Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Крест Господень: Почитание Креста Христова


Крест Господень: Почитание Креста Христова

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

место обретения Креста Господня!

Цистерны для воды имелись под многими жилыми домами, и конечно, царскими дворцами. Сохранились огромные цистерны под крепостью Антония, построенной Иродом Великим к северу от Храма в 36 году до н.э.
http://s53.radikal.ru/i139/1008/ad/48900229cd8a.jpgСпуск и своды цистерны под крепостью Антония
Впоследствии именно в этом дворце римляне устроили Преторию - резиденцию Понтия Пилата. До сих пор эти цистерны в период дождей наполняются водой.
В такой же заброшенной цистерне, давно засыпанной землей и мусором, в нескольких десятках метров позади Голгофы, святая царица Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень.   :'(  Господи ,прости нас грешных
http://s002.radikal.ru/i199/1008/5a/a2761590edb6.jpg

Место, где был найден Животворящий Крест Господень
http://cs407419.vk.me/v407419796/79cb/unGiHjKcnWY.jpg

Пещера, в которой был обнаружен Крест Спасителя, по приказу царицы Елены была превращена в храм.
Спустившись на 13 ступеней, попадаем в ту самую цистерну, очищенную святой равноапостольной Еленой. Это место Обретения Честного Животворящего Креста Господня. Слева – католический престол, справа – православный.
http://cs407419.vk.me/v407419796/79d5/rSJtMVf0pPo.jpg

ГОСПОДИ,силою Честного и Животворящего Твоего Креста сохрани нас от всякого зла!!!

Крест Господень:

Почитание Креста Христова

Крест Христов – это самый распространенный символ христианства.
Строгий – четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол храма, надетый на шею христианина, – он всегда говорит об одном и том же: о том, что две тысячи лет назад им, Крестом, была одержана победа над сатаной.
Но насколько правомочно почитать крест?.. Этот вопрос, всплывая иногда и будоража протестантов, звучит все реже, потому что даже в самых либеральных протестантских деноминациях находится место кресту. Крест появляется на кафедрах христиан-евангелистов, крест можно увидеть даже у баптистов – самых ярых борцов за безобразность веры.

Сегодня мы поговорим о Кресте Христовом и о его почитании.

Одной из заповедей Божиих, начертанных на скрижалях, была следующая, категорично гласящая: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20. 4-5). Эта заповедь, по сути, является продолжением самой первой: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов» (Исх. 20. 2-3).

Почему такая категоричность?..
Напомним, что для народа Израиля, которому впервые в истории человечества Сам Бог даровал знание о том, что Он Единственный и Истинный Бог, подобное предписание имело очень важное значение.
Евреи жили в постоянном тесном контакте с язычниками, подвергались воздействию их культов, существенное место в которых занимало поклонение идолам – изображению богов. Язычники верили, что идолы наделены сверхъестественной силой и поэтому способны воздействовать на природу, на людей, обеспечивать дальнейшее благосостояние и проч.
Даже сегодня в специальных магазинах продаются обереги, ладанки, магические символы, которые, по словам продавцов, защитят пользующихся ими от сглаза, порчи, негативного воздействия. Это говорят люди современной культуры, что же говорить о жителе какого-нибудь поселка на Ближнем Востоке, две-три тысячи лет назад...
Идолопоклонство было не просто распространено, это был самый массовый вид религии в то время. И совершенно понятно предостережение Господа: не сотвори себе кумира, то есть идола. Оглядываясь на другие народы, евреи рисковали затемнить веру в единого истинного Бога идолопоклонством.

Однако запрещение создавать кумиров не означало, что евреи совершенно не делали никаких изображений. Например, в священной скинии – палатке находился Ковчег Завета, на крышке которого были искусно сделаны два золотых Херувима, обращенные лицами друг к другу. То, что Херувимы представлялись бесплотными духами, предстоящими Престолу Божьему, не мешало евреям их изображать в виде двух крылатых фантастических животных. Там же, в скинии, стоял золотой семисвечник в виде дерева с листьями, цветами и плодами. Этот семисвечник напоминал об утерянном райском Древе Жизни. (Кстати сказать, и в православных храмах в алтаре, за престолом, стоит семисвечник.)
Ни изображения херувимов, ни золотое дерево никогда не были причиной идолопоклонства евреев. Так же и первые христиане, приняв ряд символических изображений, никогда не заменяли этими изображениями или символами Бога.

