Ветхозаветное чтение:
КНИГА БЫТИЯ, 15, 1-15
Было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
[Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй.
Проповедь протоиерея Александра Сорокина
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, читая Ветхий Завет во время богослужений Великого Поста, мы тем самым как будто вновь и вновь проделываем весь тот путь ко Христу, который медленно в течение веков и даже тысячелетий проходило человечество, пока не доросло, наконец, до того, чтобы хоть в какую-то меру своих сил осознать все величие дел Божиих и особенно величие главного дела Божия Его воплощения, смерти на кресте и воскресения.
В книге Бытия, а именно ее читают в Церкви небольшими порциями каждый день на вечерне в Великий Пост, говорится о первых шагах, которые делает падший, то есть ушедший далеко от Бога человек. Эти первые шаги выглядят, как давняя история, отстоящая от нашей жизни на много веков назад. И вместе с тем эти повествования потому и являются словом Божиим, обращенным к нам сейчас, что в этих давних событиях мы узнаем себя. Вернее, мы с помощью этих повествований познаем свои возможности, человеческие возможности, внутренние, духовные; мы познаем, что в конечном итоге человек на что-то способен и на что он способен во все времена в общении с Богом.
Человеческое самопознание, то, что, в общем-то, по большому счету является главным мировоззренческим делом каждого человека, в Библии представлено как целая цепь событий, когда человек обнаруживает и не перестает удивляться, сколько новых и новых неведомых возможностей в себе таит человеческая душа – твоя собственная душа, твой дух, твой разум. Важно лишь создать условия, и порой необычные экстремальные условия, чтобы эти возможности в себе обнаружил, и с радостью понял, как много ты можешь и сколь многого ты достоин, человек.
И вот история праотцев, Авраама, Исаака и Иакова, а именно до этих страниц дошло уже чтение Бытия по нашему великопостному календарю, эта история и есть целая цепь таких кардинальных открытий о возможностях человеческого духа. И условия эти, порой, как мы сказали, экстремальные условия, в которых человек открывается прежде всего сам для себя с новых и новых сторон, создает Бог. Тот, Который не просто сотворил человека, как одну из тварей, дышащих и передвигающихся по земле, но как Свой образ и подобие, чтобы быть в особых избраннических отношениях, отношениях Завета, и иметь в лице человека понимающего и достойного партнера.
Вот для этого Он и подвергает человека ради него же самого самым разным испытаниям. И сегодняшнее чтение из 15 главы книги Бытия - тому один из ярких примеров. Наверное, главным стихом сегодняшнего отрывка является тот, на который обратил внимание апостол Павел: «Авраам, - читаем мы в 6 стихе 15 главы книги Бытия, - Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». То есть Авраам поверил в призвание, откликнулся на призвание, которое почувствовал, когда к нему неведомым нам образом обратился Господь.
Ведь известно, что все люди, так или иначе, веруют в Бога. веруют по разному и в разного Бога, в разных богов. Веровали, веруют и будут веровать. Но вот поиски истинного Бога – не такое простое и легкое дело. Тем более, когда речь идет о человеке, который живет среди тоже верующих людей, но не знающих истинного Бога. Именно таким человеком был Авраам, который жил среди язычников, среди очень развитой и во многом очень уверенной в своей правоте языческой культуре.
И вот он среди насыщенного хора различных божеств, которых почитали люди сумел различить призыв Того, Кто в конечном итоге и оказался единственно истинным. Как трудно было это сделать. Ведь Авраам был в своем роде первым, кто всецело доверился этому зову. Он пошел туда, куда Бог ему сказал. Конечно, он сомневался, но он все время внимал этому гласу Божию, Который обещал Аврааму, как только что мы слышали: «посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков».
О каком потомстве говорил Аврааму Господь? В буквальном смысле слова речь идет о ветхозаветном народе Израиле, который произошел от 12 братьев, правнуков Авраама, тех, что были сыновьями другого великого патриарха, Иакова. Но не этот буквальный смысл должен привлекать наше внимание сейчас в Новом Завете.
Обратимся к апостолу Павлу, великому знатоку Ветхого Завета, тому, благодаря которому во многом Ветхий Завет и остался для нас Священным Писанием, унаследованным от ветхозаветного Израиля. И вот апостол Павел обратил наше внимание на этот важный стих: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», вот за это апостол Павел назвал Авраама отцом всех верующих (это Послание к Римлянам, 4 глава, 11 стих).
Иначе говоря, детьми, потомством Авраама, которое так уверенно и многократно обещал ему Бог, хотя и медлил с исполнением Своего обещания, является всякий, кто идет по пути поиска истинного Бога. тем самым человек на этих путях как будто повторяет путь Авраама, путь веры, доверия Богу. Ведь именно с этого, с доверия к Богу, не со страха или интеллектуального исследования вероучения, а именно с доверия Богу, пример которого показал Авраам, и начинается то, что в Библии именуется заветом Бога с человеком.
Да, Аврааму долго пришлось ждать, и не только в том смысле, что своего сына, наследника, Исаака, ему пришлось ждать так долго, что он стал даже как будто сомневаться в исполнимости обетований Божиих, не только в том смысле, что большое потомство появилось только у его внуков и правнуков. Ждать пришлось, пока не пришел Христос, и явилась еще большая благодать и милость от Бога к человеческому роду. Бог явил Свою веру в человека, Бог доверил Себя человеку, до такой степени, что Сам стал человеком. И как оказался прав Авраам, когда задолго до Христа поверил Богу.
И нам остается, взирая на пример Авраама, поверить, довериться Богу, чтобы быть достойными чадами отца всех верующих. Аминь.