Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ГРЕХ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ(о страстях и покаянии) » Об искушениях! (Как отличить промысл Божий от искушения ?)


Об искушениях! (Как отличить промысл Божий от искушения ?)

Сообщений 31 страница 60 из 73

31

- Батюшка, мне кажется, что мы сильно преувеличиваем участие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситуацию, а потом говорим, что это «искушение от демонов».

- Иногда действительно может быть такое, что виноваты только мы сами, а вину сваливаем на демонов.

Все помнят историю из Отечника о том, как некий монах в Страстную пятницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим занятием и монах начал оправдываться: меня-де бес искусил, то демон из угла закричал: «Не верь ему, отче, я сам дивлюсь его лукавству!»

С другой стороны, недооценивать влияния демонов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это влияние гораздо больше, чем многие привыкли думать.

Любой человек одновременно пребывает в двух мирах: телом — в мире вещественном, душой — в мире духовном. Духовную жизнь в широком смысле слова ведет даже атеист, который отрицает само существование духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не понимая, общается с ними, принимает их внушения, иногда становится их слепым орудием. Ему кажется, будто он свободен от «религиозных предрассудков» и живет сам по себе, но это иллюзия.

Человек может не думать о том, свежим он дышит воздухом или угарным, — но это не значит, что это никак не отразится это на его здоровье. Он может ничего не знать о физических законах, но если коснется оголенного провода, то почувствует удар электрического тока, может быть, даже не понимая, что произошло. То же и в духовной жизни: у нее есть свои законы, которые неизбежно влияют на каждого из нас. Поскольку мы слабо верим в существование демонов, то даже явные бесовские внушения часто принимаем за свои собственные желания.

Главный христианский подвиг — трезвение — направлен именно на то, чтобы внимательно следить за жизнью своего духа, ограждать себя от злых помыслов, всеваемых демонами, очищать свой ум. Когда мы смотрим умственным оком внутрь себя, погружаемся в таинственный духовный мир, то видим, что в нашей душе присутствуют желания и чувства, совершенно нам чуждые, и ясно ощущаем на нас некое постороннее влияние. Человек, который только приступает к подвигу очищения своей души, как подслеповатый: он видит демонов только тогда, когда они, так сказать, подошли уже близко. Люди же опытные в духовной жизни видят приближение демонов к душе издалека, и могут вовремя оградить свой ум молитвой.

- Читают ли демоны мысли человека?

- Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) — значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.///

- Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

- Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный Филарет Глинский рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно — перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
источник

0

32

Самое надёжное оружие против вражеских помыслов - молитва Иисусова

старец Паисий Святогорец

0

33

Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений

Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию. Мы приводим здесь эти правила, составленные из псалмов Давидовых, вместе с отрывками из писем преподобного Амвросия.

ИЗ ПИСЕМ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: "Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век ".

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом.

Псалом Давиду, иногда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, 3.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой есй, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В конец, в песнех разума Давиду. Внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? 53.

Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его, 58.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их, яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею, и низведи я, Защитниче мой, Господи. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

Псалом Давилу, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101.

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящий мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. Внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви. Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.
Преподобный Амвросий Оптинский

http://www.pravoslavie.ru/sm/6028.htm

0

34

"Если придет на тебя искушение, не вини того, через кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло; и найдешь исправление [души своей]" (прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 2.42).

"Побуждай искушение терпением и молитвою. Если же без них будешь сопротивляться ему, то оно еще сильнее станет нападать" (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.106).

"Без искушений... невозможно научиться премудрости Духа, нет возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу, как чужой. Когда же входит в искушения по любви к Богу, и не поддается им, тогда ставится перед Богом как искренний друг; потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим, и победил его. (прп. Исаак Сирин. Слова, 5)

0

35

Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси (Пс. 5, 5). А чтобы вам лучше понять это - представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (Иак. 1, 15 и др.), потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха.

Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него - мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без креста Господня я давно был бы жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; крест - покой и утешение мое.
(св.пр.Иоанн Кронштадский ,книга Моя жизнь во Христе ,дневники)

0

36

Мы, живя в миру, сталкиваемся везде с мирскими искушениями, но при этом не должны ими "заражаться". Христианин может жить в греховном мире, но грехом не заражаться, быть святым среди соблазнов мира. Так многие святые жили среди житейской мирской суеты, но не заражались суетностью, заботами о благах мирских. И Апостолы Христовы жили среди мира, и Матерь Божия... Надо просто взять себя в руки, не давать свободу языку, ушам, очам и рукам.
Архимандрит Амвросий (Фонтрие)
http://cs307611.userapi.com/v307611796/3d80/ERJ7UouF1kY.jpg

0

37

Исполнивший заповедь пусть ожидает за нее искушения. Ибо любовь ко Христу испытывается противностями.

Преподобный Марк Подвижник.

0

38

http://cs305403.userapi.com/v305403290/35b2/W52rEw2nTOg.jpg

0

39

Есть "старческое" выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно Причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни.
Игумен Никон (Воробьев)

0

40

Если придет на тебя искушение, не вини того, через кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло, - и обретешь исправление.