Символы первых христиан
Таковыми первыми христианскими символами были: рыбка, виноградная лоза, сказочная птица феникс и мн. др.
Эти символы напоминали о каких-то гранях христианского учения. Например, рыба напоминала о Иисусе Христе. Если греческое рыба, ихфис, написать греческими буквами, то каждую из букв: И, Х, Ф, И, С – можно было расшифровать как И – Иисус, Х – Христос, Ф – Феу, И – Иду, С – Сотир.
Из пяти букв получается пять слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
Кроме того, как известно, рыба живет в воде, и христиане возрождаются к новой жизни от воды Крещения. Еще рыба является пищей, а наша истинная пища и питие – Христос, Он дал себя верующим под видом Евхаристии как пищу Нового Века.

Рыбка была самым популярным символом Тайны христианской веры в первые века.
Виноградная лоза, с одной стороны, напоминала нам о том, что мы привиты к Богу, мы его ветви, с другой – наводила на мысль о вине, под видом которого мы пьем Евхаристическую Кровь Спасителя.
Птица Феникс, легендарное существо, по мысли людей того времени, воскресала после смерти из пепла. Так и Христос Воскрес и нас воскресит из праха.
Десятки образов мы находим у древних христиан, и никто не дерзнет сказать, что они заслонили Сам живой облик Спасителя.

И первым в ряду таких древних христианских символов является крест. Крест не уводит от Бога, от Христа, он напротив, приводит к истинному богопочитанию, раскрывая Тайну Искупления, совершенного Спасителем.

Здесь уместно пояснить, что мы вкладываем в понятие символ, что мы хотим выразить, когда говорим: крест – символ христианства.
Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Так, если на двери дома или храма изображен знак креста – это означает, что это здание христиан; если крест у кого-то на шее, значит, этот человек христианин.
Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы.
В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует.

Какова же реальность, которую символизирует для Христиан Крест Христов?..
Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.
Апостолы, принесшие миру Благую весть о Христе, проповедовали не только Христа Воскресшего, но и Христа Распятого. И успех их проповеди с трудом поддается объяснению с житейской точки зрения. Бог всегда представляется могущественным и сильным, а здесь Бог унижен, замучен. Апостолы и сами это понимали, но настаивали на своем, проповедуя Крестную Смерть Христа: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Здесь правильнее перевести не юродство, а глупость: «Слово о кресте для погибающих – глупость, для нас же, спасаемых сила Божия».
И далее: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных… Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 19-25).

Бог, дела Которого невозможно оценивать по обычным человеческим меркам, избрал средством спасения не мирскую мудрость, а проповедь Креста. Язычники, для которых боги, описанные философами, пребывают в недосягаемой лучезарной вышине, считают Крест Христов глупостью. Для евреев, Бог которых на протяжении Ветхого Завета расправлялся с хулителями веры и врагами, слово о Кресте – кощунство, потому что показывает Бога в смирении и уничижении. Но для нас, тех, кто принял Евангелие, кто верит Евангелию, кто познал Истину, Крест – потрясающее свидетельство Любви Божией и славы.

Иисус, Сын Божий, как пишет Ап. Павел, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос...» (Флп. 2, 6-11).
Таким образом, позорная казнь Иисуса – самый нижний предел Его уничижения – в действительности оказывается вершиной Его земной жизни. Вот почему для Христиан Крест – орудие страданий и смерти Иисуса - стал радостным символом победы над Смертью.

Официальное признание Креста Христова
Археология и древние письменные памятники свидетельствуют, что изображения креста почитались уже с первого века, правда, широкое использование таких изображений в церковном искусстве и в богослужении появилось позже. Первоначально использование таких изображений было немыслимо хотя бы по психологическим причинам: препятствовал этому сам вид казни через распятие, повсеместно применявшейся в те времена в языческой Римской империи. Только после отмены крестной казни св. Константином Великим, в начале 4-го века, Церковь вводит изображения Креста в постоянный обиход. Крестами украшается богослужебная утварь, рукописи, литургические облачения.

