Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год со старцами Псково-Печерского монастыря.


Год со старцами Псково-Печерского монастыря.

Сообщений 31 страница 60 из 84

31

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Феофан (Молявко Ф.А., 1913-2001)

С благодарностию к Богу за то, что жизнь его была сохранена в этой страшной войне, он возвращается снова в Тверскую епархию и становится диаконом. Об этом батюшка рассказывал так: «Иду по улице в шинели, а навстречу знакомый протоиерей, он меня за руку и к архиерею Арсению Тверскому. А тот говорит, что два дня дает на отдых, а потом хиротония в диаконы, люди нужны. Действительно, через два дня, 30 мая 1945 г., хиротония — и на приход».

Иеродиакон Феофан служит в Тверской епархии и часто для душевного утешения посещает древнюю Псково-Печерскую обитель. Наместник архимандрит Пимен, в будущем патриарх Московский, предложил отцу Феофану остаться в монастыре регентом, на что отец Феофан ответил послушанием и в 1951 г. переехал в обитель.

Послушания у него были разные: пономарь (1951-1953), ключарь, гостиник, благочинный, а также отец Феофан участвовал со всей братией в сенокосе, нес охрану монастыря (до 60-х годов стен фактически не было).

7 октября 1951 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Григория был посвящен в сан иеромонаха Преосвященнейшим епископом Гавриилом, находящимся на покое. 30 апреля 1955 г. назначен на должность благочинного.

Много десятков лет продолжалось служение архимандрита Феофана: сначала регентом церковного хора, затем духовником братии и, наконец, уже обремененный множеством болезней (следствием ранения), он несет крест молитвенного правила и приема посетителей в своей келье.

31 января 2012 года

0

32

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Феофан (Молявко Ф.А., 1913-2001)

Все, кто когда-либо приходил к старцу Феофану и общался с ним, могут сказать: его душа всегда была открыта приходящим и мирна. Он как бы переливал мир душевный в сердца всех, с кем общался. И действительно, его душа была мирна не только в тяжких испытаниях, которые он перенес будучи в заключении, находясь на фронте, но, казалось бы, в самых простых вещах...

Накануне кончины отца Феофана посетил свя- щенноархимандрит монастыря Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. Это был день Богоявления. Старец был благостный, радостный, поблагодарил владыку за молитвы, посещение и в таком благодатном, радостном состоянии он остался в нашей памяти.

Мудрые христиане

Бывают такие мудрые христиане, которые не доверяют себе. Ну, например, им кажется, что у них нет гордости, но они не верят себе и стараются проверить это практикой жизни. Ведь по сути дела мы все смиренные, все хорошие, все любвеобильные, пока не коснулся до нас чей-то палец или язык. И только в момент прикосновения открывается нам, кто из нас какая птица, какого полета.

Схиигумен Савва (Остапенко)

О чудесах

Как слепой человек не может представить различные цвета, так и земной человек не способен представить чудеса, воспринимаемые в созерцании. Обычно эти чудеса есть награда тем, кто сподобился духовного венца. Те, кто искренне верят в Бога, могут совершить любое чудо.

1 февраля 2012 года

0

33

О молитве

Молиться надо, это и есть школа молитвы. Я тебе теоретически этого не объясню. Молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Повторить теперь, во дни благоденствия, такую молитву невозможно. Хотя опыт молитвы и живой веры, приобретенный там, сохраняется на всю жизнь. Дело не в количестве, дело в живом обращении к Живому Богу.

Вера в то, что Господь к тебе ближе, чем кто- либо из самых близких, что Он слышит не шелест уст твоих, но слышит молитвенное биение твоего сердца и чем оно наполнено в момент твоего обращения к Богу. А ты человек семейный и за каждого члена семьи ответственен пред Богом, а значит, за всех должно болеть твое сердце. Умудри тебя Бог!

И начни-ка с исполнения наказа прп. Серафима Саровского: «Радость моя, стяжи дух мирен, и не только твоя семья, но тысячи спасутся около тебя». Вот и все. Смотри, как учит нас жизнь жить. Хочешь быть довольным и счастливым — живи в Боге, а на нет — и счастья нет.

Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)

Источники благодати Божией

Истинная жизнь дается нам только благодатию Божией. Ее же мы можем почерпать в молитве, в церковных богослужениях, в творении добрых дел, поводы к которым Господь во множестве предлагает нам на наших жизненных путях.

0

34

Путеводитель по монастырю
Святая гора

Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору, в которой ископаны пещеры. На этой горе находится сад с плодовыми вишенными и яблонными деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой святой горе.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100536/53626.p.jpg
Фото: Винокуров Николай

Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над кровлей ее, с юго-западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю. Это памятники тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково- Печерского монастыря, и того времени, когда жили здесь пустынноподвижники, — живые свидетели тех событий, о которых так мало сохранилось до нас свидетельств письменных.

3 февраля 2012 года

0

35

Путеводитель по монастырю
Святая гора
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100536/53632.p.jpg
Камень на Святой горе

Они, эти старцы-дубы, прожили уже века, были свидетелями важнейших в истории Печерского монастыря событий и многих переворотов в судьбе его, — но и до сих пор еще крепко держатся их могучие, широко раскинувшиеся ветви и приветливо манят к себе под тень усталого богомольца, совершившего далекий путь для поклонения святыне Псково-Печерской. Осеняя собою собор Успения, они как бы охраняют сон Богоматери и хранят эту священную тишину, которую не смеют нарушать сами ветры. И тихо здесь, как будто все живое погребено в пещерах!

Близ кровли Успенского храма с западной стороны, под тенью одного из дубов, лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой высоко выдается из нее. Здесь, на этих камнях, по преданию летописца, изборские звероловы видали пустынника Марка, первого старца Печерского.

В 1995 г. на Святой горе был освящен деревянный храм в честь Псково-Печерских преподобных отцев.

4 февраля 2012 года

0

36

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин И.М., 1910-2006)

Ваня был восьмым ребенком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. С детства прислуживал в храме, уже в возрасте шести лет был пономарем, затем исполнял обязанности иподиакона. В двенадцать лет впервые высказал желание быть монахом.

Уезжая на новое место службы, елецкий епископ Николай (Никольский) прощался с богомольцами. Иоанну тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь и стоя рядом с владыкой он осмелился обратить на себя внимание. Тот наклонился к мальчику с вопросом: «А тебя на что благословить?» И Ваня в волнении произнес: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьезно сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом». Всё в жизни определилось. Благословение архиерея Николая (Никольского), исповедника и мученика, начертало образ жизни Ивана Крестьянкина во всей полноте.

5 февраля 2012 года

0

37

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин И.М., 1910-2006)

В 1929 г. Иван Крестьянкин окончил школу, а затем получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности в Орле, однако частая сверхурочная работа мешала ему посещать церковь, а когда он воспротивился таким порядкам, то сразу же был уволен. Некоторое время был безработным, а в 1932 г. переехал в Москву, где стал бухгалтером на небольшом предприятии, — эта работа не мешала ему посещать богослужения. Участвовал во встречах православных молодых людей, на которых обсуждались вопросы церковной жизни. В 1944 г. стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 — диакон. В октябре 1945 г. сдал экзамены за курс духовной семинарии, и 25 октября 1945 г. патриарх Алексий I рукоположил его в сан иерея. Продолжал батюшка служить на приходе в Измайлове.

Отец Иоанн много проповедовал, пользовался любовью прихожан, но находился на плохом счету у органов советской власти, в том числе из-за нежелания сотрудничать с ними. В его жизнеописании говорится, что от молодого священника потребовали «уступок невозможных», и «когда обстановка вокруг него накалилась особенно», он обратился за советом к патриарху Алексию I, который морально его поддержал. В 1946 г. о. Иоанн был назначен ризничим в возрожденной Троице-Сергиевой лавре, но через полгода продолжил служение в измайловском храме. Одновременно учился на заочном секторе Московской духовной академии, писал кан­дидатскую работу, но был арестован незадолго до защиты, в апреле 1950 г.

6 февраля 2012 года

0

38

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин И.М., 1910-2006)

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100537/53745.p.jpg
Четыре месяца находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме. 8 октября 1950 г. был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг. По воспоминаниям одного из солагерников, «он шел своей легкой стремительной походкой — не шел, а летел по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».

Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 г. по состоянию здоровья был переведен в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом, где работал бухгалтером. 15 февраля 1955 г. досрочно освобожден.

7 февраля 2012 года

0

39

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин И.М., 1910-2006)

После освобождения служил в Псковской епархии (в Москве ему, как ранее судимому, было жить запрещено), состоял в причте псковского Троицкого собора. Активность недавно вышедшего из заключения священника вызвала недовольство властей, ему вновь угрожало уголовное преследование. В 1957 г. он был вынужден покинуть Псков и продолжить служение на сельском приходе Рязанской епархии в Троицком храме села Троица-Пеленица, с декабря 1959 г. — в церкви Космы и Дамиана в селе Летово, с июня 1962 г. — настоятелем Воскресенского храма в селе Борец, затем — Никольского храма в селе Некрасовка. С весны 1966 г. был настоятелем Никольского храма в городе Касимове. 10 июня 1966 г. он принял монашество с именем Иоанн.

Властям не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся хозяйственным обустройством храмов, в которых он служил.

В 1967 г. патриарх Алексий I подписал указ о его переводе на служение в Успенский Псково-Печерский монастырь.

8 февраля 2012 года

0

40

Псково-Печерский патерик

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин И.М., 1910-2006)

С 1967 г. до своей кончины отец Иоанн жил в Псково-Печерском монастыре. В 1970 г. возведен в сан игумена, а в 1973 г. — архимандрита.

Уже спустя год после того, как о. Иоанн поселился в обители, к нему стали приезжать верующие со всех концов страны — за советом и благословением. Посещали архимандрита и православные люди из- за границы. Верующие считали его старцем и почитали за высокую духовность.

Вот описание типичного дня о. Иоанна. Сразу по окончании литургии начинался прием. В алтаре решались вопросы с приезжим духовенством, на клиросе ждали своей череды присные, приехавшие с батюшками, в храме ожидали местные прихожане и приезжие паломники. Батюшка выходил из храма в окружении множества людей, когда время подходило к обеду. Но и на улице подбегали запоздалые вопрошатели и любопытные, чье внимание привлекала собравшаяся толпа. И любопытные, полюбопытствовав, обретали в центре толпы сначала внимательного слушателя, а в будущем и духовного отца...

9 февраля 2012 года

0

41

Божия воля

Вот какой случай произошел однажды в юности с будущим старцем иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем).

«Однажды, идя по пути в Почаев (а между Киевом и Почаевом пятьсот верст) по степному простору, где на версты четко видна вся даль, глянул и вижу: предо мной появился старец. Не заметил я, откуда он пришел. Поклонился я ему и говорю: ищу воли Божией о себе, хочу идти в монастырь, да не знаю, в какой из трех. Сказал ему и про Глинскую и Рязанскую [пустыни], и про Святые Горы. Выслушал старец, подумал. Нет, говорит, иди на север, там Валаамская обитель, туда и иди... Я возразил: как я туда пойду, я никого там не знаю, это уже [почти] за пределами России, а мне желательно бы на своей православной родине быть. Не бойся, иди, говорит, там игумен хороший, все будет хорошо.

Задумался я тогда над словами старца, посмотрел — нет старца, бесследно скрылся старец! Кто был этот старец, так я и не узнал и его больше не видел, но слова его принял как Божию волю о себе».

О фарисействе

Фарисей ты: сам хвалишь себя, считаешь, что хорошо сотворил дела свои перед другими — то, что они слыхали (видели) от тебя, — в их глазах петушишься. Помни: Бог тут, рядом — мерзко и дело, и тщеславие твое пред Ним; покайся, моли Его об очищении.

11 февраля 2012 года

0

42

Кем гнушается Господь?

Чем так страшно человекоугодие и лесть, что в словах Святого Писания говорится: мужа кровей и льстива гнушается Господь

(Пс 5, 7)? Да потому, что «своими речами мы обманываем тех, кому льстим, и своими похвалами навлекаем проклятия на жизнь хвалимых и делаемся виновниками их осуждения вечного за то заблуждение, в кое мы вводим доверчивых людей, верящих нашей лести», — говорит святитель Василий Великий.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

О великодушии

Великодушным, а не мелочным надо быть; отказать просящему, когда у тебя что-либо есть, или требовать что-либо обратно — дурно. Но при этом проведи границу — не касайся чужой личности, не укоряй другого (но одного лишь себя), в своем деле будь тверд. Не следует при общении с другими вдаваться в смущение, но внимать лишь себе, знать свои грехи, тогда и не станешь излишне печься о чужом благе.

Помни: покаяние в том, чтоб не только раскаяться в грехе, но и не повторять его.

Надо, подобно апостолу Петру (который, слыша петуха, рыдал), и будучи прощенным не забывать прежнего греха — смиряясь, зазирая себя, плача, — и не впадем опять в него.

12 февраля 2012 года

0

43

«Это приходит от Меня»

Однажды во время беседы со старцем Михаилом духовно близкий ему человек спросил, почему с ним случилась трагедия (в дорожной катастрофе погибла его невеста — человек большого ума и дарований). Старец ему дал прочитать листок. Взяв его, я прочел: «Это пришло от Меня. Счастье и несчастье, возвышение и падение, здоровье и болезнь, слава и бесчестье, богатство и бедность — всё приходит от Меня и должно приниматься как таковое. Те, кто вверяют себя Мне и принимают все испытания, которые Я посылаю им, не постыдятся в День суда. Они явятся такими уже здесь, на этой земле, потому что их жизнь приняла именно такое направление, а не иное. Я посылаю каждому то, что лучше всего для него...»

Я взглянул на старца: «Это нелегкие, суровые слова, отче».

«Нет, — ответил старец, — ты просто сейчас не понимаешь эту простую истину. Многие люди, сраженные несчастьем, или впадают в уныние, считая, что всё погибло, или же становятся бунтарями, полагая, что они страдают несправедливо. Истина, конечно же, в том, что Бог ведет нас всех Своим собственным путем, который всегда является наилучшим для каждого».

О святости святых

Читая прославляющие подвижников их дивные жития, порой забываешь главное — труды святых, их скорби, борьбу, самовольные мучения, жестокость к себе: вот — корень их святости; ты же глядишь только на плод.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

13 февраля 2012 года

0

44

Пути спасительные

Притча о блудном сыне призывает всех грешников к возвращению в дом Отчий. Пусть никто не страшится быть недопущенным в него из-за своих грехов, ибо из притчи этой мы видим все необъятное величие милосердия Божия.

Какими бы грехами мы ни недуговали, пойдемте все к Отцу нашему Небесному и скажем: «Со­грешили на небо и пред Тобою и уже недостойны называться сынами и дщерями Твоими. Прими нас хотя бы как наемников и наемниц в Царствии Твоем!» Принесем покаяние в наших грехах и через это — возвратимся к Отцу.

Тем же, кто забыл своего Небесного Отца и совсем оставил Его, следует вновь вспомнить о Нем и вернуться в Его объятия, вернуться к вере, к жизни, которую повелевает Он вести нам для наследования Его вечного Царства. Ушедшие от Матери-Церкви и в этом смысле являются поистине блудными сынами и дочерьми, — вы же, порой родные и близкие их, зовите, зовите их через покаяние вернуться к ней! Ее материнские объятия, несомненно, всегда отверсты кающимся.

Покаяние — всеобщее спасение наше. Возвращение из неверия к вере — спасение. Возвращение из раскола — спасение. Пребывание же в грехах — погибель. Пребывание в неверии — погибель. Пребывание в расколе — погибель.

Пойдемте же путями спасительными. Пока объятия Отчи еще отверсты и еще принимают каю­щихся, — возвратимся к Небесному Отцу.

Епископ Феодор (Текучёв)

14 февраля 2012 года

0

45

Тропарь

Радуйся, Благодатная. Богородице. Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты старче праведный приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

15 февраля 2012 года

0

46

Путеводитель по монастырю

Сретенский храм

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100538/53853.p.jpg
В 1870 г. в обители устроена Сретенская церковь, примыкающая с западной стороны к ризнице. На сем храме три главы. Внутри стены его украшены священными изображениями, как и потолок. В Сре­тенском храме находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Взыскание погибших».

С 1 апреля 2003 г. в храме находится рака со святыми мощами преподобного Симеона Псково-Печерского.

