Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 211 страница 240 из 363

211

О семейной жизни и детях

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.

Без внушения страха Божия чем детей ни занимай — не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Борись с грехом

Начать исправление надо иметь осмысленное твердое решение, без саможаления или себялюбия.

Если ты приятелей своих будешь постоянно выдавать, то они волей-неволей отстанут от тебя, — то же и с грехами: объявляй их усердно отцу твоему духовному, выдавай их с ненавистью к ним, борись с ними, и они отойдут от тебя.

Вначале будет трудно бороться с грехом, а потом легко будет.

Преподобный Иосиф Оптинский
31 июля 2011 года

0

212

Любовь к Богу и родным

Если кто отца или матерь свою любит страстно, то есть до обоготворения, или любит их еще гораздо более, чем Бога, таковым любителям Сам Христос Спаситель наш говорит: иже любит отца своего и матерь паче Мене, несть Мене достоин. Поэтому, по крайней мере, будем любить Бога столько, сколько любим родителей своих. Например, проснувшись, первая мысль наша должна быть о Боге и первое наше слово к Богу, потом воображать о Нем многократно (как Вы вспоминаете о матушке), до чаю и за чаем, и до стола и в столе, и после до вечера и до ночи, каковое воображение больше утешит и успокоит Вас, нежели воображение о матушке, по писанному: помянух Бога, и возвеселихся.

Преподобный Антоний Оптинский

Друг друга тяготы носите

Да даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои. Немощи душевные брата своего должно носить благодушно, без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом, то таким образом надо и в душевных недугах поступать.

Преподобный Моисей Оптинский

Мы молимся за обидящего, да и сердимся на него вместе, и оттого и нет успеха, стало быть, это дело не нашей меры, а наше дело объясняться, изыскивать расположение у ближнего, и это, кажется, ближе к смирению...

Преподобный Иларион Оптинский

1 августа 2011 года

0

213

Схимонахиня София (1845–1888)

Первой настоятельницей и помощницей батюшки Амвросия в устроении Шамординской обители была схимонахиня София (Астафьева, 1845–1888).

Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца, который называл ее своей «правой рукой». Став в 1884 г. настоятельницей общины, она под руководством преподобного Амвросия всю себя отдавала этому служению, не щадя ни сил, ни здоровья. Для сестер она была настоящей матерью.

Отец Амвросий, приезжая в Шамордино, все сам обходил, осматривал, давал указания и размечал строительство храмов, келий и других построек. При этом он и матушка София много внимания уделяли духовной жизни сестер, воспитанию таких добродетелей, как любовь и милосердие к ближним.

2 августа 2011 года

0

214

Схимонахиня София (1845–1888)

Матушка София являла собой пример кротости, смирения, воздержания и послушания, стала подвизаться с великою ревностью. С малолетства жившая всегда в неге и вовсе не знакомая с телесными трудами, она теперь неустанно трудилась, не жалея себя. Такая подвижническая жизнь вскоре сломила ее некрепкое здоровье. Она постепенно стала чахнуть и мало-помалу таяла как свеча.

24 января 1888 г. схимонахиня София уснула вечным сном. После ее кончины старец Амвросий при воспоминании о ней нередко говаривал с особенным чувством умиления: «Ах, мать! Обрела милость у Господа».


3 августа 2011 года

0

215

Извещение свыше

Одна девица, прощаясь с оптинским старцем Антонием, шутя попросила его помолиться, чтобы Господь помог ей выйти замуж. «Да ведь вы не хотите идти замуж?» — сказал он ей. «Хочу», — настаивала она на своем. Через некоторое время, посетив старца, она была встречена им такими словами: «Зачем вы меня все обманываете? Я вам хотел даже писать». И отец Антоний напомнил ей о ее просьбе: «Я по вашему слову три раза принимался молиться о том и три раза слышал голос: “Не то ей нужно!” Так же ясно о извещении свыше старцу свидетельствует и другой случай. Одна особа, когда однажды преподобный Антоний устремил на нее проницательный свой взор, чистосердечно объяснила ему, что она боится, когда он так на нее смотрит: «Вы видите все мои грехи», — прибавила она. «Напрасно вы так думаете, — возразил старец. — О чем я помолюсь и что Бог мне откроет, то я и знаю; а если Бог мне не откроет, то я ничего не знаю».

