Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешнее украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы.
(Свт. Иоанн архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский)
ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ДУШИ УСОПШЕГО (помощь душе умершего)
Сообщений 31 страница 54 из 54
Поделиться312013-02-20 22:07:21
Поделиться322013-03-08 20:11:13
Есть ли воскресение после кремации?
Является ли отпевание "пропуском в рай"?
Земля пухом или Царствия Небесного! (о суевериях)
Поделиться332013-03-08 20:13:37
О жизни после смерти и помощи душе покойного
Правила посещения кладбища
Поделиться342013-03-08 20:16:39
Так кто же виноват?
О помощи горюющим
Поделиться352013-03-08 20:19:02
о такой беде как самоубийство ... Самоубийство (суицид) - тягчайший грех! ВЫХОД В НИКУДА!
Поделиться362013-04-12 21:27:28
Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече…
Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.
Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах. – «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на литургии сильнее моих молитв».
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых».
Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Святитель Иоанн (Максимович)
Поделиться372013-05-13 14:03:18
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это МИЛОСТЫНЯ».
Поделиться382013-05-13 14:04:20
подробнее о поминовении в Пасхальные дни - Радоница ! Поминовение усопших!
Поделиться392013-05-21 19:35:55
Как проводить близкого в последний путь? (+Видео)
• Протоиерей Федор Бородин •
Как подготовиться к отпеванию близкого человека? О чем не забыть, провожая его в последний путь? Рассказывает протоиерей Федор Бородин.
Если вы готовитесь прийти на отпевание близкого вам человека, родственника или друга, ушедшего с мир иной, собираетесь проводить его по-христиански, тогда вам нужно приготовиться — сделать несколько вещей.
Первое. Вам нужно понять, что чин отпевания — это молитвенное прощание Церкви с человеком. И ваша молитва, если вы любите ушедшего, очень для него важна. Даже если вы раньше не пробовали молиться, не умеете этого делать, для вас это что-то новое, пожалуйста, пока вы будете стоять в храме, особенно первые 40 дней после ухода человека, произносите хотя бы самую простую молитву: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего (или рабы Твоей) такой-то». Вы почувствуете некое тихое облечение. Почувствуете, что ему стало легче, и вам станет легче в вашей скорби.
Господь так создал Церковь, что наши молитвы друг за друга, и за живых, и за усопших, помогают нам. И ваш труд, ваше ходатайство об ушедшем человеке могут очень ему помочь. Господь часто готов простить человеку какие-то его грехи, в которых он даже, может быть, не успел раскаяться, если семена любви, которые этот человек посеял во время своей земной жизни, всходят ростками благодарности, молитвы, скорби за него. Но скорби не тупиковой, мрачной, а скорби о состоянии его души. Если человек жил так, что вам хочется за него молиться, это значит, что есть надежда на его прощение. Поэтому молитесь, особенно первые 40 дней.
Второе, что вы должны знать: чин отпевания заканчивается прощением или прощанием, что очень близко одно к другому. По уставу каждый человек подходит к гробу умершего или умершей, делает земной поклон, крестится, целует лоб усопшего. Это символ того, что подходя, мы просим прощения за то, в чем мы перед этим человеком виноваты. Может быть, это нужно прежде всего нам. Очень важно, чтобы мы все человеку простили. В нашей власти, чтобы Господь его не наказывал за очень многое.
В Евангелии от Иоанна есть эпизод, когда Господь говорит с женщиной, взятой в прелюбодеянии. «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:3–11) Господь прощение людей поставил в очень тесную связь со Своим прощением человека. Если мы вспомним год за годом, месяц за месяцем, может быть, даже еще плотнее, всю нашу совместную жизнь с этим человеком и найдем в себе силы простить даже то, в чем он был, очевидно и точно, перед нами неправ, а мы были пострадавшей стороной, есть надежда, что Господь ему эти грехи отпустит. И этому человеку станет намного легче. Потом когда то, когда мы будем точно так же лежать, Господь простит нас.