(Преп. Максим Исповедник)

0

41

Искушения — это экзамен. А экзамен зачем?
Чтобы его сдать.
В этих испытаниях мы становимся все чище и чище.
Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым.
Так и души наши.
Мы должны переносить скорби безропотно,
без вопроса «за что?».
Это наш путь.

Пётр Мамонов

0

42

Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, - сатана походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему злу мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые - что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони - и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость - вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей - ничего бы такого не было.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

http://cs308829.userapi.com/v308829796/5e54/qLjNKNnlDF4.jpg
Иуда уходит к первосвященникам. Картина неизвестного мне художника.

0

43

Когда заметишь, что помысел обещает тебе человеческую славу, знай наверняка, что он готовит тебе посрамление.
Марк Подвижник

0

44

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Любой из нас буквально каждый день в своей жизни сталкивается с тем, что на языке Евангелия и на языке Церкви называется словом «искушение» или «соблазн». Искушение или соблазн – это когда у нас возникает мысль или желание совершить поступок, который будет греховным. Объектом искушения может быть слово, может быть дело, может быть еда, может быть питие, может быть другой человек, то есть может быть кто угодно и что угодно. В момент искушения у нас два выбора: либо его принять и совершить грех, либо его отвергнуть. Но никому из нас не придет в голову отрубать себе руки, или ноги, или выкалывать глаза для того, чтобы избежать соблазна.

Правда, всем хорошо известен рассказ Льва Толстого «Отец Сергий», где главный герой действительно отрубает себе палец, дабы эта боль поглотила иные чувства, которые в тот момент обуревали его. и вот таким образом ему удалось избежать соблазна и не впасть в грех. Но у Льва Толстого при всем его литературном гении было свое слышание слов Христа и свое толкование Евангелия, свое богословие, отличное от традиционного учения Церкви. Поэтому далеко не все примеры из его произведений с христианской точки зрения являются правильными и назидательными, а некоторые носят откровенно антицерковный и кощунственный характер. Напомню, что именно за кощунственное издевательское описание таинства Евхаристии в романе «Воскресение» Толстой был предан анафеме и отлучен от Церкви.

Но, впрочем, не о нем речь, а о том, что предложенный нам сегодня отрывок из 9 главы Евангелия от Марка нельзя принимать буквально. Напомню, что говорит Господь. Он говорит: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает».

В иудаизме геенна огненная – это символическое обозначение конечной гибели грешников. Вообще этот образ заимствован из истории Иерусалима. Дело в том, что долина Бенхенном, что значит «сыновей Енномовых», она располагалась к югу от Иерусалима возле так называемых Солнечных ворот, и эта долина была местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей, что описывается в 7 главе книги пророка Иеремии. Отсюда и ненависть к этому месту всех евреев, верных своей вере. А когда благочестиво настроенный иудейский царь Иосия в 7 веке до Рождества Христова уничтожил языческие жертвенники долины Хенном, то это место было проклято. Люди отказывались там жить, строить свои дома, пасти скот, что-то выращивать. И место это превратили в свалку мусора, различных нечистот и не погребенных трупов. Это было такое жуткое, грязное и зловонное место, на котором к тому же постоянно горел огонь с целью обеззараживания воздуха. Понятно, что где грязь, где трупы, там и черви. Другими словами этот образ геенны огненной, как места страшного и отвратительного был прекрасно знаком и понятен каждому жителю Палестины и не требовал тех пояснений, которые сейчас делаю я. И вечно пребывать в этой геенне среди грязи, среди трупов, червей, зловония и огня –наверное ничего более страшного для еврея того времени и представить себе было невозможно. Поэтому здесь геенна огненная – это синоним ада, как бы видимый и всем понятный образ невидимого загробного страдания души человека, который поддался на соблазн и совершил грех.

Но все-таки мы прекрасно понимаем, что геенна огненная – это образ, и душа грешника после смерти попадает не на свалку в долине Бенхенном под Иерусалимом. Да и свалки этой давным-давно не существует. А в загробном мире душа грешника лишена Бога, потому что не было Бога в его душе на протяжении земной жизни. Грешник не пускает Бога в душу своими грехами. А раз не было места для Бога здесь, значит не будет его в вечной жизни. как говорит апостол Павел: что посеет человек, то и пожнет. Но там, где нет Бога, там царствует дьявол; или свет или тьма – третьего не дано; а царство дьявола это было царство страдания, ненависти, смерти. И понятным и видимым для евреев образом господства темной силы являлась геенна огненная.

Вот такой же образ в сегодняшнем Евангелии употребляет Господь, когда говорит, что лучше отрубить руку или ногу или глаз выколоть, чем впасть в искушение. Как геенну огненную следует понимать не как буквальное, а символическое место страдания, так и способ избежать этих страданий через членовредительство также надо понимать символически.