О детях

Если вы будете сохранять свою совесть чисту под праздники, под среды и пятки, и посты воздерживаться будете, то Господь Бог, богатый в щедротах и милостивый, такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнию и будут вам руководителями к будущей жизни.

Преподобный Лев Оптинский

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «Аще не будете яко дети, не внидите в Царствие Небесное».

Преподобный Амвросий Оптинский

4 августа 2011 года

0

216

Живи попроще

Некто из учеников старца Леонида (в схиме Льва), видя его однажды в особенно веселом и откровенном расположении, спросил его: «Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?» Старец отвечал: «Живи попроще; Бог и тебя не оставит». Потом прибавил: «Леонид всегда был последним в обителях; никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей; а потом усталого и без ужина посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить: и тебе Господь явит милость Свою». Еще старец говаривал: «В наши времена Бог не посылает подвижникам таких испытаний, как древним, потому что не могли бы понести, и не подает древних дарований, чтоб не вознеслись безмерно». Так он говорил вообще о нынешнем слабом времени. Но сам по простоте христианской и смирению, по претерпенным им скорбям и по духовным дарованиям был яко един от древних.

Дары благодати

Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир.

Преподобный Лев Оптинский

Кто в простоте сердца скажет свои согрешения с сокрушением и смиренным чувством, с желанием исправиться, тот получит прощение грехов и мир совести своей силою благодати Божией, действующей в таинстве.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

5 августа 2011 года

0

217

Без веры невозможно угодить Богу

Заповеди Ветхого Завета легче заповедей евангельских: исполнять первые мог человек невозрожденный, что для Нового Завета невозможно. Таинства Православной Церкви имеют такую великую силу, что человек крещеный, будь он даже злодей, если покается, может начать новую жизнь, исполняя евангельский закон во всей полноте.

Господь требует от нас прежде всего веры: без веры невозможно угодить Богу. Сколько бы кто ни делал добрых дел, но если он их совершает не во имя Христово, то они не имеют никакой цены. Поясним примером: возьмем с одной стороны человека неверующего, но старающегося жить хорошо, а с другой стороны — злодея, но не отвергающего Христа. Умер первый, Господь отверг его: «Я тебя не знаю. Ты не призывал Меня во время земной жизни, а Я отвергаю тебя в жизни вечной». Такова поистине плачевная судьба невера. Ну а злодей? Много совершил он всевозможных преступлений, но вот приблизился его смертный час: «Господи, Господи, что будет со мною — хуже меня нет ни одного человека в мире!» Зовет он священника, открывает ему все свои прегрешения, которые действительно очень велики, тот накладывает епитрахиль, читает разрешительную молитву, и все грехи бывшего злодея потопляются в море милосердия Божия, а затем он сподобляется принять Святые Тайны и отходит ко Господу оправданным — идет в рай.

Преподобный Варсонофий Оптинский

6 августа 2011 года

0

218

Пастыри добрые

Истинные... пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан, волнуемых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вторых, для исследования и утверждения истины, по заповеди Самого Господа: Испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне (Ин 5, 39). В-третьих, пастыри Церкви собирались по временам на Соборы для защищения истины и по обязанности своей, так как Господь наемниками называет тех пастырей, которые, видя еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого защищения своего стада.

Преподобный Амвросий Оптинский

Потерпите!

Пожалел я об огорчении Вашем в рассуждении неправильной епитимии. Что делать! Как врачи медицинские, так и врачи духовные не одинаково поступают. Одни больному все позволяют и пить и есть, а другие велят строгую диету наблюдать; так и духовники: одни все прощают и разрешают, а другие за все истязуют и связуют, а цель у всех одна — чтоб исцелить. Но Вы незаслуженную епитимию благодушно понесите, не за настоящие вины, а за прежние, за которые, может быть, Вы не были духовно наказаны.

