Положение мое христианина,
если я таковым себя хочу видеть: тону!
Каждый день в грехах своих тону.
И чем больше света в мою затхлую душу проникает,
тем больше я вижу, сколько трещин по углам.
Пётр Мамонов
БогослАвие (про ПравослАвие) |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ГРЕХ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ(о страстях и покаянии) » ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ (проверяем свою совесть)
Положение мое христианина,
если я таковым себя хочу видеть: тону!
Каждый день в грехах своих тону.
И чем больше света в мою затхлую душу проникает,
тем больше я вижу, сколько трещин по углам.
Пётр Мамонов
Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; все это – как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реки, море – составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны от того, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь – радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, – счастливая или мучительная, славная или позорная – каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения.
Святитель Николай Японский
Не огорчайтесь, если имеете наследственные недостатки, но и не гордитесь вашими наследственными добродетелями, потому что Бог будет проверять тот труд, который употребил человек на исправление своего ветхого человека.
Паисий Святогорец.
если применительно к покаянию применить ,то замечательные слова :
"Если черно на душе, возьми ведро и тряпку и начинай уборку. Сначала вымой ванну, потом кухню и комнаты. И чернота отступит..."
Актриса Людмила Марченко.
Всякий раз, как впадешь в какое простительное прегрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, сознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца...
Осуди себя и укори, и притом себя одного, не озирайся по сторонам, ища, на кого бы свалить вину свою... Виновато одно злое произволение твое.
Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение,.. не малодушествуй и не мятись попусту без толку. Первое, что нужно, не останавливайся на себе, не говори: "Как я такой потерпел это и не допустил?!" Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: "Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного". И тут же возблагодари Его, что на этом только остановилось дело, исповедуя: "Если б не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а всеконечно впал бы в еще худшее что".
После созерцания и самоукорения, поставив себя перед лицем неумытной правды Божией, поспеши возгреть и покаянные чувства: сокрушение и болезнование о грехе не столько по причине унижения тебя грехом, сколько по причине оскорбления им Бога, столько милостей тебе лично явившего.
Пусть бушуют волны греховные окрест сердца; но пока есть у тебя нехотение греха и желание пребывать верным Богу, кораблик твой цел.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
(Лк. 13, 18-29). "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата". Тесные врата - жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата - жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие - самостеснение. Стесняй себя во всем - и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: "не гневайтесь всяко", и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах - свобода, или свободный путь в Царствие Божие.
Святитель Феофан Затворник.
Авва Дорофей говорил: не должно желать избавиться от страсти для того, чтобы избежать происходящей от нее скорби, но по совершенной ненависти к ней, как сказано: совершенною ненавистью возненавидех я, во враги быша ми (Псал. 138, 22).
"Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение".
Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
Чтобы получить нам прощение, не довольно помолиться два и три дня; надобно произвести перемену во всей жизни, и оставив порок, постоянно пребывать в добродетели. Как для больных, если они не ведут постоянно правильной жизни, нет никакой пользы от того, что они благоразумно проведут два или три дня; так и грешники, если не навсегда воздержатся от порока, ничего не получат от двухдневного или трехдневного исправления.
Свт. Иоанн Златоуст
Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.
Терпи и терпи все - все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету, но больше всего бойся отчаяния - это самый тяжелый грех.
Какое бы ни произошло поползновение, падение - надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать - труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование.
Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: «Христос Воскресе. Христос Воскресе. Христос Воскресе». Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя.
Не только надо молиться: «Господи, помилуй», не только просить, надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа - тогда будет мир в душе.
Мы легко обращаемся к заступничеству святых угодников, к Ангелам, к Божией Матери, обучаемся непрестанной молитве Иисусовой, а Троицу Святую забываем, будто Троица Святая чудная далеко от нас... Надо чаще обращаться к Святой Троице.
Валаамский Старец Михаил (Питкевич)
(1877-1962 гг.)
"Страшно видеть в себе готовность к совершению любого самого тяжкого греха. Это - бездна, это - адская пропасть, это - вечная мука и смерть...
По делам моим подлежит мне мука вечная, но Господь тайно поддерживает в душе надежду на милосердие Свое. Иначе жить было бы невмоготу..."
Иеромонах Василий (Росляков)
Видишь ли ты, что ежедневно прилагаешь грехи ко грехам? Что каждый день возвращаешься в кал тинный своих страстей и пороков?