Да, сегодня нам требуется пояснение, чтобы это понять, но во времена земной жизни Христа эти символы были понятны каждому иудею. Ведь Господь в Своих поучениях не ставил перед слушателями каких-то загадок. Он свидетельствовал об Истине теми словами и теми религиозными и культурными категориями, которые были им присущи. Христос говорил с ними на языке с символикой, представлениями и образами в те времена всем хорошо знакомыми.

А вот нам для того, чтобы правильно понять сказанное Христом, надо взять на себя труд более тщательного изучения Священного Писания. В частности понимания, с каким литературным жанром мы встречаемся на той или иной странице Евангелия. Что это? Притча, гимн, мессианский рассказ, апокалиптическая беседа, гиперболизация или какой-либо какой-либо иной жанр евангельского повествования. Всегда, читая Евангелие, надо сначала разобраться, с каким из жанров мы имеем дело в данном эпизоде. Иначе мы ничего не поймем или поймем совершенно неправильно.

В сегодняшнем отрывке мы как сталкиваемся с преувеличением. Господь прибегает к этому преувеличению, и Он говорит, что лучше отрубить ногу или руку, чем впасть в грех. но Его современники прекрасно понимали, что на языке того времени Христос просто этими словами подчеркивал опасность соблазна и гибельность греха для души человека. Урон, какой грех наносит человеку, значительно серьезнее, чем любое физическое увечье – вот, что сказал Христос в сегодняшнем Евангелии. Его современникам это было понятно, должно быть понятно и для нас. Аминь.

0

45

Апостольское чтение: (Соборное послание святого апостола Иакова)
http://s017.radikal.ru/i422/1201/5f/d32e3262d2c9.jpg
Иак., 50 зач., I, 1-18.

1Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии,- радоваться.
2С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему.
6Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9Да хвалится брат униженный высотою своею, 10а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

[взломанный сайт]
толкование на Апостольское чтение Феофилакт, блж Болгарский :

Содержание соборного послания святого апостола Иакова

Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, а написал он его с целью учительной. В нем он поучает, что искушения различны, одни от Бога, а другие от собственного сердца человеческого, что веру должно показывать не в слове только, но и на деле и что оправдываются не слушатели закона, но исполнители его. Потом он предписывает относительно богатых, чтобы в собраниях богатые не предпочитались бедным, но были вразумляемы как надменные, а далее предлагает он утешение обижаемым, увещевает их долготерпеть до явления Судии, поучает терпению, указывает пользу терпения из примера Иова, заповедует призывать к больным пресвитеров, стараться обращать заблудших к истине, говорит, что в награду за это Господь подает прощение грехов, и таким образом оканчивает послание.

Оглавление соборного послания святого апостола Иакова
О терпении, о нелицемерной вере, о смирении в отношении к ближнему, о внутреннем разжжении нашем и происходящих от него страстях, чему причиной не Бог, но от Него все, что ни есть у нас доброго.
О кротости и непорочности, о доброй деятельности, доставляющей блаженство.
О благоразумии и сдержанности в слове, о нелицеприятной, по закону, любви ко всем, о том, что человек оправдывается не верою только, но и делами, и не тем или другим отдельно, но обоими вместе.
О том, что опрометчивый и необузданный язык умерщвляет своего владетеля, почему необходимо направлять оный к благохвалению и прославлению Бога.
О добром обращении друг с другом, без спора из-за славолюбия и мнения человеческого.
О мудрости Божественной, о том, что от беспечности и сладострастия происходят споры, распри и вражда с Богом. О нужде покаяния для спасения. О неосуждении ближнего.
О том, что не от человека, но от Бога зависит исправление поведения мужа.
О любостяжании богатых и наслаждении их в мире и о праведном осуждении от Бога.
О долготерпении и перенесении страданий и об истине; частные наставления каждому, сообразные с верой, и о
том, что нужно служить спасению ближнего.

Глава первая

(1) Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже вразсеянии, радоватися.

Раб Бога, то есть Отца и Господа - Иисуса; а если равно раб Отца и Сына, то Сын равен Отцу и по существу, и по чести. Апостолы Господа выше всякого мирского достоинства поставляют то, что они рабы Христа.

(2) Всяку радость имейте, братиемоя, егда во искушения впадаете различна.

Искушения и печаль ради Бога апостол признает похвальными и достойными радости, потому что они - самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1), и Христос сказал: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (Ин. 16, 33), ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога.

Называет их не детьми, но братьями - по смиренномудрию. Искушения доставляют рачительным всякую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию. Но тогда кто-нибудь скажет: если таково действие искушений, то как Христос научает нас в молитве просить Бога и не введи нас в искушение (Мф. 6, 13)? Отвечаем: искушения бывают двоякого рода. Одни происходят от нас, а другие посылаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего. И от нас происходящие искушения двоякого же рода. Одни бывают от нерассудительной храбрости, которую мы называем дерзостью и от которой заповедует нам Господь беречься, потому что хотя и бодр дух, но во время подвигов бодрость угасает, почему храбрость та не оканчиваете добром для имеющих ее. Другие искушения, как, например, гибель содомлян (Быт. 19, 13), посылаются за грехи. Этих искушений всеми силами должно избегать через жизнь безгрешную; искушений же от Бога, каковы были Иову, Аврааму, не только не должно избегать, но, если возможно, нужно привлекать их терпением и благодарением, потому что они удостаивают прославления и венцов. Сказал искушения различна потому, что одни искушения, как объяснили мы, бывают от Бога, а другие от нас.

