча – это некая история, которая, может быть, на протяжении всей истории человечества и не имела места, она может быть и выдуманной историей, но притча рассказывает нам о чем-то очень важном для нас. «Имеющий уши слышать да слышит». Так часто Господь заканчивает эти притчи.
И вот сегодня мы услышали одну из этих притч. «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». Что такое поле? Поле – это тот самый мир, в котором мы с вами живем. Это одна из тех притч, которые Сам Господь растолковал, дав нам традицию толкования Своих притч и Священного Писания вообще. Сегодня мы эти фрагменты не слышали, но чуть ниже, в 37-м и 38-м стихах 13-й главы Евангелия от Матфея сам Господь нам рассказывают о смысле этой притчи.
Итак, человек посеял доброе семя. Люди спали, и пришел враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Что такое плевелы? Плевелы – это сорняки, это трава, которая на ранних стадиях своего роста очень похожа на ростки пшеницы. «И вот взошла зелень, показался плод, тогда явились и плевелы». И стало видно, что среди этой зелени есть не только побеги пшеницы, но и побеги сорняков. И это происходит именно тогда, когда появляются начатки плодов. Тогда становится видно, что это не просто травинка, но это либо росток пшеницы, либо росток сорняка. Господь часто говорит об этом – «по плодам их узнаете их». И люди праведные, и люди грешные при первом знакомстве могут казаться нам одинаково приветливыми – либо неприветливыми. Но только потом, общаясь с ними, мы начинаем видеть, куда ведет свою жизнь и куда тянет тех, кто с ним общается, тот или иной человек – к Богу или от Бога.
Пшеница – это те, кто служит Богу. Сорняки, плевелы – это те, кто не хочет служить Богу, но стремится задавить пшеницу. «Рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. Рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы». В этой притче Сам Господь говорит о том, что эти рабы, желающие произвести прополку, выбрать сорняки – это Ангелы. Но Господин, Бог говорит: нет, оставьте, пусть растут вместе до жатвы. А жатва – это кончина века, жатва – это Страшный Суд. «И во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Здесь можно говорить и об особенностях Палестины. В Палестине, особенно в Южной Иудее, не так уж много растет деревьев, и поэтому связки сухой травы действительно часто используется в качестве топлива для обогрева. Но огонь как таковой напоминает нам о геенне огненной, и поэтому сам факт того, что связки сухой травы будут брошены в огонь, говорит об их участи, об участи тех, кто не хочет служить Богу.
Но нам важно и иное. Пока жатва не наступила, пока не наступил Страшный Суд, который будет сам по себе разделением на добро и зло, на овец и козлов, на праведников и грешников, на пшеницу и плевелы, но пока этого не произошло, в этом мире зло и добро живут бок о бок. И они живут в каждом из нас, и каждый из нас решает, кем мы станем, выбирая тот или иной путь. Причем выбираем мы всякий раз, когда стоим на перепутье: согрешить или нет, с Богом мы или против Него. И кем мы явимся в конечном итоге, какой мы плод принесем – зависит во многом от нас. Здесь о предопределении речи нет, но так получается, что в этом мире, в этой стране, в этом обществе, в этой Церкви, где угодно, добро и зло сосуществуют. И куда бы мы с вами не пошли, нам приходится сталкиваться со злом в его различных проявлениях, даже в нас самих.
Будем же, братья и сестры, помнить: конечно же, легко жить, когда известна линия фронта – здесь добро, а здесь зло. Тяжело, когда добро и зло перемешаны, но мы с вами, даже несмотря на это, должны делать свой выбор. И пусть рядом с нами люди делают свой выбор, а мы должны им помогать идти по пути добра. Но все же – это их собственный выбор. Мы же с вами должны всегда выбирать только один путь – быть доброй пшеницей, а пшеницу бережно сохраняют, ведь она – будущий хлеб. А хлеб, будем помнить, это символ Тела Христова, ведь именно хлеб Господь избрал, чтобы преложить Свое Тело на Тайной вечери. И пшеницу сеют в землю, чтобы выросла новая пшеница. Там и мы с вами, если хотим быть по-настоящему слугами Божиими, должны давать ростки новой пшеницы, новой жизни во Христе, мы должны приводить тех, кто рядом с нами, ко Христу. Аминь.