Третье, что очень важно сделать: понять, что ничто в жизни не происходит случайно. Если смерть близкого любимого родного человека пришла в нашу жизнь, это промысл Божий, это всегда звоночек оттуда, всегда напоминание о том, что это и наш путь тоже, когда-то мы обязательно будем так лежать. Дай Бог, чтобы нас тоже отпевали, чтобы у нас тоже были такие христианские проводы в Вечную Жизнь.
Из милости
Смотря на лежащего человека, надо вспоминать о краткости своей жизни, думать: «А с чем я пойду к Господу? Исповедал ли я свои грехи? Жил ли я церковной жизнью, или я пришел в храм, мне здесь ничего непонятно, и я здесь чужой, и церковь для меня чужая?». Этот урок надо извлекать и реализовывать. Надо начинать ходить в храм.
Дома можно читать Псалтирь по усопшему. Вы будете чувствовать, повторюсь, что вам легче, что ему, ушедшему, легче.
Можно и нужно раздавать милостыню и делать дела милосердия в память об усопшем. Вообще, милостыня покрывает множество грехов. Дерзновение любящего сердца, именно дерзновение, может превосходить правосудие Божие, потому что Бог любит больше быть милосердным, чем справедливым.
Поэтому, если вы покажете Богу, что вы так любите усопшего, что готовы творить добро по принципу: пусть правая рука твоя не знает, что делает левая — для Бога, для души, для себя, не напоказ, то Господь может очень многое простить этому человеку. Возьмите его вещи, раздайте их нищим. Найдите возможность дать милостыню, накормить голодного человека. Найдите какую-нибудь пожилую соседку, которая еле сводит концы с концами, купите ей лекарств, помогите ей что-то сделать по дому.
Или поддержите многодетную семью, или дом малютки, или детский дом. Найдите какую-нибудь такую возможность и скажите Господу: «Господи, я делаю это в память о моем друге или моем брате, моем отце. Прими это, пожалуйста, как бы Ты принял от него». Господь примет. Для вашей души это будет очень много и очень полезно, и для усопшего это будет очень хорошо.
Потом, когда вы будете вспоминать этого человека — и на поминках, и в разговоре с друзьями, даже, если он делал что-то некрасивое, плохое и грешное, не говорите об этом, не осуждайте его, простите это ему. Вспоминайте хорошее. Если хорошего мало, то останавливайте разговор, лучше молитесь за него.
Поделиться402013-06-12 03:21:02
о смерти. Усопшие
О том, как относиться к смерти, что происходит с усопшими, как им помочь, о загробной жизни, о домашних молитвах, чтении Псалтири, церковном отпевании, поминовении самоубийц, о значении третьего, девятого, сорокового дней после смерти, о погребении, как правильно провожать человека в последний путь, о заочном отпевании, о кремации, о значении места захоронения, о молитвах на кладбище, о трапезе, застолье или пьянке после погребения, о христианских поминках и языческих тризнах, о милостыне за почивших, сорокоусте, частном суде, записках об упокоении, о подготовке к смерти, родительских субботах, мыслях о смерти, радонице, особых днях поминовения усопших, поминовении православных воинов, о панихиде, посещении кладбищ, уходе за могилками, о распитии спиртного на кладбище, о ритуальных службах...
"Помни о смерти - и вовек не согрешишь"
"Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века"
Поделиться412013-06-21 23:02:55
Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
Священник Павел Гумеров
Поделиться422013-06-22 15:57:46
100 вопросов и ответов о поминовении усопших http://azbyka.ru/parkhomenko/knizhnaya_ … -all.shtml
В чём находить утешение близким
Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу. Старец советовал близким находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память: «Пишешь, что совершили в сороковой день поминовение по папеньке твоём, и что вам горько было. Жаль мне его, жаль и вас за ваше малодушие. Молитва об усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать. А излишняя скорбь неугодна Богу: будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению. Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит. Вот за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подаёт, и крестьян утешает, – все это она туда ему пересылает».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Ольга Рожнёва
Поделиться442013-09-17 21:25:29
Проект документа «О христианском погребении усопших»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3225747.html
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия, председателем которой является Патриарх.
Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви Христовой составляет одну из важных сторон жизни христианской общины, которая призвана заботиться о том, чтобы ее члены не лишались должного захоронения, сопровождаемого молитвой о скончавшихся.
Погребальные обычаи христиан определяются тем, что на основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и относится к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7).
Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42). Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие. Человеческий род в лице праотца Адама получил повеление Господне в поте лица… есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:9) [1].
Исходя из свидетельств церковного Предания, Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим.
Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» [2], — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.
Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф [3].
Не получили христианского погребения многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства.
Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна.
Практика так называемого «заочного отпевания», вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения «заочных отпеваний» в отсутствие близких почившего.
Совершение заупокойных молитв и обрядов без принесения тела усопшего христианина в храм (или, по необходимости, приглашения священника для совершения молитвенного последования в ином месте) вполне оправдано в ряде случаев: когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти судом. Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует употреблять все усилия для приглашения к участию в священнодействии членов семьи почившего и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу (см.: Стихира на целование умершего).
Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия.
[1] Многочисленные упоминания этого веления, действующего в мире, доколе не истребится последний враг — смерть (1 Кор. 15:26), содержатся в Последовании мертвенном мирских тел: «Паки мя возвративый в землю, от неяже взят бысть»(тропарь 5 по Непорочных); «Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем» (икос); «Темже паки в землю, от неяже взят бысть, осудил еси возвратитися, Господи, и испросити упокоение» (стихира самогласна Иоанна монаха, глас 7); «Предается бо гробу, каменем покрывается» (стихира 3 подобна: Егда от древа…)
[2] Марк Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. Сб. 22. — М., 1981. С. 161.
[3] См.: Канон утрени в субботу мясопустную и в субботу 7 седмицы по Пасхе, преподобного Феодора Студита.
Поделиться452013-09-19 14:43:06
журналисту И. Т., на вопрос о сожжении мертвых
Вы спрашиваете, почему Православная Церковь против кремирования усопших. Во-первых, потому, что считает это насилием. Сербы по сей день содрогаются от преступления Синан-паши [XXIX], который сжег мощи святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых коней, собак или кошек? Я о таком не слышал, но видел и слышал, что их закапывают в землю. Почему же тогда совершается насилие над мертвым телом человека, хозяина всех земных животных? Разве сожжение мертвых животных, особенно в больших городах, не было бы более оправданным, чем сожжение людей?
Во-вторых, этот языческий, варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти две тысячи лет назад. Кто желает возродить его, тот пытается вернуть давно изжитый языческий обряд. В Англии, которую вряд ли можно назвать страной некультурной, этот вид неоязычества крайне непопулярен. Я расскажу вам одну историю.
Во время войны один известный серб повредился умом и незадолго до смерти попросил кремировать его, когда он умрет. В назначенный день наша небольшая сербская колония собралась у крематория на Голдерс Грин [XXX]. Когда тело покойного погрузили в печь, мы содрогнулись от ужаса при виде этого. Нас пригласили подождать с другой стороны печи: "четверть часа подождать прах"; мы подошли, чтобы встретить своего земляка в виде горсти пепла. Прождав больше часа, в удивлении, что огонь так долго мучается с одним нашим покойным, мы спросили служащего, в чем дело. Он извинился тем, что печь совсем остыла, "потому что используется не каждый день: редко кто добровольно хочет быть сожжен". Услышав это, мы разошлись, не в силах ждать конца мучений нашего брата. А если вам неизвестно, в Лондоне ежедневно умирает больше тысячи людей. В Америке я видел могилы президентов Вильямса, Рузвельта, Линкольна и многих других выдающихся людей. Никто из них не был кремирован. Тем больше удивило меня, что среди потомков святого Саввы есть единомышленники Синан-паши!