Тут необходимо упомянуть о совершенно уникальном событии, имевшем значение для всей истории христианства.
В 312 году император Константин собирался выступить в бой против императора Максентия, жестокого и властолюбивого человека. На стороне Максентия были испытанные легионы преторианцев, у Константина же – войско гораздо меньшего количества. Борьба императоров шла за власть над Италией.
Максентий не сомневался, что победа достанется ему. Он проконсультировался с прорицательницами, принес положенные жертвы языческим богам.
Константин меньше рассчитывал на победу, однако накануне сражение произошло нечто весьма необычайное. Император Константин видел (или на небе, или, по сообщению современника Лактанция, «во сне») изображение Креста с надписью «ин хок винцес», что в переводе с латинского означает: «сим победишь!»
Историки сообщают, что после этого император Константин уверенно отправился в бой и одержал победу. Рим был взят. Это произошло 27 октября 312 года.

Давайте прочитаем рассказ об этом видении у церковного историка Евсевия Кесарийского, современника этих событий. Он приводит слова самого Константина и описывает официальную версию случившегося. «Около полудня, когда день склонялся к вечеру (по–нашему, это около 3 часов дня), император увидел выше солнца знамение креста с надписью: «ин хок сигно винцес» ( «сим знаком победишь»). Ужас объял его и свиту. Ночью явился ему Христос с крестом же и повелел сделать подобие его и с этим знаком выступить против своих врагов. Утром Константин рассказал свой сон друзьям, призвал художников и повелел им сделать это изображение». Далее следует рассказ о том, какое было сделано знамя.
Видел ли имп. Константин в действительности на небе этот знак, или это было явлением его духовного опыта, но, безусловно, имело место некое сверхъестественное событие. Во всяком случае, историки (и церковные, и светские) отмечают, что в жизни Константина в этот день произошел некий переворот. Ранее человек осторожный в принятии таких решений, как выбор веры, он после 312 года меняется и дает христианам полную свободу, а сам им откровенно симпатизирует.

Сверхъестественное явление Креста произвело переворот в отношении Римского государства к христианству.
При этом первоначально наиболее частыми становятся не изображения Распятия Христова (которые начнут преобладать лишь в эпоху Позднего Средневековья), а изображения собственно Креста, без Распятого на нем Спасителя.
В 4-м – 10-м веках нередко можно встретить и изображения Креста, на котором к нам простирает руки живой, воскресший Христос. Крест, таким образом, оказывается поистине всеобъемлющим христианским символом. С одной стороны, он причастен спасительной Смерти Христа, с другой – Его Воскресению и Прославлению.

Во многих гимнах, сложенных и на Востоке и на Западе в это время, Крест прославляется и возвеличивается, как Древо, Промыслом Божиим принесшее миру Спасение. Появляется и другой замечательный и очень популярный образ: крест был стилизован под растение, или ветвистое дерево. Таким образом, Крест Христов указывает нам на райское Древо Жизни.

Итак, почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига.
Крест может освящать пространство храма, пространство жилища христианина, личное пространство христианина, если он носится на груди. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Вообще способы использования изображений Креста в культуре каждого христианского народа диктуются местными обычаями. Одно время нательный крест на Руси носили под рубахой, и он назывался тельником (от слова тело). В 17-м – 19-м веках распространяются красивые, изящные кресты, и русские крестьянки начинают носить их поверх нарядного костюма.
Сегодня крест носится и открыто, и в этом ничего плохого нет. Главное, чтобы богатство и изящество ювелирного нательного крестика не заслонило его смысла и назначения.

