Нужно рассказать несколько случаев, имеющих прямое отношение к Троице и к Святому Духу.
НЕПОСТИЖИМОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Митрополит Вениамин (Федченков)
Митрополи́т Вениами́н (в миру - Ива́н Афана́сьевич Фе́дченков) – архиерей, богослов, миссионер, духовный писатель.
В первой части я кратко рассказал уже об «откровении» Пресвятой Троицы… Но теперь хочу, грешный, сообщить о том же, но — подробнее; так как записанное мною там и кратко, и нуждается в толковании и пояснениях… И хочу думать, что они помогут и читателям. Да и событие — само по себе необычайное.
Я, конечно, в основном повторюсь; но подробности помогут, не мне одному, — в вере нашей.
Началось это так просто и неожиданно. Нечего и говорить о том, что я и не помышлял тогда ни о каком чуде… Да если бы и пришла мне, грешному, подобная мысль, я постарался бы отогнать ее.
Отслужили мы в монастыре П. Троицкую литургию. Обычно тотчас же следует и вечерня. Но по уставу пред вечерней полагается читать еще и 9-й час, как и всякий день. Это занимает обычно минут десять. Но в храмах мирских он опускается. Впрочем, это и понятно: впереди предстоит еще длинная вечерня, с продолжительными молитвами святителя Василия Великого. Но в монастыре нашем старались совершать все по уставу.
И, чтобы слушать 9-й час, я почему-то вышел из алтаря, как помню, — на клирос, уже с букетом цветов… Чтец спокойным речитативом читал псалмы. По своему обычаю, я смотрел на цветы и любовался красотою их, которая, и прежде и доселе, кажется мне совершенно необъяснимой и непонятной уму, хотя факт ее — налицо. Как легко может видеть читатель, я был совершенно спокоен; а однообразное чтение псалмов 9-го часа еще более содействовало этому. Ни о каком экстазе не было и речи.
И, не замечая, как это началось, совершилось непостижимое состояние… Смотря на цветы, я (боюсь даже сейчас выговорить!) «узрел БОГА»… Постараюсь передать читателю, что было…
В цветах, — но не в самих цветах (странные слова?!), а скорее — «через» цветы узрелся Господь… Но Он, зримый, не был задерживаем цветами… Ничто материальное не мешало Ему (опять это странно; но так было!)…
БОГ ЕСТЬ ДУХ, — сказал Христос самарянке. И явившийся был Дух… Что такое Дух? На это я (после) имею такое сравнение. Представим себе воздух. Но он — не одушевлен. А мы попробуем вообразить, что он бы «ожил»: он «слушает» нас, он «видит» нас… Вообще он — «живет» так, как и мы живем. После мне приходило и иное сравнение с «живым» воздухом: летом, в жаркую солнечную погоду, мы видим волнообразный воздух, который движется по горизонту, — точно бы живой… Вообще, представим себе, что тот самый воздух, который есть вокруг нас, «ожил» бы: то есть слышал нас, видел, сочувствовал, как и мы…
Больше этого не могу сказать… И это все — сравнения, которые другому, не испытавшему, не могут дать истинного восприятия… Это продолжается, может быть, с минуту: этого теперь я не могу сказать… Может быть, с полторы… Я все время продолжаю смотреть на цветы… Совершенно спокоен…
И мне — совершенно очевидно, как иной любой факт, что «здесь БОГ». Этот вывод — или, иначе сказать, определение, наименование, обозначение — пришло не от ума, не через размышление, а — так же, как мы воспринимали бы цвет, свет, человека и т. п.
Передо мною был факт!
А потом — на одно почти мгновение — я узрел и другое: Этот Дух был один, — но вместе с тем и Троичен… Здесь уже я не могу привести и какого-нибудь сравнения…
Все это время я оставался совершенно спокойно-бодрствовавшим .
Потом «откровение» так же незаметно исчезло… Но мне ярко запомнилось… Что это было, не могу сказать… Но оно БЫЛО.
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦЕ, помилуй мя, грешнейшего, молитвами Богородицы!
АМИНЬ.
ЛЮБОВЬ И ВЕРА
В нашем монастыре (в Сербии) проживал беженец, лет шестидесяти пяти… Ничего особенного сказать я не могу о нем. Довольно интеллигентный… Уживчивый… Религиозный — «как и все»…
После мне вдруг пришлось услышать печальное… Но ворочусь назад… Это было в другую Пятидесятницу… Был праздник Пресвятой Троицы. Вера была очень горячая. Радость — очень большая…
И мне пришлось от послушника узнать, что он видел его во грехе… Подробности и сейчас помню… Но не буду писать о них: не в них — и даже не в нем — дело. Услышав об этом, я разгневался. Вызвал его к себе и резко выговорил ему, обещаясь при этом доложить об этом епархиальному архиерею, а потом — и удалить его из монастыря.
