Исповедь ребенка
Священник Константин Пархоменко
Как ребенку исповедоваться?
Правильно говорить, скорее, не о исповеди ребенка, а о духовническом окормлении ребенка.
Исповедь и духовническое окормление это разные вещи.
Исповедаться, значит рассказать о каких-то грехах. Если ты в путешествии (например, паломнической поездке по монастырям), и хочешь причаститься, нужно исповедаться. Это не глубокий анализ твоей души (право на такой анализ имеет лишь духовник, а из священников случайно встретившихся, святой старец). Это просто покаянный рассказ о том, как ты в эти дни, прошедшие с последней исповеди, не удержался на духовной высоте, соскользнул вниз.
Духовническое окормление это совсем другое! Напомню, что слово окормление не имеет ничего общего с кормлением, пищей. Оно происходит от слова корма, кормчий. Кормчий на корабле это рулевой, тот, кто направляет судно к цели.
Так и духовник направляет душу своего духовного чада по бушующим водам житейского моря к пристани Царства Небесного.
Духовник должен быть у каждого христианина и, конечно, у ребенка тоже.
Роль духовника с самого рождения ребенка исполняют родители. Они воспитывают ребенка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына или дочери авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребенок станет взрослым.
Но естественно, что с какого-то времени родители для взрослеющего ребенка не могут быть абсолютным авторитетом. Они не могут быть так компетентны в духовных вопросах, как, например, служитель Церкви. Даже если родители безусловно компетентны, то мнение священника для ребенка - мнение еще одного очень авторитетного человека.
И вот начиная с семилетнего (по современной практике) возраста ребенок начинает исповедоваться. Это не значит, что он говорит священнику на исповеди нечто, что утаил от родителей. От родителей в идеале не должно быть секретов в 7, да даже в 10 или 15 лет (хотя у ребенка есть право какие-то вопросы с родителями не обсуждать, а решать только с духовником).
То, что ребенок начал исповедоваться означает, что ребенок теперь к своей жизни относится совершенно сознательно и ответственно. Священник помогает ребенку идти путем духовной жизни, помогает исправиться, может даже наложить епитимью, дать какое-то послушание.
Начиная исповедываться маленький человек должен прийти к пониманию, что поступки его (и добрые и злые) не что-то случайное и малозначительное, но что в них осуществляется его личность. Эти поступки могут приближать к Богу, делать малыша сотрудником Божиим, могут от Бога и от вечности отлучать.
С 7 лет начинается постепенная передача ребенка из родительских рук в руки Церкви. Когда ребенок вырастет то мнение Церкви, какие бы прекрасные и умные его родители ни были, будет для него высшим мнением.
Первая исповедь это важное событие в духовной жизни ребенка. Она может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божьей любовью, может стать неприятным действием, когда в душу бесцеремонно вламываются и требуют быстрее рассказать о тайнах (может быть глубоко спрятанных, грустных для ребенка) твоей души.
Второе может произойти совсем не из-за малоопытности или нечуткости священника. Просто если вы приведете малыша на воскресную Литургию, где в очереди на исповедь стоят до сотни, до двух сотен человек и для каждого у исповедующего священника есть 30 секунд, спешка священника явление вынужденное и неизбежное.
Лучше всего заранее договориться со священником о встрече. Каждый батюшка какие-то дни проводит при храме. Он совершает требы, отвечает на вопросы приходящих и проч.
Вы можете договориться с ним и определить день и время когда вы с ребенком придете. И прийти на исповедь днем в назначенное время. А потом, в ближайшее воскресенье, или хоть завтра, причастить малыша уже без исповеди.
Что касается священника, то у него есть опыт духовнического общения с детьми. И если у него будет время (хотя бы 5-10 минут) состоится хорошая, настоящая духовническая беседа.
Первая исповедь ребенка
К первой исповеди ребенка надо подготовить.
Конечно, если вы регулярно ходите в храм, малыш знает, что наступит день, когда он начнет исповедываться.
Расскажите, что такое настоящее покаяние. Это не перечисление: соврал, смалодушничал, обидел, непослушался. Духовническое окормление это лечение и воспитание души. Ты, скажите, ребенку, стоишь перед самим Господом. А батюшка назначенный от Бога свидетель твоего покаяния и духовный наставник. Священник даст совет, ободрит, засвидетельствует молитвой, что ты, Катенька искренне каешься и хочешь исправиться.
Объясняйте, что покаяться, значит не просто попросить Бога о прощении, но и, в первую очередь, обещать, что будешь всеми силами стараться воздерживаться от греха в дальнейшем.