Один персидский адвокат рассказывал мне об их "самом разумном отношении" к мертвым. Они, то есть персидские огнепоклонники, хотя и поклоняются огню, как божеству, не сжигают своих умерших, а кладут их на землю, для трапезы птицам. Их кладбище огорожено высокими стенами, на которых в ожидании дремлют стаи орлов. Гробовщики вносят на кладбище покрытого полотном нагого мертвеца, кладут на землю и быстро удаляются. Тогда орлы проворно принимаются за работу, и через несколько часов от мертвого человеческого тела остаются голые кости, которые уже никто не погребает. Персидская логика объясняет это так: "При жизни мы питались животными, справедливо и нам накормить их собою". Я был удивлен такими рассуждениями, хотя должен был признать, что они не уступают рассуждениям приверженцев сожжения.
Но зачем создавать новые проблемы из уже решенных проблем? Если мы будем задаваться ненужными вопросами, то однажды начнем мучиться вопросом, не убивать ли нам престарелых людей, как это делают примитивные племена, и создавать общества, пропагандирующие эту "идею"!
И, наконец, станет ли разумный человек воевать против кладбищ на этой земле, где кладбища служат народной гордостью и источником вдохновения и, если хотите, паспортом государства?
Мир Вам и здравия от Господа.
Святитель Николай Сербский
Поделиться462013-09-22 21:51:31
Отвечает отец Пимен Ивентьев (Казань)
- почему самоубийц не отпевают, а алкашей, убийц, воров, которые были крещены, но умерли своей смертью отпевают? самоубийца никому плохого не делал. и уж за то, что человек решил выйти из игры, отправлять его в ад - это не справедливо. вы задумывались сколько на земле коров? их в 1,5 раза больше чем людей. мы их выращиваем чтобы потом сьесть. а если корова осознала всю свою жизнь, что ее ростят лишь для того чтобы съесть, разумно ли считать ее самоубийство грехом?
____________________________________
Послушайте! Ведь Церковь НИКОГО не отправляет в ад или в рай. Именно уважая выбор человека (на который,несомненно, он имеет право) - Церковь и не совершает над ним надгробных молитв. Совершая самоубийство,человек открыто ставит себя ВНЕ Церкви, вне Её Правил,вне Заповедей Божиих... Церковь и такой выбор признает. Хотя и оценивает его иначе...
А отпевание - это вовсе не "пропуск" в рай... Просто земная Церковь провожает таким образом тех,кого считает СВОИМИ (пусть во многом и номинально,и "с натяжкой")...Отпевание - это напутствие,проводы человека В ПУТЬ. Когда мы провожаем кого-то в дорогу,машем рукой... Так и здесь...
Поделиться472013-10-07 19:08:26
Прот. Димитрий Смирнов об отпевании
Поделиться482013-10-28 00:35:14
Отпевание
Чему учит смерть? А может быть, ничему не учит? Как быть, если даже мысли о ней нет места в человеческой жизни — до тех пор, пока она не лишит самой возможности мыслить? Историей из жизни делится протоиерей Андрей Ефанов.
На похороны Виктора собралось почти все село. Это и неудивительно, ведь Виктор почти что каждому из пришедших, и даже тем, кто не пришел проводить его в последний земной путь, сделал что-то доброе. Будучи трактористом, Виктор был еще человеком безотказным — ценное сочетание профессии и характера для его односельчан. Много бы всего доброго смог сделать Виктор, но злосчастный рак не дал ему даже доработать до пенсии. И вот вчерашний тракторист, а ныне покойник, лежит в красивом гробу, рядом стоят венки, вокруг дома — толпа односельчан. Жизнь закончилась, пора на кладбище.