(3) Ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение.

Хотя искушения, как сказали мы, двоякого рода, но терпение полезно в каждом их роде. В искушениях от Бога оно полезно тем, что через них мы получаем прославление, как получили оное Авраам, Иов, а в искушениях от нас - тем, что перенесением их с благодарностью мы делаем как бы вознаграждение за свои грехи, ибо кто сознает свои грехи, тот положил начало своему спасению и приобрел себе черту праведника, так как праведный муж первый обвиняет сам себя.

(4) Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени.

Терпение же дело совершенно да имать - примечай: апостол не сказал в определенном наклонении: "терпение имеет совершенное действие", но в повелительном: да имать, ибо он не возвещает готовую уже добродетель, но заповедует такую, которая ныне должна быть совершаема. Яко да будете совершении и всецели, ни в чемже лишени - причиной совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпения в искушениях не есть Удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости.

(5) Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему.

Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает нам причину совершенного действия, а причина эта - небесная мудрость, укрепляясь которой мы сможем совершить добро вполне.

(6) Да просит же верою, ничтоже сумняся.

Если верит, пусть просит, а если не верит, пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся и тот, кто просит с высокомерие. Но очевидно, что кто просит сомневаясь, тот есть обидчик, ибо если ты не уверен, что Бог исполнит просьбу твою, то вовсе не приступай к прошению, чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто все может. Посему нужно умолять об избавлении от такой постыдной болезни.

(6-7) Сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога.

Сомневающийся - тот, кто далек от твердого действования и недоумевает, сбудется то или иное или нет. Такой не получит, как не уверенный относительно того, чего ожидает.

(8) Муж двоедушен неустроен во всех путех своих.

Двоедушный - находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер, а путями называет апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые, как и Давид сказал: пути моя [Ты] провидел еси (Пс. 138, 3). Иначе: мужем двоедушным апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к будущему, ни к настоящему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего. Такого уподобляет он морской волне, не имеющей постоянства, и цвету травы, цвету, остающемуся не долго, но засыхающему с восходом солнечным, почему и сравнил его не с травой, которая продолжительнее, но с цветом ее, чтобы представить его кратковременность.

Почему же назвал его двоедушным? Потому что он не стремится с уверенностью ни к настоящей, ни к будущей жизни, ибо в Писании душой называется и жизнь, например: вся, елика имать человек, даст за душу свою (Иов. 2, 4). Удали от себя двоедушие и нисколько не сомневайся просить у Бога, не говори в себе: "Как я могу просить от Господа и получить, когда столько согрешил против Него?" Не думай так, но от всего сердца своего исповедуйся и обращайся к Господу и проси у Него без сомнения, и ты познаешь Его благоутробие, потому что Он не оставит тебя, но исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4), ибо Бог непамятозлобив и милостив к Своим созданиям.

(9) Да хвалится же брат смиренный в высоте своей.

Так как смирение признает апостол хранителем всего доброго и ничто не совершается без него у рачительных, то прибавляет: "Смиренный пусть хвалится высотою своею". Сомневающегося он уподобляет морской волне, а она от дуновения ветра поднимается и скорее, чем возвысится, опускается. Подобное испытывает и сомневающийся, когда по надмению не утверждает прошений своих ни на чем непременяемом. Поэтому апостол прибавляет: "Пусть хвалится брат смиренный". Он говорит как бы так: кто хочет просить чего-нибудь, тот пусть, во-первых, просит необходимого, относительно испрошения чего он не может обмануться, то есть Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Потом пусть просит этого постоянно, - не так, что немного помолился, да тотчас и отступился, ибо это свойственно гордым, но пусть просит неотступно, терпеливо ожидая получения со смирением душевным.

(10-11) Богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет; возсия бо солнце со зноем и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и благолепие лица ея погибе; сице и богатый в хождении своем увядает.

Богатство уподобляет апостол цвету травы, желая представить, сколь оно скоропреходяще. Благолепие лица ея погибе - слово "лицо" он употребил не в настоящем значении его, ибо оно употребляется только о человеке, а о других предметах не употребляется. Сице и богатый в хождении своем увядает - хождениями называет предприятия в настоящей жизни.

(12) Блажен муж, иже претерпит искушение; зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его.

