Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » Современным христианам недостает решимости (а также бездействие-зло)


Современным христианам недостает решимости (а также бездействие-зло)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Современным христианам недостает решимости

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100450/45082.p.jpg

Каждый человек стремится – осознанно или нет – к соединению с Богом, к получению Его благодати. Но каков истинный путь к этой цели?

Известно, что Бог дал человеку все необходимое для подготовки к Царству Небесному, хотя многие не понимают, не знают, что и как нужно делать, чтобы соединиться с Богом.

Нужно помнить, что соединение с Господом происходит синергично, через соработничество человека и Бога, и это достигается именно христианским образом жизни. Преподобный Серафим Саровский в одной из своих бесед дал определение пути православной жизни. В этом определении, только на первый взгляд таком простом, кратко очерчена жизнь православного христианина: пост, молитва, бодрствование и исполнение иных христианских заветов и правил. Но какими бы благими они ни были, нашей целью не является лишь их механическое исполнение. Истинным смыслом христианской жизни является стяжание Святаго Духа Божиего, то есть мы не только обязаны исполнять установленные Церковью правила и следовать ее учению, но главной нашей целью должно быть именно стяжание Святаго Божиего Духа. А пост, молитва, бодрствование, милосердие и делание всякого доброго дела именем Христа является лишь средством стяжания Святаго Духа. При этом надо помнить, что именно добро и милость, соделанные именем Христа и ради Христа, дают добрый плод Святаго Духа, что так необходимо любому человеку. А просто так, не во имя Христа сотворенное добро ни в этом земной жизни не даст Божией благодати, ни в вечной жизни не зачтется добродетелью. Именно потому говорил Господь: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». Прекрасно творить доброе дело, ибо оно служит нашему соединению с Богом, стяжанию добродетели, но вместе с тем мы не можем забывать, что все добрые дела должны твориться именем Господа. Мы, христиане, сами должны заботиться о своем спасении и делать все для того, чтобы благодать Божия снизошла на нас. Для каждого христианина доступно то учение, что проповедуется Церковью; главное – воспринять его всем сердцем.

Очень часто многие христиане спрашивают: с чего же начинается духовная жизнь человека?

Духовная жизнь начинается с обращения человека, то есть с отказа от привязанности к миру, к его благам. Преподобный Исаак Сирин писал, что «миром» именуется совокупность человеческих страстей. Для этого великого мистика и аскета страсти были составляющей течения земной жизни. Отказ от земного является условием возвращения духа к самому себе, концентрации душевного внимания, возвращения, соединения с Господом. Святой Иоанн Лествичник дает краткое, но емкое определение: «всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств».

Сердце верующего все время должно быть горячим, а разум – холодным, и сердце всегда должно быть сопряжено с разумом; сердце является центром человеческой сути, основой интеллекта, воли и точкой отсчета. У человека разум постоянно должен быть трезвым, и он должен жить душой. Отцы Восточных Церквей часто отождествляли душу и образ Божий в человеке. Христианин должен жить душой, все человеческое начало должно стать духовным, уподобиться Господу.

Соединение с Господом невозможно без молитвы, ибо молитва – это форма личного общения человека с Богом. По словам святого Григория Паламы, «молитва же сильная, священнодействуя, совершает простертие человека к Богу и соединение с Ним, по существу своему будучи союзом разумных тварей с Создателем их». В молитве человек лично встречается с Богом, познает Его, любит Его. Соединенные с Богом приближаются к состоянию совершенного человека. Христианин должен сам себя побуждать к соединению с Богом. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, какие препятствия ожидают современных христиан на пути к стяжанию святости и благодати, которые щедро изливались в прежние времена, он ответил, что современным людям недостает лишь одного – решимости.

Многие христиане опасаются, что на пути к Христу они потеряют многое в личностном плане. Это большое заблуждение. На пути, ведущем к соединению с Господом, человек личностно никогда ничего не теряет, хотя ему и придется в какой-то мере отречься от своей воли и многих своих природных наклонностей. Лишь тогда, когда он свободно и добровольно, без сожаления откажется от всего плохого, характерного для него, природа человека полностью раскроется в благодати. Но ограничения и испытания не поведут по пути к Господу, если христианин не наложит их на себя добровольно. Полноценная личность осознанно принимает все свои решения, тут нельзя делать что-либо по принуждению. И чем дальше продвигается человек на пути соединения с Господом, тем высшее сознание он получает. Святой Макарий Египетский говорил, что зажженный Святым Духом в сердцах людей огонь благодати заставляет христиан светиться перед Сыном Божиим, словно светильники. Сами ангелы припадают к свету этого огня. Именно этот божественный огонь изгоняет диавола, искореняет грех. Человек никогда ничего не теряет на пути, ведущему к Господу, наоборот, он приобретает намного больше, чем имел ранее.