Скажите ребенку: раньше тебе помогали духовно расти только мы - мама и папа, бабушка, дедушка и проч. Но теперь ты уже не маленький ребенок. Ты ответственный за свои поступки христианин. Сознательный член Церкви. И теперь помогать в духовном твоем росте, вместе с нами, будет священник.
Посидите с ребенком и поговорите что такое грех. Как он думает, в чем его грехи, в чем нужно каяться? Составьте вместе его первую исповедь (составлять вместе исповедь, или проверять уже составленную можно и до подросткового возраста, если этого хочет ребенок). Скажите, что если у тебя есть что-то тайное, о чем мы, родители не знаем, ты побоялся, или постеснялся сказать, скажи это священнику. От духовника ничего нельзя скрывать. Об этом никто не узнает, тайна исповеди священна!
Еще очень важное! В чем будет ребенок каяться? Когда ко мне приходят восьмилетние дети, и каются в гордости и тщеславии, я спрашиваю: а в чем твоя гордость проявляется. Ребенок молчит. Спрашиваю: что такое гордость? Молчит.
Ясно, что эту исповедь ребенок подготовил вместе с мамой, она просто продиктовала в чем ребенку нужно покаяться, а он, не понимая, эти грехи записал.
Важно помнить, что ребенок должен каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень четко будет определено что хорошо, а что плохо.
Ребенок копирует родителей. И если он видит, что мама или папа никого не осуждают, не сплетничают, стараются помогать другим, не злятся, не осуждают, он будет знать, что так надо поступать и ему. Но родители (даже самые замечательные) не идеальны, не святые. Поэтому важно, чтобы родители имели силу признаться в ошибке, попросить у того же ребенка прощение за неправильный поступок. Например, наказали ребенка просто так, потому что подвернулся под руку, а мы устали на работе, у нас стресс… Как родителю-христианину выйти из этой ситуации? Прижать к себе малыша, расцеловать и попросить прощение за то, что мы сорвались.
Выругались вслух, осудили кого-то, например, при просмотре телевизионной программы новостей, тут же вслух осудить себя, осудить в том, что поступил недостойно. Этим мы подадим самый верный добрый пример.
(Естественно, что такие греховные моменты – редкое явление в семье христианина.)
Очень важно чтобы у семьи было время обсудить (например, за вечерним чаем) какой-то поступок книжного героя, киногероя. Родители говорят, их ребенок молчит, слушает. И постепенно делает вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации. Любой совместный просмотр или чтение должны комментироваться.
Но мы касаемся совершенно другой темы – темы христианского воспитания ребенка. А об этом говорить сейчас не будем.
Из Дневника: Исповедь (первая в жизни) 8-летней девочки. Интеллегентнейшее личико, просто Ангел. Старательно на трех страницах разноцветными ручками написала исповедь: «Я один раз хвасталась… Иногда я набрасываюсь на пищу, не сказав Богу спасибо… У меня есть несколько капель гнева… Я гневничаю на Юленьку». В конце исповеди: «Я очень, очень искренне каюсь. И обещаю, что не буду больше грешить». Вот бы и нам так относиться к нашим грехам.
Если исповедоваться пока рано…
Недавно, после воскресной Литургии ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении сложной ситуации, в которую попал сын. «А теперь скажи батюшке без утайки, честно, откуда ты взял это колечко», сказала она и протянула сыну копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо и мне показалось, что он сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись молчал.
Я спросил малыша, что имеет в виду мама.
Мальчик молчал.
Спросил, неужели это кольцо он у кого-то украл?.. Был в гостях и тайком взял.
Его глаза набухали слезами.
Чтобы не травмировать малыша я подозвал маму и она сказала, за сына, что они действительно были в гостях. И он действительно взял это колечко тайком... Мальчик стоял понурившись, пунцовый. Было видно, что он жутко расстроен всей этой ситуацией.
Я поговорил с ним – понимает ли он как это плохо? Обещает ли вернуть людям у которых украл? Дет ли вот сейчас, перед иконой Господа обещание, что больше не будет без спроса ничего брать?
Он кивал…
…Вот такая зарисовка, которая показывает правильное, на мой взгляд, отношение к греху даже в младенце.
В одной книге я прочитал, что исповедуя детей священник блаженствует – с земли он попадает на небо, от исповедей взрослых – к исповеди детей.
Это идеалистичный взгляд. Пороки взрослых действительно более грубы и тяжелы по последствиям. Но и грешащий, пусть, на своем уровне, ребенок, тоже совершает страшные вещи. Мучить животных, обманывать родителей, тайком издеваться над младшим братом или сестрой, украсть шоколадку, врать, и т.д., все эти «невинные» детские грехи – верный путь к большим, взрослым, страшным грехам.