Видишь ли, что всякое дело, сделанное тобою, обличает тебя, твое невежество, нечистоту ума и сердца, твое несовершенство? Все твое - и дела, и мысли, и чувства - ущербно, все с изъяном, с примесью порока, нечистоты, все скудно, сиротно.
Видишь ли ты, как страсти окружили тебя и играют тобою, передавая тебя из рук в руки? Как они и оставляя тебя на время в покое, смеются над тобою и стоя невдалеке наблюдают, как ты, немощный, сам из себя рождаешь тщеславие, забвение, беспечность. Смеются, потому что от одного их прикосновения весь мир твой и покой твой разрушатся и исчезнут; смеются, потому что ты - их достояние, их раб, к тому же раб, считающий себя свободным. Это лицезрение раба, возомнившего о себе как о господине, доставляет им особенное удовольствие.
Видишь ли ты грехоточащее сердце твое? Как оно клевещет день и ночь на братьев твоих, на всех людей, на весь мир?
Исцели, Господи. Затвори ток нечистоты, греха и порока. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Иеромонах Василий (Росляков)
"Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: "Вы еще не до крови сражались" (Евр 12. 4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот какой напряженной должна быть эта борьба. И вообще, быть достойным на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом. "Подвизайтеся внити сквозе тесная врата" (Лк 13. 24),- говорил Христос. И в другой раз сказал: "Внидите узкими враты" (Мф 7. 13)."
Священноисповедник Сергий Правдолюбов.
Священник-Виктор Кобзов
"По сравнению с соседом, который пьет и бьет, легко увидеть себя на высоте. Но Бог предлагает ежедневно сравнивать себя со святыми, Матерью Божией, с Ним Самим. Простая логика: сосед, который тебе несимпатичен, как не имеющий ни соответствующего воспитания, ни духовной помощи - имеет основание для снисхождения Божия. Мы же, получившие то и другое, в глазах Господа можем оказаться ниже этого грешника. Одарив Своими милостями, Бог ждет от нас не формального благочестия, настоящей жизни во Христе. Чему мы не соответствуем.
Почему-то редко приводим себе на память: если Господь отнимет Свою благодать, неизвестно, на что мы сами станем способны."
"Взгляни на луг и на цветы на нем и подивись Божией премудрости, которая полевой цветок, сегодня сущий, а завтра же увядающий, одевает такой красотой, в какой, по свидетельству Самого Творца, и Соломон не был одет во всей славе Своей (Мф. 6, 28, 29).
Господи, если Ты так позаботился о красоте полевой лилии, которая, как Сам Ты сказал, сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (как увядшее сено) (Мф. б, 30), то, по Своей несказанной милости, помоги мне вернуть первобытную красоту моей бессмертной души!
Я знаю, что Ты создал меня для Себя, и мое сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе. Я знаю, что Ты создал мою душу прекрасной и определил, что все сокровища вселенной не идут в сравнение с первобытной красотой души моей, когда эта красота возвращается ко мне; а это бывает лишь тогда, когда она спасается в Тебе и находит себя в Тебе и обретает вечную жизнь в Тебе. Но, увы, сам я, Господи, нещадно губил всю мою красоту; и если время сгубило красоту и крепость моей юности, то в погублении душевной моей красоты вина лежит всецело на мне, и не знаю, не превратился ли я скорее в какое-то чудовище и посмешище?
Помоги мне Господи, слезами моими омыть нечистоту моей души, и, что можешь, то и сделай — а я верую, что Ты все можешь, чтобы мне опять быть благолепным пред Твоим взором, ныне и весь остаток моей земной жизни, а там и в вечности...."
ДУХОВНОЕ УТЕШЕНИЕ НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ. Размышление
смиренного сердца.
Покаяние есть неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче. Когда темноволосый человек долго не смотрит на себя в зеркало, затем неожиданно встанет перед ним – а он весь седой! Так и не покаявшийся грешник долго думает и утверждает, что его душа здорова и безгрешна, пока однажды у него неожиданно не прорежется духовное зрение и он не увидит, что душа его вся в проказе. Но как увидеть свою душевную проказу, не смотря в зеркало? Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать.
Свт. Николай Сербский
полностью согласна..
Очень хочется. чтоб каждый для себя открыл сие действие
Так обычно и происходит!
если ты об это не думаешь, оно тебя не коснется. нужно думать о хорошем. Светлые мысли должны быть. Верить в лучшее. тогда будет все хорошо.
Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ГРЕХ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ(о страстях и покаянии) » ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ (проверяем свою совесть)