15 ИЮНЯ
(От Матфея святое благовествование)
Евангельское чтение:
36Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
37Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Глава 10.
1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
[взломанный сайт]
Толкование на Евангельское чтение :
Феофилакта Болгарского
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Они не имели пастыря, так как начальники их не только не исправляли, но и вредили им. Дело же истинного пастыря - радеть о пастве.
Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Под "жатвой" разумеет народ, который нуждался в попечении, а под "делателями" тех, которые должны учить, но которых тогда не было среди Израиля. "Господин жатвы" - это Сам Христос, Господь пророков и апостолов. Это видно из того, что Он поставил двенадцать апостолов без того, чтобы испросить это от Бога. Вот слушай!
Глава десятая
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу. Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей.
Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его. Матфей перечисляет имена апостолов по причине лжеапостолов. Вперед поставляет Петра и Андрея, потому что они и призваны первыми; затем - сыновей Зеведея, но из них Иакова поставляет прежде Иоанна, ибо он исчисляет их не по достоинству, но просто, как пришлось. Итак, он говорит:
Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей-мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Посмотри на смирение Матфея: себя поставил после Фомы, а, дойдя до Иуды, не сказал: "этот мерзкий человек, этот враг Божий", но назвал его Искариотом, по отечеству, потому что был и другой Иуда - Леввей или Фаддей. Итак, были два Иакова: один Зеведеев, другой Алфеев, и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда-предатель, и три Симона: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался Симоном.
Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. "Сих" - кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им:
Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте. Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывают здесь, когда говорит "даром получили, даром давайте". Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: "даром, - говорит, - давайте". Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит:
************
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 7, 1-13; Мф. 9, 36-10, 8). Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: "приблизилось Царство Небесное", то есть пришло Царствие - идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, - потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: "не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим". Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков - и величаются. . . Других увлекает широкий путь страстей: "не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, - это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная". И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут. . .
Протоиерей Александр Шаргунов
«Видя толпы народа, Он сжалился над ними». Взгляд Господа исполнен глубокого сострадания к людям. Потому что «они были изнурены и рассеяны». Безмерная усталость, глубокое отвращение к жизни, лишенной смысла. Толпа без пастыря. Люди без Бога. Человечество, бесполезно бродящее по дорогам, которые не ведут никуда.
Разве что-нибудь сильно изменилось в мире с тех пор? Или Христос по иному стал глядеть на род человеческий? Или мы – только называемся христианами? Господь зовет нас увидеть Его глазами все беды и отчаяние сокрушенного народа, до которого никому нет дела.
Господь говорит Своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало». Он видит человечество как поле созревшей пшеницы, волнующееся под летним ветром. Жатва, радость ее – вот она. Но мало делателей. Христос говорит об огромной работе, которую Он должен совершить. И о том, что Он нуждается в соработниках. «Господи, неужели у Тебя мало делателей?» – воскликнул, прочитав в юности эти слова, будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
«Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Прежде всего, необходима молитва. Почему? Почему Господин жатвы, Бог, не пошлет Сам сразу нужных делателей? Для чего надо молиться? Нам открывается, как велика человеческая ответственность – Бог нуждается в людях. И как велика тайна молитвенного заступничества – не только о других, но и о себе.
Первый делатель, на которого смотрит Господь, если ты искренне молишься, – это ты. Не молись только о том, чтобы Господь послал других – сам иди. «Вот я, Господи, пошли меня», – говорит пророк Исаия (Ис. 6, 8). Как просветить верой наш народ – такой огромный и такой одичавший, после всего, что произошло с ним? Но вместо того, чтобы растерянно стоять перед невозможностью этой задачи, мы должны глубоко осознать самую природу этого служения. Оно зависит от Бога, от Того, Кто нас посылает. Это не просто наше дело. Мы – на ниве Божией в служении Богу, в Его Превечном Совете, чтобы «все человеки спаслись» (1 Тим. 2, 4). Потому впереди всего должна идти молитва. И, может быть, упадок духовности в Церкви и вызван утратой молитвы?
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами». Никто не может один исполнять дело Божие. Господь избрал двенадцать из сотен Своих учеников, которые следовали за Ним. Священническое служение берет свое начало в воле Христовой создать Церковь. Число двенадцать – символично. Двенадцать колен Израиля составляли народ Божий, и они должны были осуществлять служение Богу в течение двенадцати месяцев года. Это число двенадцать – полнота «земли обетованной», и полнота времен.
