Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 181 страница 210 из 363

181

Преподобный Моисей Оптинский

После этого 37 лет он, как горящий светильник, неуклонно стоял на страже вверенной ему паствы. Обитель при нем неузнаваемо преобразилась. В его правление был расширен Введенский собор, построена церковь во имя преподобной Марии Египетской и кладбищенская церковь, новые братские корпуса, каменная ограда, собрана библиотека, расцвела книгоиздательская деятельность.

При нем было зародилась и упрочилась в Оптиной пустыни традиция старчества, в монастырь был приглашен старец Лев, духовником назначен старец Макарий, увеличилось число братии. Отличался крайней нестяжательностью, милосердием и кротостию. В 1853 г. был возведен в сан архимандрита.

По взаимным жалобам взысканий не делал и только внушал: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Однако самочиния, нерадения или небрежности в деле исполнения послушания не любил и умел в случае надобности вразумить, кого требовалось.

30 июня 2011 года

0

182

Преподобный Моисей Оптинский

С удивительным искусством умел он избегать в беседах осуждения людей: «Да, кто же может это одобрить...» — только и скажет он мягко.

Главной заботой старца Моисея было духовное попечение о вверенной ему братии, в первую очередь о спасении души каждого пасомого. Он все силы приложил к тому, чтобы учредить и укоренить в Оптиной старчество, и в этом неизменное содействие ему оказывали старцы Лев и Макарий.

Сам отец Моисей сознательно отступил в тень этих праведных старцев. Однако был он не только хороший хозяин и мудрый настоятель, но муж поистине великой духовной высоты по отеческой мудрости, по монашескому смирению, по величию духа. Свои дарования и молитвенные труды он посвятил духовному преуспеянию братии, живущей под руководством старцев.

1 июля 2011 года

0

183

Спасение в семейной жизни

По расположению и по доверию Вашему к словам моим, за нужное поставил сказать Вам и сие: есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит Вас Господь), которые или от мнимого благоговения, или от крайнего неведения Богом благословенное Таинство брака порицают, называя его скверным, гнусным, проклятым и противным Богу, и всеми мерами стараются избегать супружеского общения, притворяя себе и то и се и ложные недуги, чтобы не быть вкупе... Все таковые новобрачные смертно согрешают пред Богом, ибо, по слову св. апостола Павла, брак есть честен и ложе его есть нескверно; который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради (см.: Евр 13, 4). Ибо ежели бы не было брака, не было бы на свете сем ни меня, ни Вас, ибо мы с Вами плод благословенного Богом брака. Если бы не было брака, не было бы на свете сем ни моих, ни Ваших дражайших родителей, ни любезнейших сестриц, ни братцев, ибо все они были плод благословенного Богом брака. Все сие пишу к Вам не потому, чтобы Вы так дурно о благословенном браке мыслили, но чтобы, помилуй Вас Бог, никогда так не мыслили. А посему со смирением и с детскою покорностию предайте себя всецело в волю Божию, и если Он по времени благословит Вас быть материю, то благословен Бог! В этом-то только и спасение Ваше будет, и радость, по слову св. апостола Павла: жена чадородия ради спасется (1 Тим 2, 15).

Преподобный Антоний Оптинский

2 июля 2011 года

0

184

Страницы истории

Обретение мощей преподобных старцев

В июле 1998 г. в Оптиной пустыни состоялось обретение мощей преподобных Оптинских старцев. Вот воспоминания очевидца об этих днях (в сокращении).

7 июля перед началом работ был отслужен молебен, было установлено непрерывное чтение Псалтири, место раскопок было освящено.

Монастырские рабочие сняли брусчатку, положенную на местах захоронения старцев Анатолия Старшего и Варсонофия, захоронения которых находились между Введенским и Казанским соборами.

Затем места раскопок были обнесены временными ограждениями. Для участия в работах в Оптину приехал известный археолог С.А.Беляев, участвовавший ранее в обретении мощей святителя Феофана Затворника.