Мы сказали, что искушения двоякого рода и что терпение полезно в каждом их роде. Апостол, помня о молитве Господней, внушающей нам безопаснейшее, то есть чтобы мы молились, дабы не впасть нам в искушение, возвращается к объяснению того, какое искушение от Бога и какое от нас, от нашего произволения. Впрочем, хорошо и следующее: Господь и Бог, взирая на большую немощь человеческой природы, предложил молиться об удалении от нас искушений, так как ученики Его были еще Далеко не совершенны; но когда познанием Его воскресения и вознесением на небо немощная природа наша укрепилась, то брат Его по плоти научает уже не бояться искушений.

(13) Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь семь Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже.

Если искушения двоякого рода, то почему апостол поставляет теперь всякое искушение вне воли Божией? Но примечай: он не сказал: "искушенный", но - "искушаемый". Кто через грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушения и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот говорит апостол, искушается не от Бога, но от собственной похоти. Ибо кто победил нашедшее искушение и сделался тверже, тот уже нелегко поддается искушениям, особенно находящим от него самого, потому что на свободе от искушений постоянно склоняется к жизни более любомудрой.

Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже.

Бог не искушается злом, как сказано: "Что Божественно и блаженно, то ни само ничего не делает, ни другим не дает дела" [1]. Все это свойственно естеству смертному и земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы. Похоть же и грех и рождающаяся от нее смерть для души стали как бы ступенями погибели человеческой. Ибо похоть, найдя место пристанища, соделала грех, который родил смерть, и только искоренив оный через покаяние мы полагаем начало другой нашей жизни.

(14-15) Кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; тоже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.

Поелику о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, почему говорит: всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (ст. 17), тогда как все, происходящее от нас, имеет несовершенство.

(16-17) Не льститеся, братие моя возлюбленная; всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение или преложения степь.

Под Отцом светов разумей Бога, а под светами или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей. У Негоже несть пременение или преложения стень - у Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: Аз Господь Бог ваш, и не изменятся (Мал. 3, 6), а выражение преложения стень означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены.

(18) Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его.

Сказал восхотев, потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Выше сказал: у Негоже несть пременения и тем показал, что Божество неизменяемо; теперь присовокупляет: восхотев бо породи нас. Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение?

А чтобы по поводу слова "породил" не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, апостол присовокупил: словом истины, ибо, по словам Иоанна Богослова, все чрез Него начало быть (Ин. 1, 3), то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию. Слова начаток некий означают преимущество и высшее достоинство, а созданием называет видимую природу


Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.

"Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, - двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться"... Чему же он предлагает радоваться? - Все наши попытки угадать будут напрасны.

"С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения"! А христианин, как раз, едва случится что-нибудь неприятное и нежелательное, в сердцах восклицает: "искушение"!

Но ведь искушение, это значит - испытание. Без испытания не узнаешь, верующий ты или неверующий. И, вдобавок, "испытание вашей веры производит терпение". А терпение, оказывается, - самое главное! Терпение "должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка".

Мы думали, тот достоин уважения, кто активно действует и добивается цели. А тут - прославляется обычное терпение, и не только прославляется, но и приравнивается к мудрости. Говорится: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога".

Терпение, это твердое стояние в потоке времени, какие бы камни этот поток ни приносил. И, чтобы устоять, "брат униженный", захлестнутый обстоятельствами, всегда должен помнить о "высоте своей", о своем Божественном избранничестве. А "богатый" должен помнить, что все его богатство в один миг может быть сбито неожиданно налетевшей волной. И он должен всегда быть готов терпеливо принять увядание "в путях своих".

И эту мудрость надо просить у Бога. Но просить - как просит дитя у любящего отца: "с верою, ни мало не сомневаясь". А иначе, - "да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа"!

И снова повторяет Апостол, что "блажен человек, который переносит искушения" с честью, "потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его".

Так. Но если искушение - благо, значит, источник его - Бог? Апостол предостерегает от такого вывода. "В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого". От Бога исходит лишь "доброе", и не двусмысленное; лишь "дар совершенный". Потому что у Него, "Отца светов", "нет изменения, и ни тени перемены".

А искушается человек, "увлекаясь и обольщаясь собственной похотью". Причина искушений - в нас самих. "Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть". Очередная наша злая похоть возвращается к нам в виде очередного искушения.

И что же делать? - А просто-напросто принять "с великой радостью". Не похоть, конечно, а уже искушение. Принять как от Бога. И терпеливо понести. Просто пожать то, что сам посеял, - без ропота, без раздражения, без упреков. В этом - сугубая мудрость, которой надо просить и просить "у Бога, дающего всем просто и без упреков".

А ТАКЖЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ И ТОЛКОВАНИЕАПОСТОЛЬСКОЕ И ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ДНЯ

0

46

http://cs308727.userapi.com/v308727891/5936/R1eiQDXV7JE.jpg

0

47

Высокая цель

Перед нами великая цель: стать новым творением и уподобиться Христу. Для этого необходимо многое в себе исправить и как бы переломить: из гордых стать смиренными, из страстных - воздержанными, из вспыльчивых и злобных - кроткими и ласковыми, из теплохладных - усердными к добру, из самолюбивых и жадных - жертвенными и сострадательными, из подозрительных и завистливых - доброжелательными, из легкомысленных - мудрыми, из боязливых и малодушных - мужественными и постоянными.

