Священник Дмитрий Шишкин
Как узнать,что молитва не напрасна,что она услышана Богом?если покаяния истинного, глубокого, со слезами нет?
Передо мной растерянный и напуганный человек:
- Батюшка, я молюсь, а они параллельно тоже – голоса, бесы, я же понимаю. Думаю, как же так, разве бесы могут молиться? А они смеются и продолжают молитвы повторять в голове… за меня, понимаете, батюшка? Я чуть с ума не сошёл от ужаса. Как же такое возможно?!
А вот возможно, оказывается, потому, что буквы, слова сами по себе не имеют силы. А силу действительную, живую имеет только благодать, Дух Святой, и молитва, пост, добрые дела – это только средства по приобретению, стяжанию этого Духа. Об этом единодушно говорят Святые отцы. Больше того, если человек сосредоточен только на внешнем исполнении тех или иных обрядов и ритуалов, бесы могут его оставить в покое, потому, что главная их задача достигнута – человек не ищет Духа Святого, душа его лишена жизни духовной, мертва, а бесам большего и не нужно…
Но каковы же признаки присутствия Духа Святого? Как узнать, что молитва не напрасна, что она действительно услышана Богом? Главный признак – это смирение, покаянное чувство, плач о своих грехах. Вот чего нет и не может быть у бесов и что отличает молитву от любой, даже самой искусной подделки. Молитва – связь, соединение человека с Богом, и это единство именно происходит «на территории» покаяния. Бог есть Бог кающихся – говорится в молитве перед исповедью.
Но что же делать, если покаяния истинного, глубокого, со слезами нет? Неужели молитва тогда не имеет смысла? Оказывается, и здесь всё не так просто. Есть молитва «трудовая», когда человек, преодолевая окамененное нечувствие сердца, с усилием устремляет внимание в смысл произносимых молитвенных слов, ища благословения Божьего всем сердцем при полном осознании собственной немощи.
И, опять же: вот чего не может быть у бесов – покаянного устремления к Богу, искреннего желания соединиться с Ним. И это желание подвластно человеческой воле даже при самых неблагоприятных и мучительных обстоятельствах холодности, нечувствия или наоборот – смуты сердечной или беспокойства, когда молиться бывает особенно мучительно и трудно.
Святые отцы в таких случаях советуют именно быть внимательным к словам молитвы, вникать в их смысл. Это труд и труд немалый, но он всегда бывает вознаграждён раньше или позже. Дух Святой отвечает на такой смиренный труд живым покаянным чувством, умилением сердечным, которое есть, конечно, в первую очередь Божий дар, но также и результат наших усилий, направления нашей свободной воли.
Преподобный Симеон Богослов в своих трудах много и ярко говорит о том, что невозможно жить духовной жизнью «бессознательно», не понимая: действует благодать в душе или нет. Больше того, он говорит, что если человек не ищет этого реального и ощутимого действия благодати, то он лишает себя сознательно духовной жизни, остаётся духовным мертвецом.
Но так же решительно святые отцы запрещают искать каких-то видений, восторгов, особых состояний, которые в широком ассортименте доставляют бесы, вводя человека в состояние прелести. То есть сам корень этого слова – «лесть» – указывает на то, что бесы льстят человеческому самомнению, гордости, напускают на него туман, под видом благодатных состояний, и случается это особенно часто тогда, когда человек ищет не Бога, а именно каких-то «возвышенных переживаний», восторгов, которые позволили бы ему ощутить свою «особенность».
Вот почему один из главных признаков действительной молитвы есть глубокое и ясное осознание своей греховности, соединённое с покаянным чувством, со слезами. Всё тот же преподобный Симеон Богослов сокрушенное умиление называл царицей добродетелей. Но в этом покаянном чувстве растворено и несказанное утешение, так что покаянный плач никогда не бывает безнадёжным, отчаянным. Напротив, именно в покаянии душа обретает согласие с Богом, исполняется несказанной и милующей благодати, как бы омывающей и врачующей душу, так что покаянные слёзы доставляют душе утешение и покой.
Конечно, кроме покаянной молитвы бывает и благодарственная молитва и просительная, но и в благодарной радости и в напряжённой просьбе всегда должно присутствовать живое сознание собственного ничтожества; сознание, впрочем, ничуть не уничижающее, а умиротворяющее, возвышающее душу. Достоинство, красота и ликование души – это Дух Святой. Душа, сопричастная благодати, ничуть не тяготится и не смущается собственной малостью и никчемностью.