Надо упомянуть, что и в прежние времена, и ныне нательный крест действительно воспринимался некоторыми людьми, и даже христианами, как магический знак. Дело в том, что всегда есть в христианстве люди, которые пришли в Церковь не из любви к Богу и не из желания жить по-христиански, а из страха перед наказанием или желая заручиться помощью Божией в их жизни. Таковые носят крест потому, что, как они говорят, крест их охраняет, помогает в делах и проч.
Однажды я столкнулся с примечательной ситуацией в бане. Когда я зашел в парилку, один мужик мне сказал, чтобы я снял крест, так как «спугну крестом духа бани – банника». «Мы, паря, у него в гостях, он к нам с хорошим отношением (то есть дает попариться), а мы ему хамим. Ты, хоть и с бородой, но крест сыми, банника не гневи». Когда я спросил у этого человека, верующий ли он, он ответил: «Очень, очень верующий». %-)

Итак, как мы сказали, для христиан крест – не просто оригинальный знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Для нас Крест Христов неотделим от Смерти Господа нашего. Крест – это высшая точка его уничижения, и Крест же – начальная точка его прославления.
Как пишет Ап. Павел: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он (то есть Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Евр. 2, 14). Здесь говорится о победе над диаволом и его слугами, а также об отмене ветхозаветного Закона, этого «рукописания», которое Спаситель пригвоздил ко Кресту.
Именно поэтому «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие...» (1 Кор. 1, 23)
Как пишет тем же коринфянам Ап. Павел: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого» (1 Кор. 2, 2); и он не хочет ничем хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6, 14).
И еще раз напомню предостережение Ап. Павла: «чтобы не упразднить креста Христова, ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 17,18).

Как благотворно созерцать перед собой Крест Христов и мысленно ежечасно сораспинаться Христу, показывает нам один исторический пример. Жил некий атеист, человек циничный и глумливый. Про таких говорят: нет у него ничего святого. На все призывы к покаянию, к исправлению человек этот отвечал насмешками и ругательствами. И вот однажды он вошел в чей-то дом и на стене дома случайно увидел изображение Распятия Христова. Под Распятием была надпись: «Вот что Я для тебя сделал, – что же ты сделал для Меня?». Этот неверующий человек был так поражен увиденной картиной, что упал перед Крестом и стал со слезами каяться за всю свою жизнь. С тех пор он совершенно переменился и стал верующим, человеком праведной жизни.

http://s006.radikal.ru/i215/1103/8c/9b870e6166e6.jpg
Обратим внимание на монограмму ХР, находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест. Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (4 век).
На фотографии – фрагмент погребального саркофага христианки 4-го века.

http://s013.radikal.ru/i323/1103/f2/e1524c645d02.jpg
Такие кресты украшали собрания римских христиан в 4-м веке.

http://i013.radikal.ru/1103/46/8cc7adcabe0b.jpg
Крест, который носили на теле, поверх одежды, в Риме в 5-м веке.
Обратите внимание, что Христос в то время не изображался на Кресте, как умерший. Он - Победитель и поэтому может быть даже на Кресте только торжествующим, только живым.

http://s59.radikal.ru/i163/1103/f3/de0b37029c4b.jpg
Нательные кресты разного времени из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской Духовной Академии.

http://s010.radikal.ru/i311/1103/57/de79c4529758.jpg
Крест напрестольный 19-го века.
Этот крест используется во время богослужения и обычно лежит на престоле.

священник Константин Пархоменко

0

2

.........в продолжение темы:

Крест Господень:

История нательного креста

Расскажу об истории ношения креста на груди (по–слав. грудь – перси), так называемого наперсного креста).
Спаситель был распят не на аккуратном, обструганном Кресте, который часто изображают на иконах или картинах. И на место казни, на Голгофу, Спаситель нес не такой Крест, как тот, который у нас часто изображают.
В то время вертикальные столбы были намертво вкопаны в месте казни, и осужденные на смерть несли лишь верхние перекладины, столбы, необструганные и грубые.
На Голгофе руки осужденных прибивали к горизонтальной перекладине, и затем эту перекладину подтягивали наверх и вкладывали в специальную ложбину. Затем прибивали осужденному на казнь ноги. Получался Т-образный крест. И уже над всем водружали табличку с описанием вины казненного. На таком кресте и был распят наш Спаситель.
В христианской символике такой грубый, исторически реальный крест претерпел стилизацию под давно известный символ Креста.