Он нагнул голову — не мог прямо в глаза смотреть мне,— не оправдываясь: грех был несомненный… Молчит.
И вдруг я заметил: вера в Пресвятую Троицу точно застыла, охладела, исчезла… И она была,— как бы сказать: «зрячая»… А теперь Троицы для меня «не было»…
Расстались с «грешником»…
И мгновенно мне пришло такое объяснение: Пресвятой Троице совершенно не угодно было такое мое отношение к согрешившему брату; и я был за это лишен Ее общения.
Началась тоска на душе… Это было часа в три дня… Потом повечерие… У меня нет радости на сердце… Ища исхода из такого положения, состояния, я (кажется, уже на другой день, на утрене) подошел к нему и попросил у него прощения за свою нелюбовь и резкое осуждение его.
И тотчас же воротились ко мне и «зрячая вера», и радость о Троице!
Вывод явный: нелюбовь несовместима с верой или, лучше и вернее сказать, с Богом — Любовью! Даже простое осуждение вредит вере… Лучше быть самому грешным, чем осуждать других: это угоднее Богу, чем гордость и злоба…
БОГОСЛОВСКИЕ ДОМЫСЛЫ
Испокон веков человеческая мысль стремится как- нибудь «понять» догмат Пресвятой Троицы: как это возможно, чтобы в Одном Боге Три Лица.
Но так как это «умом» непостижимо, то, естественно, прибегают к сравнениям: солнце, луч и тепло; [ум], мысль и слово; три солнца вместе [нрзб]; дух, душа и тело, — как учит апостол Павел о трех-составности человека (1 Сол. 5, 23), епископ Феофан Затворник, и вообще — Православная Церковь; ум, воля и сердце; огонь, свет и тепло; и т. д.
А в Церковной археологии я видел снимок с иконы, где Троица изображается в виде совершенно подобных трех человек, сидящих на одном диване: но три не составляют одно.
Явление Бога Аврааму в виде трех странников обычно рисуется в виде трех ангелов и служащего им Авраама.
В России принят обычай изображать Бога Отца в виде ветхого Старца; Сына — с крестом в руке (знамение искупления людей — страданиями за них), Человеком среднего возраста; Духа Святого — в виде парящего над Ними голубя!
У знаменитого иконописца Руси преподобного Андрея Рублева (монаха Троице-Сергиевой Лавры) Они написаны в виде трех человек, сидящих за одной трапезой (на которой стоит лишь одна небольшая чаша — символ чаши страданий Христа, Сына Божия, как единственного пути «искупления»), но в разных позах и облачениях и т.д., а главное: Троичность изображается в отречении самости: Бог Отец вопрошает Сына (направо), Сын Божий — взирает через стол на Духа Святого (налево от Бога Отца); а Дух Святой смиренно отказывается от Своей воли, предавая все в волю Бога-Отца и Сына Божия. Ведь причиной разделения является в нас САМОСТЬ: а Лица от нее — и отрекаются, передавая решение на волю других Ипостасей.
Выше мы приводили сравнение семи красок радуги и одного белого цвета. Но все эти сравнения, конечно, не могут дать представления о Троице Лиц. Впрочем, всякое сравнение чего-либо с чем-либо не достигает цели; потому что всякая вещь, всякое бытие — в конце концов — АБСОЛЮТНО неповторимо, единично… Это говорит и опыт нам. Поэтому никакое изображение Троицы не может дать представление о Ней! Она — неописуема. И Сын Божий по Божеству — неописуем! В том смысле были правы и иконоборцы.
И, однако, Церковь приняла из древности и изображения, и символы (Христос — в виде рыбы, — греческое слово i^ôuç); и Седьмым Вселенским Собором иконопочитание было навеки утверждено, закреплено.
Иконы (Троицы) суть — скорее вызывают в нас веру, ибо лишь в вере коренится восприятие Бога.
Еще правильнее — в непостижимом для ума нашего «непосредственном откровении» нашего духа. Не иначе! Это, так сказать, символический смысл икон Бога.
Но в недавнее время явилась иная попытка объяснения: психологическая… Автор ее (не буду упоминать его имени) думал, что он достигает цели. Суть ее в том, что она основывается (и тоже на аналогии) на сравнении любви разных людей друг к другу; так что мы говорим: «одна душа» в них… Так говорилось и про первых христиан (Деян. 4, 32). Но всякому понятно, что эта психологическая одинаковость (даже не «общность») не сравнима с субстанционной (сущностной) самостоятельностью Лиц Троицы.
Поэтому нам нужно с несомненностью лишь верить в это, просто — верить, не пытаясь «понять», «изобразить» Ее.
Основанием этой веры — служит откровение о ней Господа Иисуса Христа, «сшедшего» с небес, — и к Троице (и Себе Самому) восшедшему, — по человечеству.
За это мы и восхваляем ЕЕ и открывшего о Ней Господа нашего Иисуса Христа — Духом Святым.