Самым распространённым препятствием для сердечной, покаянной молитвы бывает нераскаянный грех. Очень часто мы оправдываем себя в тех или иных обстоятельствах, выстраиваем в уме сложнейшую систему собственной самообороны, но лишь каменеем душой.
На самом деле всего-то и нужно – признать свою вину, которая, как правило, «лежит на поверхности», совесть подсказывает её – эту вину непрестанно и принять, признать её мешает только гордость – это опаснейшее качество, которое в соединении с упрямством способно довести душу до страшного омертвения.
Если молитва внимательная, неспешная долгое время остаётся «сухой», то нужно не ослабевать вниманием и усердием, и тогда вина греховная, препятствие станет вполне очевидно. И всё что нужно – эту свою вину признать, назвать её прямо и попросить у Бога прощения с твёрдым желанием исправиться – и Дух Святой приходит тогда моментально, так любит Господь человека! Он как будто только и ждёт этого признания, этой покаянной сердечной правды от человека, чтобы прийти и утешить и простить, и омыть с любовью исстрадавшуюся душу. Как сладостно покаяние, какая в нём заключена бездна милосердия и любви Божией – об этом опытно знает каждый христианин!
*****
Священник Владимир Новицкий
Для человека естественно искать личного удобства. Как говорится: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Таково наше естество, и зачастую оно проявляется и в потребительском отношении к Богу и Церкви.
В жизни человека происходит много скорбей, кроме того, нестабильная обстановка в обществе еще более обостряет ситуацию. В таких условиях люди хотят высшей справедливости, хотят доброго, настоящего, чистого и светлого, и они идут к Богу, идут в Церковь. По-человечески это понятно, и люди действительно находят в Церкви и общение, и поддержку, и духовное утешение, которое посылает Господь. Да и вообще на святом месте всегда хорошо и радостно.
Однако надо понимать, что эти приобретения – начальный уровень, на котором нельзя оставаться всегда. От нас требуется гораздо больше, чем просто обретение удобства, безопасности и справедливости. Господь хочет, чтобы мы Его любили. Поэтому христианская жизнь начинается с того момента, когда завязываются личные отношения с Богом. Надо сказать, что в этом отношении имеются большие проблемы.
Что такое личные отношения, скажем, между людьми? Это взаимное доверие (вера и доверие это одно и тоже), взаимная симпатия, может быть даже любовь, и обязательно жертвенность. Если у нас близкие отношения с человеком, то мы жертвуем ему свое время, внимание, заботу. И он жертвует собой, давая нам то же самое. Примерно по этому образцу выстраиваются и отношения с Богом. Со Своей стороны Господь уже все сделал для того, чтобы мы были счастливы, имели спасение и Царство Небесное. Но что мы Ему можем дать?
Если мы будем гоняться за покоем и утешением, то мы будем на большой дистанции от Бога, у нас не будет личных отношений с Ним. Не будет, потому что Бог хочет, чтобы мы отдали Ему сердце, научились любить, благодарить, чтобы мы чувствовали потребность в Нем так же, как мы чувствуем потребность в воздухе, еде и воде. Господь хочет, чтобы Он стал для нас не далекой абстракцией, от которой надо что-то получить, а Отцом, и даже более чем Отцом – другом. Господь хочет, чтобы мы научились с Ним дружить, общаться и любить Его.
На этой стадии начинается наше внутреннее сопротивление, потому что в каждом из нас живет ветхий человек, которому, прежде всего, свойственен эгоизм. Ветхий человек начинает бунтовать, потому что он хочет своего, хочет по-своему смоделировать мир, служить не Богу, а своим прихотям. Поэтому живущий в нас ветхий человек всегда является препятствием.
Чтобы преодолеть это препятствие, надо потерпеть, побороться с собой и пострадать. Унижать и умертвлять ветхого человека – очень болезненное действие, для которого требуется мужество и решимость. Но именно с этого момента завязываются отношения с Богом. Когда мы ради Христа начинаем жертвовать собою, смиряться и умервщлять ветхого человека, в нас зарождается новый человек. Сначала это происходит довольно сложно, у нас еще нет опыта переживания положительного результата, нет опыта переживания благодати, которую Бог дает в результате этих усилий. Но стоит сделать хотя бы маленький шажочек в этом направлении, и Господь помогает. Господь приходит, укрепляет своею невидимою десницею, и мы уже делаем следующие шаги более уверенно.