Молодой настоятель многое может рассказать о смерти. За годы своего служения он отпел с полтыщи покойников, не один десяток прихожан держал за руку от первого тревожного звоночка «не рак ли у меня?» до констатации факта «земля еси и в землю отидеши» на отпевании. Но Виктора он знал плохо. Однажды безотказный тракторист по просьбе старосты привез телегу песка, вот и все знакомство.
Полгода пролежал больной Виктор, но ни он, ни родственники не пожелали позвать попа. Может быть, боялись поставить точку в своих переживаниях по поводу страшной болезни, а вероятнее всего, просто не вспомнили. Жизнь большинства наших сограждан успешно обходится без религиозных атрибутов. И колокол, еженедельно обличающий совесть своим протяжным благовестом, для душ многих то же самое, что жужжание комара перед сном — будит, не дает спать, раздражает.
Чем старше, тем легче уснуть под комариный писк, так же с годами люди приучаются не замечать звон старинного колокола по выходным дням. Игнорируют и стук костлявой руки в дверь дома. «Не ко мне», — говорит человек, и уже спокойно выдыхает из груди застоявшийся комком воздух. Что думает тот, за кем пришла смерть, нам обычно неизвестно.
Отпевание. В тесной комнате, кроме покойного, осталось место для священника и его служки, да еще для пятерых близких родственников. В коридоре стоят родственники не близкие, на веранде — друзья, за домом — остальные. Священник не спешит, времени до выноса тела достаточно.
Аромат хорошего афонского ладана от беспрерывного каждения в тесном помещении становится удушливо-тяжел, слова молитв — непонятны, но слова постоянно разбавляются понятным «покой, Господи, душу раба Твоего», а с кадильным дымом так не получается — форточки открывать не принято, «не то душа улетит». Само собой, все зеркала занавешены, чтобы «душа себя не увидела и не испугалась».
Впрочем, об этих суевериях помнят не все, обычай соблюдается безо всякой оглядки на причину, будь то реально значимую или же откровенно вздорную. Мало кто молится, но не от нежелания помочь своей молитвой почившему, а от неумения. Ведь в храм, эту школу молитвы, родственники Виктора никогда не ходят, да и дома не молятся. Даже иконы в доме не нашлось, а голографическую картинку с изображениями Богородицы священник убрал. Неприятно, когда двоится в глазах, а еще хуже, когда это двойное изображение выглядит, как будто объемное изображение снято сразу с двух ракурсов на один кадр.
Что сказать на проповеди после отпевания? О добрых делах покойных много раз говорилось, о том, как было бы хорошо, чтобы к этим добрым делам присоединилась вера, о том, как важно быть не просто хорошим человеком, но и христианином не по факту купания в крещальной купели, но по жизни — но привело ли это кого в храм? Нет, увы, священник знает, что никого из тех, кто сегодня предстоит горбу, он не увидит завтра на службе. И тогда, вместо слова о добрых делах почившего и о надежде на то, что эти дела послужат ему в вечности, настоятель рассказывает о святых дня.
Мученики Флор и Лавр, раньше их чтили, полный храм собирался в этот день, теперь и службу служить не для кого. Простые каменотесы, они смогли обратить к вере не только сына языческого жреца, но и его отца. И этот жрец решился исповедать себя христианином, несмотря на то, что терял при этом не только кормушку, но и должность, и положение в обществе, и даже саму жизнь. Вот как горячая, пламенная вера может преобразить всех вокруг.
Печалится священник, что сам не имеет такой веры, но еще печальнее, что и этим рассказом он не смог вдохновить присутствующих. И заканчивает свою проповедь словами: «Верую, что милость Божия безгранична, но все же надо уметь принять эту милость. Искренне надеюсь, что душа Виктора, при жизни сделавшего так много добра, устремится к Богу, но мы с вами не столь бескорыстны, не столь добры, чтобы надеяться, что сможем войти в Царствие Небесное. Только в Церкви мы можем исправиться, только в храме мы сможем научиться молитве и благочестию. Потрудимся сейчас позаботиться о своих душах, иначе будет поздно, и пожрет всех нас огонь геенский».
И в этот раз на лицах окружающих никаких эмоций. Что же, капля камень точит, до встречи на следующих похоронах. Для одного из присутствующих они станут самыми важными в их жизни. Остальные вновь не услышат гласа пастыря, предупреждающего о гибельности широкого пути.
Тихо поет священник Трисвятое, провожая гроб к трактору с откинутыми бортами телеги. Может быть, именно на этой телеге и привозил Виктор песок в храм. Ладан уже не удушлив, а ароматен. Крест с фамилией и именем покойного, венки, траурные платки. Безучастное тело в гробу и мятущаяся душа где-то рядом. Душа, которой необходимо сделать последний, самый важный в жизни выбор. Со Христом ли желает быть она, или же страсти, которые есть у каждого, и у доброго, и у злого, дороже Источника Жизни. Двум господам нельзя работать. По крайней мере, тогда, когда твое бездыханное тело несут к холодной сырой яме.
Протоиерей Андрей Ефанов
http://www.pravmir.ru/otpevanie/
Поделиться492013-11-02 01:49:33
МОЛИТВА ОБ УПОКОЕНИИ ДУШИ БЛИЖНЕГО.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя – правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Поделиться502013-11-02 01:53:54
«Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека и он приходит домой».
Митрополит Антоний Сурожский.
Поделиться512013-12-06 01:25:57
В этом месяце похоронила родного отца и столкнулась со следующей ситуацией. Здесь, в России, мой духовник говорит о чтении духовной литературы в помощь православному «Как правильно захоронить усопшего»: крест в ноги, дальнейшее Второе Пришествие и так далее, как это будет. Приезжаю на Украину хоронить отца. Там мне местный священник говорит: «у нас даже в храме не принято отпевать (но, в конечном счете, соглашается с моей просьбой и делает это), а на кладбище, категорически указывая мне на свой крест, показывает, что здесь хоронят с крестом в ногах только священников. Собственно, я скажу, как я поступила, исходя из прочитанного в православной литературе и сказанного мне российским духовником. Наперекор украинскому священнику, я поступила следующим образом: поставила крест в ноги, хотя даже человек, который закапывал, боролся со мной до последнего. Получила сложную ситуацию на кладбище, просто осуждение среди присутствующих провожающих. Было очень тяжело. Помогите успокоить душу: все-таки я правильно поступила?
Хочу вам сказать, что вы напрасно придаете такое большое значение этой внешней стороне, в частности, погребения. Я думаю, что вы поступили правильно и то разногласие, которое увидели, вернее, того священника на Украине, мне кажется - это его личная точка зрения, а вовсе не церковная. Поэтому вы поступили в целом правильно, но скажу вам, и это, может быть, отнесется и ко многим другим вопросам – не придавайте особенного большого значения вот этим всем внешним формам. Они условны, это обычаи, это не догмы, это не вера, это не спасение человека и даже не помощь в спасении. Даже если поставили крест иначе, это ни в коем случае не повлияло бы на судьбу умершего.
Знайте это: эти внешние формы не меняют нисколько судьбы. Это все внешнее, так же, как ходили у нас с крестным ходом посолонь, то есть по солнцу, потом стали ходить с крестом против солнца. Неужели, вы думаете, это имеет какое-то значение? Это же церковная дисциплина, которая не имеет ни малейшего значения для спасения человека, но дисциплина всюду нужна. Крестились двумя перстами, потом стали тремя перстами. Сергий Преподобный, скорее всего, двумя крестился, Серафим Саровский – тремя. Как в церкви учат, пожалуйста, так и будем. А первые христиане и пятью пальцами крестились, и одним пальцем. Пожалуйста, не беспокойтесь вы об этих внешних формах. Нужно просто следовать дисциплине, которая есть, вот сознательно противоречить, конечно, не стоит, а следовать нужно, вот и все. Так что будьте спокойны. Я думаю, что ничего худого у вас нет.