В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит.
В первые века христианства крест не носили. Носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Известно, что св. Григорий Великий послал Феоделинде, королеве Ломбардской, два плоских медальона с изображением на них Распятия для ношения на груди. Он же другим лицам посылал кресты для ношения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).
Св. Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на просвещенных Св. Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причем во втором случае крест символизирует род служения, которое несет человек (епископ, священник, князь).
Таким образом, мы видим, что с начала 4-го века крест как христианский символ уже носили на шее.
Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами тельники (небольшие нательные кресты) и т.н. энколпионы. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.
Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты.
Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения.
В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои»
Фос по-гречески означает свет.
Зои означает жизнь.

Такой крест означает, что Христос – истинный свет Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.
Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.

Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).
Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.

На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.
Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении .
В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.
Нередка была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.
Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается умершим на Кресте. Глава склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне.
В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.
«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», – замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров. Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.

Разумеется, что при изображении Креста Господня на православных нагрудных крестах не ставилась задача максимально точно показать орудие казни, тем более что подробных описаний Креста Господня не сохранилось. Главным было, как и при изображении фигуры Распятого Спасителя, выразить догматическую идею Крестной Жертвы. Поэтому на древних нагрудных крестах орудие Крестной казни или вообще отсутствует или только слегка выступает из-за фигуры Распятого.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется Iс хс (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы.

Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком.
Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы...

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го – 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом .
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз – на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.

Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся...).

Часто у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.
Этот нательный крест нашла моя прихожанка в своем... огороде. И подарила святыню мне.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/a0/a0604884a816c90a5b7ad9b8dd211efd.jpg

Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/50/50f1b858adfc89af9c0d1cb563bc782f.jpg

Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/c3/c30c695af715e675f256660fe499250a.jpg

Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/2b/2b582edbd71449110a75a7dc92755a87.jpg

Золотые нательные кресты 19-го века.
Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/03/03e673a25c850e29abd6c1ce00d9fff9.jpg

Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век).
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/06/06908c634335cf5c33b2ac412ef766d1.jpg

Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/dd/dd90e4ed5af3037eb03edff47b6ec62d.jpg

Иерусалимский нательный крест.
Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/17/17b8f593eb27796b673adb2440904e4a.jpg

Иерусалимские крестики для паломников.
Изготовленные из пластмассы, дерева, ДСП, а то и прессованной бумаги, эти нательные крестики продают и дарят паломникам в обителях и храмах Святой Земли.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/d6/d66ebc5f2103d7eb7e5a27f1a42cfee7.jpg

священник Константин Пархоменко

0

3

.......в продолжение темы...

Крест Господень:
Крестное знамение

Крест – это внешний знак нашего спасения.
Это страшное орудие смерти, которое таинственным, непостижимым образом послужило к спасению человеческого рода.
Многие столетия крест, носимый на груди, напоминал христианину, что его путь жизни – путь крестоношения, путь уподобления Господу и Спасителю.

С крестами боролись во все времена, но наибольшей интенсивности эта борьба достигла в двадцатом веке в России.
За веру были истреблены миллионы людей, одних только священнослужителей было физически уничтожено 200 тысяч человек.
В обществе искусственно нагнеталась ненависть к Церкви, к ее служителям.
В 1922 году Ленин адресует членам Политбюро секретное письмо, в котором требует осуществить расправу над духовенством и верующими «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
30 января 1923 года в присутствии наркомов Троцкого и Луначарского было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения смертного приговора... Богу.

И это было не просто дикой и кощунственной акцией, но выражением какой-то особой ненависти ко всему религиозному.
Здесь не просто ненависть к религии, желание отменить идею Бога. Здесь скорее ревность, зависть, желание своей религией заменить христианскую веру.
Заметьте, что у большевиков тоже были свои святые (Ленин, Маркс, Энгельс), мощи (Ленин), неоспоримые священные книги (труды Ленина и Маркса), крестные ходы (демонстрации), культ, идеология. Словом, большевизм – это тоже религия, которая претендует на власть над умами и чувствами. Она не потерпит христианства.
Грустно, но жертвами такой идеологии пали и те невинные простые люди и дети, которые участвовали в антирелигиозных маршах и демонстрациях, требовавших истребить религию, взорвать храмы, произвести скорый и жестокий суд над церковниками и всеми симпатизирующими вере.
Помните поэму Э. Багрицкого «Смерть пионерки»? Верующая мать уговаривает умирающую дочь надеть крестик:

Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Твой крестильный, маленький,
Твой нательный крест...