Я читал у митрополита Антония Сурожского рассуждения о молитве, в которых он как раз затрагивает проблему отношений с Богом. Отвечая на вопрос о том, почему нам так тяжело читать слова молитвы, в то время как чтение книг, газет и журналов происходит безо всякого напряжения, он говорит, что это происходит потому, что у нас нет личных отношений с Богом. Мы не научились пребывать с Богом в молчании.
Когда у нас с каким-то человеком существуют близкие, тесные отношения, мы можем с ним просто помолчать. В этом молчании нам с ним хорошо и радостно, и тогда уже можно и поговорить. Так и с Богом. Если мы научимся просто быть с Ним в тишине, чувствовать или желать чувствовать Его присутствие рядом, верить в Его любовь и заботу о нас, тогда нам будет легко читать слова молитвы или обращаться к Нему своими словами.
Все, что касается взаимоотношений с Богом, на самом деле очень трудно. Гораздо легче поискать утешения, покоя и удобства. Нам хочется не работать над собой, а расслабляться; хочется, чтобы все было меньшими усилиями и меньшими жертвами. Но когда мы позволяем себе лениться, в нашей духовной жизни моментально включается тормоз. В лучшем случае мы топчемся на месте, но, как правило, бывает наоборот, мы скатываемся.
Духовная жизнь похожа на подъем в гору, который, как известно, нелегко дается. А вот скатиться легко, для этого вообще не надо усилий. Поэтому надо всегда преодолевать свою лень. Иногда нам кажется, что у нас ничего не получается, мы не научились ни молиться, ни каяться, ни себя преображать, и, наверное, у нас ничего и не получится. Но на самом деле мы не такие немощные, как считаем, просто мы ленимся и ничего не делаем.
Как Вам кажется, у ваших прихожан происходит преображение ветхого человека?
Конечно, люди преображаются. Самому человеку не дано видеть своего преображения, иначе бы он возгордился, ему наоборот кажется, что он становится еще хуже. А со стороны видно, что у людей светлеют мысли, светлеют чувства, постепенно укрепляется воля, направленная на богоугодную деятельность. Человек становится мягче, теплее, и, самое главное, у него появляется любовь и смирение, то есть дух Христов. Приходя в храм, люди пусть и не сознательно, но преображаются, и они начинают любить это преображенное состояние. Раньше они, может быть, любили греховные пристрастия, а сейчас в их духовном опыте появляется нечто новое – духовная любовь, тонкая, радостная и теплая.
Существует ли, на Ваш взгляд, такая проблема, как замена покаяния перечислением грехов? И что с этим делать? Возможно ли воссоздать в себе то глубокое покаянное чувство, которое было при вхождении в Церковь?
Когда люди впервые приходят в храм, они переживают и первый опыт встречи с Богом и первое покаяние. Это первое покаяние сродни перерождению, просветлению и даже прозрению. Мы вдруг видим вещи, как они есть, видим себя и свои духовные болезни. Мы видим, как благ Господь к нам; видим, что в мире действуют Божии законы, без которых нельзя жить. Все это происходит с нами в начале нашего пути по Божией благодати, и поэтому нам бывает легко ходить в храм, с энтузиазмом молиться, читать Евангелие и общаться со священником.
Потом происходит оскудение всей этой легкости, становится трудно, проходит радость. Отчего так бывает? Духовно опытные отцы говорят нам о том, что в начале пути Господь дает благодать для того, чтобы призвать нас в храм и помочь там закрепиться. Так же как ребенка учат ходить, поддерживая его, чтобы он не упал, так Господь поддерживает наши первые шаги в духовной жизни. Нам же думается, что это мы сами такие хорошие, все у нас получается, и будет получаться еще лучше. А потом Господь, научая нас ходить самостоятельно, ослабляет поддержку, как и родители, отпускают своего малыша для того, чтобы он пошел сам. Его отпускают, и он падает.
Вы не считаете, что когда Господь нас отпускает, мы падаем и уже практически не встаем?
Думаю, что нет. Когда мы устанем от этих падений – мы смиримся. Господь попускает падения для того, что бы человек, глубоко почувствовав свою немощь, обратился к Богу – «из глубины воззвах к Тебе Господи». Тогда начинается наше восстание.
Что Вы думаете по поводу такой болезни верующих, как формальное благочестие? Состояние, в котором живой связи с Богом нет, а некоторые формы духовной жизни присутствуют?
