О почитании НЕканонизированных подвижников
не секрет что сейчас процветает обширно и повсеместно такая тенденция "самочинного прославления" ,составляют акафисты , прославляют ,молятся как святым еще не прославленным в лике святых ,неканонизированным подвижникам ..
материал для ознокомления
выдержки из Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года.
ЖУРНАЛ No 104 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых.
ПОСТАНОВИЛИ:
напомнить Правящим Преосвященным, что при подготовке материалов к канонизации святых следует учитывать:
1. Материалы к канонизации подвижника должны быть тщательно подготовлены и рассмотрены Епархиальной комиссией по канонизации святых, о чем было принято решение Архиерейским Собором 1992 г. (см. Деяние о канонизации..., пункт 11).
2.Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян Русской Православной Церкви. Подобные свидетельства должны быть с благословения Правящего архиерея проверяемы на местах. Преподавать благословение для публикации подобных материалов правящий архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием. 3.Недопустима практика сбора подписей в Епархиях за канонизацию тех или иных лиц, что порой используется различными силами в нецерковных целях.
4.Не следует проявлять поспешности в совершении канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо производить предварительное, тщательное и всестороннее документальное изучение их жизни и служения.
5.Мощи канонизированных подвижников обретаются с благословения Святейшего Патриарха. О результатах обретения святых мощей Правящий архиерей должен докладывать Святейшему Патриарху.
6.Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах.
О вопросах канонизации
Максимов Максим, Секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых
Согласно Определению Священного Синода от 6 июля 1989 года "Инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих преосвященных архиереев". Правящий епархиальный архиерей при обращении к Святейшему Патриарху или в Синодальную комиссию по канонизации святых ответственен за все факты, приводимые как доказательство святости подвижника. Все чада Русской Православной Церкви также могут направлять в Комиссию запросы по вопросам канонизации святых.
Канонизация подвижника к лику местночтимых святых производится по благословению Святейшего Патриарха правящим архиереем. Решение о причислении подвижника к лику общецерковных святых принимается Архиерейским или Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Все исторические данные жития святого должны быть подтверждены материалами архивов.
Житие должно ярко отобразить подвиг его, праведную жизнь, исполнение евангельского закона о любви к Богу и ближнему. При этом необходимо учитывать, что нравственная ценность подвига должна соответствовать Священному Писанию и Священному Преданию Церкви. Церковная деятельность подвижников должна быть глубоко осмыслена и изучена.
Правящий архиерей, либо сам, либо через уполномоченных лиц, не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование, а также предоставляет в Комиссию документальные подтверждения чуда (медицинские документы, либо свидетельства очевидцев перед Крестом и Евангелием).
Многие чудеса и почитание подвижника связаны с местом его подвигов, а в особенности с местом его погребения. Мощи неканонизированных подвижников веры не могут выставляться для всенародного почитания в храмах. Мощи канонизированных святых обретаются только после благословения Святейшего Патриарха. Правящий архиерей образует специальную церковную комиссию, в состав которой должны быть включены специалисты в области антропологии и археологии. О результатах обретения мощей правящий архиерей докладывает Святейшему Патриарху.
Церковная жизнь сегодня имеет много утешительных явлений: возникают ранее упраздненные епархии, возрождаются обители и храмы. Но недопустимы попытки ускорить прославление подвижника в связи с юбилеем епархии, монастыря, исторического события. Здесь строгость позиции Комиссии в случае недостаточности оснований или по причине неполноты собранного материала неизменна.
Однако, увы, до сей поры не прекращаются попытки ускорить решение вопроса канонизации "своего подвижника" мирским путем: сбором подписей, направлением в Комиссию ультимативных требований, появлением публикаций в средствах массовой информации… Подобное в церковной жизни недопустимо. Наши благочестивые предки так не поступали.
А в наше время появилось множество апокрифической литературы о лжестарцах, лжестарицах, лжесвятых. Люди малоцерковные (а таких большинство), часто пребывающие в состоянии прелести и потому считающие себя на 100 % правыми, – не могут судить о святости.
Отдельно нуждаются в изучении вопросы литературного наследия подвижника, в частности соответствие его учения вероучению Церкви Христовой. Исключается канонизация отступников и еретиков. И отличить мнимое от истинного могут только люди духовные.
Перед епархиальной властью нередко ставится вопрос о некоторых древних подвижниках, почитание которых было прекращено в Синодальный период: следует ли заново проводить акт их канонизации? Если при изучении архивов найдены неоспоримые свидетельства, подтверждающие факт церковного почитания подвижника как канонизированного святого (например, упоминание их в старых Минеях, найденные древние иконописные изображения, древние литературные памятники, сказания, упоминание о них в летописях и другие данные), то повторной канонизации не производится, а по благословению Святейшего Патриарха может быть осуществлено возобновление церковного почитания подвижника в лике местночтимых святых. В остальных случаях, когда не удаётся найти документов и других доказательств о том, что канонизация состоялась в древности, вопрос о причислении к лику святых рассматривается после предоставления всех необходимых для канонизации материалов.
