Божие утешение
"Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем же утешением, которым Бог утешает нас самих"
(2 Кор. 1, 3, 4)
Многочисленны и разнообразны способы, которыми "Бог всякого утешения" утешает нас. Иногда какое-нибудь слово из Священного Писания вдруг осветит наш ум и сердце, как светлый солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи. Это слово долго звучит в нашем сердце, ободряя, просветляя наши мрачные мысли. Иногда участие ближнего, теплое слово, выказанная нам любовь согревают нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всеми. И любовь эта является нам прообразом той вечной любви, которая окружает нас с самого нашего рождения и до смертного часа.
Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимет боль от нашего сердца - она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее Своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам. И не будем погружаться всецело в наше горе, не будем унывать настолько, чтобы не заметить луч света, пробивающийся сквозь тучи. Невольно спрашиваем мы себя иногда: зачем нужна сердечная наша боль, поражающая все наше существо, почему все, что составляло наше счастье, что наполняло нашу жизнь, мало-помалу исчезает, оставляя нас одинокими, разбитыми! Не будем допускать такого вопроса, а будем искать глубокую цель всего случившегося в этих словах апостола: "Чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби".
Неужели мы не найдем облегчения в этой мысли? Горе было бы невыносимо при сознании, что оно бесполезно, не нужно, и потому не спрашивай никогда, почему? Та школа терпения и скорби, через которую ты проходишь, имеет свое особое назначение, и, быть может, придет время, когда Господь сподобит тебя утешить страждущего брата тем утешением, которое ты приобрел собственным опытом.
Когда перед тобою раскроется бездна чужого страдания, ты будешь иметь возможность облегчить его тем самым, что облегчило и твою бесконечную скорбь, в которой тебя не оставил Господь.
Долготерпение Спасителя неисчерпаемо. Он терпит нас годами, Он не перестает следить за нами шаг за шагом, готов прощать наши слабости и отступления. И среди глубочайшего мрака, среди самого тернистого пути "Отец милосердия и Бог всякого утешения... утешает нас самих".
Проповедь священника Георгия Полякова.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В одно время понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Сегодняшнее евангелие нам повествует об удивительном чуде, которое произошло в земной жизни Христа.
Народ, окружающий Христа, Его современники приходили ко Христу, тронутые Его жизнью, Его словами. Ибо Он говорил так, как никто не говорил доныне. Он жил и совершал поступки до этого никогда не совершаемые никем.
Христос трогал всегда сердца людей, вокруг было всегда огромное количество народа. Христос только что совершил чудо – насыщение пять тысяч людей, и народ провозгласил Его царем. Наконец, еврейский народ дождался того освободителя, того Мессию, того царя, который сделает их свободными, сильными, властителями этого мира. Наконец, их пришла мера жизни в этой жизни.
И Христос, не желая, чтобы его ученики соблазнялись этим земным торжеством, отправляет их в лодку и говорит, спешно плывите. Ученики поплыли, Христос остался с народом, беседа еще продолжалась.
Наступила ночь. Сумрак опустился на море и поднялся ураган. Лодку начало бросать из стороны в сторону. Ученики напугались: во мраке, в темени, внизу морская бездна, и вдруг они увидели, как какой-то призрак шествует по волнам. Они вскричали, и Петр увидел, что это их Учитель – Христос.
И когда Христос вошел в лодку, пишет евангелист Марк, буря утихла.
Это не просто событие, это не просто чудо, это не просто кусок истории, это не просто кусок земной жизни Христа – это жизнь, жительствующая и в наше время.
Сегодняшнее евангелие повествует нам о буре на море. Но это не только рассказ о том, что когда-то во время жизни Христовой на земле случалась буря. Это говорит о всякой буре, о каждой буре, о бурях истории, о семейной, разрушающей, пугающей нас буре, и о той буре, которая часто идет в нашем сердце, о тех страстях, которые кипят в нашей душе; которая выражается резкими словами, которая иногда уносит нас в водоворот истории.
И вот когда случается такая буря, нам надо не испугаться ее, а знать, что в самом страшном ее месте, там, где все силы зла встречаются для того, чтобы все разрушить, стоит Христос. И эти силы разбиваются о Христа как о скалу вдребезги.
Мы живем в третьем тысячелетии, мы живем во время, когда все кипит, мы живем в мире, когда нет мира, когда всюду войны, кипят человеческие страсти, когда кипят различные религии, культуры. – Как разобраться, как устоять? Но часто бывает ураган и в нашем сердце, в нашей душе, когда изнутри нас все туманит разум, когда мы не знаем, какой совершить поступок, как устоять, как не захлебнуться в этой жизни?
Надо помнить и верить, что именно, когда ты в водовороте этой истории, когда ты на обочине этой жизни, когда ты оставлен, брошен, непонят, предан близкими, даже родными, и жар жизни тухнет в твоем сердце, помни, что именно сейчас Христос с тобой.
Увы, порою мы, правда, по немощи и маловерию, не всегда бываем со Христом. Главное – верить, и тогда вера даст тебе прозрение и духовную силу. И Господь Своей Божественной благодатью на крик твоей души отзывается силой, спасением, и тогда Он – Спаситель. И вот тогда, взойдя на свою голгофу, на свой крест, умирая во Христе, ты вновь обретаешь радость Пасхи, радость Победы, радость вечного пира брачного в Царстве Небесном. Аминь.