8 ИЮЛЯ
Апостольское чтение:
Братия, не хочу оставить вас в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
Ибо дары и призвание Божие непреложны.
Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Евангельское чтение:
В одно время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
ПОЛНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ И АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ:
Рим., 107 зач., XI, 25–36. Мф., 44 зач., XII, 1–8. http://calendar.rop.ru/bibliya1/63rom11.html#25 http://calendar.rop.ru/bibliya1/51mf12.html#1
Прмц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–50. http://calendar.rop.ru/bibliya1/65co206.html#1 http://calendar.rop.ru/bibliya1/53lk07.html#36
Блгвв. кнн.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12*. http://calendar.rop.ru/bibliya1/66gal05.html#22 http://calendar.rop.ru/bibliya1/51mf04.html#25
_______________
* Чтения блгвв. кн. Петра и кн. Февронии читаются, если им совершается служба.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Фарисеи завистливыми очами следили за всеми действиями Господа Иисуса Христа и учеников Его; везде и во всем искали они случая уловить Его. Особенно их соблазняло то, что Господь не хранил разных преданий относительно покоя субботнего. Чтобы иметь случай упрекнуть Его в этом, они намеренно преувеличивали и без того чрезмерную строгость этих преданий. А Господь пользовался каждым случаем, чтобы объяснить истинный смысл закона о праздновании субботы. Закон дозволял, в случае нужды, не занося серпа на жатву ближнего, срывать руками колосья. Фарисеи, увидевшие это, со злорадством сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Как это можно допускать? С тем же упреком, по сказанию евангелиста Луки, они обратились и к ученикам Господа. Закон Моисеев воспрещал в субботу занятия житейские, кроме самых необходимых, но книжники иудейские довели строгость субботнего покоя до того, что и добрые дела считали нарушением святости субботы. По их толкованию, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками — к молотьбе, а за такие работы в субботу назначалось побиение камнями. А эти дерзкие, по их мнению, галилеяне со своим Учителем не могли потерпеть несколько часов простого голода, пока окончится покой субботы!
«Если бы фарисеи, — замечает свт. Иоанн Златоуст, — были добрых чувствований, то Господь указал бы им на голод, которым томились ученики Его; но т.к. они были нечестивы и бесчеловечны, то Он приводит им на память пример Давида: как он вошел в дом Божий, в скинию свидания, которая в то время находилась в городе Номве, и ел хлебы предложения, посвященные Господу, которых не должно было есть ни ему, которых по закону не надлежало ему вкушать, ни бывшим с ним, а только одним священникам. Правда, Давид не нарушил в этом случае субботы, но его поступок более важен, чем нарушение субботы. Суббота часто была нарушаема и всегда нарушается, например, в таких случаях, как обрезание младенца, но приобщение священной трапезе, которой никто не имеет право приобщаться, кроме иереев, произошло только при Давиде, и однако же, хотя Давид не был иереем, сам первосвященник предложил ему священные хлебы для подкрепления сил в скорбные дни его бегства от Саула. Если же Давид, этот великий царь и пророк, которого вы особенно чтите, так открыто нарушил букву закона и, однако же, не был осужден, ибо сделал это ради великой нужды, то зачем же порицать учеников Моих за их невинный поступок, вынуждаемый голодом?
Посрамив этим примером высокомерие фарисеев, Господь объяснил и самый закон о покое субботнем: или не читали ли вы, — вы, конечно, читали, но не хотели уразуметь, как должно, написанное в законе, что в субботы священники в самом храме, если судить по вашему о покое субботнем, нарушают субботу и, несмотря на это, не только не подвергаются казни, но, однако, неповинны? Они в субботы закалывают жертвенных животных, снимают с них кожу, разрезают их на части, сжигают на огне — вот сколько дел, которые, по вашему суждению, надо бы признать вовсе несогласными с законом о покое субботнем, — притом все это совершается не где-либо, а в самом храме Божием, не простыми людьми, а священниками, и, однако же, никто не ставит им этого в вину, — напротив: всякий знает, что они исполняют повеления Божии. Значит, нельзя так узко, так буквально строго понимать закон о покое субботнем, как понимаете вы. Если в поступке Давида можно еще видеть невольное нарушение буквы закона, которое потому и заслуживает снисхождения и прощения, что было невольное, то здесь, в действии священников, уже не только нет никакого греха, а, напротив, видно исполнение прямой воли Божией. Если же неповинны священники, то не паче ли Мои ученики? Вы скажете, что они не священники? Но они — и священников больше, ибо здесь находится Сам Господь храма, сама Истина, а не тень ее: но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма. Если слуги храма, нарушая субботу, бывают неповинны, то тем более неповинны слуги Господа храма. В том-то и несчастие ваше, что вы остановили свое внимание на букве закона, а его внутренний смысл, самый дух его, для вас остался сокрытым, вы не позаботились понять его и усвоить, вы пренебрегли им, отчего и происходит ваше бессердечие и та жестокость души, с какой вы относитесь к ближним. Если бы вы знали, что значит сказанное у пророка Осии: милости хочу, а не жертвы, то пожалели бы алчущих и не осудили бы невиновных учеников Моих. Милостивое сердце знает немощи человеческие и никогда не позволит себе осуждать ближнего. Вы тогда поняли бы, что и сама суббота установлена для пользы человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), — она дана человеку для того, чтобы отвлечь его мысль и сердце от праха земного и обратить их к Богу, а не для того, чтобы связывать законом руки человека, стремящегося ко всему доброму. А Тот, Кто более церкви, Кто пришел заменить ветхозаветную тень самою истиною, как закона Творец, имеет, конечно, право не обязывать Своих учеников к соблюдению буквы закона, тем более преданий человеческих: ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. Он имеет власть истолковать закон о субботе (кто может лучше истолковать закон, как не Сам Законодатель?) и обновить его.
Еп. Мефодий (Кульман). Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея.