Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых.
В богослужебном смысле это дни годового богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типикон предписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения Tвхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.
Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт.2:3, Исх.20:8-11).
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:
Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:
а день воскресный преимущественно праздновати,
аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:
да будут анафема от Христа.
По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники (в числе которых Пасха, или Воскресение Христово), а также средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и её служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова воспоминается в Церкви каждый воскресный день (неделю), при этом совершается бдение.
По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних , имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.
существуют :
Двунадесятые непереходящие праздники
Двунадесятые -двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге
Рождество Христово – 25 декабря (7 января)
Крещение Господне – 6 (19) января
Сретение Господне – 2 (15) февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля)
Преображение Господне – 6 (19) августа
Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа
Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября
Воздвижение Честного
и Животворящего Креста Господня – 14 (27) сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря)
Двунадесятые ПЕРЕходящие праздники (т.е они двигаются по датам)
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Вознесение Господне
День Святой Троицы или Пятидесятница
Недвунадесятые Великие праздники
Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники
Обрезание Господне
Покров Пресвятой Богородицы
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Пасха – Светлое Христово Воскресенье
Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».
Праздник Пасхи или Светлое Христово Воскресение празднуется в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой из воскресных дней.
Пасха определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе, который проходил в городе Никее. Согласно правилу Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния и обязательно после иудейской Пасхи.
У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением: 1) Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, 2) Богоявления — 4 предпразднственных дня, 3) Входа Господня в Иерусалим — нет предпразднства, 4) Вознесения Господня — нет предпразднства, и 5) Дня Святой Троицы — нет предпразднства.
У Пасхи предпразднства нет.
Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.
У великих недвунадесятых праздников предпразднства, попразднства и отдания нет.