Преподобный Антоний Оптинский

7 августа 2011 года

0

219

Случай на пожаре

Однажды в Оптиной пустыни произошел пожар. Загорелась гостиница для приезжающих богомольцев. Пожар был сильный, как потом подсчитали, причинил убытка более чем на две тысячи. Настоятель обители преподобный Моисей спокойно вышел посмотреть, как горит, спокойно стоял в числе зрителей и не сделал никаких распоряжений. Он хорошо знал, что братия сами примут все нужные меры. Вынесли на пожар чудотворную Казанскую икону Божией Матери; стали с нею против ветра. Ветер, а вместе с ним и направление огня, вскоре переменился в сторону леса, и пожар скоро был потушен. Отец Моисей после выразился об этом пожаре так: «Да, уж нельзя не подумать, что это плоды моих грехов... Беды ходят по людям, а не по лесу. Приятны Богу человеки в пещи смирения. Итак, благо мне, яко смирил меня Господь». Случались ли другие неприятности, отец Моисей снискивал спокойствие и мир душевный в молитве, покорности воле Божией и точном исполнении евангельских заповедей.

8 августа 2011 года

0

220

Исповедь у старца

На исповеди старец Нектарий был очень серьезен, строг, сосредоточен. При строгости своей был всегда благостен, никого не ругал, даже когда того ожидали. Как-то монахиня Елена просила дать ей епитимью для исправления, но батюшка только сказал: «Стопы человеческие от Господа исправляются». Она жаловалась на свою неисправимость, скорбела о том, а старец утешал: «Пусть немощь и покаяние до смерти чередуются. И в “Прологе” есть: “Если согрешивший скажет: "Господи, согрешил, прости меня" — и будет ему паче венца царского”».

Однажды старец просил молиться о нем свою духовную дочь. Сказал, что уныл, скорбен, утратил молитву. Она удивилась: «Батюшка, неужели и у вас бывает тягота на душе? Я думала, что вы всегда в молитве и в духе радости». Тот ответил, что случаются ошибки: иногда скажешь что-то от себя, неправильно решишь вопрос чужой жизни. «Иной раз строго взыщешь на исповеди или, наоборот, не дашь епитимии, когда следовало бы дать, и за все это бывает наказание, благодать Божия отступает на время, и мы страдаем».

Как-то спросили старца, должен ли он брать на себя страдания и грехи приходящих к нему, чтобы облегчить их или утешить. «Иначе облегчить нельзя, — ответил он. — И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней, — так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести ее. Тогда приходит благодать и разметывает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова».

9 августа 2011 года

0

221

Старец и его келейники

У старца Анатолия не было учеников. Его келейник о. Евстигней говорил: «Что это вы, батюшка, все себе таких берете малограмотных послушников? Отец Варнава — больной, я — неученый, некому будет вас заместить». Старец на эти слова засмеялся, но ничего не сказал...

Отец Варнава до прихода в монастырь работал на шахте. Однажды бадья с шахтерами оборвалась, и Василий дал в этот страшный миг обет стать монахом. Все шахтеры погибли, а Василию только оторвало ногу. Ходил он затем на протезе.

Быть келейником у старца — особый подвиг. Послушания продолжались «от зари до зари». Отец Варнава рассказывал: «Трудно было жить. Народу было множество. Все надо было успеть, а с четырех утра до 11 ночи все народ. Бывало, что не так — батюшка проберет, но сейчас же и обласкает, а за чаем и конфетку или еще что даст, я беру и думаю: “Знаю, знаю, за что конфетку-то даешь!” Один раз готовились соборовать. Я что-то сделал не так. Он меня при всех и разбранил, да так, что в народе смущение было. А потом, когда кончился собор и все ушли, смотрю, батюшка бежит ко мне из своей келии, и я к нему навстречу тоже иду, и он подбежал да бух мне в ноги: “Прости, Бога ради!” Я тоже упал перед ним: так оба и лежим и просим друг у друга прощения. Я смотрю, когда он встанет. Он встал и меня поднял, и стали мы пить чай. Батюшка был очень горяч. Я ему как-то сказал: “Батюшка, если бы не ваша любовь, которая все покрывает, я бы не прожил и десяти дней”».

10 августа 2011 года

0

222

Старец и его келейники

Когда у о. Варнавы сильно разболелась нога, было решено, что батюшка возьмет себе другого келейника. «Перед тем как уйти, — вспоминал келейник, — напал на меня плач. Льются у меня слезы, так вот и текут, а на душе светло и радостно. Когда с батюшкой сижу за чаем, то все стараюсь не показать вида, что плачу. Уж не знаю, заметил он или нет».