16 февраля 2012 года

0

47

Общая исповедь

В древности исповедь бывала открытой: грешник каялся пред всей Церковью. Но потом этот обычай был заменен теперешней тайной исповедью. Причина этого заключалась в том, что не у всякого хватало силы смирения бичевать себя публично пред всеми; а кроме того, подобная исповедь вводила в соблазн невинные души. Но вот бывают такие обстоятельства, что они вынуждают иногда пользоваться и общими исповедями.

Главной причиной тут является громадное количество причастников, когда невозможно справиться не только одному, но даже и нескольким священникам. Остается одно из двух: или не допускать желающих до причащения, а это болезненно и неспасительно; или же сделать общую исповедь для всех. Что избрать? В древние времена христиане причащались вообще без исповеди, жили свято, за исключением особых случаев. И эта практика существует доселе в греческой, сербской, сирийской Церквах.

Я лично наблюдал это в некоторых приходах Югославии; видел в Крыму, когда азиатские бежен­цы от турок молились в приделе Симферопольского собора, и в свое время их священник мерно обходил стройные ряды и причащал всех подряд, без исповеди. Слышал от очевидцев, как греческий смиренный священник после литургии шел еще со святой Чашей по селу и причащал тех, кто по хозяйственным препятствиям не был в церкви, и эти — большей частью женщины — выбегали из своих хижин на улицу в чем были, кланялись в землю и с детскою верою причащались Святых Божественных Таин. Картина такой первобытной чистой веры была умилительна. Эти и другие примеры показывают, что Церковь допускает возможность причаще­ния и без исповеди и даже считает это нормальным порядком для добрых христиан; поэтому на всякой литургии она приглашает всех верных.

Митрополит Вениамин (Федченков)

17 февраля 2012 года

0

48

Внутренний человек

Сравнительно мало друзей у внутреннего человека во внешнем мире. Но зато сколько их во внутреннем! Они так близки и дороги его душе и так всегда доступны, так легко обращаться к ним!

В любой момент они готовы слушать обращенные к ним просьбы и так быстро и чудесно помога­ют! Вот перед нами полки с возлюбленными книгами. Вот и жития святых.

Внутренний человек думает: какими грехами я грешу чаще всего? Какие страсти чаще всего вла­деют мною? Из чего состоят мои обычные искушения? В чем состоит мой крест, с которым я должен следовать за Христом? Как развить в себе христианские добродетели?

Велика награда труженику, работающему над очищением своего сердца. Блажени чистии серд­цем, яко тии Бога узрят, говорит Господь Иисус Христос (Мф 5, 8).

Схиигумен Савва (Остапенко)

18 февраля 2012 года

0

49

Духовные наставления

Убиваешь сам себя через грех: живешь мгновенным, а вечность? Бессловесная природа учит человека, как нужно нести крест послушания Богу — среди всех бурь и страданий этой жизни. Смерть? Это не гроб, не балдахин, не могила в глине, но это — когда духовный росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца; на земле зерно умереть и прорасти должно (это есть рождение духом, второе рождение по Евангелию).

Горе нам. Грех и малый, и большой органически однородны. Откровение Церкви утверждает, что не освободившаяся от той или иной страсти душа перенесет эту страсть в потусторонний мир, где ввиду отсутствия тела (до воскресения) невозможно будет ее удовлетворять — отчего душа бу­дет пребывать в непрестанном томлении самосго- рания, непрестанной жажде греха и похоти без возможности ее удовлетворить (гастроном, блудник, курильщик, пьяница не лишатся духовной жажды стремиться к пище страсти). Попробуй избежать этого и будь дальновиден.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Сознание греховности

Сознание греховности должно всегда сопровождать наше сознание. Но этим не снижается труд вообще и подвиги, а, наоборот, увеличивается, требуется.

Митрополит Вениамин (Федченков)

19 февраля 2012 года

0

50

Учитесь каяться

Многие из нас совсем не умеют каяться и в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь: так ли я живу, как велит Господь? Общая исповедь — это напоминание общих грехов. Если по причине многолюдства и прочих обстоятельств нет возможности индивидуальной исповеди в храме, то дома, пред лицом Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией.