3 июля 2011 года

0

185

Страницы истории

Обретение мощей преподобных старцев

Были удалены фрагменты фундамента часовни, затем остатки разрушенного общего свода склепа, а затем и крыши гробов старцев. Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выражено воскового. Кости старца, восковые, с темными пятнами, были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (старца недаром называли «большим»).

По словам очевидцев, земля некрополя после разрушения разравнивалась трактором, и под его тяжестью колонна надгробной часовни раздробила главу отца Варсонофия. Мощи старца Варсонофия были несколько темнее костей отца Анатолия.

Косточки были извлечены из могилы и переложены в заранее приготовленные деревянные ковчеги. Все работы по обретению мощей старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия были закончены в 6–7 часов утра 9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

К открытию мощей старцев на захоронении, находящемся за алтарем Никольского придела Введенского собора, приступили также 8 июля.

За двадцать лет до передачи монастырю церкви, т.е. около 1968 г., Н.А.Павлович, духовное чадо старца Нектария, наметила условно расположение могил братьев Киреевских и старца Амвросия.

4 июля 2011 года

0

186

Страницы истории

Обретение мощей преподобных старцев

Однако теперь выяснилось, что произошла ошибка в определении рядов захоронений, и 16 октября 1988 г. были обретены мощи старца Иосифа, а не преподобного Амвросия.

К северу от могилы отца Иосифа находилось захоронение братьев Киреевских. Отличительные черты их захоронений (сохранившиеся чиновничьи шинели, пуговицы на них, сапоги) помогли в определении местонахождения других захоронений. Так Киреевские после кончины послужили обители и указали дальнейший правильный ход раскопок.

Пространство вокруг могил было насколько возможно расчищено от земли и посторонних предметов. Были сделаны из досок приспособления, позволившие очистить захоронения от земли и в то же время не ступать прямо на гробы.

Одновременно были открыты своды склепов старцев Амвросия и Макария. Через отверстие в склепе открывали гроб старца и затем передавали части мощей наверх, где они помещались на бумагу, расстеленную на фанерных столах. Очищенные от земли кости затем перекладывали в специальные ковчеги.

К югу от преподобного Амвросия нашел себе упокоение старец Иларион, а далее покоился его преданный духовный друг — отец Флавиан (Маленков).

Между рядами, в головах у старца Амвросия и в ногах у старца Иосифа, немного в стороне, лежал старец Анатолий (Потапов), который незадолго до своей кончины приходил именно сюда и говорил, что места для одного человека здесь хватит.

Сохранившиеся части гробов старцев Амвросия и Макария, части одежды, обивка гробов тщательно собирались для сохранения как святыня.

Мощи преподобного Амвросия имели цвет светлой проолифленной древесины. Сохранности очень хорошей. Мощи отца Макария также в очень хорошем состоянии, цвета темного дерева.

5 июля 2011 года

0

187

Страницы истории

Обретение мощей преподобных старцев

Постепенно были подняты мощи старца Льва, старца Анатолия (Потапова), старца Илариона. Таким образом, к 11 июня мощи всех старцев, доступные к обретению, были подняты, помещены в специально приготовленные деревянные ковчеги.

Это были незабываемые для братии дни, это было событие, одна из важнейших вех в жизни обители.

В эти же дни с помощью размягченного воска была восстановлена раздробленная глава преподобного Варсонофия — косточки черепа старца удалось собрать в единое целое.

Торжеством Православия был день, когда мощи старцев были поставлены во Введенском соборе для поклонения всем паломникам.

Ранее, 3/16 июля 1989 г., с кладбища села Холмищи Брянской области были перенесены мощи старца Нектария. Мощи старцев Моисея и Антония были обретены 8 декабря 1993 г., при восстановлении Казанского собора. В конце 1994 г. в том же соборе были обретены мощи старца Исаакия I. Мощи преподобномученика Исаакия покоятся в братской могиле в Тульской области на 162-м км Симферопольского шоссе. Мощи преподобноисповедника Никона покоятся на кладбище города Пинега Архангельской области, в могиле, точное местоположение которой неизвестно.