Другой келейник, о. Евстигней, происходил из одного села Рославльского уезда, где некогда подвизались знаменитые рославльские старцы, ученики преподобного Паисия (Величковского) и учителя первых оптинских старцев. Отец Евстигней в 1911 г. ушел из дому, сказав, что идет на открытие мощей святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 г.), а сам направился в Оптину пустынь и остался в ней по благословению старца Анатолия. Келейником к старцу он был назначен в 1917 г. Он был прост душой и как дитя привязан к старцу. Он и провожал батюшку в последний путь после кончины.


11 августа 2011 года

0

223

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

Преподобный Анатолий Оптинский Младший (в миру Александр Алексеевич Потапов, 1855–1922) родился в 1855 г. в Калуге в мещанской семье. С юности Александр стремился посвятить жизнь свою Богу, стать монахом. Он ушел в монастырь, но его мать воспротивилась выбору сына, и юноша вернулся в мир, стал служить приказчиком в лавке. Лишь после кончины матери, в 1885 г., он смог поступить в Оптину пустынь, где был определен келейником к преподобному Амвросию.

После кончины старца Амвросия Александр становится келейником старца Иосифа. Монашеский постриг состоялся 3 июня 1895 г. В 1906 г. иеродиакона Анатолия посвятили в сан иеромонаха, а через два года по распоряжению настоятеля обители Ксенофонта перевели в монастырь с назначением духовно руководить приезжающих в монастырь богомольцев.

12 августа 2011 года

0

224

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

Жил старец в келии при Владимирском храме. Каждого приходящего — а таких было великое множество — старец выслушивал внимательно и терпеливо: у него в высшей степени был развит «духовный слух», который улавливал настоящие помыслы сердца. И хотя говорил он просто, от него исходила великая сила кроткого и любящего сердца. За духовное руководство старца народ ласково называл его «утешителем» и «вторым Серафимом».

В 1914 г. Оптину пустынь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна. Великая княгиня познакомилась с отцом Анатолием, исповедовалась у него и имела со старцем беседу.

В 1914 г ., через месяц после начала Первой мировой войны, преставился настоятель Оптиной пустыни архимандрит Ксенофонт, управлявший обителью в течение 15 лет.

13 августа 2011 года

0

225

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

Духовный авторитет старца Анатолия был столь велик, что у него спрашивали, на кого класть жребий при избрании нового настоятеля. Настоятелем был избран иеромонах Исаакий (Бобриков), которому суждено было стать последним настоятелем Оптиной пустыни перед ее закрытием.

О России старец говорил: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Бог не оставит уповающих на Него. Надо всем каяться и молиться горячо. И явлено будет великое чудо Божие: все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо». Преподобному довелось дожить до грозных революционных событий.

10/23 января 1918 г. декретом СНК Оптина пустынь была официально закрыта. В том же году старца арестовали, но вскоре отпустили. В 1922 г. отца Анатолия вновь арестовали и увезли в Козельск. Продержав неделю в больнице, его отпустили совсем больным. Старец вернулся в обитель измученным, но на устах его была улыбка. Вскоре преподобный принял постриг в великую схиму.

Накануне кончины к старцу пришли, чтобы арестовать его. Он попросил отсрочки на сутки. Последнюю ночь старец Анатолий провел один у себя в келии без сна, в молитве. К утру старец сильно изнемог. А когда келейник вошел, старец неподвижно сидел в кресле со склоненной набок головой: батюшка Анатолий в молитве предал свою душу Богу.

14 августа 2011 года

0

226

Страницы истории

Оптина пустынь и война

Очень остро воспринимались в монастыре войны, которые вела Россия. Десятки послушников из Оптиной пустыни служили в армии во время Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн. В Крымской войне монахам виделось не только политическое, но и религиозное столкновение, «борьба Креста с Люцифером и союзным с ним полумесяцем». Бывший оптинский монах Антоний (Медведев) с возмущением вспоминал об этой войне, в которой многие русские воины стали «мученическими невинными жертвами» убийц — «христиан в кровожадном союзе с мусульманами».

