5 СЕНТЯБРЯ
Апостольское чтение:
Братия, как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью.
Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
Как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Евангельское чтение:
В одно время составили фарисеи с иродианами совещание против Иисуса, как бы погубить Его.
Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
ПОЛНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ И АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ:
2 Кор., 186 зач., VIII, 7–15. Мк., 11 зач., III, 6–12. http://calendar.rop.ru/bibliya1/65co208.html#7 http://calendar.rop.ru/bibliya1/52mk03.html#6
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. http://calendar.rop.ru/bibliya1/68flp02.html#5 http://calendar.rop.ru/bibliya1/53lk10.html#38 http://calendar.rop.ru/bibliya1/53lk11.html#27
На утрене вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. Поется великое славословие.
Господь снова исцеляет в синагоге в субботу страждущего человека. И «фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Противостояние врагов Христовых нарастает – от обвинения в богохульстве – к заговору об убийстве. Казалось бы, Его милосердие должно бы было пробудить у них любовь к Нему, а чудеса, которые Он совершал, – веру в Него. Вместо этого мы слышим: «Он должен умереть». «Но Иисус с учениками Своими удалился к морю». Господь оставляет это место, научая нас в бедственные времена не пренебрегать собственной безопасностью. Прежде чем вступить в открытое сражение с духовными вождями Израиля, Христос должен был удаляться из синагог. Но это не был уход человека, который боится встретиться с сильным врагом. Его час еще не пришел. Ему надо было еще многое сделать и сказать, прежде чем наступит время последнего противостояния. Христос оставляет синагоги, и останавливается на берегу моря под открытым небом. «И за Ним последовало множество народа». Люди идут со всех сторон, преодолевая огромные расстояния, чтобы только увидеть Его и услышать Его. Одни исполнены такой ненависти ко Христу, что изгоняют Его из своей страны, а для других Он столь дорог, что они идут за Ним, куда бы Он ни пошел. Что заставляло их так поступать? «Услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве». Одни желали увидеть Того, Кто совершает великие чудеса, другие – надеялись, что Он совершит чудо и для них. Узнавание, что сделал Христос с другими людьми, и что Он доныне делает, не может не влечь нас к Нему. «Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его». Вот для чего посылаются нам болезни – чтобы мы начали искать Господа и шли к Нему как к Врачу душ и телес наших.
Они бросались ко Господу, каждый стараясь быть как можно ближе к Нему, чтобы первому получить Его помощь. Больные и одержимые бесами не только ждали, когда Он коснется их, но сами бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Нам показано, с одной стороны, как велика власть темных сил над родом человеческим. А с другой стороны, эти люди чувствуют, что бесы не могут находиться в присутствии Христа, и потому устремляются к Нему.
«И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его». Атмосфера становится все более напряженной. Наплыв народа напоминает наступление. Господь окружен со всех сторон. Он тесним толпой, явно ищущей прежде всего земное, и должен поэтому обороняться. Он резко одергивает бесов, заставляя их замолчать. И с помощью Своих учеников удаляется на некоторое расстояние от толпы, осаждающей Его. Маленькая лодка, в которую Он садится, – Его убежище. Лодка – образ Церкви. В день Вознесения Господь даст ученикам заповедь: отступить немного от земли, не разлучаясь с ней. На самом деле эта толпа, не понимающая ничего в служении Христа, может располагаться в лагере тех, кто противостоит Ему. Это противостояние не такое сознательное, как у фарисеев, но оно так же реально. Эти люди во многом напоминают тех, кто будет приветствовать Господа при входе в Иерусалим накануне Его Крестных Страданий! Разочарованные в своих ожиданиях, они сменят приветствия: «Осанна!» на крики: «Распни Его!» Господь видит это, но Он удаляется к морю не для того, чтобы отослать ни с чем народ, который грубо теснит Его. Он принял всех милостиво, и дал им то, ради чего они пришли к Нему. Никогда Он не сказал ни одному человеку, настойчиво искавшему Его: «Напрасно вы приходили ко Мне». И как при входе в Иерусалим, Он обещает дать всем несравненно лучшее, чем они просят.
Можно задать вопрос: почему Христос так строго запрещал говорить о Себе? Причина была очень простая и очень серьезная. Он был Мессия, Христос, Помазанник Божий, но Его помазанничество совершенно отличалось от того, что ожидал народ. Для Господа это был путь служения, жертвы и любви, завершающийся Крестом. В представлении народа Мессия должен был быть победоносным царем, который со своими мощными армиями сокрушит римлян и установит владычество иудеев в мире. Потому, если теперь весть о том, что Мессия пришел, распространится повсюду, с неизбежностью последуют бунты и восстания, особенно в Галилее, где народ был всегда готов пойти за национальным вождем. Для Господа помазанничество – это жертвенная любовь, для народа – иудейский национализм. Потому, прежде провозглашения Своего помазанничества, Господь должен был просветить народ истинным знанием, что оно значило. На этом этапе ничего, кроме вреда, смятения и крушения, весть о явлении Мессии не принесла бы. Ничего, кроме бессмысленной войны и жестокого кровопролития не произошло бы. Преждевременное извещение о Его приходе в мир было бы покушением на все Его служение спасения рода человеческого.
