...............продолжение от 24 января
Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456).
В пятнадцати верстах от Великого Новгорода, на берегу реки Веряжи находился монастырь, именуемый Клопским, и в нем храм во имя Живоначальные Троицы1. В прежние годы монастырь этот мало кому был известен, впоследствии же получил широкую славу, благодаря чудесам святого Михаила. В обители этой игуменом был Феодосий, муж добродетельный; при нем и пришел в Клопский монастырь блаженный Михаил2.
Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были его родители. Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона, иеромонах, совершавший божественную службу, окадил храм и пошел покадить в своей келии, которая находилась около храма; найдя келию открытой, между тем как он ее запер, уходя в храм, иеромонах вошел в нее и увидел сидящего человека в иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном игумену и братии. Те по окончании богослужения пошли к келии и нашли ее запертой изнутри. Игумен сотворил молитву, но ответного возгласа из келии не последовало. Начали стучать в дверь; но она оставалась запертой. Тогда игумен приказал разобрать крышу над сенями; войдя в них, нашли запертой и внутреннюю дверь. Когда, по приказанию игумена, она была взломана, и все пошли в келию, то нашли там старца, который сидел и писал. Настоятель спросил его: "Скажи мне, человек ты или дух?" Старец повторил слова игумена. Игумен сотворил молитву, старец произнес те же молитвенные слова, что и игумен. Тогда настоятель стал осенять пришельца крестным знамением и окаждать ладаном; старец же уклонялся от каждения и вел себя, как юродивый.
Вместе с братией святой Михаил вошел в храм к литургии, во время которой пел на клиросе с монастырскими певицами. Игумен поручил ему прочесть Апостол, и все были до глубины души утешены красотою и вдохновенностью его чтения. По выходе из трапезы, на которой святой исполнял положенное чтение, игумен ввел преподобного Михаила в назначенную ему для жительства келию, и с того времени блаженный остался в монастыре Живоначальные Троицы, неся послушание чтеца в храме и на трапезе, и великое сердечное умиление испытывали все слушавшие его чтение.
Ни игумен, ни братия не могли узнать, однако, имени новоприбывшего брата, откуда он пришел и каково его происхождение. Однажды посетил Клопскую обитель князь Константин Димитриевич3; услышав во время трапезы чтение святого Михаила, князь подошел к нему близко, узнал его и сказал:
- Это Михаил, сын Максимов.
Преподобный ответствовал на это:
- Один Создавший меня знает, кто я.
Тогда игумен заметил:
- Сын мой, отчего ты не скажешь своего имени?
И святой подтвердил, что имя его - Михаил4.
Во время жития своего в Клопской обители преподобный Михаил вкушал только хлеб и воду, притом один раз в неделю и в малом количестве. Когда после великих молитвенных подвигов святой испытывал утомление, то отдыхал, лежа прямо на земле; в келии у него не было никакого имущества, ни одежды, кроме той, которая покрывала его тело. Нет возможности рассказывать о тех великих трудах, которые подъял преподобный Христа ради; от подвигов и воздержания тело его уподобилось как бы тени.
В то время в великом Новгороде и его окрестностях была засуха, продолжавшаяся три года: пересохли не только ручьи, но и реки. Тогда, по молитвам преподобного Михаила, близ монастыря произошло сотрясение земли и стал бить обильный водою ключ, который и доселе служит на потребу и братии, и пришлым людям5. После засухи настал в той области голод, во время которого толпы бедных стали приходить в обитель за кусками хлеба. Игумен, опасаясь оскудения запасов, не знал, что делать; но преподобный Михаил, указав на то, что Господь напитал семью хлебами четыре тысячи человек, уговорил игумена кормить всех голодных. Когда же братья возроптали на то, преподобный повел их с игуменом в хлебный амбар, и те с изумлением увидели, что запасы хлеба, по молитвам святого, не уменьшались. Много пророчествовал преподобный Михаил о взятии Великого Новгорода6 и, сотворив во имя Христово многие чудеса, мирно почил о Господе7. Честное и многострадальное его тело предано было игуменом с братиею погребению в монастыре Живоначальные Троицы8, где подвизался преподобный Михаил, и положено в правой стороне соборного храма; здесь почивает оно и до наших дней, источая многоразличные исцеления с верою притекающим, во славу Христа Бога нашего.
Тропарь, глас 8:
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси: и плотская играния увядив постом и жаждею, и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси: душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преподобне богоносне Михаиле, и ныне на небесех предстоиши престолу пресвятыя Троицы: но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 8:
Духа святаго силою уподобился еси богоглаголивым древним пророком, сказав безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие: и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющыя: слава Богу прославляющему святыя своя.