Проверь себя: как я веду себя с ближними, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магази­не, в поезде. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими и соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать других. Не до того будет.

Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)

О покаянии

Воспользуемся бесценным даром Божиим — даром покаяния, будем заботиться о нашем «хождении в законе Господнем», о жизни по заповедям Божиим... Не станем никого осуждать, дабы не быть нам и самим осужденными в день «Судища» Господня. Будем судить лишь себя, будем бдительны по отношению к себе, к своим собственным грехам

Епископ Феодор (Текучёв)

20 февраля 2012 года

0

51

«Помни последняя твоя»

Недаром Церковь говорит нам: «Помни последняя твоя — и во веки не согрешишь».

Некий человек держал у себя картину с изображениями гроба и смерти, стоящей с косой. И когда приходило что дурное ему в голову, он смотрел на гроб и смерть, вспоминал о ней, — тогда худые намерения им отсекались, и таким образом он спасал свою душу.

Преподобный же Серафим Саровский вообще держал настоящий гроб в своей келье.

Так и нам нужно помнить о смертном часе, о грядущем Страшном, как возглашается на ектениях, «Судищи Христовом», заботясь о том, чтобы подготовиться к доброму ответу на этом Судищи. Пока человек еще живет в этой жизни — пусть даже дела его таковы, что заслуживают вечного мучения, — он может еще загладить их, еще может исправить свою жизнь и исхитить себя из будущих вечных страданий. Исправить все это человек может покаянием. Именно к нему и призывает нас ныне Церковь в преддверии поста святой Четыредесятницы. Только покаяние перед Милосердным Отцом Небесным снимает с человека прежние грехи: и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому (Евр 8, 12). В этом счастье, в этом возможность спасения еще живого человека. И суд о нем пока еще не может быть произнесен, ибо неизвестно, чем он кончит.

Сейчас Господь еще милостиво принимает кающихся грешников и прощает их — как с любовью был прощен и с ласкою принят в отеческие объятия евангельский блудный сын. По смерти же — нет покаяния: каким ты перешел в загробный мир, таким и предстанешь на Страшный Суд.

Потому воспользуемся бесценным даром Божи- им — даром покаяния, будем заботиться о нашем «хождении в законе Господнем», о жизни по заповедям Божиим. Благо есть, если мы «прочее время живота нашего» употребим на исправление себя и всей своей жизни, на подготовку тем самым себя к «доброму ответу на Страшном Судищи Христовом». И Церковь всегда помогала и будет помогать нам в этом, дабы исповеданные нами в ней и прощенные нам грехи уже не были бы помянуты на Страшном Суде и не предстали бы на нем во всей своей прискорбной очевидности и наготе.

Епископ Феодор (Текучёв)

21 февраля 2012 года

0

52

Покаянные труды

Первым вошел в рай благоразумный разбойник. Ему потребовалось крайне мало времени на покаяние — один предсмертный вопль: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Но глубину его покаяния нам не измерить, она прорезала небеса до врат рая и стала лествицей разбойнику в Царство Небесное, от глубин ада — в рай.

Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)

Помни!

Помни: ты ничего не стоишь, ничего не значишь, никому не нужен, ничего не имеешь доброго, ничего не заслуживаешь, ты — ничто.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

22 февраля 2012 года

0

53

Есть ли адские муки?
Часть 1

Сегодня, в Неделю воспоминания о Страшном Суде Божием, мне хочется привести для вас мало­известное свидетельство живого человека об истинности адских мук. Этот рассказ укажет всем единственно верный путь несения подвига и путь к исцелению — это вера, молитвы Церкви и Бо- жии милости, подаваемые страждущим в Таинствах Церкви.

...Как-то раз в беседе преподобного Серафима с Н.А.Мотовиловым, почитателем старца, зашел разговор о вражьих нападениях на человека. Пылкий Мотовилов так вдохновился повестью, что от души воскликнул: «Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!»

Батюшка Серафим испуганно перебил его: «Что вы, ваше Боголюбие! Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю, так не вызывались бы на борьбу!»

— А разве, батюшка, у бесов есть когти?

— И чему только вас в университете учат?! Сотворенные с силой и свойствами Ангелов, они обладают таким невообразимым могуществом, что самый маленький из них может когтем перевернуть всю землю.

