10 АПРЕЛЯ
Апостольское чтение:
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Евангельское чтение:
Во время оно подозвав двенадцать, Иисус опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
ПОЛНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ И АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ:.
Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. http://calendar.rop.ru/bibliya1/52mk16.html#1
Лит. – Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11–14. http://calendar.rop.ru/bibliya1/76heb09.html#11 Мк., 47 зач., X, 32–45. http://calendar.rop.ru/bibliya1/52mk10.html#32
Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29. http://calendar.rop.ru/bibliya1/66gal03.html#23 Лк., 33 зач., VII, 36–50. http://calendar.rop.ru/bibliya1/53lk07.html#36
Проповедь митрополита Сурожского Антония
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую. И от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушений и соблазна для всех. Как она стала грешницей, мы не знаем. Качествовало ли зло в ней самой, была ли она соблазнена, подверглась ли насилию, - как она стала блудницей, мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно. Как-то она пришла в храм Божией Матери, Которая - образ совершенной цельности, целомудрия. И вдруг почувствовала, что не может войти в него.
Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог. Сила эта была вероятно, наверное, в ней самой. Она почувствовала, что это область слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие и стоять внутри храма. Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что все ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя все зло и начать новую жизнь.
Она не пошла за советом на исповедь. Она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было – только песок, и голод, и отчаянное одиночество. Она может научить нас чему-то очень важному.
Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном - в решимости.
Благодать Божия всегда рядом, но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария, как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и вместе святость, красоту, цельность и целомудрие Божией Матери. И на все, на все она была готова ради того, чтобы переменить жизнь.
И так год за годом в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Потому что не достаточно осознать его, не достаточно даже отвергнуть его усилием воли – оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло.
Ей пришлось бороться всю жизнь. Но, в конце концов, она победила. Она действительно подвигом добрым подвизалась. Она очистилась от скверны. Она смогла войти в область Божию, не в храм, не куда-то, – в вечность.
Она может научить тому, что когда-то мы должны осознать: та царственная область, куда мы входим так легко, Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла. Хотя поработился, покорился, злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, то есть отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости, и мы могли бы последовать ее примеру.
Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, составившего целую лествицу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, пример той, которая из самых глубин зла поднялась до высоты святости и говорит нам словами Канона святого Андрея Критского: Душа, Бог может прокаженные убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная.
Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, новой надеждой, даже новой радостью. Но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им.
Через неделю мы окажемся на пороге Страстной седмицы. И этот порог открывается двумя событиями: воскрешением Лазаря и Благовещением Матери Божией. Войдем в эту седмицу с готовностью встретить лицом к лицу хотя бы нашей решимостью стать достойными ее молитв. И затем пойдем день за днем, следуя за событиями Страстной, и ставя все время себе вопрос: Где я стоял бы, окажись я их участником? Аминь.
Проповедь протоиерея Николая Гундяева
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Перед причастием мы последний раз слышали в этом Великом Посту песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». А впервые мы его услышали сравнительно давно 19 февраля накануне Недели о мытаре и фарисее. И каждый субботний день пелось это песнопение. Мы слушали его и сегодня можно каждому задать вопрос самому себе, открылись ли эти двери покаяния для меня, и как широко они открылись? Назидая нас этим песнопением, Церковь нам как бы говорит, что по-настоящему двери покаяния открыть может только Господь.
Конечно, усилия человека имеют большое значения, его размышления о своей жизни, его размышления о содеянном им в этой жизни, определенный внутренний настрой, но покаяние дарует Господь. И действительно исполняются слова апостола Павла из его Послания к филиппийцам, когда он пишет: со страхом и трепетом соделывайте свое спасение; ибо Бог совершает и хотение, и спасение по Своему благоволению. Поэтому эту важную составляющую, первую, исходящую от Бога, мы всегда должны помнить и о ниспослании этой силы Божественной должны молиться Господу.
Ибо иногда и не вспомнишь о грехах своих, иногда они забываются, потому что они не требовали особых усилий, чтобы согрешить. Но чтобы покаяться, приходится прилагать эти усилия. И кроме того сегодня вообще понятие греха тщательно вытравливается из сознания людей. Многие этого не осознают совершенно, и поэтому у них направлено все, что они слышат, что они видят, что они читают, – все направлено к умерщвлению вот этого чувства своего недостоинства, своей греховности.