_______________________________________________________________________
1 Время основания сего монастыря точно неизвестно; он находится к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильменя.
2 Это было 23 июня 1408 г., при великом князе Василии Димитриевиче (1389 - 1425 гг.) и св. митрополите Фотии.
3 Младший сын великого князя Димитрия Иоанновича Донского родился в 1389 г., за четыре дня до кончины отца своего. Брат его, великий князь Василий Димитриевич, дал ему в удел Тошию и Устюжну, но в 1419 г., когда Константин Димитриевич ослушался брата, тот отнял этот удел, и Константин бежал в Новгород, где ранее, в 1408 г., был наместником великого князя. В изгнании он пробыл два года; им построен в Клопском монастыре каменный храм во имя Живоначальные Троицы.
4 Преп. Михаил Клопский происходил из боярского рода.
5 Доселе в Клопской обители показывают колодезь, устроенный, по преданию, из того источника, который низведен молитвою блаженного Михаила во время засухи 23 июня, в день прихода преп. Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход из окружных сел.
6 Однажды блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. Вдруг он неожиданно очутился на колокольне и стал звонить во все колокола. На вопросы народа, что это значит, блаженный, юродствуя, отвечал: Ныне в Москве радость, и прибавил, что у великого князя родился сын Иван, который будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберет у них золото и совсем покорит своей власти. Действительно, 22 января 1440 г. родился князь Иван Васильевич, покоривший Новгород в 1471 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству в 1480 г.
7 В Клопском монастыре преп. Михаил прожил 44 года и преставился в 1452 г.
8 Память преп. Михаила положено праздновать всюду собором 1547 г.
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).
Преподобный Феодосий постник происходил из Антиохии1; родители его были люди благочестивые, и он от них получил доброе наставление в законе Господнем. Внимая высочайшей заповеди Спасителя нашего (Лк. 14:26, 27), блаженный Феодосии, оставил родной дом, сродников, богатство и прочие блага житейские, удалился в лесистую местность на берегу моря и здесь построил себе малую келию, в которой и поселился. Здесь преподобный проводил свое высокое иноческое житие, облекшись во власяницу и возложив тяжелые вериги - одни на шее, другие на чреслах и третьи на обеих руках. Все свое время святой Феодосии употреблял на молитву и труды, порабощая тем плотские желания, гордость и прочие человеческие страсти. Волосы на главе его отросли до того, что покрывали ноги. Преподобный трудился то над плетением веревок, то на огороде, сам копал гряды, сеял семена и собирал овощи, которые потом шли на пищу и самому подвижнику, и приходившим к нему посетителям.
Слава о подвигах преподобного Феодосия распространялась все больше и больше, и многие посетители стали выражать желание поселиться около блаженного подвижника, чтобы подражать житию его. Принимая их, святой Феодосии обратил свою пустыню в подобие небесной обители. Однажды на область, где была обитель преподобного, агаряне2 сделали нашествие; опустошив окрестность, враги причинили вред монастырю, но при этом ощутили пребывание в нем божественной силы и скоро удалились. Вследствие этого нашествия, преподобный оставил пустыню и возвратился на свою родину; здесь он построил небольшую келию и продолжал обделывать свое спасение, окруженный некоторыми из своих учеников. Немного пожив в новом месте своего подвижничества, святой Феодосии с миром почил о Господе3.
________________________________________________________________________
1 Известно несколько городов в Малой Азии и Сирии с этим именем. Здесь разумеется Антиохия Сирийская.
2 Т.е. арабы магометане.
3 Преподобный Феодосий Антиохийский скончался около 412 г.
новомученики :
Свщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919).
Мациевский Николай (+ 1919), священник, священномученик.
Память 11 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Служил священником в селе Юм Чердынского уезда Пермской губернии.
24 января 1919 года был расстрелян после жестоких пыток и издевательств.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Антипин Федор (+ 1919), священник, священномученик.
Память 11 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Служил священником в селе Юм Чердынского уезда Пермской губернии.
24 января 1919 года был расстрелян после жестоких пыток и издевательств.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Фокин Владимир (+ 1919), священник, священномученик.
Память 11 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Служил священником в селе Ново-Еловское Большеулуйского района Красноярского края. Был истинным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех знавших его
24 января 1919 года был захвачен в городе Ачинск, недалеко от Казанской церкви, отрядом красноармейцев под командованием Щетинкина и расстрелян в полутора километрах от д. Лодочная. На теле его, кроме огнестрельных ран, оказались три штыковых. Ввиду того, что места эти были захвачены большевиками, тело священника было вывезено ночью из с. Ново-Еловского и перевезено в г. Ачинск, где и состоялось отпевание. В погребении рядом с Казанской церковью, кроме духовенства, участвовало почти все население города.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932).
