Чернобыль: герои, жертвы и виноватые
25 лет назад взрывом был уничтожен 4-й энергоблок ЧАЭС. Хватило лишь одной неудачи, чтобы превратить символ гордости в символ страха и смерти. Техника подвела или люди - спор еще не окончен.
Исполнилось ровно 25 лет со дня взрыва атомной электростанции в Чернобыле - гордости советских энергетиков и атомщиков и просто (на момент трагедии) самой большой АЭС во всем СССР. Хватило лишь одного неудачного научно-производственного испытания, чтобы превратить символ гордости в символ страха и смерти, пишет Виктор Мартынюк на сайте KM.RU.
На дату 25 апреля 1986 года руководство Чернобыльской АЭС назначило остановку того самого рокового 4-го энергоблока. Стандартный планово-предупредительный ремонт не обещал ничего любопытного, разве что ожидалось испытание одного из предлагаемых режимов работы системы аварийного энергоснабжения. В случае аварийного отключения электричества режим выбега ротора турбогенератора мог обеспечить энергией питательные и главные циркулирующие насосы реакторов.
Чернобыльская катастрофа могла произойти раньше. Подобные испытания на том же энергоблоке проводились в 1982, 1983, 1984 и 1985 гг., но заканчивались неудачно, не обеспечивая ожидаемого результата.
О том, как развивались события в деталях, описано уже достаточно. Детальная хронология катастрофы пестрит научными понятиями и представляет интерес прежде всего для специалистов-атомщиков. Если переложить эту хронику на доступный язык - взрыв произошел из-за внештатной ситуации, возникшей в процессе эксперимента. Бытописцы тех страшных минут солидарно сходятся в том, что в какой-то момент испытательный процесс приобрел просто неуправляемую форму (отказало измерительное контролирующее оборудование), и протекал он буквально молниеносно. 01:23:04 - начало эксперимента, далее - технические подробностями с шагом в несколько секунд, и наконец в 01:23:58 реактор был полностью разрушен.
Пожар на ЧАЭС, возникший от серии взрывов гремучей смеси, удалось потушить лишь к 05:00. При этом пожарные устраняли несколько десятков возникших очагов возгорания и спасали от пожара третий энергоблок. Их же самих уже ничего спасти не могло: они приехали в первые минуты и в самое пекло, на самую большую концентрацию заражения.
А виновных нашли очень быстро. «Московские новости» к трагическому «юбилею» чернобыльской катастрофы опубликовали статью Михаила Мошкина «Попали в историю по приговору». В ней автор приводит короткие истории людей, имевших связь с чернобыльской трагедией. Так, приводится одно из первых сообщений директора ЧАЭС Виктора Брюханова, которое он отослал в Москву и Киев сразу же после аварии (директор приехал на станцию через полчаса после взрыва). «Реактор цел, продолжаем подавать воду в аппарат, уровень радиации в пределах нормы. Погиб Валерий Ходемчук, а Владимир Шашенок получил стопроцентный ожог поверхности кожи и находится в тяжелом состоянии», - указал в своем отчете Брюханов.
Далее он еще слал «наверх» отчеты о проделываемой работе и показаниях замеров радиации. «Наверху» Брюханова выслушивали внимательно, а 3 июля того же года Политбюро ЦК КПСС исключило его из партии за «крупные ошибки и недостатки в работе, приведшие к аварии с тяжелыми последствиями». Притом, что ранее к работе кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции и без пяти минут Героя Социалистического Труда у партноменклатуры претензий не было.
Однако когда пришлось кому-то предъявлять претензии, Брюханова арестовали и, спустя почти год, приговорили к 10 годам лишения свободы по ст. 220 УК СССР - «Неправильная эксплуатация взрывоопасных предприятий». При этом перечень «взрывоопасных предприятий» имелся, но только АЭС в нем не значились. Перестроечный раж со стремлением быстрее и показательнее обличить тут сыграл роль или простая судебная неразбериха, однако сам Виктор Брюханов, живущий и по сей день, считает, что от расстрела его спасло лишь «исключительно то, что организаторы суда не смогли подвести под расстрельную статью» (так он сам предположил в одно из интервью). От чернобыльской АЭС у ее бывшего директора остались статус ликвидатора 1-й категории да вторая группа инвалидности. При этом он не склонен отрицать вину работников АЭС, ставших первейшими жертвами катастрофы. Нарушения, как отметил Брюханов, конечно, были. Однако они по всей своей совокупности, будь все точно предусмотрено проектом, привели бы максимум к выходу из строя энергоблока, но однозначно не к разрушению или тем более взрыву.
С ним, впрочем, не согласился академик Анатолий Александров, который после аварии на ЧАЭС поддержал выводы государственной комиссии и версию, изложенную в докладе МАГАТЭ, которые утверждали в виновности персонала АЭС именно в катастрофе, т. е. в самом взрыве.
Разговоры о том, кто более виноват в Чернобыльской аварии - техника или люди - затихают и разгораются с новой силой ежегодно, когда в прессе обнаруживаются, кроме известных подробностей, новые откровения, цитируются, осмысливаются и переосмысливаются документы без грифа «Совершенно секретно» (а когда станут доступны документы с грифом - можно лишь предположить масштаб новых дискуссий).