Хотя Бог помогает нам на каждом шагу, однако необходимо и наше самое активное старание. И здесь мы встречаем множество как внешних, так и внутренних препятствий. Порой нам может казаться, что вся наша природа, все существо противятся христианскому образу жизни. Мы готовы отчаяться, вернуться к прежнему образу жизни. Это искушение, несомненно, идет от дьявола. Как Христа он искушал в момент Его крайнего истощения, так и нас он искушает в самые слабые моменты жизни. Хитрый и коварный змий! Поэтому: "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Мт. 26:41), "Если с Ним страдаем, то с Ним и прославимся" (Рим. 8:17).

Молитва, хождение в церковь, пост, воздержание, исповедь и причащение, изучение Священного Писания, чтение духовной литературы, богомыслие, дела милосердия - все это необходимые средства к внутреннему обновлению, это наши шаги вслед Христа. Когда же забывается цель, то дела сами по себе мало приносят пользы и могут превратиться в бездушное фарисейство.

Помоги нам, Господи!

Епископ Александр (Милеант)

0

48

http://cs419922.userapi.com/v419922597/1e5d/Zo3WzF6eNAs.jpg

0

49

" Зима, какой бы суровой она не была, необходима для природы. Деревья, растения имеют нужду в дожде и снеге, чтобы приносить плоды. То же самое справедливо и в отношении нашей, человеческой природы. Она нуждается в искушениях, чтобы принести плод".
( Святитель Григорий Палама )

0

50

О пользе испытаний

  "Думаю, что нынешние, временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас"
(Рим. 8, 18)

Когда мы достигнем места упокоения и нам дано будет "познать, подобно как мы познаны" (1 Кор. 13, 12), - тогда, бросая взгляд на всю протекшую нашу жизнь, мы увидим связь между перенесенными испытаниями и достигнутой ими целью. Тогда мы будем всею душою благодарить Господа, возлюбившего нас настолько, чтобы не пощадить нас, когда в нашем неведении мы о том просили. Мы постигнем тогда, что Он, действительно, "расплавил и испытал" (Иерем. 9, 7; 1 Петр. 4, 12) в огненном искушении избранных Своих, чтобы очистить их и обратить к Себе. То, что всего более огорчило нас в жизни, произвело в нас, быть может, внутренний переворот, который спас нас от опасности, грозившей нашей душе. Придет время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слез, и скажем, подобно Давиду: "благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118, 71).
То, что мы считали несчастьем, превратится для нас во благо, и та слава, которая откроется, усладит для нас навеки все перенесенные страдания. Но не забудем, что апостол Павел сказал эти слова, когда еще был на земле, среди окружающей его скорби и тесноты. Он предчувствовал, предвкушал небесную славу, потому что среди самого огненного горнила "смотрел не на видимое, которое временно, но на невидимое, которое вечно" (2 Кор. 4, 18).
Дай Бог и нам жить "верою, а не видением", и с "терпением упования" проходить земной путь, измеряя любовь Божию не своими опытами, а Крестом Иисуса Христа!

0

51

Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? Мы человеки, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай так, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед. Знай, что стоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто, кого, в чем осуждает, тот сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.
Схиигумен Иоанн Алексеев

0

52

Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению.
Сир. 2, 1

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100282/28284.p.jpg
Святой Иов Многострадальный на гноище

Сказано: молись, чтобы не внити в искушения касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни не внити в искушения самомнением ума твоего. Молись, чтобы по Божию попущению не внити тебе в явное диавольское искушение по причине худых мыслей, какие ты помыслил умом своим и за которые попускаются на тебя искушения. Молись, чтобы не отступил от тебя ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани, и не разлучил тебя с ним. Молись, чтобы не внити в искушение – раздражать одного против другого, или в искушение двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение. А искушения телесные приуготовляйся принимать от всей души, и преплывай их всеми членами; и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя хранитель твой. Ибо вне искушений не усматривается Промысл Божий, невозможно приобрести дерзновения перед Богом, невозможно научиться премудрости, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу, как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу, и не допускает в себе изменения, тогда вменяется у Бога, как бы именующий Его должником своим, и как искушений друг; потому что, вот исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим и победил его. Вот что значит сказанное: «Молитеся, да не внидете в напасть». И еще: «Молись, чтобы в страшное диавольское искушение не внити тебе, за кичливость твою; но за любовь твою к Богу, да содействует тебе сила Божия, и тобою победит врагов своих. Молись, чтобы в искушения сия не внити тебе за порочность помыслов и дел твоих; но да искусится любовь твоя к Богу и прославится сила Его в терпении твоем».

Преподобный Исаак Сирин

О скорбях и искушениях

Скорби и искушения признаются Священным Писанием и святыми отцами величайшим даром Божиим.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это – горнило для очищения золота, это – мельница для сотрения жестоких зерен пшеницы. Это – огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способную к принятию добрых семян.

Святитель Иоанн Златоуст

Бог попускает впадать человеку в грехи из гордости, самомнения, самонадеянности. Так что где нет такого самомнения и самонадеянности, там не бывает и вразумительных падений. Почему, когда случится тебе пасть, спешно беги помыслами к смиренному познанию и уничиженному о себе мнению и чувству, и взыщи Бога через молитву, чтобы снова не пасть. Прибавлю к сему, что не только тогда, когда кто впадает в какой-либо грех, но и когда подпадают какому несчастью, бедствию или скорби, особенно телесной болезни, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтобы пришел – в самопознание, именно в сознание своей немощности и смирения. Для этой цели попускаются Богом всякого рода искушения от диавола.

Святитель Феофан Затворник

Душа не может освободиться от искушения иначе как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Когда человек терпит всякое искушение и всякую тесноту по любви к Богу, и не ропщет, но всегда благодарит Бога и смиряется, говоря, что праведно страдает за грехи свои; если так всегда будет делать, то таковый от Бога получит прощение грехов своих, и бывают ему искушения виновными спасения души его. Благословен Бог, который не попускает человеку искуситься более того, сколько может понести, но с искушением подает ему и некоторую силу побеждать оное.

Схимонах Иларий Афонский

У верующего великое множество благодетельных средств к врачеванию его, к утешению, освящению. Исповедь, святое причащение, богоявленская вода, просфора, антидор, артос, мощи святых, чудотворные иконы, чтение слова Божия, усердная молитва, призывание на помощь святых и Ангела-хранителя, частое произношение имени Иисусова, помазание святым елеем, крестное знамение – все это для верующего великое пособие в горе, в унынии, в болезни, при нападении искушений, врагов. А как немногие прибегают к этим средствам для своего духовного утешения.

Преподобный Марк Подвижник

Одно есть искушение Божие, другое – искушение диавольское. Диавол искушает человека не для очищения грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Небесного Царствия. Бог, искушая человека, хочет спасения его, диавол – погубления.

Православное исповедание

Когда найдет искушение, не ищи, отчего и для чего оно нашло; но (о том позаботься), чтобы благодарно, безскорбно и незлопамятно перенесть его.

Преподобный Марк Подвижник

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.

Преподобный авва Дорофей

Надо любить бесчестие за честь, хулу – за хвалу; обиду – за награждение, всякое искушение и злострадание – почитать за превосходнейшее воздаяние.

Старец Назарий Валаамский

В трудных искушениях надо вопиять ко Господу: «Буди воля Твоя! Помилуй, облегчи!»

Святитель Феофан Затворник

Искушений устрашаться не должно и не наскакивать на них, а какие пошлет Господь, принимать с благодарением; в кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения.

Старец Макарий Оптинский

Благодарите Бога за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде (и искушении) доставляет говорящему сильнейшее средство к одобрению и утешению. Не переставайте же никогда произносить его и научайте тому других.

Святитель Иоанн Златоуст

Когда посещает нас искушение, прежде чем оно возьмет силу, надо спешить открыть его духовникам, могущим назидать.

Преподобный Пахомий Великий

Искушений никому не избежать, но можно избежать падений.

Святитель Пахомий Великий

Когда находит искушение, то надобно молиться, во-первых – о даровании терпения, чтобы Господь помог терпеть, а во-вторых, – благодарить Его, что через искушения устраивает Он наше спасение; молиться при том, чтобы без вреда душевного пребывать во время искушения. Спасение не устраивается иначе, как через искушения; поэтому кто отвергает искушение, тот отвергает спасение и кроме того остается неискусным… Святые Отцы говорят, чтоб мы не желали успокоения (веселия и радости) в этом мире, а возлюбили бы труд, пот, искушения, оскорбления: потому что нам приготовлена радость в будущем веке, веселие от Бога вечное.

Старец Досифей Афонский

Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил нас от настоящих бедствий, но более о том, чтобы Он дал тебе силы перенести их.

Святитель Иннокентий Московский

Претерпевый до конца, той спасен будет.

Мф. 10, 22

О терпении

А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко: стало быть и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца – и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получишь. Во-первых, веру святую блюди и жизнь по вере веди, безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходиться терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все от Господа нашего исходящее посылается Им во благо душам нашим, – о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешение. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жаждание ее, как пития, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее утяжеляет, а смиренная покорность определением Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоющим еще и не такой беды, – сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, паче всего молись, – и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоими бедами, тебе будет казаться – и терпеть нечего.

Святитель Феофан Затворник

0

53

О. Тихон (Шевкунов) о духовной войне с падшими духами, гневе и повреждении человека

0

54

«Бывает, что один зовет человека: "Иди за мною"... а другой отзывает к себе: "Иди за мною". Так Христос Бог всякому христианину говорит: "Иди за Мною", как выше сказано, но сатана, враг рода человеческого, шепчет в уши человека и отзывает к себе: "Иди за мной". Слышит человек злые нашептывания его столько раз, сколько раз чувствует злые и богопротивные помыслы, восстающие в его сердце. Все это - мерзкое нашептывание его! О человек! Кого тебе лучше послушать, Христа ли Господа твоего, Который такой чудный явил о тебе Промысл и хочет тебя спасти и привести в вечное Свое Царствие... или злого шептуна диавола, который хочет тебя от Христа, Спасителя твоего, отвести и ввергнуть в вечную погибель?»