Поэтому мое глубокое убеждение – и к детским грехам следует относиться максимально серьезно и вдумчиво. Наблюдать от исповеди к исповеди – есть ли рост, в некоторых случаях даже отлучать от Причастия, словом помогать духовному развитию ребенка.
Пусть регулярная исповедь детей начинается с 7-ми летнего возраста, в отдельных случаях можно подводить ребенка на беседу с батюшкой и в 4 года.
Как часто малышу исповедоваться?
Самая правильная на мой взгляд практика, когда ребенка приводят родители на исповедь днем, во время дежурства священника.
…На днях одна прихожанка стала подробно перечислять грехи и разные жизненные ситуации. Я попросил ее чуть поспешить, после чего она меня поразила словами: «Я, конечно, ценю Ваше время, батюшка, но и Вы меня поймите. Я хочу спокойно, серьезно исповедаться». Я поразился. Причем тут мое время?.. За спиной этой женщины стояло 180 человек (воскресный день Великого Поста). Но она совершенно не осознавала, что всем надо подойти к священнику, а Литургия длится всего полтора часа. И что из всего народа процентов 10 – первый раз пришли в храм. Они готовились к причастию, их нужно действительно серьезней исповедовать…
Что же делать в такой ситуации? Ситуация актуальна и для взрослого и для ребенка.
Выше я говорил, что у каждого священника (за исключением, может быть, настоятеля большого храма) есть дни так называемого «дежурства». Он совершает требы, беседует с людьми. Нужно подойти и спросить: «Батюшка: Я хотел бы прийти к Вам на серьезную исповедь (или на духовническую беседу). Когда это удобно?» И священник скажет в какие дни (или день) на предстоящей неделе он будет доступен для спокойной и обстоятельной беседы. (Если исповедь первая за всю жизнь, то ее можно разделить на несколько частей. Одна девушка ко мне приходила 6 раз, чтобы мы с ней по полчаса за каждый раз, разобрали всю ее прежнюю жизнь.)
Я глубоко убежден, что каждый христианин (особенно новоначальный, нашим церковным бабушкам это по большому счету не нужно) должен исповедоваться у духовника, скажем, раз в месяц. Приходить днем на исповедь.
У меня есть какое-то количество духовных чад и именно эту практику я им рекомендую. Не стоять в очереди каждый воскресный день, а приходить на исповедь раз в месяц. А потом месяц причащаться без исповеди. Каждое воскресенье. Если что-то будет на душе тяжелое, то подойти к исповедующему священнику, но если ничего особенного нет, каяться в душе перед Богом и подходить к Святой Чаше.
То же актуально и для детей. Родители узнают, когда священник служит и приезжают с малюткой на исповедь. Можно в один день совместить исповедь мамы, папы и дитя. Сначала исповедуется, мама, потом папа, а потом подойдет ребенок.
Несколько благочестивых семей так и делают. Я их знаю по именам, знаю обстоятельства их жизни и с радостью встречаю и совершаю исповедь. Без спешки и нервов.
А малыши на праздник мне, своему духовнику, делают подарки. Картинку нарисуют, что-то слепят из глины, спекут куличик и т.д. И поверьте, всем хорошо.
Если взрослый человек может исповедоваться и раз в месяц, то ребенку желательно даже чаще.
P.S. Хотя это не относится прямо к нашей теме, но вопрос этот возникает у многих, многих он беспокоит. Как найти духовника? И взрослому и ребенку.
Хорошо, если у ребенка духовником будет тот батюшка, что окормляет родителей.
Как найти духовника родителям?
Это несложно. Вот вы начинаете церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого священника у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы.
Если сердце вдруг загорается и вы видите что вот этот священник отвечает на ваши тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко, подойдите к нему после службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время, вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника быть вашим духовным наставником.
Когда я говорю присмотреться к священнику, послушать его проповеди, это не значит, что я предлагаю выбрать самого благообразного или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества.
Просто в Церкви (так было и будет всегда) есть священники более строгие в вопросах церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие.
Естественно, что если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и проч., вам лучше обратиться к священнику – монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит).
Если у вас семья, дети, лучше выбрать женатого священника (священник, иначе - иерей, протоиерей). Он лучше знает заботы семейные и даст вам более адекватный ответ.
Я хочу, Вас, дорогие читатели, уверить: любой священник (каким бы грозным или неприступным он не казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника стать вашим духовником.