Перевел с грузинского Мераб Джикия
Протоиерей Георгий Схиртладзе

Источник

0

2

2) Бездействие тоже зло

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100423/42341.p.jpg

На любых этапах жизненного пути человек встречает множество препятствий. Путь к Царству Небесному тернист и требует огромных усилий. И если не проявлять крепости духа и твердости воли, то всегда найдется достаточно причин, чтобы не ходить в церковь, не молиться, не поститься. Мы не должны забывать, что голыми явились на этот свет и перед Господом всегда остаемся таковыми. Наше одеяние лишь Божия благодать. Если не облачимся ею и не примем Христа в свое сердце, легко можем стать жертвой вечного врага человека – повсюду рыщущего диавола. Мы должны помнить, что в этой сложной жизни мы, христиане, словно агнцы среди волков.

В Евангелии сказано, что кто вытерпит до конца, тот спасется. Однако терпенье терпенью рознь. Христианин должен быть терпеливым, но при этом и деятельным противником всякой несправедливости и зла.

Христианство – это, прежде всего, образ жизни и мышления. Если мы стремимся к совершенству, то не должны оглядываться назад. К сожалению, некоторые люди будто бы и продвигаются вперед по дороге постижения Христа, но при этом все время пытаются остановиться и как бы ищут пути для отступления, постоянно оглядываются назад. Но вспомните жену старозаветного Лота, превращенную в соляной столп! Господь превратит в такой же соляной столп любого, смотрящего назад и отступающего от Его пути – пути святости и чистоты. Такой сомневающийся человек не доверяет Богу, до конца не вверяет себя духовнику, думает, что, возможно, во всем этом кроется какой-то подвох. Ему тяжело даются молитва, исповедь, .. причащение; он топчется на месте. Но надо помнить: если уж начал путь к Господу, не должен возвращаться более к прежней жизни, ибо там встретит диавол, и придется платить ему немалую дань.

Часто христиане спрашивают: как же человеку избавиться от прежней жизни? что он должен для этого делать и что ему поможет более всего в этом? Ответ прост: необходимы большой духовный труд и долготерпение. Зло, как правило, происходит само собой; для этого не требуются особые усилия или мудрствования. Мы говорим тут о зле, которое существует и без нашего вмешательства и которое порождено хаосом, распадом. И потому-то бездействие, ничегонеделание само по себе является большим грехом и причиной многих зол. В противоположность этому, для творения добра необходимы воля, желание и проявление душевных сил человека. Глупости и греховные помыслы и так, без особого труда, приходят на ум. Главное для христианина – собраться душевными силами, чтобы появилась способность правильно мыслить, думать глубоко, анализировать, осознавать свои грехи, углубляться в веру. Все это, конечно же, требует определенных усилий.

Каждодневно мы сталкиваемся с различного характера злом, много грязного и нечистого прилипает к нам, и эту грязь мы обязательно должны смыть, избавиться и освободиться от нее. Это происходит на и с помощью богослужения, после которого мы не можем оставаться такими же, какими были прежде; мы должны возвыситься над самим собой, укрепиться в стремлении к совершенству.

Неужели вы думаете, что только тот является еретиком, кто открыто и упрямо отрицает Бога, данную Им истину и благодать? Еретиком является каждый, который хоть и был крещен, но живет образом жизни язычников.

Заметим еще, что многие люди, приходя в церковь, больше обращают внимание на земное, нежели на возвышенное. Случается, увидит человек что-либо, по его мнению, отрицательное, и оное так подействует на него, что он впадает в нигилизм, отрицание Бога, безысходность и скептицизм. Однако будет лучше, если в этот момент человек задумается о собственных грехах и строго спросит себя: разве сам я совершенен? Не надо требовать от других большего, чем требуешь от себя.