Собор преподобных Оптинских старцев был местно прославлен в Оптиной пустыни в 1996 г., а в 2000 г. в Москве на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось их общецерковное прославление.

6 июля 2011 года

0

188

Преподобноисповедник Никон Оптинский

Родился преподобноисповедник Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев, 1888–1931) в Москве в купеческой семье. После окончания гимназии поступил в университет на физико-математический факультет, но учеба уже не интересовала его. В 1907 г., в день Обретения главы св. Иоанна Предтечи, вместе с братом Иваном приехал в Оптину пустынь. Их принял старец Варсонофий. И Николай, назначенный письмоводителем старца Варсонофия, стал самым близким его учеником и сотаинником. Николай быстро привык к жизни в скиту и полюбил ее. Веселый и жизнерадостный, любящий общество людей, любящий развлечения и забавы, свойственные всем молодым людям в миру, — здесь он как бы переродился и полюбил уединенную жизнь.

7 июля 2011 года

0

189

Преподобноисповедник Никон Оптинский

Николай был пострижен в монашество в 1915 г., в 1916 г. посвящен в иеродиакона, а на следующий год — во иеромонаха. В 1912 г. наступило время скорбей — предстояло расстаться со своим отцом и наставником, старцем Варсонофием, с которым он уже никогда не увиделся. Отец Никон заботливо и внимательно относился к своим духовным детям. Но были у него и недоброжелатели, недоверчиво и критически относившиеся к его духовничеству в столь молодые годы, с иронией называющие его «старцем». После закрытия Оптиной трудился в созданной на территории монастыря сельскохозяйственной артели. В 1919 г. — первый арест. Вернувшись в 1923 г. из заключения, по благословению настоятеля архимандрита Исаакия служил и исповедовал в Казанском храме Оптиной пустыни — последнем действующем храме монастыря.

8 июля 2011 года

0

190

Преподобноисповедник Никон Оптинский

Так преподобный Никон стал последним оптинским старцем. В эти годы же к нему стал направлять своих духовных чад ссыльный старец Нектарий. В 1927 г. отец Никон был арестован и сослан в Архангельскую область, затем в г. Пинегу. Здесь условия жизни были крайне тяжелыми: тяжелобольному туберкулезом старцу приходилось работать на квартирную хозяйку. Умирающего отца Никона такие же ссыльные, как и он, перевезли в соседнюю деревню, где вскоре после принятия Святых Таин исповедник отошел ко Господу.

Надежда спасения

Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело — смиренно хранить веру Христову. Аще вера сохранена — есть и надежда спасения. Вера должна сохраняться с воздержанием от всякого греха.

Преподобноисповедник Никон Оптинский

9 июля 2011 года

Преподобный Амвросий Оптинский

Родился старец Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812–1891) в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря. По окончании духовного училища и духовной семинарии он некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем духовного училища в Липецке. В это время Александр Гренков тяжело заболел и дал Господу обет в случае выздоровления поступить в монастырь, но это обещание смог исполнить только через четыре года. В 1839 г. Александр посетил старца Илариона, затворника Троекуровского, который сказал ему: «Иди в Оптину, ты там нужен». Осенью того же года он ушел в Оптину пустынь и в 1840 г. был принят в число братства.

10 июля 2011 года

0

191

Преподобный Амвросий Оптинский

В монастыре он поступил под духовное руководство отца Льва. Одним из послушаний Александра в это время было чтение молитвенного правила старцу. Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково звал его Сашей, но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение, делая вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». Перед смертью старец Лев поручил его духовному руководству отца Макария. В 1842 г. Александр был пострижен в монашество, в 1843 г. посвящен в сан иеродиакона, в 1845 г. в сан иеромонаха. Вскоре, в 1846 г., отец Амвросий становится помощником старца Макария в духовничестве, а после его кончины — преемником. Вскоре он тяжко заболел, и тяжелые болезни не оставляли старца всю оставшуюся жизнь. Но каково бы ни было его болезненное состояние, бодрость духа не оставляла его и он всегда принимал сотни посетителей, со всяким беседовал и всякого старался и вразумить, и успокоить.

11 июля 2011 года

0

192

Преподобный Амвросий Оптинский

К «хибарке» старца Амвросия начинают стекаться за советом и утешением люди всех сословий и возрастов со всей России. По всеобщему и единодушному признанию, старец был глубочайшим знатоком сокровенных движений души, опытнейшим разрешителем духовных и житейских недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником. Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.

С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Поздно, часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался наконец один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды один монах нарушил запрещение и вошел в келию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью. Так в течение более тридцати лет изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.


12 июля 2011 года

0

193

Шамордино

В начале 1870-х гг. в 12 верстах от Оптиной пустыни преподобным Амвросием была основана женская Шамординская Казанская обитель. Казанская женская община в сельце Шамордино была создана в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой (в иночестве Амвросии, скончавшейся в 1881 г.), которая перед смертью завещала эту землю для создания монастыря. Обитель была учреждена летом 1884 г. определением Святейшего Синода. 1 октября того же года была освящена первая церковь, устроенная трудами старца Амвросия. Ввиду увеличивающегося числа сестер в обители старец Амвросий не мог уже сам быть духовником каждой из них, ему помогал преподобный Анатолий (Зерцалов).

13 июля 2011 года

0

194

Шамордино

Главными святынями пустыни были находившаяся прежде в доме Ключаревой Казанская икона Божией Матери, про которую еще старец Амвросий свидетельствовал, что она «несомненно чудотворная», и икона Богоматери, именуемая «Спорительница хлебов». Первой настоятельницей и помощницей батюшки Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Астафьева, 1845–1888).

Десять последних лет жизни старец заботился о содержании и благоустройстве многолюдной женской общины. Старец посылал в обитель не только работоспособных сестер, но еще больше больных и калек. Кроме того, к нему приносили детей, брошенных на произвол судьбы. Дела милосердия стали привлекать в обитель самых разнообразных лиц: дворян, купцов, ремесленников, благотворительниц. Постепенно Шамордино стало отстраиваться, украшаться постройками.

14 июля 2011 года

0

195

Шамордино

Все насельницы монастыря чрезвычайно любили старца Амвросия, а дети созданного им здесь детского приюта пели батюшке такие стихи:

Отец родной, отец святой!
Как благодарить тебя, не знаем.
Ты нас призрел, ты нас одел,
Ты нас от бедности избавил…

Старец часто бывал в обители, устраивая ее хозяйственные дела и наставляя сестер в монашеском служении. В этой обители старец провел последние полтора года своей жизни, не имея возможности выехать из нее по крайней своей болезненности.

Летом 1901 г. община была переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь, а в 1902 г. был освящен Казанский собор монастыря (архитектор С.В.Шервуд). Величественный храм был сооружен на средства С.В.Перлова. К 1918 г. в монастыре подвизались более 800 сестер, была больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов, различные мастерские, хозяйственные постройки.

15 июля 2011 года

0

196

Шамордино

В 1923 г. монастырь был закрыт. Часть сестер подверглась арестам и расстрелам, часть сослана. Монашеские келии заселили мирянами, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. В больничном корпусе в 1950-х гг. располагалась сельская школа, в которой учителем русского языка и литературы работал только-только окончивший Тбилисский университет Б.Окуджава, который и жил рядом, в одной из келий.

Весной 1990 г. первые сестры, прибывшие для восстановления обители, увидели «мерзость запустения» на святом месте. Началась тяжелая восстановительная работа. Вначале была отреставрирована богадельня с храмом «Утоли моя печали». Его новое освящение состоялось в мае 1990 г. Казанский собор восстановлен в начале 2000-х гг.

16 июля 2011 года

0

197

Узы родства

Однажды к оптинскому старцу Льву пришла родная сестра. Он принял ее наравне с другими странницами и оказал ей пособие такое же, какое оказывал и прочим нуждавшимся, т.е. дал ей пятиалтынный. По этому поводу старец некоторым говорил, что если монах родному против чужих даст лишний пятак, то этим покажет, что он еще не освободился от уз плотского родства и не всех людей равно любит, а с различием.

О деньгах

Об употреблении денег надобно иметь благоразумное рассмотрение, соображаясь с капиталом и с нуждами семейства и домашних расходов, осязывая сердечное чувство, нет ли скупости; но и без расчета если давать, дай раз лишь, то же надо и после. Это уже будет тщеславное даяние; а надобно смотреть — надобность, лицо, необходимость и свою возможность. Будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф 10, 16).

Преподобный Макарий Оптинский

Способ исправления

Если люди будут укорять, то это ничего, только надо переносить с терпением и не обижаться на людей, а просить прощения. Чрез это и исправишься. Без искушения и без греха нельзя прожить, но надо каяться, и Господь простит. В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня.

Преподобный Иосиф Оптинский

17 июля 2011 года

0

198

Страницы истории

Святая паломница

Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (1864–1918). Когда в 1905 г. ее супруг великий князь Сергей Александрович был убит террористом, великая княгиня, похоронив его останки, уже не снимала с себя траур. Убийцу своего супруга она простила, уже на третий день посетив его в тюрьме. С Евангелием в руках великая княгиня просила убийцу его покаяться, но он не внял ей. Елисавета Феодоровна просила Государя Николая Александровича о помиловании убийцы, но ей было отказано.

Вся оставшаяся жизнь великой княгини была посвящена служению Господу. Дом свой она превратила в монастырь, ценности раздала или использовала на постройку Марфо-Мариинской обители, а сама вела монашескую жизнь: много молилась, мало спала, и то на голых деревянных досках, мало ела, носила вериги.

18 июля 2011 года

0

199

Страницы истории

Святая паломница

В созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия были устроены бесплатные для бедных больница, столовая и аптека, работали детский приют и школа. В тяжкие военные годы великая княгиня много помогала фронту и раненым.

В 1918 г., на третий день Святой Пасхи Елисавета Феодоровна была арестована большевиками и вскоре, 5/18 июля, ее убили, сбросив в глубокую шахту под Алапаевском. В этот же день в Екатеринбурге была убита царская семья и преданные ей слуги.

В 1920-е гг. офицеры Белой армии вывезли честные останки Елисаветы Феодоровны на Святую Землю, и с тех пор они покоятся у подножия святой горы Елеон в храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

19 июля 2011 года

0

200

Страницы истории

Святая паломница

В 1914 г. великая княгиня посетила Оптину пустынь и имела беседу со старцем Анатолием Младшим. Вот как описала монастырская летопись ее приезд.

«27 мая. Сегодня в 10-м часу утра прибыла в Оптину пустынь Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Преосвященный Михей, встретив Ее Высочество в Введенском соборе, сказал краткое приветственное слово. Великая Княгиня отслушала Литургию и молебен. Вечером Ее Высочество посетила больницу и милостиво беседовала с больными.

29. Сегодня Великая Княгиня причащалась Святых Таин за поздней Литургией. В 5 часов вечера Ее Высочество прибыла в скит и проследовала в храм святого Иоанна Предтечи, где после краткого молебствия о ее здравии отец скитоначальник поднес высокой гостье образ святого Иоанна Крестителя. Отслушав вечерню, Ее Высочество осматривали новый храм, библиотеку, кладбище, соборную келию (“правило”), кедровую рощу, трапезу. Также посетили келии отца скитоначальника, старца отца Нектария и монаха Иова. В 8-м часу Ее Высочество отбыла в монастырь. Владыка Михей сказал прощальное напутственное слово. До парома Ее Императорское Высочество шла пешком в сопровождении братии и множества народа. На пароме во время переправы певчие пели догматик “В Чермнем мори”. Чудная погода, прекрасный звон колоколов, стройное пение, масса народа и при этом полный порядок делали проводы торжественными. 1 июня были получены в монастыре две телеграммы от Великой Княгини, в которых она благодарила за радушный прием, оказанный ей в обители».

20 июля 2011 года

0

201

Страницы истории

Казанский собор

Одно из самых ярких и таинственных событий, произошедших в Оптиной пустыни, — появление в обители чудотворной Казанской иконы Божией Матери и возведение храма в честь этого образа.

«Во время обновления Оптиной пустыни, — писал архимандрит Леонид (Кавелин), — приснопамятным настоятелем ее о. Авраамием, когда разбирали старую деревянную ограду, в числе прочей братии находился на этой работе и иеромонах Макарий, бывший впоследствии архимандритом Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Он имел несчастье упасть с верха ограды на том самом месте, где ныне утвержден фундамент Казанской церкви, и смертельно ушибся. Во время своей жестокой болезни благочестивый инок молил Пречистую Богородицу, да продлит ему лета живота.

21 июля 2011 года

0

202

Страницы истории

Казанский собор

И вот в сонном видении увидел он себя в доме помещицы Козельского уезда села Фроловского Е.С.Сабуровой, молящегося пред Казанскою иконою Божией Матери, помещице принадлежащей. Проснувшись, о. Макарий почувствовал облегчение от болезни и дал обет — по совершенном выздоровлении ехать в дом госпожи Сабуровой и отслужить там молебен виденному им во сне образу Богоматери.

При исполнении этого обета о. Макарием Сабурова в разговоре объявила, что имеет намерение построить в одном из своих сел храм во имя сего образа, прибавив при том: “Если согласитесь устроить его в Оптиной пустыни, то я с радостью отдам эту икону в обитель и пожертвую деньгами на постройку”».

Желание госпожи Сабуровой было передано игумену Авраамию, который немедленно решил устроить на месте происшествия, послужившего поводом к предложению госпожи Сабуровой, теплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

Сооружение Казанской церкви было начато в 1805 г., а окончено в 1811 г.; освящена в том же году. Храм имел два придела: северный — во имя Георгия Победоносца и Феодора Стратилата и южный — во имя Воздвижения Креста Господня.

Сейчас этот храм восстановлен и в нем проводятся воскресные и праздничные богослужения. В храме почивают мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Это самый большой храм Оптиной пустыни, в нем проводится ежедневно вечернее богослужение, а также совершаются литургии в воскресные и праздничные дни.

22 июля 2011 года

0

203

Страницы истории

Александр Петрович Толстой

А.П.Толстой (1801–1873), граф, член Государственного совета; обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1856–1862). Дружил с Н.В.Гоголем, который умер в его доме. Поддерживал переписку со старцем Амвросием, имел намерение поселиться в Иоанно-Предтеченском скиту. Бывая по делам службы в Козельске, любил приходить в Оптину пустынь пешком, как простой богомолец, и бывать на келейных всенощных бдениях у старца Амвросия. Деятельность А.П.Толстого как оберпрокурора встречала одобрение священноначалия, в частности митрополита Петербургского Григория (Постникова), который говорил, что в жизни своей граф искал Господа, а перед кончиною его Господь взыскал его. А произошло это так.

23 июля 2011 года

0

204

Страницы истории

Александр Петрович Толстой

Летом 1873 г. благодетель еще по службе в Петербурге монаха Климента граф А.П.Толстой, бывший за границей в Женеве, тяжело заболел. Супруга его, графиня Анна Георгиевна, по этому случаю была в великой скорби, опасаясь, как бы граф не скончался без христианского напутствия. Она убедительно просила письменно, и в особенности через Н.П.Киреевскую, отца игумена Исаакия и старца отца Амвросия послать к больному графу о. Климента.