С другой стороны, полное сочувствие вызывала борьба православных балканских славян против турок. В 1876 г. оптинские насельники добровольно решили «поусердствовать» деньгами в пользу восставших славянских народов. В течение Русскотурецкой войны 1877–1878 гг. около 40 раненых воинов прошли через монастырскую больницу. Обитель несла немалые расходы на их содержание, жертвуя вдобавок деньги и вещи в действующую армию. В это время иеромонах Климент (Зедергольм) разыскал молитвы о даровании Богом победы над врагами; по благословению старцев эти тексты читались на проскомидии.

Как свидетельствуют очевидцы, «когда же были неудачи под Плевною», иеромонах Климент, «вследствие своего пылкого характера, однажды так расстроился, что и служить не мог при наступлении одного из праздничных дней». В это время кто-то спросил у старца Амвросия: «Батюшка! Или о. Климент не служит?» — «Да что! — ответил старец. — Плевна доняла нас!»

15 августа 2011 года

0

227

Страницы истории

Оптина пустынь и война

Во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. в Оптиной пустыни собирали церковные предметы для пожертвования на нужды фронта. Иеромонахи Адриан (Акильев) и Варсонофий (Плиханков) были командированы на Дальний Восток по решению Святейшего Синода и остановились в Манчжурии, в городке Муллин, где располагался военный госпиталь Общества Красного Креста. Отец Варсонофий, в прошлом полковник, сильно переживал за русскую армию, надеялся на успешный исход войны.

В ходе Первой мировой войны монастырь не раз жертвовал на нужды армии деньги, создал лазарет на 25 мест для раненых, выделил 10 мест для проживания на полном содержании выздоравливающих или увечных солдат, 50 мест для беженцев и 50 для эвакуированных монашествующих. Одновременно в летописи фиксировались события войны, условия жизни в тылу. Летописец иеродиакон Кирилл употреблял местоимение «мы», имея в виду российскую армию: «Ожесточение врага растет, но и средства самозащиты у нас и союзников наших умножаются». Описывая проблемы страны в конце 1916 г., он упоминал упадок торговли, частично перешедшей в «нерусские иноверные руки», неуместное распространение театров и прочих «зрелищ и увеселений», «губительные призывы» в левой печати («так разоряет левая рука то, что созидает правая»).

Из книги Г.М.Запальского «Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах»

16 августа 2011 года

0

228

«Добрый крестьянин»

Нередко старец Моисей, наместник Оптиной пустни при свойственной ему проницательности и обширной опытности ясно видел, что его обманывают, но не показывал этого. Снисходя к немощам и нуждам человеческим, проявлял нестяжательность, скрывая ее под видом простодушия.

Однажды соседние поселяне прослышали, что отец Моисей желает купить яблоки сорта «добрый крестьянин». Один мужичок в надежде на то, что монах не разберет, привез ему продавать много яблок антоновки.

Отец архимандрит вышел сам их посмотреть, узнал, конечно, очень хорошо, какие это яблоки, и говорит продавцу: «Да, яблоки твои хороши. А какого они сорта?»

— «Добрый крестьянин, батюшка».

— «Добрый крестьянин, да не Антоном ли его звали?» — отвечал отец архимандрит с своею обычной кроткой улыбкой. Обманщик посрамился.

Святые дают свою крепость

Читайте Священное Писание, а также жития святых, особенно святых великомучениц Екатерины, Варвары, Ирины, Евдокии, потому что каждый святой дает частицу своей крепости читающему его житие с верой и поможет при прохождении мытарств.

Преподобный Антоний Оптинский

18 августа 2011 года

0

229

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

19 августа 2011 года

0

230

Преподобный Антоний Оптинский

Оптинский старец Антоний (в миру Александр Иванович Путилов, 1795–1865) родился в Ярославской губернии в купеческой семье. В роду его было много монашествующих. В юности служил в Москве, был в плену у французов. В 1816 г. удалился в рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Тимофей, впоследствии настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей, и прожил там пять лет.

В 1821 г. вместе с братом перешел на жительство во новоустроенный скит при Оптиной пустыни. 24 августа 1823 г. был рукоположен во диакона, а в 1825 г. назначен начальником скита. В 1827 г. был рукоположен в сан иеромонаха.

20 августа 2011 года

0

231

Преподобный Антоний Оптинский

Начальствование отца Антония в скиту продолжалось четырнадцать лет; эти годы были временем устроения и прочного основания скита как во внешнем, так и в духовном отношении.

