Апостольское чтение:
Братия, я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Евангельское чтение:
Сказал Господь: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Проповедь священника Евгения Горянчика
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Видя несовершенство окружающего мира и испытывая различные скорби и печали, люди, естественно, задумываются о причинах этих несовершенств, о причинах зла в жизни. Многие справедливо полагают, что и беды и несовершенство мира имеют свою причину в греховности человека, в преступлениях человеческих против Божественной истины.
Это великая беда рода человеческого, явившаяся с отпадением человека от Божественной благодати через преступление Адама и Евы. Печально, но истинно слово: «несть человека, иже поживет и не согрешит». Печально и то, что люди склонны не видеть собственных недостатков, но легко их замечают в других. и при этом грехи и недостатки других, ближних своих поставляют причиной собственных печалей и даже собственных грехов.
Как легко спихнуть на ближнего причину личных проблем и недоразумений. Милостивый Господь наш подает нам чудесный урок в сегодняшнем евангельском чтении. Спаситель указывает нам способ преодоления несовершенства земного бытия и противостояния злу: «не судите», «не осуждайте», «отпущайте», «что ты видишь сучец во оце брата твоего, а бревна в собственном глазу не чуешь?»
Господь обращается к каждому из нас: Что же ты не чуешь в сердце твоем греха? Неужели ты полагаешь, что, нося в себе начало зла и, таким образом, будучи подобен злому древу, ты сможешь приносить добрые плоды жизни своей? Христос призывает нас начать борьбу со злом через искоренение зла в себе самих. Необходимо увидеть собственную греховность. Нужно разглядеть в своем сердце, в сердцевине души своей загнездившиеся там пороки: и гордость, и самомнение, и самооправдание, и злобность, и ревность, и блудную нечистоту. «Изми, - обращается к каждому из нас Спаситель, - бревно из очесе твоего», исторгни из себя злобные помыслы, прекрати завидовать и лукавить, гневаться, удали нечистые греховные помыслы, удались и сам от соблазнов, прекрати общение с людьми порочными, могущими соблазнить тебя на грех, подтолкнуть к падению, очисти сердце свое великим таинством покаяния, пожелай чистоты и правды. И вот тогда, когда с помощью Божией ты исторгнешь греховное бревно из очесе своего, скверну из сердца своего, тогда по слову Спасителя «прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего» - подаст Господь разум и слово для вразумления и помощи ближнему, страдающему от насилия дьявола, отягощенному греховными узами и оттого страдающему и скорбному. Да подаст нам великий Бог благодать видеть свои грехи и да очистит Христос сердца наши и да дарует нам изнести из сокровища сердца нашего благое слово утешения ближнему. Аминь.