23 февраля 2012 года

0

54

Есть ли адские муки?
Часть 2

После кончины старца Серафима Н.А.Мотовилов решил лично поехать на родину преподобного, в Курск, и собрать о нем сведения. На возвратном пути из Курска на одной из почтовых станций Мотовилову пришлось заночевать. Жутко стало тогда Мотовилову. Прошло время, и легкомысленный дерзкий вызов, по попущению Божию, был принят. Произошло это вот как.

Оставшись один, он достал рукописи и стал их разбирать. Тут ему попалась запись об исцелении бесноватой девицы у раки святителя Митрофана Воронежского.

«Я задумался, — пишет Мотовилов, — как это может быть, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых Таин, одержима бесом тридцать с лишним лет? Посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству святого причащения!..» И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный, оно вошло в него, несмотря на его нечеловеческие усилия. Руки не могли сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова.

Собственноручная запись его дает такое описание мук: «Господь сподобил меня испытать три геенских муки. Первая — огня несветимого и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию Духа Святаго. Продолжалась эта мука трое суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорал.

24 февраля 2012 года

0

55

Есть ли адские муки?
Часть 3

Прекратились муки лишь после исповеди и Святого Причастия молитвами архиепископа Антония Воронежского. Святитель заказал по всем монастырям и храмам Воронежским заздравные ектении о страждущем.

Вторая мука, в течение двух суток, тартара лютого, так что и огонь не только не жег, но и не согревал меня. По желанию архиепископа я с полчаса держал руку над свечой, и она вся закоптела, но не согрелась даже. Третья мука была — червя неусыпного геенского. Я весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне и неизъяснимо ужасно грыз внутренность, и, выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности возвращался».

Вскоре Мотовилов имел видение старца Серафима, который утешил страдальца обещанием исцеления при открытии мощей святителя Тихона Задонского, что и произошло в день открытия мощей в 1861 г.

Пусть сегодняшний рассказ одних вдохновит на терпение, в других вселит надежду, третьих устра­шит ожидающей нас реальностью. И всех нас вдохновит на ожидание с трепетом и радостью пришествия Господня.

Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)

Самовольный подвиг

Самовольный подвиг — это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

25 февраля 2012 года

0

56

Пример духовного рассуждения

Однажды, в канун Великого поста, отец Феофан (Молявко), поскользнувшись у братского корпуса, сломал ногу. Находился он в своей келье и в Прощеное воскресенье. Его зашел навестить наместник монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), думая, что застанет старца расстроенным, переживающим, что начинаются святые дни, а он не сможет быть с братией в храме. Но увидев его спокойное лицо и улыбку, наместник поинтересовался: «Вы не скорбите, что не можете пойти на Прощеное воскресенье, на службы великопостные, которые очень любите?» Отец Феофан ответил: «Вы знаете, в древних монастырях монахи в Великом посту уходили в пустыню, чтобы один на один с Богом провести это благодатное время, врачуя раны своей души. И вот я сейчас как бы ухожу в пустыню, чтобы в уединении провести это благодатное время. Я буду молиться келейно и с пользой для души проведу это время». «Я удивился его рассуждению, — говорил архимандрит Тихон, — а ведь рассуждение — это главный признак старчества».

Самовольный подвиг

В посту мы кладем земные поклоны. Как это хорошо, что ради Бога хоть немного себя помучим. Поклон-то сам по себе мало что значит... Но вот, увы, мы ничего лучшего не можем принести Богу! Однако как уже и это хорошо: ведь мы ради Бога кладем поклоны. Только для Него, — а не ради чего другого.

Епископ Феодор (Текучёв)

26 февраля 2012 года

0

57

«Даруй ми зрети моя прегрешения»

В Великом посту мы часто читаем молитву: «...Ей, Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!»

«Брата»! Не чужого мне, а моего брата, близкого человека, родного духовно. Ведь мы — одна семья.

И поймешь тогда, насколько глубоко в нас — самооправдание и как мало искреннего самоукорения. А уж казалось бы, чего лучше — покаяться? Скажи: грешен — и простит Бог... И люди простят...

Разбойник и на кресте успел покаяться и в рай вошел.

