Сложности VIP-покаяния

На днях на сайте segodnya.ua появилось интервью с известным рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым. Читая его, можно отметить, что после того, как некоторые, искренне благонамеренные, православные люди, взялись защищать православие Гребенщикова, сам герой позаботился о том, чтобы сделать их усилия тщетными. Он постоянно разъясняет свои взгляды таким образом, что никакой возможности считать их православными не остается. Например, он говорит:

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100427/42733.p.jpg
На гитаре Бориса Гребенщикова видна фотография его умершего духовного наставника – известного йога Шри Чинмоя

“Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники. Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю.

— Но вы же сами говорили, что вы православный.

— Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. Православие — это чудо, которое я не могу объяснить. И свои собственные чувства я тоже объяснить не могу. Потому что, как мы только что говорили, Бог значительно больше меня.

— А как ваше православие сочетается с вашим буддизмом?

— Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится”   %-)

Что же, другие люди совершенно не обязаны оправдывать наши ожидания. Если Борис Гребенщиков не хочет быть членом Церкви – значит не хочет, нам только остается проявить уважение к его личному произволению и признать этот факт. Однако казус Гребенщикова затрагивает две проблемы, о которых стоит поговорить подробнее.
Первая – это проблема VIP – верующих. Мы все радуемся, когда человек известный по мирским меркам – певец, балерина, политик, актер – заявляют о своей приверженности Православной вере. Не только ради их личного спасения, но и ради предполагаемого миссионерского эффекта. Кажется, что человек известный многим и любимый многими может быть свидетелем веры для многих. Это отчасти верно, и мы должны быть благодарны за тех искренне и серьезно верующих людей, которые есть среди знаменитостей. Но у этого есть и другая сторона – мирская известность сопряжена с особыми искушениями, в частности, с тем, что человек склонен рассматривать себя не в качестве ученика, смиренно притекающего к Церкви, чтобы научиться у нее истинной вере, но именно в качестве VIPa и знаменитости, который еще делает большое одолжение Церкви, соглашаясь именоваться православным. Беда том, что понятное желание не оттолкнуть человека строгими требованиями в случае с VIPами становится слишком сильным. Из-за этого нам бывает трудно сказать «мы высоко ценим такого-то как актера, или композитора, или писателя – но он не является православным человеком». Однако, как показывает опыт, такая снисходительность не работает – нередко VIPы, хотя никто их и не отталкивает, вовсе не становятся свидетелями веры для многих, скорее источниками смущения.

Не только в России, но и в других странах бывает так, что знаменитости, перед камерами заявляющие о своей вере, потом либо также перед камерами с ней порывают, либо излагают взгляды, чрезвычайно далекие от здравого учения.

В балерине, поучающей Патриарха в промежутке между эротическими фотосессиями, нет ничего специфически российского – западные знаменитости нередко ведут себя также. Культ звезд требует от них определенного поведения – и знаменитость, не поставляющая скандальных новостей в глянцевые журналы, рискует скоро выпасть из поля зрения масс-медиа и быть вытесненной теми, кто такие новости обеспечивает.

Это, разумеется, не значит, что “звезды” не могут иметь подлинной веры – могут, конечно – но это значит, что они сталкиваются с некоторыми специфическими для этой среды соблазнами.

И подходить к этим людям с особыми, облегченными мерками – значит, непреднамеренно, помогать им пасть. Принадлежность к Церкви предполагает исполнение определенных как вероисповедных, так и этических требований – и они не могут быть другими для VIPов. Если знаменитость не желает разделить веру Церкви – что же, Богу было угодно наделить людей свободным произволением. Мы можем только выразить этому человеку нашу любовь, уважение и признательность за его или ее вклад в культуру и засвидетельствовать, что пока он (или она) находится вне Церкви.

Именно это нам и стоит сделать в отношении Бориса Гребенщикова – он не является православным человеком, и нам следует это просто отметить. Обозначение границ Церкви – тоже часть ее миссии.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100382/38296.p.jpg

Но слова музыканта интересны тем, что они отражают определённое непонимание между Церковью и внешними. В самом начале интервью ему ставят вопрос: “Борис Борисович, недавно вас, как Льва Толстого, отлучили от православной церкви. За что?” На что музыкант отвечает: “Со мной ведет борьбу часть тульской епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса”.

Отлучение, вернее, просто свидетельство о том, что человек находится вне Церкви, вовсе не является карой за что-то или проявлением враждебности. Это констатация определенного факта – у Церкви есть определенные вероисповедные границы, человек пожелал остаться вне их. Это не значит что он черный маг, или бес, или еще что-нибудь в этом роде – множество людей находятся вне Церкви и при этом они, конечно, не маги и не бесы. И мы, православные христиане, вовсе не ведем борьбу с ними. Но в ситуации, когда люди желающие быть внешними по отношению к вере Церкви, в то же время желают называть себя православными, на нас лежит обязанность разъяснить это недоразумение.

Православие – это пребывание в завете с Господом нашим Иисусом Христом, в завете, в который мы вступаем через таинство Святого Крещения. Это очень серьезный выбор, подобный принятию гражданства или вступлению в брак. Верующий делается наследником величайших обетований – но также и принимает на себя серьезные обязательства. Вы не можете вступить в брак и наслаждаться холостяцкой свободой; Вы не можете принять гражданство и считать, что законы страны писаны не для Вас. Вы не можете быть православным человеком и заодно буддистом, суфистом и индуистом. В этой простой истине нет ничего странного, враждебного или оскорбительного. Хотите войти внутрь? Добро пожаловать! Не хотите? Тогда Вы остаетесь снаружи. Выбор за Вами.

Источник