В том случае, если почитание местночтимого подвижника распространяется по всей России, правящий архиерей ходатайствует о причислении его к лику общецерковных святых. Он предоставляет Святейшему Патриарху материалы, подтверждающие факты почитания подвижника в других епархиях Русской Православной Церкви.
Включение в Месяцеслов имён святых, канонизированных другими Поместными Православными Церквями, происходит тоже по благословению Святейшего Патриарха.
Особо следует сказать о новомучениках и исповедниках Российских XX века.
При сборе материалов о жизни и подвиге их российским епархиальным Комиссиям по канонизации святых следует изучить местные архивы, хранящие документы по истории Церкви во время гонений. Немало информации о фактах антицерковной политики государства того времени сохранилось в периодической печати. Особое внимание следует уделить выявлению тех, кто не может быть прославлен даже при благочестии и мужестве в условиях следствия: это обновленцы и другие раскольники, отпавшие от единства с Церковью Христовой, секретные осведомители, лжесвидетели, отрёкшиеся от веры, сана, монашества. Следуя древней церковной традиции, прославляются в лике новомучеников и исповедников Российских лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.
Именно поэтому они канонизируются Церковью, т. е. предлагаются всем верующим как совершенный образец веры, надежды и любви к Богу и ближним.
Для рассмотрения вопроса о канонизации пострадавшего за веру в годы гонений помимо жизнеописания предоставляются копии из материалов следственного дела: анкета арестованного, протоколы всех допросов, обвинительное заключение, приговор тройки и сведения о приведении приговора в исполнение. Если человек арестовывался несколько раз, то требуются копии из всех дел. Если человек получил длительный срок заключения, необходимо выяснить точную дату, место и причину смерти. В отношении исповедников, т. е. тех, кто вышел из заключения, требуется сбор сведений об их церковной жизни после заключения.
Для более подробного составления жития используют епархиальные архивы, изучают клировые ведомости, свидетельства родственников пострадавшего.
В случаях, если материалы вызывают сомнение или смущение, следует приложить свои объяснения того, почему епархиальная комиссия сочла возможным ставить вопрос о канонизации пострадавшего в лике новомученика и исповедника Российского. По всем частным аспектам в вопросах, касающихся прославления свидетелей веры XX века, следует обращаться в Синодальную комиссию по канонизации святых.
Можно ли спешить с канонизацией?
Максимов Максим, Секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых
Как пример :
В последнее время широкое распространение получили брошюры о Евгении Родионове, погибшем в Чечне в 1996 году, и даже его иконы, которые можно встретить не только в домах верующих, но и в некоторых храмах.
— Отец Максим, прежде всего, давайте поговорим о том, что является основанием для причисления клириков и мирян к лику святых.
— Церковь имеет критерии для канонизации святых любой эпохи. Эти критерии остаются неизменными, но каждая эпоха истории Церкви имеет свои особенности. Если обратиться к эпохе апостолов, то исповедание Христа как Спасителя и сама принадлежность к апостольскому чину делали человека святым. Если обратиться к следующей эпохе, то основным критерием являлся факт мученичества. Здесь важно, чтобы человек не сам себя вверг в эти испытания, но принял происходящее со смирением. Затем важна чистота исповедания веры, связи с Церковью, то есть он не должен быть ни гностиком, ни каким-либо другим еретиком или раскольником. Следующая эпоха — это эпоха преподобных и праведных. Здесь появляются новые критерии: почитание в народе, чудеса. Особое место в истории Церкви занимает ХХ век — это эпоха новомучеников и исповедников Российских. Для этой эпохи соборно выработаны дополнительные критерии канонизации. Когда мы поднимаем уголовно-следственное дело, изучаем биографию человека, особое внимание обращаем на его позицию в вероучительных и нравственных вопросах, стойкость на допросах, которые порой сопоставимы с эпохой первомучеников. Также стараемся выяснить, уклонялся ли он в раскол, и если да, то приносил ли покаяние.
Зачастую некоторые не выдерживали пыток и согласились на сотрудничество с органами НКВД, хотя это, как правило, не освобождало их от смерти (казни). В таком положении даже смерть человека не может являться определяющим фактором его канонизации.
Канонизация подтверждает вполне определенные выводы: человек в тяжелейших испытаниях сохранил веру и непорочно совершил свой подвиг.
— Канонизация — это не раздача награждений всем пострадавшим. Канонизация — это призыв Церкви обратить очи сердца к тому, кто верил во Христа и до конца сохранил эту веру. Изучая жизнь и смерть Евгения Родионова, мы вправе потребовать определенные доказательства, что все было именно так. Но оказалось, что основной источник в этом случае, да и то с большой оговоркой, — средства массовой информации. Нет нужды говорить, что современные СМИ нельзя рассматривать как серьезный и заслуживающий доверия источник информации. Но и при анализе публикаций выяснилось, что все сводится к рассказам одного человека — матери Евгения Родионова.
— Какое решение приняла комиссия по этому вопросу?
— Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии — архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения.
К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас — лишь дополнительный штрих к общей ситуации.
