Священное Писание. Библия. Закон Божий
"когда христианин читает Священное Писание ,он общается с Богом"
Священное Предание. Закон Божий
"Священное Предание всегда продолжается...."
______________________________
АНТИ еВАНГЕЛИЕ -апокрифы!!!!
Канонические Евангелия были написаны раньше всех остальных, в раннеапостольские времена, сегодня по этому вопросу есть согласие всех ученых, исследующих раннехристианские тексты. Во-вторых, апокрифические Евангелия псевдоагиографичны, то есть подписаны нереальными именами их авторов. И в-третьих, в неканонических Евангелиях есть идеи, противоречащие христианскому опыту восприятия Спасителя. В первые века ведь не было ни Папы Римского, ни Патриархата. Но когда в какую-нибудь христианскую общину на окраине Римской империи приходил приезжий купец и говорил: вы знаете, я тоже христианин, я слышал, что на вашем собрании читалось Евангелие от Матфея, а у меня с собой есть Евангелие от Иуды, хотите - почитаю. Ему отвечали: хорошо, почитай. Он читал, и на уровне совестной интуиции происходило отторжение читаемого. Нет, это не то, это не тот Христос, которого мы понимаем и за которого принимали мученическую смерть.
О подлинности переводов Евангелия. Апокрифы
)"не каноническое евангелие")
Откуда мы знаем о Христе. Церковь и апокрифы
Предание или апокриф?
Апокрифы оставлены за бортом спасительного церковного ковчега. Однако слово «апокриф» звучит маняще и волшебно. За ним мерещится некое «тайное знание», скрытое от многих и доступное избранным. Но, как правило, лишь до знакомства с текстом. Читателя, любящего Писание, творения святых отцов, такое чтение лишь разочарует. Как древние книги, так и современный апокрифический «фольклор» выглядят скудно и жалко в лучах евангельской правды, и контраст уж слишком очевиден. Но апокрифы живут столетиями, и фантазия сочинителей не иссякает. Кто же ест убогую похлёбку суеверия за дверями роскошного пира веры? Куда влекут апокрифы? Раскрывают ли они тайны церковной истории — или уводят в дебри религиозных фантазий?
Как же определить тут, где подлинное Предание, а где бабьи басни (1 Тим. 4, 7)? Критерий этот — водительство Духа Святого, Который наставляет нас на всякую истину (Ин. 16, 13). Но ведь те же христиане, которые создают и хранят апокрифы, убеждены, что именно ими и водительствует Дух Святой. Яркий тому пример в популярном нынче апокрифе о таинственном старце Антонии: «Сколько раз хранителями истины оказывались одиночки, в то время как высшее священноначалие — еретики?!» В Церкви существует определённая культура обращения с Преданием, в ней всегда были авторитеты, которым она доверяла выражать смысл Предания. Дары различны, но Дух один и тот же; одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом (1 Кор. 12, 4, 8). В этом смысле Предание — это авторская мысль о жизни во Христе, и оно выражается конкретными авторитетными людьми по конкретному поводу, на конкретных Соборах или в конкретных текстах. «Предание есть преемственность общения святых в истории». Это не мёртвый отголосок фантастической древности, а вечная живая истина, которая выражается в новых изменяемых формах.
Чтобы понять, внимаете ли вы подлинной истине, одного сердца мало, необходимо ещё и рассуждение — кому именно можно доверять. Иными словами, вы должны услышать имя авторитетного автора.
Кроме внешних опознавательных знаков апокрифы имеют ещё и внутренние признаки фальши. «Христианское учение, — пишет священномученик Тихон (Беллавин), — всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, никогда не теряет из виду и действительности». Апокрифы всегда говорят о чём-то абстрактном, не применимом в повседневности, лишнем. Предание же сосредоточено прежде всего на том, что важно для спасения человека как тысячи лет назад, так и уже здесь и сейчас, в окружающей нас действительности. То есть, главной темой Предания являются страсти и борьба с ними. И если Предание раскрывает глубины человеческого сердца, то апокрифы, наоборот, прячут его содержание в дымке мечтательности.
Доверяя апокрифам, человек находит альтернативу своему внутреннему противлению благодати. Здесь находят своё воплощение, скорее всего, обычные человеческие страсти. Хотя и облекаются они зачастую в образ святыни. Закрывая глаза на главное внутреннее содержание веры, апокрифы говорят о внешнем, о том, что не практично и не обязывает ничего менять в своей жизни. «Живит только то, что переделывает тебя», — писал де Сент-Экзюпери. А апокрифы — это придуманный безоблачный мир. В эту мистерию грёз человек убегает от реального дела, которое по силам каждому человеку, — от покаяния. Поэтому они ничего не могут рассказать о внутренней жизни человека, о сокровенной молитве сердца, чающей Утешителя, Духа Святого.
