6 АВГУСТА
Апостольское чтение:
Братия, всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Евангельское чтение:
Сказал Господь: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
ПОЛНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ И АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ:
Утр. – Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Лит. – Блгвв. кнн.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Мц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–50*.
Ряд.: Рим., 111 зач., XIII, 1–10. Мф., 47 зач., XII, 30–37.
_______________
* Чтения мц. Христины читаются, если ей совершается служба.
Проповедь протоиерея Александра Глебова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Всякий грех простится человеку, а хула на Святого Духа не простится», - говорит Господь в сегодняшнем евангелии.
Ну, во-первых, что такое хула на Святого Духа? Это не просто высказанное оскорбление, в адрес Святого Духа, хотя, конечно, и это тоже. Но в первую очередь хула на Святого Духа это борьба с Богом, это осознанное противопоставление себя Богу и Богом установленному порядку бытия.
Если человек вступает в борьбу с Богом, то он становится просто пособником диавола, он делает диавольское дело, он соединяет себя с антиподом Бога, с полной божественной противоположностью. И вот из этой сферы абсолютного зла обратного пути к Богу уже нет.
И не потому, что Бог не хочет простить такого человека. Но прощение становится невозможным, потому что когда человек укореняется во зле, то он теряет способность к покаянию. А прощение Божие это ответ на покаяние человека. А если нет надобности в покаянии, значит, нет надобности и в прощении.
Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Но ведь человек-то свободен. И желание человека может не соответствовать желанию Бога, быть противоположным ему. А Бог не может насиловать свободу человека. Он не может спасти человека вопреки его желанию, потому что тогда будет нарушен принцип человеческой свободы. Ведь нельзя же насильно заставить любить.
Христос говорит, что человеку простится любой грех. И вот эти слова Господа как бы выпадают за рамки наших человеческих представлений о справедливости, о тяжести преступления, о наказании за грех. Мы прекрасно понимаем, что грех греху рознь. Они не одинаковы ни по своей тяжести, ни по своему разрушительному воздействию на человека, ни по своим последствиям.
Как, скажем, и нарушение наших, человеческих законов. Ведь интенсивность наказания должна соответствовать уровню преступления. Если человек превышает на автомобиле скорость, и его останавливает инспектор ГАИ, то наказание одно, если что-то украл, то другое, убил – третье и так далее. То есть ответственность за нарушение закона разная и зависит от степени тяжести содеянного. И с такими законами мы все согласны, понимаем, что это правильно, и без них вообще в нашем мире и жить нельзя.
А Господь говорит, что Он все простит, кроме хулы на Святого Духа, любой другой человеческий грех. И может возникнуть вполне резонный вопрос: А зачем тогда изначально жить так, как призывает Господь? К чему труд по исполнению Его заповедей? Следование этим узким тяжелым путем в Царствие Божие? несение креста жизни, ограничения, борьба с собой?
Ведь куда проще и интереснее можно прожить жизнь, ничего этого не исполняя. Быстро и весело лететь по жизни, как на санках с горки. Надо просто ничего не говорить дурного в адрес Святого Духа и в старости покаяться. И Господь примет кающегося грешника даже с большей любовью, чем праведника, как Он Сам об этом говорит.
Ведь действительно разбойник на кресте покаялся, может быть, за несколько минут до смерти, и был спасен. А ведь как он до этого жил всю свою предыдущую жизнь? Собственно, такого рода недоумение и недовольство высказывает старший сын из притчи Христа о блудном сыне. В этом, в общем-то, и заключается весь смысл его вопрошания к отцу. Он как бы возмущенно говорит, но ведь у нас с нашим младшим братом были такие разные жизни, и ты его принимаешь так, как и меня, даже еще с большей радостью.
Конечно, такой подход нарушает наше представление о справедливости и соответствии наказания и преступления. Но это не нарушает тот факт и то утверждение Библии, что Бог есть Любовь. Что Бог есть не просто праведный Судья Мздовоздаятель, Который заинтересован в первую очередь в должном наказании грешников и восстановлении баланса справедливости. А Бог есть любящий Отец, для Которого все люди – Его дети в равной степени.
А ведь одно из свойств любви, из основных свойств и характеристик любви – это прощение. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Вот так характеризует апостол Павел любовь.
Мздовоздаяние, конечно, существует. Но оно носит не юридический характер. Грех следует рассматривать не столько как преступление против Бога, сколько болезнь. И чем сильнее грех, тем сильнее болезнь. Болезнь, страдания, несчастья – это понятия несовместимые. Болезнь сама по себе уже является наказанием человеку. Только не Бог его наказывает, а сам человек себя наказывает этим страданием, совершая грех. И в данном контексте связь преступления и наказания действует неумолимо: чем тяжелее грех, тем более страдает человек.
Из нашей физической жизни мы знаем, что человек может поранить палец и через час уже забудет об этой боли. Или человек может попасть в катастрофу, весь переломаться и остаться инвалидом до конца своих дней, и вернуться к нормальной полноценной жизни он уже больше никогда не сможет. Это пример из нашей физической жизни.
Но и в духовной жизни то же самое. Закостенелость человека во грехе делает его неспособным к выздоровлению, то есть к покаянию, к спасению, к жизни с Богом.
Если человек укореняется в грехе, он становится онтологической частью зла, и тогда наступает конец. И только великое чудо может изменить что-то в его судьбе. Мы иногда слышим, как кто-то о ком-то говорит, что его Бог накажет.
Но, вы знаете, не надо за Бога решать: кого-то Бог накажет, а кого-то и нет. Беда заключается в том, что чаще всего и больнее всего себя наказываем мы сами, когда восстаем против Бога, против Его заповедей, совершаем грех, от которого сами же потом и страдаем.
И если нет никакой положительной динамики в нашей жизни, если нет хотя бы попытки бунтовать против этого страдания, если человек воспринимает его как норму жизни и не представляет себя вне этого состояния, то этот грех называется хулой на Духа Святаго.
А для человека он означает только одно – погибель. Дай Бог, чтобы каждый из нас, если уж мы и совершаем по своей слабости грехи, то воспринимали их как отклонение от нормы, как болезнь, как что-то чуждое нам, от чего нам хочется избавиться, и никогда больше к этому не возвращаться. Аминь.