Наоборот, приветствуется чувство самонадеянности, превозношение, победное шествие по этой жизни. Но сейчас я не хотел бы говорить и останавливаться на этом. Все мы себя знаем. Одни лучше себя знают, другие хуже. Но вот сегодня мы празднуем память человека, который даровал нам воспоминание о себе и о том, каким трудным путем она прошла по этой жизни и каким трудным было ее покаяние. Я имею в виду Марию Египетскую.
Если бы не было традиции в монастыре Иоанна Предтечи на Иордане, что во время Великого Поста братия после Прощенного воскресения уходили в пустыню и там проводили пост, и именно там преподобный Зосима встретил Марию Египетскую, то мы могли бы ничего не узнать о ней и о ее подвиге – ибо не для людей она совершала это. Но Господь благословил так, что ее тайный многолетний подвиг не остался только ее достоянием, но и стал примером, во всяком случае, если не примером, потому что невозможно выполнить то, что выполнила Мария Египетская, но по крайней мере примером того, как дарует Господь это прощение и как Он поддерживает человека, получающего его.
В среду на прошедшей неделе, когда читался весь Канон Андрея Критского, то читалось и житие преподобной Марии Египетской. Я не буду подробно говорить об этом житии. Скажу лишь, что в 12 лет она покинула отчий дом, она пришла в город, огромный тогда город, Александрию. Это был центр культуры, центр мудрости человеческой, но в то же время и центр развлечений, так мягко скажем. И вот она окунулась в эту жизнь. В 12тилетнем возрасте она стала вести блудный образ жизни, нечестивый образ жизни. очень веселый, правда, пока была молодая. И такую жизнь она вела на протяжении 17 лет. И вот в возрасте 29 лет, на тридцатом году жизни она увидела корабль, отправляющийся в Палестину. Там были паломники, которые хотели поклониться Животворящему Кресту, ибо спешили на праздник Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. И она тоже поплыла на этом корабле, но не для того, чтобы поклоняться Кресту, а для того, чтобы и на корабле весело проводить время, как она проводила его в Александрии. И она сама об этом рассказывала Зосиме. Прибыл корабль в порт Яффу, оттуда пешком до Иерусалима. И вот вся эта многочисленная толпа, спутники ее и другие паломники направились к храму Воскресения Христова, где находился Честной Животворящий Крест Господень.
Все входили в этот храм, и Мария решила тоже войти в этот храм вместе со всеми. И вдруг какая-то неведомая сила остановила ее в притворе этого храма. Она не могла сделать шага вперед. Она думала, что, может быть, ее теснят люди. И как она говорит, я стала двигать локтями, пробиваться, но в храм войти не могла. И тут она поняла, что Господь ее не допускает к месту Своего погребения, к месту Своего Воскресения и не позволяет ей приложиться к Животворящему Кресту.
И тогда она увидела икону Божией Матери в притворе храма и обратилась к Ней с молитвой, покаянной молитвой. пелена как бы спала с ее глаз, и она увидела всю свою скверну житейскую. После этой молитвы она свободно вошла в храм, поклонилась святыням храма и, выходя из него, опять стала перед иконой Божией Матери, молилась Ей и услышала голос: или за Иордан в пустыню и там обретешь покой душе своей.
И она, не раздумывая, идет туда. Она идет в монастырь святого Иоанна Предтечи, причащается Святых Христовых Таин, на какой-то лодке пересекает неширокий Иордан и удаляется в пустыню. И там она пребывает 47 лет.
17 лет, она говорила, были тяжелыми. Ее терзали воспоминания прошлого, она слышала, обоняла запах мясной и рыбной пищи, вспоминала те вина, которые она пила в Александрии, вспоминала образ жизни, и плоть ее разжигалась, хотя есть ей в пустыне было нечего. И она иногда в отчаянии бросалась на землю, и все же она осталась, она выдержала это искушение. Я бы сказал, этот покаянный максимализм, на который никто из нас с вами не способен, я думаю, если только среди нас не случится чуда Божия.
Я полагаю, что, может быть, и жизнь такую, какую вела Мария, прихожане не вели, но с другой стороны, с ней-то входили в храм, что, праведники что ли? Это были простые люди, торговцы, ремесленники, может быть, кто-то был и из знатных людей – разные приходили люди и тоже обремененные грехами. Но Господь остановил именно Марию, не дав ей войти в храм Божий. Потом она вошла и вышла из него другим человеком и пошла в пустыню.
Вспоминается исцеление Господом слепорожденного, мы будем после Пасхи вспоминать. Ученики спросили, кто виноват, родители его или он, что он родился слепым. Господь ответил: ни он, ни родители его, но чтобы на нем явились дела Божии.