(Святитель Тихон Задонский)

0

55

"сегодня не бес соблазняет человека ,а человек соблазняет беса, как это не прискорбно звучит. К бесу стоит очередь, давка и никто не знает, кто в этой очереди последний... "

Юрий Арабов о фильме «Фауст», Или о том, как человек соблазняет беса

*****

Гениально сказано и очень точно!
Я давно говорю,что попытки оправдать и стушевать ответственность за совершённый грех,фразой: "Бес попутал. ну с кем не бывает?", лукавы.

Да и само учение Церкви о греховных страстях именно таково: страдающий греховной страстью сам ищет повода согрешить,и моделирует ситуацию так,чтобы грех наиболее был вероятен.
иерей Рустик Вязовский

0

56

"Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его".
Господь в Своей любви посылает это искушение, дабы дело терпения созрело и достигло совершенства, поэтому "с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения" (Иак. 1, 2). "Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2, 18).
Во всех внешних обстоятельствах, во всех сношениях наших с ближними, даже во всех мелочах ежедневной жизни мы должны молиться, чтобы Господь руководил нами и держал нас Своею рукою, охраняя от всего дурного. Мы будем безопасны только тогда, когда осознаем постоянную нашу зависимость от Бога. Мы будем сильны нашей немощью, когда будем искать опоры и силы в Его всемогуществе. Если искушения и одолевают нас со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: "не введи нас во искушение", - помня, что Господь держит в Своих руках все, касающееся нас, и что Он не допустит нас быть искушаемыми сверх сил, если наша молитва к Нему о помощи будет начинанием и основанием каждого нашего шага.

(из книги "день за днем")

http://cs412118.vk.me/v412118796/2528/QqfEWRsDUUo.jpg

0

57

О духовной брани
  "Избави нас от лукавого"
(Лк. 11, 4)

"Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1 Ин. 2, 12), - говорит апостол Иоанн. Почему победили? Потому что "Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4, 4). Не силою человека одерживается эта победа - она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои "раскаленные стрелы", но щитом веры ей дано их угасить и, "все преодолев, устоять" (Ефес. 6, 13, 16).
Враг соблазняет ее разными способами, и козни его бесчисленны. Но Господь, Который обитает в Своих детях, больше искусителя и может защитить нас от всякого злого дела и сохранить для Своего Небесного Царствия. Молитва "избавь нас от лукавого", искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своею попрал силы ада и "Сильнейший отнял добычу у сильного" (Лк. 11, 22). Сказано, что "лукавый ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5, 8), ища душу беззащитную, самоуверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, - такую душу он может поглотить.
Но те, кто спрятаны под кровом Всевышнего, даже и самые бессильные существа, которые держатся за Христа, - вне его власти и могут с уверенностью сказать, как бы страшно ни казалось рычание врага: "Верен Господь, Который утвердит и сохранит от лукавого" (2 Фес. 3, 3).

0

58

Когда меня на исповеди многие спрашивают, вот у меня помыслы, я не могу от них избавиться, у меня мысли такие-то, я говорю: самая лучшая борьба не обращать никакого внимания на этот помысел, никакого; это не мое, это его (от лукавого). Что я буду задумываться? Это не грех еще, будет грех, если помысел перейдет в сердце. И будет грех. Что помысел? А когда пощечину дашь, это уже не помысел, правда? И что теперь делать? Отсечь. Было, теперь нет. Другого способа нет...

Епископ Василий Родзянко

0

59

Свт. Тихон Задонский: об искушениях.

Что в сердце человеческом кроется, искушение и напасть показывает. Искушение подобно рвотному лекарству. Что в желудке кроется, рвотное лекарство показывает, так и что во внутреннем человеке имеется, искушение и напасть явным делает. Святое Божие Слово и прочие христианские книги показывают растление нашего естества, но в искушениях и напастях это познаем на своем опыте или на деле. Так славолюбие познается в лишении славы, сребролюбие в лишении богатства, зависть в благополучии ближнего, гнев в досаждении. Если же впадаешь в различные искушения, христианин, все это попущением Божиим бывает на твою великую пользу, дабы ты познал из них, что внутри твоего сердца кроется, и так, познав, стал бы себя исправлять. Многие льстят себе и считают себя добрыми, смиренными, кроткими, но в искушении противное познают. Не унывай же в искушениях, но больше Бога благодари, что Он так тебя в познание самого тебя приводит и хочет тебя исправить и спасти.

0

60

Исследуйте писания.Апостол Иаков. Виды искушений

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ГРЕХ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ(о страстях и покаянии) » Об искушениях! (Как отличить промысл Божий от искушения ?)