Апостольское чтение:
Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
Исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Евангельское чтение:
Сказал Господь притчу сию: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
Это от Господа, и есть дивно в очах наших.
И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Проповедь протоиерея Георгия Полякова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Чтобы более точно понять смысл и содержание притчи о злых виноградарях, рассказанной Господом Иисусом Христом и повествуемой всеми тремя евангелистами-синоптиками, Матфеем, Марком и Лукой, необходимо выяснить прежде всего к кому она относится.
В 11 главе Евангелия от Марка мы читаем: Когда Он ходил в храме города Иерусалима, «подошли к Нему первосвященники, книжники и старейшины» - с ними-то и шел разговор. Но вот беседа с законоучителями иудейского народа все более стала перерастать в непримиримое столкновение. И, желая как-то успокоить своих совопросников, Христос недвусмысленно предложил для них, для их разумения притчу о винограднике и виноградарях.
Некий хозяин дома затратил много средств для устройства своего виноградника, который должен стать со временем весьма плодоносным. Уход за ним он поручил виноградарям, арендаторам. Когда же наступило время сбора плодов, хозяин послал за ними своих слуг. «Но виноградари, схватив, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями». Печальная участь ждала и последующих посыльных. Наконец, хозяин посылает своего сына в надежде, что они постыдятся его. Однако, те решили, что если убьют и сына, то виноградник достанется им. «И, схватив его, вывели из виноградника и убили. Итак, - продолжает Христос, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? - спрашивает Он их. Они говорят Ему: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». «Неужели вы никогда не читали в Писании, - говорит Христос, - «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». И далее евангелист Матфей добавляет: «И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа».
В этой притче проходит вся история еврейского народа в его отношении к домостроительству человеческого спасения. Возлюбленный Богом избранный народ, предназначенный к тому, чтобы спасти все человечество, дает ему Синайский закон, точно определявший правила жизни и поведения, ставший для него оградой, препятствующей ему слиться с другими языческими народами, и раствориться ему в окружавшем его море религиозных суеверий и идолопоклонства. Он имеет собственный храм, запечатленный уже при создании явлением особой силы и благоволения Господа Саваофа. Этот храм служил как бы сторожевой башней, где на страже чистоты веры и жизни народной должны были стать священники и левиты, назначенные для этого Самим Богом. наконец, вся религиозно-теократическая организация еврейского народа были как бы для него точилом, то есть процессом для выжимания сока из виноградных ягод. Подобно тому, как сочные гроздья винограда, проходя через точила, давали ароматное вино, так искренне верующий и ревностный израильтянин, подчиняясь религиозному ритуалу и религиозному укладу жизни древней общины, мог выявить и воспитать в себе все лучшие качества духа, требуемые законом Иеговы.
Однако, вместо добрых гроздьев, он принес дикие ягоды. Идолопоклонство самые чудовищные культы Востока с их разнузданной жестокостью и сладострастием постоянно отвлекали массы еврейского народа от почитания истинного Бога. патриархальные традиции общественной жизни, строгие правила семейного уклада часто уступали место половой распущенности, чувственности, алчности к наживе, лживости, вероломству и другим порокам.
С какой горечью говорят об этом упадке народного духа пророки, эти посланники Божии, не жалевшие ни сильных слов, ни собственной жизни, чтобы призвать своих собратьев к покаянию. Все было напрасно. Народ или не слушал их речей или, разъяренный обличениями, предавал их мучительной смерти.
Великий Искупитель человечества Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, посланный на землю для спасения людей, был распят тем же неблагодарным народом. Вместо правды – вопль, вместо правосудия – кровопролитие. Убийством уплатил Израиль Богу за Его покровительство и заботу. Это был великий грех пред Богом, не только потому что в нем сказывалась черствая неблагодарность порочного сердца, и не только потому что убийство, посланников Божиих было дерзким мятежным восстанием против своего Бога, а и потому что убийство само по себе считалось величайшим преступлением против закона Божия.
Виноградник был отдан не тем, ради кого он был насажден. Он был отдан другим виноградарям – Церкви Новозаветной.
Сегодняшняя притча в то же время отображает и всю историю человеческого рода со всей его страшной неблагодарностью как к Богу, так и к друг другу.
Господь бог создает прекрасный дивный мир, оградил его Своим промыслом, крепостью, провидением. Премудрый Творец сделал все, чтобы этот мир стал прекрасным садом взаимной любви между Богом и Его творением, чтобы эта радость произливалась в нескончаемой Божественной Литургии Невечернего Света, но мы, люди, сделали этот мир местом страшного разорения, где нескончаемым потоком льется человеческая кровь, идут войны, где совершаются жестокие бесчеловечные поступки, мир, в котором не стало места миру. и Господь Бог из года в год, из поколения в поколение посылает Своих вестников, дабы они собрали плоды веры и святости; посылаются патриархи, пророки, ангелы, апостолы, наконец, Он Сам приходит, но и Его распинают.
Порой мы, Новозаветная Церковь, новозаветное человечество не всегда сознаем и понимаем судьбоносное присутствие в этом мире Краеугольного камня, того самого, который должен был сделаться главою угла, фундаментом, основой всего новозаветного творчества. Если мир отвергает краеугольный камень – Христа, то почва этого мира легко разрушается порывом ветра сомнений, неверия, цинизма, измены, предательства.
Увы! Но все те же современные виноградари продолжают отвергать Им созданную Церковь. Отвергают, побивают камнями Его пастырей. Вчитываясь и вдумываясь в притчу о злых виноградарях, невольно представляешь тот краеугольный камень – Христа, на котором было воздвигнуто здание и нашей русской жизни. Евангелие, Церковь стали и для нас тем основанием, которое веками скрепляло и связывало воедино все стороны многообразного российского бытия. Святой князь Владимир на берегах Днепровского Иордана крестил Русь, и этим актом положил начало новой православной цивилизации. В едино время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом, - писал один из выдающихся иерархов Киевской Руси митрополит Иларион, и добавляет: тогда Солнце Евангелия нашу землю осветило.
От простолюдина до высших слоев общества русский человек впитывал православную веру столь глубоко, что скоро она для него стала единственно возможной формой жизненного существования.
Конечно, много мрачных, темных, кровавых страниц содержит в себе историческая летопись нашего Отечества. Но еще Федор Михайлович Достоевский призывал судить о русском народе не по тем грехам, которые он часто совершал, а по тому идеалу, который он умел сохранять в своей душе.
Сегодня, когда современный мир России поднимается и преображается от хаоса, мерзости и запустения (?) проступков злых виноградарей ХХ века, которые жестоко, демонически пытались до основания разрушить российский виноградник Христов, каждая Божественная Литургия православных храмов наглядно подтверждает, что Россия осталась верна своему Виноградарю Христу Спасителю.
Каждый из нас есть труженик виноградника Христова, и трудиться в нем надо так, чтобы когда вновь придет Хозяин-Бог за сбором плодов святости и веры, мы были достойны той награды, которую Он принесет для Своих тружеников – это вечная жизнь в Царстве Небесном. Аминь.