Вот также и Мария была не допущена в храм, чтобы стать величайшим и высочайшим образцом покаяния на многие и многие века. И вот почему в Великом Посту мы вспоминаем ее память. 17 лет покаяния и 30 лет пребывания в пустыне, но уже в полном пребывании с Господом, пребывания в молитве. Она обрела особую благодатную силу от Господа.
Да, тело ее потемнело от солнца, от ветров, от зноя и от холода, но это был другой человек. и когда старец Зосима увидел ее молящейся, то увидел, что она поднимается во время молитвы на воздух и находится как бы над землей.
Мария, когда он второй раз пришел к ней в Великий Пост со Святыми Дарами, чтобы причастить ее по ее просьбе, она прошла по Иордану по воде, как посуху, как ходил Господь по водам к Своим ученикам, плывшим на лодке. И это действительно, когда хочет Бог, то побеждаются естества уставы. И сила земного притяжения на такого человека уже не воздействует. Это редкий случай, но это явлено нам с вами. Явлено как пример и покаяния, и преображения человеческой души. И кажется, как это возможно, 47 лет жить в пустыне? Как возможно не иметь общения с людьми, не слышать голоса человеческого? Ведь кажется, что за это время можно и говорить разучиться. Нет, она не разучилась. И она была не одна.
Мы часто удивляемся подвигам отшельников, когда они жили в затворе или в пустыне проводили свою жизнь. Но с ними там был Господь, с ними пребывала благодать Божия. Они пребывали в живом молитвенном общении и уже ничего не нужно было ни им, ни тем более Марии Египетской. Ни Александрии, ни Константинополя, ни Рима – этих шумных городов. Она жила полной жизнью, духовной жизнью, которой, к сожалению, многие люди так и не испытывают на протяжении земной жизни.
И поэтому не было этого одиночества, не было этой заброшенности. Потом старец Зосима по просьбе ее пришел еще через год и увидел ее лежащей и мертвой. И на песке было начертано, что это Мария, которая умерла во время Великого Поста. Он совершил погребение Марии, пришел в монастырь и только тогда рассказал о ней, потому что она просила его не говорить о ней, о ее подвигах и о том, чему свидетелем он был.
Ну например, он пришел, и она назвала его по имени. Она, никогда не выходившая из этой пустыни и не бывавшая в этом монастыре, называет его по имени. Она, не читавшая слова Божия, часто, говоря с ним, приводила изречения Священного Писания. То есть особое просвещение получила она от Самого Господа.
Мы с вами сегодня даже при желании не можем повторить подвиг Марии Египетской и из-за слабости нашей человеческой, да и где? куда удаляться? Пустынь-то сейчас таких нет. правда, где-то далеко существуют эти леса, только существует ли в нас-то эта сила?, которая была у Марии Египетской. Она была сильным человеком. Она была сильна в грехе, но она была сильна и в покаянии.
И вспоминая ее жизнь, понимая, что подражать мы ей не можем во всем объеме, мы должны помнить, что покаяние – это важная часть нашей жизни. И Господь открывает нам двери этого покаяния. Кто-то почувствовал, каким оно было в начале Поста, каким в середине и каким оно становится в завершении Поста.
Тот, кто этого не почувствовал, не надо отчаиваться, надо жить надеждой на будущее, и на будущее покаяние, и на будущий Великий Пост. чтобы достичь этого, главное памятовать, что ничто нечистое не войдет в Царствие Божие, как говорит нам само слово Божие.
И поэтому мы с вами сегодня должны всегда в молитве просить, чтобы Господь не оставил нас с вами, не лишил этой Своей Божественной благодати, которая врачует и немощное и часто не только тело, но душу человеческую, которую часто уврачевать труднее, чем тело. Ибо здесь лекарства только духовные, а не телесные.
И когда Господь нисходит к нашему движению к Нему, когда Он дарует нам Свою спасающую благодать, тогда не может у нас быть ни чувства одиночества, ни чувства оставленности: ибо с нами Господь.
И еще. Когда по болезни вдруг не можешь посетить храм Божий, то болезнь это время, когда, может быть, неплохо задуматься: да, она как будто бы естественна, а вот только на праздник-то я и не попал или не попала. У меня бывали такие случаи: знал и диагноз, все знал; только единственно думал: Господи, что-то не в порядке у меня, что Ты на этот праздник не допустил меня в храм Божий. И нам всем надо так думать и стремиться как песнопение покаяния говорит: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Да, действительно, дух наш стремиться должен ко храму святому Господню, где мы и обретаем с вами благодать Божию, спасающую нас и сохраняющую в этой жизни. Аминь.