Преподобный Антоний и его брат, преподобный Моисей, будучи сами духоносными старцами, хорошо понимали значение старчества. В новоустроенный скит в 1829 г. прибыл из АлександроСвирского монастыря известный старец Леонид (в схиме Лев) с пятью учениками; в 1834 г. отцом Моисеем приглашен был из Площанской пустыни тамошний духовник отец Макарий. Отец Антоний со своей стороны не только содействовал старцам в духовном руководстве братии, но и подавал пример глубочайшего повиновения и преданности им. Кажется, во всем братстве не было такого смиренного послушника, как их скитоначальник, который ни малейшего распоряжения не дерзал делать без благословения своего старца отца Моисея.


21 августа 2011 года

0

232

Преподобный Антоний Оптинский

При таком высоком духовном устроении скитоначальника удивительный порядок господствовал во всем скиту: в богослужении, в поведении братии. Скит созидался трудами и молитвами отца Антония, его неусыпной заботливостью. Первоначальным насельникам скита приходилось преодолевать большие внешние трудности и лишения. Отец Антоний писал своему родственнику: «Живу в келии один: сам и по воду, сам и по дрова... Чином священства почтенных теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». К добровольным трудам и монашеским подвигам присоединился крест тяжких болезней. В 1833 г. многоразличные недуги усилились. Более полугода он не мог выходить из келии из-за болезни ног. Потом хотя и получил некоторое облегчение, но болезнь осталась неизлечимою и около тридцати лет причиняла самые сильные страдания; отец Антоний переносил их с удивительным благодушием, подавая всем высокий пример терпения в болезнях.

Несмотря на болезненность, старец в 1839 г. был назначен настоятелем Малоярославецкого Николоостровского монастыря с возведением в игуменский сан. Данное обстоятельство явилось для отца Антония причиной большой скорби, но он мужественно нес крест послушания.

В первые годы игуменства кроме обычных настоятельских забот на долю преподобного Антония выпала забота о внутренней отделке монастырского Николаевского храма, заложенного еще при его предшественнике. Освящение храма совершилось 26 августа 1843 г., но самому отцу Антонию из-за тяжелой болезни не пришлось участвовать в этом торжестве.

22 августа 2011 года

0

233

Преподобный Антоний Оптинский

В 1848 г., когда холера посетила и Малоярославец, преподобный несколько раз сам совершал, по желанию горожан со всем градским духовенством крестный ход вокруг города; иной раз крестный ход продолжался в течение семи часов. Тринадцать лет исполнял он послушание настоятельское.

Только в 1853 г. преподобный Антоний по болезни уволен был от настоятельской должности и возвратился в Оптину пустынь.

Последние двенадцать лет жизни преподобный Антоний провел на покое в монастыре. Он был духовным руководителем многих иноков и мирян. Преподобный Антоний никого не осуждал и не порицал, ничем не соблазнялся, ни о ком не изменял благой мысли, что было доказательством его сердечной чистоты.

Скончался оптинский старец схиигумен Антоний 7 августа 1865 г.

23 августа 2011 года

0

234

Оружие веры

Великое имеем мы, верующие, оружие! Это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беззащитны. Это то же самое, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес; да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов.

Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых диавольских сетей. Аминь.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Великая сила

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный.

Преподобный Амвросий Оптинский
24 августа 2011 года

0

235

Драгоценное миро

Есть много людей и здоровых, которые ни в чем себе греха не знают, ни в чем дурном себе не отказывают; таковые, по мнению моему, не точию сожалительнее самого расслабленного калеки, но всякий беззаконник хуже даже смердящего мертвеца, которым и здоровье без дел добрых на осуждение будет от Бога. А Ваше теперешнее болезненное воздыхание не утаится от Него, Небесного нашего Отца, и теперешняя Ваша маленькая слезная капелька, от сокрушенного сердца происшедшая, столько же будет приятна Богу, как многоценное миро евангельской жены. Посему, возлюбленное чадо, предай себя, свою душу и весь живот свой Христу Богу, Пречистой Его Матери и святому Ангелу Хранителю. И когда благоволит Господь возвратить Вам здравие, то употребите оное на поправление своей нравственности, чтобы быть Вам смиренной в духе своем и боголюбивой, чтобы, взирая на Вас, не одни люди, но Ангелы Божии радовались и славили Бога.