И почему мы не сознаемся во грехах? Увы, самолюбие толкает нас на это. Да не видим грехов своих. Искренне не видим. А так легко, легко! Я однажды говорил поучение, но не о покаянии, а о том, как его заполучить. Сказано: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» «Отверзи», то есть отвори, открой — подобно тому как мы открываем двери входящему. А как они открываются — тому много путей. И главный из них — молитва Господу, чтобы Он Сам открыл эти двери. А Он постоянно «отверзает» их. Всею жизнью. Мы же, подобно Адаму и Еве, все оправдываемся, извиняемся — в лучшем случае...

Бедные мы люди. А кто искренне кается — как он хорош! Как сразу ему все прощаешь! Как в ничто обращаются грехи!

Митрополит Вениамин (Федченков)

27 февраля 2012 года

0

58

Страх Божий

Страх Божий есть единственная преграда греху во внутренней жизни человека; а для его внешней жизни преграда дурным делам — даже и без страха Божия — это стыд перед людьми, сдерживающий его от совершения неблаговидных поступков.

При духовной же смелости против греха — когда есть и страх Божий, и стыд перед людьми — оба эти препятствия действуют совместно и сдерживают человека от совершения греха; при этом внешнее препятствие совпадает в нем с действием внутреннего. Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда видишь, что низвлекаешь- ся в глубину отчаяния. Не придумывай предлогов к оправданию своего нерадения и к своей поблажке грехам. От Бога — и мысль благая, и средства ко Спасению, и сила на его совершение, и сам ты — Руце Твои сотвористе мя и создаете мя; вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс 118, 73).

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Тесный путь

Слабы часто разум и воля человека, не по силам ему бороться с грехом, но чрез начало покаяния, выполнение заповедей и чрез молитву его воля укрепляется благодатью, и тогда он побеждает грех. То же действие производит и молитва за него ближних.

Благодать Божия не идет только к тому, кто ее не ищет. Ее нельзя домогаться, но ради нее надо трудиться. С первых же минут побуждения себя на тесный путь — благодать приходит на помощь. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей».

Схиигумен Савва (Остапенко)

28 февраля 2012 года

0

59

«Всё приходит от Бога»

«Всё приходит от Бога, — говорил затворник старец иеросхимонах Михаил, — здоровье и болезнь, изобилие и нищета, честь и позор. Мы, христиане, в теории верим в Бога и в Божий Промысл, но в действительности живем так, как если бы они никогда не существовали. Мы доверяемся нашей собственной мудрости и пожинаем соответствующие плоды. Те, кто искренне верят в Бога, могут совершить любое чудо. Отец Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы совершили много чудес — будучи такими же, как мы. Они имели живую веру; большинство же из нас имеет веру мертвую. И в этом проявляется общее с бесами. И бесы знают, что Бог есть, но, однако же, противятся Ему.

Есть люди, которые приходят посоветоваться со мной, но я сразу вижу, что они всего лишь хотят быть поддержанными в решении, которое они уже приняли. Подчас это решение явно противостоит воле Божией; тем не менее они упорствуют в нем. Говоря же в общем, большая часть того, что нам не нравится, для нас — как раз лучше всего».

«А чудеса ныне случаются, отче, — спросил я старца, — в каждодневной жизни?»

«Конечно случаются. Ты знаешь этого старого священника, которого ты упоминал недавно, и как он ослеп?

Он был священником в женском монастыре, и притом грубым и жестоким с монахинями. Раз одна из монахинь пришла к игумении и сказала: “Пожалуйста, соберите всех”. Игумения сделала, как та просила.

Монахиня тогда обратилась к сестрам: “Я видела во сне Матерь Божию, сказавшую мне, что если в течение двух недель наш священник не исправится, он ослепнет”. Когда призвали священника, тот пришел в ярость и стал браниться. Он так и не переменился. И вот в течение двух недель он ослеп, и нет такого курса лечения, который мог бы ему помочь.

Наша внутренняя жизнь есть чудо и проявление Промысла Божия».

29 февраля 2012 года

0

60

Твори добро

Забудь себя и свое «я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний... Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, невзирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

1 марта 2012 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год со старцами Псково-Печерского монастыря.