Старцы решились исполнить желание графини. Вследствие этого о. Климент немедленно выехал из Оптиной в Калугу. На следующий день епископом Калужским Григорием он был возведен в сан иеромонаха.

Через двенадцать дней, 18 июля, в два часа утра, иеромонах Климент прибыл в Женеву. На следующий день утром он исповедал и причастил больного графа А.П.Толстого запасными Святыми Дарами, взятыми из Оптиной пустыни.

24 июля 2011 года

0

205

Страницы истории

Александр Петрович Толстой

20-го утром он приобщил его вторично, а 21-го июля Толстой мирно отошел ко Господу в присутствии о. Климента. 22 июля в десятом часу вечера получена была в Оптиной телеграмма о кончине графа А.П.Толстого. По этому случаю на следующий день, 23 числа, была в скиту заупокойная по нем литургия и панихида.

Все, знавшие графа, удивлялись чудному Промыслу Божию о нем. В жизни своей он много благодетельствовал о. Клименту и в то время, когда он служил при нем в Петербурге, и по поступлении его в скит, где граф для него построил келию. А перед кончиною графа, когда близкие к нему опасались, что он отойдет из сей жизни без христианского напутствия, Господь сподобил о. Климента за все благодеяния воздать благодетелю своему христианским напутствием.

Память смертная

Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близка и к старым и к молодым, и монахам и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, как если внезапно; нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета; покаемся и живи будем душою вечно.

Преподобный Лев Оптинский

К смерти мы всегда должны готовиться покаянием, действительность коего измеряется не числом поклонов, а сердечным усердием.

Преподобный Макарий Оптинский


25 июля 2011 года

0

206

Правда превыше всего

В обращении старец Анатолий Старший был очень прост; весело, шутливо что-нибудь рассказывал, но в этих рассказах иногда очень метко обличал чьинибудь мысли или недостатки. Иногда любившим его сестрам было неприятно, что некоторые, не понимая старца, составляли себе о нем превратное понятие, но он отвечал на это: «Мне все равно, что обо мне подумают; правда превыше всего». Он был очень доверчив и, относясь сам ко всем просто, не подозревал ни в ком обмана. Старец Амвросий говорил про него: Это израильтянин, в немже льсти несть (Ин 1, 47). Ко всем он имел самую искреннюю любовь, но особенно, конечно, он любил своих духовных детей, в которых он видел привязанность и преданность. Иногда ему говорили: «Батюшка, что вы ее покрываете, про нее говорят то и то, и это правда». Он отвечал: «Пусть говорят, что хотят, а я знаю ее душу». Когда он узнавал что-нибудь дурное о ком-либо из своих духовных детей, то он никогда не делал выговора, но ждал, когда сам человек сознается и раскается, и тут только делал наставления.

Да будет воля Твоя!

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. Так Господь Бог истинно человеколюбно все строит и полезное всем подает. А наш долг — и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя!

Преподобный Антоний Оптинский

26 июля 2011 года

0

207

На исповеди у старца

Через маленькую переднюю я прошел в узенькую дверь и очутился в каморке аршина четыре в длину и около трех в ширину, с довольно низким потолком. Левая сторона каморки привлекла все мое внимание. На постели, аршин двух с половиною длины и четверти три ширины, сделанной из досок, покрытых тонким, дюйма в два, ковром или матрасом (не разглядел), полулежал на левом боку в черном поношенном подряснике и такой же скуфейке, облокотясь левою рукой на ситцевую подушку и перебирая правою зерна четок, маленький старичок с небольшой клинообразной бородкой, с проницательными добрыми глазами и чрезвычайно симпатичным лицом — решительный контраст старцу, рисовавшемуся в моем воображении! Я остановился, ожидая приглашения приблизиться. Старичок внимательно и не шевелясь вглядывался в меня с минуту. Наконец он немного приподнялся, улыбнулся и сделал мне знак рукой подойти. Я подошел и поневоле должен был опуститься на колено, чтобы принять его благословение. «Ну, теперь я могу поговорить с тобою подолее, подвинься сюда поближе», — сказал мне ласково старец.