Преподобный Антоний Оптинский

О страстях

Общежитие умерщвляет страсти, а то в норе и змея тихо сидит. Если разных камней положить в мешок и трясти, то камни сделаются гладкими и круглыми; так и в общине монах сглаживается скорбями.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Возношение, т.е. гордость, так пагубна, что и с высоты добродетелей низвергает в бездну страстей и пороков...

Преподобный Макарий Оптинский

25 августа 2011 года

0

236

Евангельский человек

Под именем монаха преподобный старец Моисей Оптинский разумел не только подвижника, в смысле бдения, поста, уединения, телесной молитвы и других дел самоумерщвления, но человека евангельского, по слову преподобного Пимена Великого, научившегося умерщвлять не тело, но страсти; человека, разумно управляющего собою, согласно изречению святого Максима Исповедника: «Телу определи труд по силе его и весь ум твой обрати внутрь».

Это последнее — обращение ума внутрь, т.е. внимание, — и составляет истинный подвиг разумного монаха. Постоянно ведет он борьбу со страстями душевными и телесными; при должном воздержании неослабно хранит свои чувства и их органы и очищает сердце от страстных помыслов молитвою и самоукорением; следует евангельским заповедям и советам и таким образом стремится к ЧИСТОТЕ сердечной, к желаемому бесстрастию, к отрешению мысли от здешнего миpa; живет сердцем в будущем, в обетованном Спасителем пакибытии (см.: Mф 19, 28).

26 августа 2011 года

0

237

Иной страны сияющая даль

Представить себе внешний и внутренний, духовный облик монастыря Оптиной пустыни и скита в период расцвета старчества можно, прочитав отрывок из стихотворения старца схиархимандрита Варсонофия, бывшего в начале ХХ в. начальником оптинского скита:

...Наследие веков, тенистый бор,
По сторонам ее раскинулся дремучий;
В нем тишина, безмолвию простор,
Свобода полная для чувств святых и дум;
Лишь слышен там порой деревьев шум,
Когда вершины их колеблет ветр летучий.
Ясней здесь небеса и чище их лазурь...
Мирской ярем нося и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая.

***

Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья...

27 августа 2011 года

0

238

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

28 августа 2011 года

0

239

Благая Помощница

Вас заботит время трудного рождения: и заботит, и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день — молебствие с акафистом Божией Матери.

По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее 12 раз в день «Богородице Дево, радуйся», хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся».

Преподобный Амвросий Оптинский

Высшие поручители

Думаете, что сыну полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках — сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери.

Преподобный Макарий Оптинский

29 августа 2011 года

0

240

Спасение заблудшего

Оптинский старец Лев, чадолюбивый и премилосердый к кающимся, посвятивший себя на службу братьям своим, был непреклонен пред теми из мирских, которые свое богатство, силу или значительность поставляли наравне с законами Церкви и, бесстрашно нарушая правила церковные, требовали у отцов духовных разрешения в явных грехах. Один из помещиков, благодетельствовавший монастырю и посещавший его, хотя и не часто, жил в явной связи с крепостной своею женщиной до старости, хотя от первой законной жены имел уже детей взрослых и женатых. Наслышавшись о славном старце отце Льве, многих принимавшем на исповедь, помещик через настоятеля сделал предложение отцу Льву, что желает у него исповедаться. Отец Лев отказался, к немалому оскорблению помещика, который начал просить и отца игумена, и отца Макария быть его посредниками пред старцем.

После вторичного прошения старец нехотя согласился, сказавши, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался и отцом Львом не был допущен до причащения Святых Таин.

Можете себе представить стыд и посрамление барина, который до этого свысока смотрел на всех, а теперь должен был смириться пред всем монастырем, яко оглашенный. К большему его стыду, сопровождавшая его замужняя дочь готова была благодарить великого старца за такое решение. Еще раз барин покушался просить отца игумена Моисея и отца Макария о заступничестве; но те отказались и по совести, и зная непреклонность в таких делах старца Льва.

Что же произошло? Помещик, возвратившись домой, через месяц или менее разорвал многолетнюю связь с своей наложницей, к общей радости всего своего семейства. Вероятно, старец в глубине души своей молился о заблудшем и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына.


30 августа 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!