Не осуждай других! Допустим, кто-либо из церковных лиц не является совершенным, ошибается и даже грешит. Разве из-за этого можно, обобщая, осуждать всю Церковь? Из-за ошибки одного человека, да хотя бы и нескольких, даже если они в священном сане, разве можно делать вывод, что все в Церкви показное и нет тут ничего возвышенного? Такие мысли приводят человека к богохульству, он серьезно начинает сомневаться в существовании Бога и в результате впадает в безысходность. Это очень опасно.

Люди часто думают, что времени у них еще много и как-нибудь потом, позже они успеют раскаяться в грехах, потому они мало беспокоятся о каждодневных своих многочисленных прегрешениях. Это большое заблуждение и ошибка. К сожалению, мы не в достаточной мере ценим таинства, данные нам Богом, говоря: «Ничего, еще успеется; не сейчас, чуть позже начну жить по-христиански; потом раскаюсь во всем, потом спасусь, пока рано, времени еще много». Но кто нам дал знание об истинной сути времени и законах его движения? Никто не знает, когда кто покинет этот мир, поэтому о спасении души христианин должен думать ежедневно, ежеминутно, не теряя ни секунды. В этом быстро меняющемся и грешном мире только неустанным трудом и душевным усилием достигается спасение.

Для духовного возрастания человека огромное значение имеет богослужение. Оно определяет нашу жизнь, укрепляет наши силы. Во время Божественной литургии человеку дается такая благодать, какой он нигде не сможет получить. Вот почему для христианина является обязательным присутствие на богослужении. Только в церкви вы сможете получить силу, духовную поддержку, содействие, каких не обретете дома, сколь бы усердно и много вы ни молились. То, что свалит неверующего человека, верующего лишь слегка согнет, после чего он опять выпрямится; то, что для неверующего становится преградой и соблазном, для верующего является средством духовного роста и укрепления; то, что ослабляет неверующего, верующему придает силы.

Мы должны трудиться, молиться, исполнять Божии заповеди и церковные наставления и правила. Многим эти правила и обряды кажутся скучными, ибо их исполнение требует больших усилий и напряжения воли. Иные говорят: а почему мы должны молиться именно сейчас? зачем нужно преклонять колена? – и ссылаются на свою усталость, приводят множество иных оправданий себя. Но не стоит забывать, что говорят об этом святые отцы. Они учат, что нужно беспрекословно и безропотно исполнять то, чему обязывает Церковь, пока это постепенно не превратится в нашу внутреннюю потребность, пока внешнее исполнение церковных обрядов не станет нашей внутренней культурой и образом жизни. Ни на секунду не должно забывать, что в Церкви мы встречаем всемилостивейшего и всесильного Господа, Которому поклоняется весь мир, пред Которым склоняют головы все существа в небесах, на земле и под землей.

Наша Церковь – мать и отец нам. Мы все обязаны помнить об этом. Однако многие современные люди, к сожалению, забывают это и сознательно совершают грех, вовсе не беспокоясь о том, что станет с их душами. Разве заботится о спасении своей души и любит себя человек, который запросто совершает такой страшный грех, как прелюбодеяние? Человек, которому свойственны гордыня, корыстолюбие, зависть? Конечно же, нет! А ведь в большинстве случаев человек прекрасно понимает, что поступает плохо, грешит; он сознает, что красть, ругаться, завидовать – плохо, но, тем не менее, не останавливается и осознанно совершает зло. Выходит, ему все равно, что станет с его душой, он махнул рукой на самого себя? Но ведь не может быть, чтобы и при совершении злого дела внутренний голос человека не укорял его, не протестовал, не говорил, что это плохой поступок! Каким бы злодеем ни был человек, в нем до конца все же не уничтожены образ и подобие Господа. И это уподобленная Господу суть человека будет терзаться грехом, мучиться и в конце концов сможет привести его к раскаянию.

Конечно, больше спросится с того, кто знает, что тот или иной поступок является большим злом и грехом, и все же совершает их, ибо его действия умышленны и осознанны. Однако и незнание не освобождает от ответственности за совершенные грехи. Внутренний голос – совесть – подсказывает каждому человеку, что то или иное конкретное действие является грехом и не угодно Господу. Поэтому никто не должен думать, что, вот мол, я не знал, что этого нельзя было делать, и по незнанию поступил так. Внутренний голос всегда указывает, что является угодным Господу, а что – диаволу.
Протоиерей Георгий Схиртладзе,

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » Современным христианам недостает решимости (а также бездействие-зло)