Вера по росту души
Евангелие ничего не говорит нам о детских годах Христа. Но вот апокрифическое «Евангелие от Фомы» содержит просто сенсационные случаи из детства Спасителя. Не только в древние времена, но и сегодня вы можете услышать умилительные истории о том, как Он лепит птичек, которых заставляет летать, а потом жестоко мстит Своим сверстникам, которые подняли руку на Его «создания». Эти тексты, которые не имеют никакого исторического основания и, по меткому замечанию знаменитого библеиста Б. Мецгера, «напоминают греко-римские романы, в которых обычные непристойности заменены нравоучениями». В контексте апокрифа эти непристойности обращаются в «святыню», потому что облекаются в образ Христа.
Такими же возвышенными непристойностями пропитаны практически все апокрифические сказания о загробном мире, хотя Церковь так и не сформулировала чёткого учения об этом предмете. Мало того, преподобный Ефрем Сирин говорит, что Господь промыслительно скрыл это из-за гордости человека. Церковь никогда не выходила за рамки того, о чём Христос молчал. Она, как художник, уводит в тень второстепенное для того, чтобы выделить главное. Но всё же яркие апокрифические триллеры о загробном мире имеют большой успех в церковной среде. В Древней Руси на эту тему существовал популярный апокриф «Хождение Богородицы по мукам». Или «Вознесение Еноха» — о том, как Енох был взят живым на небо и о его путешествиях по небесным сферам. Но эти сюжеты не исчерпали себя и сегодня. Существуют современные аналоги таких преданий. Один из самых нашумевших — это фильм «Встреча с вечностью». Некий раб Божий Андрей проведёт вам целый инструктаж по ориентированию на местности в загробном мире. А главным условием прохождения мытарств в современных версиях этих апокрифов является отсутствие ИНН и процедура покаяния перед царской семьёй. Ключевое кощунство этих вещей, мне кажется, в том, что человек сам определяет, кого Богу любить, а кого посылать в ад. Человек сам незаметно занимает место такого не понятного ему Бога, Которого исповедует Церковь Христова.
Апокрифы — это не плод мысли или глубокого переживания, а, скорее всего, плод воображения. Человек сам придумывает себе веру, сам создаёт себе тот образ Христа, который подходит ему как раз по росту души. В апокрифах обычно всё внутреннее содержание христианства упрощается до примитивизма и искажается до неузнаваемости.
Например, очень интересную версию спасения человечества вы можете услышать во многих храмах на Западной Украине в день Богоявления. Адам договаривается с дьяволом о распределении власти между живыми и мёртвыми. Праотец подписывает кровью договор, а дьявол прячет его в Иордане. А когда Господь крестился в Иордане, то встал именно на этот камень и «стёр рукописание грехов». И всего-то проблем было с первородным грехом! В этом сюжете спасение происходит как бы вне человека, вне его выбора, механически. Человек судорожно ищет причины всех своих проблем и, соответственно, способ их решения вне себя: просто нужно оказаться в нужном месте и в нужное время. Достоевский назвал эту лукавую привычку ума сладострастием безответственности.
В такой абсолютизации внешнего обряда заключается вся суть ложного религиозного опыта. То есть — когда спасение совершается автоматически в силу того, что я, к примеру, хожу в церковь, даю милостыню, или даже исповедуюсь и причащаюсь. А значит, это должно дать результат, независимо от того, стал я добрее или злее от этого. «Без самоотвержения человек не способен к вере, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчёта у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах».
Церковь — это откровение Христа в человеке. И апокрифы потому отвергаются Церковью, что они говорят о человеке без Христа. Апокрифический Христос является как бы расходным материалом для изображения человеческих страстей. «Это напоминает, — пишет святитель Ириней Лионский, — как если бы кто, разобрав мозаичное изображение царя и переставив камни, сделал изображение пса или лисицы и сказал: вот то самое прекрасное царское изображение!» И если священная история — это история о том, как Бог открывается человеку, то в апокрифах человек открывает для себя Бога сам. И иногда человек идёт в правильном направлении, но он ещё не знает, кому помолиться, чтобы вышли навстречу. Поэтому апокрифы — это совсем другая история, и явно не священная, потому что она молчит о Христе.
Библиотека “Халкидон” http://halkidon2006.narod.ru/