Бывший главный инженер чернобыльской АЭС Николай Фомин, который как раз утвердил злополучный эксперимент «по определению характеристик генератора во время выбега ротора турбины», был арестован и пытался покончить жизнь самоубийством, в одном из интервью своеобразно примирил сторонников технической и человеческой версий аварии: «Меня во многом обвиняют. Не все, сказанное в мой адрес, считаю справедливым. Но в одном я виню себя сам: я всегда полагал, что главное в работе предприятия - это техника, а оказалось, что главное - это люди. Их значение я недооценил».
P.S. Поминальные мероприятия по погибшим в результате взрыва на ЧАЭС в ночь на 26 апреля проходят в ряде городов России. На Дворцовой площади в Петербурге в 01:23 в небо взмыли 25 бумажных фонариков. В целом же к акции «Чернобыль-25» присоединился 31 город в России и 15 странах мира. В Киеве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил панихиду по погибшим в результате чернобыльской трагедии. Жертвуя жизнью,ликвидаторы Чернобыля исполнили заповедь Христа о любви
Герои Чернобыля
Чернобыль — небольшой городок на реке Припять в Киевской области. В 1970 году в десяти километрах от Чернобыля была построена первая на Украине атомная электростанция. Спустя шестнадцать лет здесь произошла крупнейшая в истории ядерной энергетики авария.
26 апреля 1986 года примерно в половине второго ночи на четвертом энерго-блоке Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Часть здания энергоблока обрушилась, в помещениях и на крыше начался пожар. Причиной катастрофы были ошибки операторов, которые управляли реактором и допустили его запредельную перегрузку.
Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих радио-активных веществ. Приближаться к пылающему реактору было смертельно опасно.
В первые же часы на АЭС стали прибывать специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии. Всех их позднее так и назвали — ликвидаторы. В опасной зоне они работали посменно. Те, кто набирал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Но в самом начале еще никто не знал, насколько опасно радиоактивное заражение. Надо было прежде всего потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки. Если бы это произошло, катастрофа стала бы планетарной.
В смертельную схватку с огнем вступили пожарные. Уже через семь минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты. Командовал ими майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Рядом с ним в первых рядах огнеборцев находились командиры пожарных караулов 23-летние лейтенанты внутренней службы Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик. Своим примером они увлекали бойцов, давали четкие команды, шли туда, где было опаснее всего. Пожарные совершили настоящий подвиг — отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Но доза радиации, которую получили отважные офицеры, оказалась очень высокой.
Вымпел, посвященный героям-чернобыльцам.
Лейтенантам Виктору Кибенку и Владимиру Правику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Золотой Звездой Героя был награжден и Леонид Телятников. После лечения он продолжил службу, стал генералом. Но болезнь не отступала. Герой ушел из жизни в 2004 году.
Вернемся вновь в трагические дни Чернобыля. Как складывались дела после того, как отбили первый огненный удар?
Бойцы пожарной охраны продолжали свой ратный труд. Вахту на огневом рубеже приняли сводные отряды из пожарных частей всей страны. Руководил их действиями подполковник внутренней службы Владимир Михайлович Максимчук.
В ночь на 23 мая на АЭС вновь возникла опасная ситуация. Вспыхнувший огонь подобрался к машинному залу, заполненному тоннами масла, и к трубопроводам, где был водород. Малейшее промедление могло привести к страшному взрыву. Оценив обстановку, Максимчук избрал единственно правильный в той ситуации метод тушения. Пожарные входили в опасную зону звеньями по пять человек, работали там не более 10 минут, а затем их тут же заменяло другое звено. Сам Владимир Михайлович почти 12 часов не выходил из зоны пожара и, уже отдавая последние силы, сделал расчет пенной атаки, которая добила оставшиеся очаги огня.
Позднее медики определили: в эти драматические часы подполковник Максимчук получил сверхвысокую дозу радиации — около 700 рентген. С тяжелыми лучевыми ожогами его доставили в больницу. Долго шла борьба за жизнь офицера, но как только Владимир Михайлович почувствовал себя лучше, вернулся в строй. В 1989 году он руководил ликвидацией большого пожара на химическом комбинате в литовском городе Ионаве. В 1992 году, к тому времени уже генерал-майор внутренней службы, возглавил пожарную охрану Москвы. Несмотря на тяжелую форму лучевой болезни (последствие Чернобыля), Владимир Михайлович продолжал много трудиться. При нем в столице созданы первая в России вертолетная пожарно-спасательная служба, специальный отряд по тушению крупных и наиболее опасных пожаров, пожарные части получили современную аварийно-спасательную технику, открыт учебный центр по подготовке пожарных специалистов, полностью модернизирована служба «01».
22 мая 1994 года Владимира Михайловича не стало. Именем отважного офицера названы школа, пожарный катер и специализированная пожарная часть N2, в которой он начинал свою службу в Москве. С 1994 года проводятся международные соревнования по пожарно-прикладному спорту на Кубок генерала Максимчука.
В 2003 году указом президента Российской Федерации Владимиру Михайловичу Максимчуку посмертно было присвоено звание Героя России.
Подвиг героев-чернобыльцев всегда будет служить для российских пожарных примером мужества, высочайшего профессионализма и верности своему долгу.
из цикла КАК ЭТО БЫЛО http://pripyat.su/forum/showthread.php?t=279
Ликвидаторы аварии http://pripyat.su/forum/printthread.php?t=79&pp=40