Господь исцелил многих. И духи нечистые были побеждены. От Его приближения они падали пред Ним, желая отвратить Его гнев. Совершая эти великие чудеса, Христос не ищет славы Себе. Дела, которые Он творит, свидетельствуют о Нем. Весть о них распространяется повсюду, и прокладывает к Нему дорогу даже для самых очерствелых сердец.
Протоиерей Александр Шаргунов
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.
О христианской благотворительности
Сегодня мы читаем, как Апостол побуждает коринфских христиан помочь своим иерусалимским братьям. Но обратим внимание, что забота Его как бы даже и не о самих нуждающихся. Он не старается принудить, потребовать, психологически надавить. Он снова и снова подчеркивает: "Говорю это не в виде повеления"; "я даю вам совет. Ибо это полезно", и полезно не кому-то, а, в первую очередь, именно "вам" самим. И вместо того, чтобы рисовать бьющую по нервам картину голода и нищеты, Апостол старается оживить в памяти коринфян Всемилостивый образ Господа Иисуса, Который, "будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою".
Апостол также приглашает полюбоваться духовной красотой македонских христиан, "ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия". Апостол пишет, что македоняне не просто послушались его, не просто согласились, но даже "сами просили... принять дар и участие их". И даже не просто просили, но просили "весьма убедительно". Апостол радуется, что они были доброхотны "по силам и сверх сил", что они совершили "не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, а потом и нам по воле Божией". И это - "среди" собственного "великого испытания скорбями" и собственной "глубокой нищеты"! Так, причиной добродетели должно быть не столько внешнее побуждение, сколько - свободный духовный выбор пути подражания Господу и Его святым.
И не должно быть усердия не по разуму. Господь и без нашей помощи может все: "ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним". Господь в силах и Один всех накормить, как когда-то Свой народ в пустыне, как написано: "кто собрал много, не имел лишнего; а кто - мало, не имел недостатка". Но такова уж Его воля о нас, что "нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему, и нищему твоему на земле твоей" (Втор. 15, 11). И хорошо, когда ты с радостью, от чистого сердца делишься тем, что у тебя есть. Но иные ревнители, желая "организовать" кому-то помощь, начинают суетиться, давить на всех, и вместо пользы создают смуту и в себе, и вокруг. Не одобряя такой суеты, Апостол пишет, что жертвовать надо "по достатку". "Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность".
Апостол и обратился к коринфянам, потому что видел в них нормальный духовный рост, видел, что они изобилуют "всем: верою и словом, и любовью", и к тому же сами "желали того еще с прошлого года". И о совершенстве македонской церкви он пишет не в укор, а просто приглашает полюбоваться прекрасным, совершенным плодом, до уровня которого - он верит - и коринфяне достигнут в свое время.
Проповедь протоиерея Александра Глебова
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы с вами слышали отрывок из третьей главы Евангелия от Марка. Начиная с 6-го стиха евангелист говорит о том, какая была реакция фарисеев на исцеление Спасителем сухорукого в субботу. Я не раз уже говорил, что значил для иудеев субботний покой, шаббат, и до какого абсурда эту идею покоя довели фарисеи. Кстати, это предупреждение и все нам – ведь любую евангельскую заповедь или церковную традицию можно истолковать так, что она станет не Божиим даром, а ярмом на шее. Так произошло с заповедью о субботнем покое в ее фарисейском истолковании. Я, например, у себя на приходе нередко сталкиваюсь с абсолютно бредовыми идеями, которые засели в головах некоторых наших прихожан и которые, как им кажется, являются правильным и более полным исполнением той или иной заповеди. А на самом деле, как сказал Христос, это «бремена неудобоносимые», когда человек усложняет жизнь себе и часто отравляет ее окружающим его людям, думая, что тем самым он исполняет что-то важное, приближающее его ко спасению. Все эти усилия оказываются бесплодными, а иногда и пагубными для человеческой веры. Все это, конечно, плоды вопиющей религиозной безграмотности и невежества, хотя, конечно, ментальный уровень паствы – это иногда почти зеркальное отражение уровня пастырей, и если сегодня в людях больше суеверий, чем веры, язычества, чем христианства, веры в чудо, а не веры в Бога, - то это, в первую очередь, претензии к нам, к пастырям. Значит, плохо учим. И это проблема сегодняшнего дня.