Я предполагал, что мне порядком достанется на исповеди, ибо не говел целых шесть лет, и приготовился вынести грозу. Отец Амвросий начал меня расспрашивать о моем детстве, воспитании, службе, более замечательных лицах, с которыми мне приходилось сталкиваться в жизни, о моем несчастном браке, о Сербии, Болгарии и Турции, пересыпая завязавшийся разговор замечаниями и улыбками.

27 июля 2011 года

0

208


На исповеди у старца

Я, который и в церкви-то не мог стоять на коленях вследствие боли в ногах, не заметил, что наш разговор продолжался час и семь минут, — до того разговор старца был мил, увлекателен и разумнонаставителен! С каждой его фразой мне казалось, что я более и более сродняюсь с ним и душой и сердцем.

«Передай мне епитрахиль и крест», — сказал мне вдруг отец Амвросий, помолчав минуты две. Я подал то и другое. Надев на себя епитрахиль, он приказал мне нагнуться и, накрыв епитрахилью, начал читать разрешительную молитву. Я живо выдернул из-под нее голову и воскликнул: «Батюшка! А исповедь? Ведь я грешник великий!» Старец взглянул на меня, если так можно выразиться, ласково-строгим взглядом, накрыл опять епитрахилью и, докончив молитву, дал поцеловать крест: «Можешь идти теперь, сын мой! Завтра после литургии зайди ко мне». И ласково отпустил меня.

28 июля 2011 года

0

209

На исповеди у старца

Никогда в жизни не совершал я такой чудной прогулки, как в этот раз, от скита до монастыря. Точно какое-то громадное облегчение чувствовалось во всем существе моем, а вокруг меня лучи полного месяца так и играли мириадами алмазных искр по снегу полян и фантастическим хлопьям, причудливо лепившимся кое-где по ветвям оголенных деревьев. Я и не заметил, как дошел до своего номера и как затем заснул.

На следующий день, приобщившись Святых Таин, после литургии, я отправился к моему новому духовному отцу. Старец ласково встретил меня, благословил просфорою и подарил получасовую беседу, в которой высказал мне несколько наставлений и указаний в пути моей жизни, которых я никогда не забуду и которые поныне служат часто мне и утешением, и поддержкой в трудные минуты. Прощаясь, он опять благословил и поцеловал меня и дал завернутую в бумагу просфору для передачи его духовной дочери.

Не унывай и не осуждай

Не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу.

Мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно.

Считающие себя умеющими и более других разумевающими склонны к осуждению.

Преподобный Амвросий Оптинский

29 июля 2011 года

0

210

Нет крыльев

У многих наших великих писателей встречается стремление к иной, лучшей жизни, но ищут эту жизнь не там, где надо. Отсюда неудовлетворенность и тоска, выражаемая в их произведениях. Вот, например, М.Ю.Лермонтов. Томится он суетой и бесцельностью жизни и хочет взлететь горе, но не может — нет крыльев. Из его стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» видно, что не понимал он настоящей молитвы. Пророк говорит: «И молитва их будет в грех». Действительно, что выражает Лермонтов, о чем молится? «Не о спасении, не с благодарностью иль с покаянием» — какая же это молитва? Человек не думает вовсе ни о своем спасении, не кается, не благодарит Бога. Печальное состояние, если поэт называет свою душу «пустынею»! Вот эта пустынная душа его и дошла наконец до такого состояния, что стала воспевать демона. Обособленно стоят два действительно прекрасные по идее стихотворения: «Ангел» и «В минуту жизни трудную». В последнем стихотворении выражается настоящая молитва, при которой «и верится, и плачется, и так легко, легко». Но эти проблески не осветили пустынную душу поэта, и он кончил жизнь свою таким ужасным образом — был убит на дуэли.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Об учительстве

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи, век учись, но только начни-то с себя.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

30 июля 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!