«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите». После Воскресения Он скажет: «Идите в мир весь и сотворите всех Моими учениками». Почему это ограничение в начале? Чтобы показать, что Бог верен Своим обетованиям и что Израиль должен первым принять благую весть. Так всегда проповедовал, как мы читаем в книге Деяний, апостол Павел. Другое дело, что это благовестие было Израилем отвергнуто. Но Господь ищет спасения всех.
И ныне Церковь, собираясь на служение Евхаристии, пророчески прообразует эту тайну: Господь хочет рассеянных чад Божиих собрать воедино. Все человечество призвано войти в Церковь, которая есть образ Пресвятой Троицы. «Да будет все едино, как Мы, да уверует мир» (Ин. 17, 21).
«Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте». Слова, раскрывающие замысел Божий о человечестве. Их проповедь была как утренний свет, возвещающий о восходящем солнце. В жизни каждого человека уже присутствует Бог. И сказать другому: «Я люблю тебя» – значит сказать ему: «Ты не умрешь», потому что любовь во Христе – это приобщение жизни, преодолевающей смерть. Царство Божие уже началось.
Ученики Христовы посылаются как Божие благословение людям, чтобы все знали, что любовь и радость исходят от Царства, которое Христос пришел даровать миру. «Даром получили, – говорит Господь, – даром давайте». Жизнь – дар, и благодать Господня – дар, и те, кто Христов, должен научиться приносить себя в дар в служении Богу и людям.
Проповедь протоиерея Александра Глебова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы слышали сегодня в повествовании евангелиста Матфея о том, как Господь выбирает из среды Своих последователей 12 особо близких Ему учеников. Он называет их апостолы. Апостол значит посланник, ибо Христос посылает их проповедовать. Проповедовать то, что проповедует и Он Сам, проповедовать Царствие Божие. Христос посылает их делать то, что делает и Он – исцелять людей. Спаситель дает им часть Своей Божественной власти, силой которой апостолы могут изгонять нечистых духов и врачевать всякую болезнь и немощь в людях. Христос определяет сферу их деятельности – это погибшие овцы дома Израилева, как Он говорит, то есть еврейский народ. Ни язычникам, ни самарянам пока проповедовать не надо. Как, кстати, и Сам Христос всю Свою деятельность в первую очередь обращал к иудеям: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», отвечает Господь хананеянке на ее просьбу об исцелении дочери, но, видя ее веру, исцеляет ее дочь. Как исцеляет и слуга римского сотника, и других язычников, которые уверовали в Него.
Да, на протяжении тысячелетий Господь через Закон и пророков готовил еврейский народ к принятию Христа. Только к ним было обращено слово Божие. Иудеи, единственные во всем древнем мире поклонялись истинному Богу. Через их народ Господь совершал домостроительство ко спасению уже всех людей.
Вот у язычников были совершенно иные представления и о боге, а точнее о богах. Они были идолопоклонники, и у них были отличные от иудеев духовные и нравственные ценности, иной взгляд на мир и на место человека в этом мире, иные устремления. И вера язычника во Христа, как в Сына Божия, как в Бога являлась исключением, а не нормой.
Поэтому на первых порах слово Божие было обращено к тому народу, кто это слово знал, хранил, худо-бедно, но старались исполнять его, то есть к евреям. И именно поэтому первая апостольская миссия направляется к ним.
Ну, а когда иудеи в лице своих духовных вождей отвергли Христа, то пришло время для проповеди всем народам земли, о чем заповедал Господь Своим ученикам уже перед самым Своим Вознесением. Он им говорит: «Идите и научите все народы», не только погибших овец дома Израилева, как в сегодняшнем Евангелии говорит Господь, а все народы научите, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам».
И больше всех в деле обращения язычников потрудился апостол Павел, который по его собственным словам стал апостолом язычников. Вот действительно странно, что именно апостол Павел, этот ортодоксальный иудей, фарисей и сын фарисея, один из лучших и преданных учеников раввина Гамалеила, человек столь любящих свой еврейский народ и переживающий за него, что он даже в П,ослании к Римлянам писал: «Велика для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти», то есть за израильтян. И вот именно апостол Павел, этот плоть от плоти и кровь от крови еврейского народа прекращает свою проповедь у единоплеменников и идет к язычникам. О чем, кстати, свидетельствует Книга Деяний Апостольских. В 13 главе мы находим такие слова: Павел и Варнава с дерзновением сказали – сказали иудеям – «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то, вот, мы обращаемся к язычникам».
И именно апостолу Павлу в первую очередь Европа обязана своей христианизацией. И его 14 писем к различным церквям и частным лицам вошли в канон Священного Писания Нового Завета, и мы назидаемся его Посланиями как великим источником мудрости Божественного откровения.