Поделиться522014-02-21 16:56:26
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…
иеромонах Серафим Роуз
Поделиться532014-03-14 19:11:42
Живи в Боге
На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!»
Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?!
«Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)
Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех – и мертвых и живых – объединяет Христос; и все мы – мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе!
Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем.
Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?
Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.
И чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу, и тем полнее будет наше пребывание с Богом и в Боге. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).
Вот тогда-то (не раньше!) мы, живые, получим действительную возможность находиться в общении с нашими усопшими.
Вот тогда-то мы, живые, сами освящаемые пребывающим в нас Христом Богом, можем и о других просить в молитве помилования, освящения и спасения. И эта молитва наша не будет тщетна, потому что Сам Христос внимает ей, и исполняет ее, видя с каким усердием, какой любовью мы домогаемся прощения грехов усопшим и упокоения их вместе со святыми.
«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).
Хотите сами обрести по смерти упокоение со Святыми? Стремитесь уже теперь, живя на земле, препровождать праведную жизнь: исполнять заповеди Божии, творить милостыни, окормлять Святыми Таинствами в Церкви Христовой и, молясь о прощении своих прежних грехов, просить у Господа благодатной помощи, чтобы впредь не грешить.
Хотите, чтобы за вас молились другие тогда, когда вы будете умершими? Молитесь ныне сами за прежде усопших рабов Божиих
Наша молитва о помиловании других бывает дерзновенна и действенна пред Богом, когда мы сами удостоимся помилования от Бога.
Господи, помилуй нас Грешных! Сподоби Господи впредь без греха сохранятися нам! Сподоби жить по заповедям Твоим, по воле Твоей и услышь нашу молитву об усопших: прости их грехи и со святыми души их упокой! Аминь.
Священник Михаил, «О упокоении усопших»
Поделиться542014-04-28 23:52:41
"Радоница: как правильно провести этот день
Завтра мы будем праздновать Радоницу, делясь пасхальной радостью с теми, кто уже покинул этот мир. Посещение могил на Радоницу отражает нашу веру в то, что усопшие близкие и после смерти не перестают быть членами Церкви. И в этот день мы делимся с ними радостью о Воскресшем Христе, Который Своею смертью попрал смерть.
Вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
В Триоди нет специального последования службы на Радоницу. Этот день совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.
"Наши предки ждут от нас молитвенной помощи. Любой верующий человек должен помнить об этом, и потому в день Радоницы каждому следует обязательно помолиться о душе родственника. В день Радоницы христиане делятся с усопшими радостью о Воскресшем Господе. Ведь у Бога все живы", - говорит протоиерей Игорь Коростелёв, настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих Радость» в Минске.
На Радоницу, прежде чем посетить кладбище, родственникам следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду.
Придя на кладбище в этот день, верующие зажигают свечи, священники служат литию. Если священника нет, можно совершить «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище».
Вот его порядок:
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго…
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
По желанию, можно также прочитать акафист о упокоении усопших.
В Церкви нет традиции устраивать застолье на могилах. Этот народный обычай во многом связан с тем, что в доавтомобильную эпоху, чтобы посетить место упокоения родных, часто приходилось проделывать долгий путь, и для того, чтобы восполнить силы перед обратной дорогой, надо было подкрепиться. Сейчас, когда мы достаточно мобильны, и можем за сравнительно короткие промежутки времени добираться из одного места в другое, это уже неактуально. Церковь не приветствует распространённый обычай оставлять съестное на могилах в качестве угощения усопшим. Будет правильнее ради души усопшего ближнего накормить тех, кто действительно голоден, подать милостыню неимущим.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - читаем у святителя Иоанна Златоуста.