А возвращаясь к Евангелию, надо сказать, что в этот раз к традиционным недругам Христа – фарисеям присоединились еще и иродиане. Иродиане – это политическое движение, которое только несколько раз упоминается в Евангелии. Это была малочисленная и непопулярная в народе политическая партия, которая ставила своей целью воссоздание независимого Израильского государства, но во главе с одним из сыновей Ирода Великого. Отсюда их название – иродиане. Но Ирода Великого в народе очень не любили; показателен тот факт, что он, предчувствуя свою смерть, приказал в тот день, когда он умрет, убить самых уважаемых людей в Иерусалиме, чтобы хотя бы их смертью заставить жителей Иерусалима и всей Иудеи скорбеть и плакать. Он понимал, что его смерть обернется всенародным праздником и ликованием. Это, конечно, показывает, какими были взаимоотношения между царем Иродом Великим и его подданными. И все сыновья Ирода Великого, может быть, за исключением Филиппа, были не лучше своего отца, поэтому занять хоть сколько-нибудь заметное положение в иудейском обществе у партии иродиан шансов не было. Фарисеи и иродиане враждовали друг с другом, но в данном случае они выступают вместе, потому что они понимают, что дела Христа привлекают к Нему людей, Его известность, или, говоря сегодняшним языком, популярность в Палестине возрастает все больше и больше, а значит, популярность и фарисеев, и иродиан уменьшается. Поэтому, как это часто бывает в истории, общий опасный противник в лице Спасителя заставил фарисеев и иродиан на время забыть свою вражду и разногласия и «единым фронтом» выступить против Христа, Который в равной степени был опасен как тем, так и другим. Господь, дабы не усугублять конфликт, покидает Капернаум, Он идет к Галилейскому морю. За Ним следует множество народа; Христос учит их, исцеляет больных. И важную деталь подмечает евангелист: Христос запрещает исцеленным говорить о том, кто исцелил их. Почему? – а потому что чудо привлекает, и особенно чудо исцеления. Те, кто из наших радиослушателей прошел через горький опыт болезни, страданий, или тяжело болели их близкие, такие люди прекрасно понимают, на что готов пойти человек, для того, чтобы вернуть здоровье себе и близким себе людям. Перенести любую операцию, потратить все деньги, пойти к любому шарлатану, который пообещает исцеление – что угодно. Но все это тщетно. Только Бог по Своему всемогуществу и милости вернуть человеку тот дар, который он потерял – если, конечно, такое исцеление входит в Божественный план спасения, вечного спасения конкретного человека. Потому что о каждом из нас у Господа Свой замысел. Точнее, замысел-то один – спасти человека, но каждого Он ведет к этой цели по-разному, своими, непохожими, часто непредсказуемыми и непонятными нам путями. Вообще Христос часто в Евангелии запрещает исцеленным разглашать, что Он их исцелил. Потому что в таком случае народ пойдет за Ним уже в ожидании чуда, а не в порыве любви. А Господь ждет от нас любви, а не ожидания тех благ, которые Он может нам дать. Как Он сказал собравшейся вокруг Него толпе после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами: «Вы ищете Меня, потому что насытились». Чаще все люди именно так и рассматривают веру в Бога. Зачем надо в Бога верить, исполнять Его заповеди? – А для того, чтобы Он помог. А если Он не помогает, то какой тогда и смысл верить в Него, что это дает? А что вообще дает любовь к человеку? Вот давайте сами спросим себя – ведь каждый из нас кого-то любит, родителей, детей, мужа или жену. Так вот любим-то мы разве в ожидании что-то получить от того, кого мы любим, в житейском или меркантильном смысле? Нет. Любовь с расчетом выгоды, любовь за блага, любовь за деньги – это не любовь. Есть специальный термин, обозначающий такую «любовь» в кавычках, я не буду его произносить, но он всем хорошо известен. А подлинная, настоящая любовь ищет не то, что получить можно с объекта любви, а что ему дать. И эта любовь проявляется в жертвенности, в переживании, часто в страдании, а уж никак не в получении выгоды. И, конечно, любящий человек бывает счастлив тогда, когда его любовь взаимна. Вот эти, всем понятные, отношения между людьми можно в полной мере перенести на взаимоотношения Бога и человека. Господь любит нас, Его любовь проявляется везде и всегда. Иногда мы ее не замечаем, не ценим – как часто дети не ценят заботу о них родителей, воспринимая это как норму. Но в ответ Господь ждет то, что ждет каждый любящий человек – взаимности. Чтобы и мы любили Бога ради Бога, а не ради тех благ, которые эта любовь может нам принести. Аминь.