http://grad-petrov.ru/calendar.phtml
Протоиерей Александр Шаргунов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Вопрос зла – самый серьезный для всякого мыслящего человека. Кто из нас не спотыкался о зло – в своей плоти – при виде невинных страданий детей, в своем сердце – при виде чьей-то оскорбленной любви, в своей совести – при виде множества собственных грехов, в своей семье, на своей работе – при виде трудности человеческих отношений, в мире – при виде торжества несправедливости всякого рода. А смерть? Для каждого человека она – символ неотвратимости и неизбежности надвигающегося окончательного крушения.
Почему существует зло в мире? Непостижимо просто, подобно тому, как Он открывает нам, что находится в нашем сердце, Христос дает ответ на этот вопрос. В Его ответе нет ни пустых мечтаний разного рода оптимистов, ни мрака готовых хулить все на свете пессимистов. Человечество – смешение добра и зла, благодати и греха. Каждый из нас знает, что в его сердце есть то и другое. Но какая огромная разница между добром и злом! Два сеятеля в притче совершенно не похожи друг на друга. Один сеет среди бела дня. Другой ночью, под прикрытием темноты, пользуясь тем, что внимание людей ослаблено. Вслед Великому Сеятелю среди ночи идет другой, разбрасывая семена плевел.
Как хорошо, что Господь дает нам это узнать! Он показывает, что зло в каждом из нас не есть наше подлинное лицо. Зло скрытно, порой без нашего ведома, прокрадывается в нашу жизнь, когда мы погружаемся в бессознательное. Когда люди спали, враг бодрствовал. Он посеял плевелы и ушел.
«Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Есть чему удивиться в этом ответе. Потому что в другой притче о сеятеле Господь ясно предупреждает об опасности сорных трав, которые могут задушить всходы пшеницы. Мы призываемся глубже воспринять сегодняшнюю притчу Господню, чтобы нам открылся сокровенный смысл ее.
«Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» – вот решение хозяина поля. Бог откладывает суд на конец. В ожидании суда мы должны, по заповеди Его, не судить. У Бога больше терпения, чем у нас. Он не трогает до времени плевелы, являя Свое бесконечное милосердие по отношению к нам. И каждый из нас может сказать: я первый пользуюсь этим долготерпением Божиим, потому что в моем сердце переплелись корни пшеницы и плевел. Святые отцы говорят о риске Господа, дарующего свободу своему творению: всходы жизни и семена смерти растут вместе. Наша Церковь не есть Церковь «чистых», «кафаров», а собрание «грешных, от них же первый аз есмь». Всякому человеку дается возможность роста и созревания, и подлинного обращения к Богу.
«И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Жатва в Священном Писании – часто символ Последнего Суда, который будет в конце времен. Господь говорит, что творение идет к своей цели. Он знает, что пшеница не погибнет, несмотря на все наши законные опасения. Мы должны быть терпеливыми соработниками Божиими на ниве Божией, исполняясь доверия Промыслу Его. Это предполагает такое наше приобщение Его благости, которого не может быть у нас никогда, пока не узнаем мы благодать Христова Креста и Воскресения. Мы должны с уважением и любовью относиться к каждому человеку, как бы ни был он грешен, – ради того добра, которое есть в нем, ради того, что и он создан по образу Божию и за него, как и за всех, пролил Свою Кровь Христос. Ради той возможности покаяния, которая до смерти не отнимается ни от кого. Пусть кажется порой, что ничего уже кроме плевел нет в поле, мы призваны всегда видеть неистребимое ничем добро, которое есть в человечестве. И чем больше возрастает зло, тем большая должна быть ревность о подлинном добре у всех любящих Господа.
Родители, супруги, священники, все христиане, все имеющие уши слышать – слушайте, что говорит Господь. Страшный Суд приближается. И мы предупреждены. Во время жатвы мы увидим только реальные плоды того, что мы пытались возрастить на поле Господнем.