Священноисповедник протоиерей Владимир Григорьевич Хираско родился в 1874 году в Подольске на Украине. Закончив Подольскую Духовную Семинарию, он стал работать учителем в церковно-приходской школе в Минской губернии. Вскоре он женился, и в его семье родилось пятеро детей.
После рукоположения в 1899 году, отец Владимир стал служить в храме села Омелино и там же преподавать в церковно-приходской школе и в народном училище.
Уроки Закона Божия особенно привлекали отца Владимира, он старался донести до деревенских детей свет веры Христовой и самоотверженно преподавал в обоих учебных заведениях.
В 1906 году протоиерей Владимир Хираско был переведен в церковь Георгия Победоносца в деревне Юревичи в той же Минской губернии, а через 5 лет талантливого пастыря назначили служить в Минск, в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при училище для слепых. Отец Владимир перед отъездом из Юревичей произнес прощальное слово, прихожане плакали и не хотели отпускать любимого батюшку. Детский хор, с которым он занимался, провожал отца Владимира в Минск специально подготовленным концертом.
В Минске отец Владимир кроме настоятельства в церкви при училище для слепых также трудился преподавателем в женской гимназии и был попечителем о бедных духовного звания при Минском епархиальном попечительстве.
Жизнь отца Владимира протекала в неутомимом церковном труде. Этот миролюбивый, преисполненный духовной чистоты человек не мог и предположить, что он станет мучеником за веру Христову, которую он сберег до самой смерти.
Первый раз отца Владимира арестовали в 1919 году за мнимую связь с эсерами, но скоро отпустили. Второй раз он был арестован при польской оккупации Минска за то, что прятал большевиков.
В 1925 году протоиерей Владимир был арестован за то, что заступился за митрополита Мелхиседека (Паевского), которого власти выслали из Минска. В качестве официальной причины ареста власти выдвинули клеветническое обвинение в связях с польским Генконсульством. Жена отца Владимира писала в ГПУ, пытаясь помочь мужу, обращались в различные инстанции с аналогичными просьбами и его прихожане. Они не отреклись от своего пастыря, и поддерживали его в тюрьме своими письмами. В архивном деле отца Владимира сохранилось несколько таких писем. Они были написаны накануне Рождества Христова и полны истинной любви и сострадания.
На допросе от отца Владимира требовали назвать имена людей, которые писали ему в тюрьму, но он категорически отказался.
Приговор был 3 года ссылки. Отец Владимир уехал в Орел, поскольку считался «неблагонадежным для проживания в приграничных областях и центральных городах страны».
В 1929 году он вернулся на место своего служения в Минск, в училище для слепых.
Всего 23 дня продолжалось служение отца Владимира после возвращения из ссылки. Вскоре в газете под названием «Рабочий» была помещена статья-донос, в которой священник обвинялся в контрреволюционной деятельности. Неизвестный автор писал в этой статье: «В церквях железнодорожников и слепых попы ведут контрреволюционную агитацию... они устраивают там встречи и проводы врагов диктатуры пролетариата. Железнодорожники и рабочие Минского стеклозавода "Пролетарий" уже давно настойчиво требуют передачи этих церквей под клубы. Не пора ли выполнить эти законные и целесообразные требования минских рабочих? Мы твердо надеемся, что соответствующие органы и учреждения примут во внимание все здесь рассказанное и сделают нужные выводы».
Эта публикация стала прямым поводом к аресту только что вернувшегося из ссылки протоиерея Владимира Хираско. Священника привлекли за «контрреволюционную деятельность», а церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при училище для слепых была разрушена для постройки Дома Правительства.
На следствии отец Владимир подробно рассказал содержание своих проповедей, чтобы показать, что в них не было никаких «антисоветских или контрреволюционных лозунгов».
Во время пребывания в заключении, из-за перенесенных мучений отец Владимир стал хуже видеть и плохо слышать. Дважды он обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но не получил никакого ответа. В конце следствия священномученик написал в протоколе: «В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю и к данным мною показаниям больше ничего добавить не имею».
Его приговорили к 3 годам ссылки и отправили в Сибирь. Там, за три года лагерной жизни он почти ослеп.
После освобождения в 1932 году, протоиерей Владимир Хираско, будучи тяжко больным, умер спустя несколько месяцев в городе Гжатске в Смоленской области.
Все ныне поминаемые угодники Божии ,молите Бога о нас грешных!!![взломанный сайт]