По-моему, отец Димитрий Смирнов сказал, что человек зачастую проходит разные стадии своего развития. Одна стадия близка к бесовской, когда человек живет во грехе. Другую стадию условно можно назвать животной, когда человек хотя бы оставляет грех и начинает жить естественной жизнью. Третья стадия как раз является стадией благочестия, когда человек начинает внимать законам Божиим и применять их к правилам своей жизни.
Человек проходит свои стадии роста. Ребенок не может сразу стать взрослым. Но и нельзя оставаться на какой-либо стадии: ни естественно-животной, ни формального благочестия. Во-первых, Господь требует от нас гораздо большего. Во-вторых, если человек живет только внешне благочестиво, и считает это нормой, внутри у него – гордыня до небес. Людей, находящихся в таком состоянии, Господь уподобил «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 13:27).
От внешнего должен происходить рост к внутреннему. Однако без благочестия не будет внутреннего роста. Если человек будет вести себя как разбойник, ему будет сложно вырасти в ту меру духовности, к которой призван человек, если, конечно, он в особых случаях не покается. Поэтому Господь хочет от нас не только внешнего благочестия, это понятно, но того, чтобы постепенно-постепенно произошло внутреннее перерождение. Здесь начинается жизнь духовная и умервщление ветхого человека. Здесь начинается жизнь благодати Божией в сердце человека и жизнь во Христе. Здесь начинаются заповеди блаженств. Такая жизнь – выше естественной, и именно к ней призваны все верующие. Поэтому хорошо, если человек внешне благочестив, но надо расти, и смотреть, что у тебя внутри.
Как вы считаете, существует ли у нас проблема в отношение постов? Многие люди сетуют, что пост не приносит им духовного плода.
Кто о себе может сказать, что он имеет плоды? Господь не дает нам видеть плоды, иначе мы возгордимся. Я думаю, что главный плод состоит в том, что мы все-таки в Церкви, из Нее не уходим и все-таки стремимся быть со Христом.
Какие еще проблемы, на Ваш взгляд, свойственны современному православному человеку?
Если попытаться оценить и обобщить ситуацию, то, на мой взгляд, главная проблема состоит в том, что люди отравлены всевозможными видами информации, несомненно ложной. Зло, к сожалению, возрастает. И, наверное, люди, поражаясь различными видами зла, становятся более расслабленными, более немощными, и, ко всему прочему, более ленивыми, потому что расслабленность и леность взаимосвязаны.
Если говорить в целом, то оскудевает любовь. Ведь смысл христианской жизни и главная заповедь – любить Бога и ближнего. Наша проблема в том, что нам любви не хватает. Любовь друг к другу начинается не с каких-то абстрактных размышлений, а с простых вещей: забота, внимание, сопереживание, сострадание, самопожертвование, хотя бы на поверхностном уровне.
Другая проблема – это эгоизм, потребительское отношение к жизни. Главной целью становится получение удовольствия, и жертвенность просто не вписывается в эту жизненную схему.
Но это лично мое мнение, я не претендую на объективность. Во-первых, потому что я не могу судить о положении в целом, а во-вторых, я сам такой же расслабленный.
Возможно ли православному человеку преодолеть эти обстоятельства, и не стать их жертвой?
Конечно, потому что Христос один и тот же, и благодать одна и та же, и сила Божия, которая помогает и лечит, тоже одна и та же. Поэтому нам надо потрудиться, пожертвовать собой немножечко, смириться, прийти к Богу и научиться любить. Я думаю, что все возможно верующему. Нам может быть в чем-то труднее, чем поколениям, которые жили до нас. Хотя у каждого поколения есть свои серьезные искушения.
С чего начать распутывать этот клубок проблем, за какую нитку дернуть?
Начать надо со смирения. Это универсальная нитка, за которую дернешь – не ошибешься. И второе – это любовь, которую нужно поставить как цель и как смысл нашей жизни. Не ту любовь, чтобы тебя любили, а ту любовь, когда ты любишь. У нас к любви другое отношение. Мы хотим, чтобы кто-то на нас внимание обратил, кто-то нас пожалел, кто-то нас потерпел и так далее. Но, а сам-то ты, что делаешь? Поэтому начнем сами творить дела любви, придет и любовь тоже. Господь ее даст. Ведь любовь – это дар Божий. Но как Он нам даст Свой дар, если мы эгоисты? Если же мы будем попирать свои эгоизм, смирять себя, то Господь даст нам любовь. Мы будем любящими, радостными и счастливыми, потому что любовь наша будет во Христе.
Источник