Христос избирает апостолов. Избирает для того, чтобы они расширили Его дело при Его земной жизни и продолжили это дело после Воскресения Христа и Вознесения Его на небо. «Жатвы много, делателей мало», как бы сетует Господь в сегодняшнем Евангелии и избирает 12 апостолов, Своих первых помощников для распространения вести о Царствии Божием. И проповедь Царствия Божия и спасения мира совершается Богом при содействии совершенно конкретных людей, апостолов. Которые распространяют евангельское учение по лицу земли.
Но призыв к апостольскому деланию это удел не только двенадцати ближайших учеников Христа, и не семидесяти апостолов, которых Господь призовет чуть позже. Призыв к апостольскому служению обращен ко всем нам. Конечно, в очень разной степени, но, тем не менее, каждый верующий человек в меру своих сил и возможностей должен свидетельствовать о Христе в этом мире.
Но ведь совершенно очевидно, что вот это последнее напутствие Христа на Елеонской горе, которое я сегодня уже цитировал перед Вознесением: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Так вот это напутствие-то оно ведь относится не только к 11 ученикам., Не могли же они в границах своей человеческой жизни просветить всю вселенную светом Христова учения, крестить все народы земли. И история свидетельствует, что они сделать это просто не успели – жизни не хватило. А это значит, что сказанное апостолам относится ко всем, кто называет себя учеником Христа, кто является Его последователем, кто стремится исполнять его заповеди.
А ведь напутствие это: «Идите и научите» – это и есть заповедь, последняя заповедь, произнесенная уже воскресшим Христом. А это значит, что каждый из нас должен по примеру святых апостолов послужить орудием в руках Божиих ко спасению и просвещению других людей.
Наверное, кто-то мне может возразить и сказать, что дело проповеди слова Божия не каждому под силу и требует специальной подготовки. И в первую очередь это задача церковной иерархии – епископов и священников. Да, это действительно так, и более того, я категорически не рекомендую браться за проповедь и учительство тех, кто к этому учительству не готов или просто неспособен.
А у нас сегодня, к великому сожалению, много таких любителей. Достаточно почитать некоторые брошюры и книги, которые продаются сегодня в церковных лавках, якобы с благословения Патриарха или Митрополита, но содержание которых, скорее, отводит от Христа, чем приводит к Нему, передает искаженное представление о Церкви и о православном вероучении. Поэтому учительствовать и проповедовать и писать статьи мирянину можно только при соответствующей подготовке и с благословения епископа.
А вот жизнью своей свидетельствовать о Христе доступно каждому, и образованному и безграмотному, и священнику и мирянину. А жизнь, основанная на заповедях Христовых, это и есть самая яркая, а главное, самая аргументированная проповедь о Христе. Потому что это уже не слова, какими бы красивыми они не были. Это не отвлеченное богословие, не теория, а практика. Это не рассказ о Христе, а воплощение слов Христа в своей жизни. Это практический результат того опыта, следовать которому мы предлагаем в проповеди.
Мне вспоминается такая история, которую я как-то прочитал у одного протестантского автора. Он описывает конференцию различных христианских конфессий, конференцию по вопросу миссионерской деятельности в Африке, к тому же самых диких и отсталых африканских племен. Во время дискуссии все делятся опытом. Одни говорят, что они строят школы для африканских детей, другие, что переводят Евангелие на местный язык, третьи занимаются благотворительностью и так далее.
И тут встает представитель одной группы миссионеров и говорит: А мы ничего не делаем. Мы просто поселяемся среди этих племен и живем так, как заповедовал Господь. И тогда аборигены, видя нашу жизнь, наш быт, наше отношение друг к другу и к ним, они проникаются к нам уважением и изъявляют желание жить так же, как и мы, быть такими же, как и мы. И только тогда мы объясняем им, почему мы такие, почему мы так живем, рассказываем им о Христе, о Его Законе и крестим их.
Вот эта очень красноречивая история, рассказывающая о действительно поистине апостольских трудах обыкновенных людей, обыкновенных христиан, мужчин и женщин. Нам с вами в Африку ехать не надо, поскольку у каждого из нас рядом есть люди, пускай даже крещеные, но не воцерковленные, и которых мы можем привести в храм, привести не силой богословских аргументов, у подавляющего большинства их просто нет, а привести их добрым примером своей христианской жизни. Дабы те, кто рядом с нами, видя наши добрые дела, прославляли Отца небесного, как заповедал нам Господь. Аминь