— Что же вы узнали из разговора с Любовью Васильевной Родионовой?
— Мы предупредили ее, что главный вопрос связан с почитанием ее сына: «Вы — единственный свидетель, которому мы можем доверять, и все, что вы скажете, будет запротоколировано». Она рассказывала о Жене, о себе, о том, как искала сына, получив от командования лживую телеграмму, что он дезертировал. Потом она долго искала правду и в конце концов встретилась с чеченским полевым командиром Русланом Хайхороевым (который к 2002 году, когда состоялся этот разговор, уже погиб. — Прим. ред.). Она узнала, что есть люди, которые могут открыть ей место, где похоронен ее сын, но за это требуется заплатить. Она заложила свою квартиру, — в этом смысле у нее есть христианское чувство самопожертвования, кроме одного «но»: все ее действия обусловлены только безграничной, до «обожествления», любовью к сыну.
— Как бы вы прокомментировали позицию, например, Союза православных хоругвеносцев, которые говорят о Евгении Родионове как «новомученике за Христа и Россию»?
— Надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников Российских, как бы мы ее не растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам Российским, происходит очевидный подлог. Современная история России — это совершенно иной период.
Почему для Церкви при изучении новомучеников было важно выдержать определенную историческую дистанцию? Это не только проблема закрытых и недоступных архивов, это проблема целостного представления об эпохе, механизмов власти, принятия решений, положения Церкви. Сегодня каждый представляет какую-то партию, общественное движение или церковную группу. Но церковная Комиссия по канонизации не может быть ни «правой», ни «левой», ни «центристской». Комиссия руководствуется критериями, о которых мы вкратце уже говорили. Если мы говорим о современности, есть множество вопросов, на которые никто сегодня не сможет дать точный ответ.
Тем не менее, мы можем попытаться дать оценку конкретным фактам из жизни современного человека.
Действительно, сегодня может быть такая ситуация, что человека захватили религиозные экстремисты и требуют от него отречения от Христа и Его Церкви или угрожают смертью. Но встает проблема, как сегодня собрать реальные доказательства. У древних мучеников свидетелями были судьи и народ. Все судебные приговоры выносились публично. Отсюда и достоверность мученических актов. Все слышали, как мученики отвечали на вопросы о своей вере, и все видели, как их убивали, христиане бережно собирали косточки после сжигания. И никаких дополнительных доказательств не требовалось. В эпоху новомучеников ситуация изменилась. Двери следственного кабинета, тюремных застенков были плотно закрыты. Народ ничего не видел, но осталась бумага, документы. И они могут быть изучены и служить вполне достоверным свидетельством.
— В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Те диалоги, которые появляются в газетах, типические, они взяты из рассказов других русских солдат, побывавших в плену. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя.
— Однако есть видеозапись смерти Евгения. Она может быть принята как доказательство?
— Здесь я снова процитирую Л.В. Родионову. Она сказала, что пленок с казнями и издевательствами над пленными воинами у нее много, и на одной из них, как она считает, снят ее сын. Но и это предположение она сама подвергает сомнению.
— Удалось ли членам комиссии выяснить отношение Любови Васильевны к возможной канонизации ее сына, к написанным иконам?
— Да, здесь у нее есть четкая позиция. Она считает, что канонизация «народной церковью» уже произошла, и канонизация официальной Церковью тут ничего не изменит. Точнее, она сказала «ничего не даст». Л.В. Родионова ее не добивается и очень болезненно воспринимает известия о написании в том или ином городе «иконы мученика Евгения». Она также протестует против телевизионных репортажей, где сообщается о его канонизации.
Добавлю, что никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших вместе с ним воинов вел сознательную церковную жизнь, нет, и фактов, подтверждающих их мученическую — в церковном смысле этого слова — кончину, синодальной Комиссией по канонизации не обнаружено. Следовательно, говорить о прославлении Евгения в лике святых неуместно и безосновательно.
— Как же относиться к статьям, стиль которых все чаще напоминает житийный?
— Эти авторы выражают свое личное мнение. Они могут издавать брошюры как частные лица, но выступать от имени Церкви они не могут. Нельзя забывать, что каждый, кто записывает Предание Церкви, несет ответственность перед Богом и Церковью. Авторы, которые пытаются выдать желаемое за действительное, не могут быть церковными писателями и компрометируют сами себя.
В заключение подчеркну: Православная Церковь никогда не причисляла к лику святых тех, кто был убит на войне. Известен исторический факт: когда в Х веке император Никифор Фока потребовал от Константинопольского Патриарха канонизации убиенных воинов, Церковь ему отказала. А мотивация у него, кстати, была практически такой же, как сегодня: воодушевить армию, поднять боевой дух.
Деятельность Комиссии по канонизации многим известна только своей положительной стороной. И действительно, за десять лет прославлено почти полторы тысячи святых. Но есть и другая сторона нашей работы, о которой мало кто знает: очень много имен пришлось отвергнуть или, по крайней мере, отложить решение вопроса о канонизации до поступления новых материалов.