В шестидесятые годы мода на нательные крестики возвращается. Но их носят не в силу религиозных убеждений, а эпатируя государственную идеологию.
Но вот надеть крест наши диссиденты и артисты, еще в советское время, смогли, а сложить пальцы для крестного знамения не нашли сил…

Крестное знамение, которым себя осеняет христианин, означает, что человек распинается, умирает для этого мира: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), говорит Спаситель. Никто не считает, что Христос этими словами призывает к идолопоклонству. Он призывает, образно говоря, умереть для мира. Так и крестное знамение – это знак, печать нашей смерти для мира и его интересов. Осеняя себя крестом, мы как бы говорим: мы со Христом, мы идем за Ним.
Совершенно естественно, что, напоминая себе и другим о своем горячем желании жить, как жил Христос, подражать Ему, нести свой Крест, христианин осеняет себя знаком креста.
Сегодня, осеняя себя крестом, православный христиан складывает три первых пальца правой руки в щепоть, утверждая этим веру в Святую Троицу. Мизинец же и безымянный палец прижимаются к ладони, что изображает нашу веру в два естества Христова: Божественное и человеческое.
http://1.bp.blogspot.com/_xvguH7UgCsg/TQe3Gya-1NI/AAAAAAAACUg/ANHeXpZ7NLo/s400/treperstie.gif

Затем христианин накладывает знак креста на лоб, живот, правое и левое плечо.
правильное и НЕ правильное накладывание крестного знамения
http://1.bp.blogspot.com/_xvguH7UgCsg/TQe2tYKsYwI/AAAAAAAACUU/whvx3gGL3Qk/s1600/i-2486.jpghttp://4.bp.blogspot.com/_xvguH7UgCsg/TQe2tqXVYNI/AAAAAAAACUY/fEEneS_9Hl4/s1600/i-2485.jpg

Поговорим о том, насколько имеет смысл изображать этот знак креста на себе христианину.

Во-первых, совершенно понятно, что человек – не бесплотный Ангел, а значит, он всякое душевное действие облекает во внешнюю форму. Собственно, всякое душевное движение человеком облекается во внешний жест. Если мы кого-то любим, мы целуем этого человека (слово поцелуй происходит от корня цел, то есть, поцелуй восстанавливает целостность), если мы приветствуем кого-то, мы жмем ему руку. Мы улыбаемся, хмуримся… словом, всякое душевное движение «обряжаем» во внешний жест. Так что не стоит так категорично высказываться против внешних проявлений. В них нет ничего плохого, они лишь помогают собраться душе, представляют некий материал для душевных переживаний.

Ап. Павел говорит: «вы куплены дорой ценой (Крестными Страданиями и Смертью Христа – прот. К.П.). Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20).
Это очень важная фраза: прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших. Что такое крестное знамение, как не прославление Бога особым жестом, когда ты подчеркиваешь, что принимаешь Крест Христов, что готов взять крест и следовать за Христом.
Такие физические действия, подчеркивающие действительность веры, были знакомы издревле.
В 3 Царств 8, 22 мы читаем о том, что Соломон и Давид молились с воздетыми руками.
В Евангелии от Луки 18, 13 мы читаем, что мытарь, каясь, бил себя в грудь.
Для христиан Евангельской эпохи было совершенно естественно воздевать руки во время молитвы, так что и крестное знамение можно отнести к такого рода благочестивым воздеваниям рук. В этой связи у Ап. Павла читаем: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2, 8).

Почему же бить себя в грудь, каясь, или воздевать руки можно, а изображать на себе знак Креста нельзя, это уже магические жесты, как говорят некоторые протестанты?..

Интересно, что прообразы Крестного знамения мы наблюдаем еще в Ветхом Завете. У пророка Иезекииля читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 4). В еврейском и греческом оригиналах Библии стоит: начертай букву тав, которая писалась по-еврески в виде андреевского креста (т.е. креста в виде буквы х)).
Этот же знак тав, то есть крест, начертан на лбу святых, находящихся на Небесах, рядом с Господом.
В книге о видениях небесной реальности, в Откровении Иоанна Богослова читаем: «и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7, 2-4).
Или, далее, в этой же книге: «и взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1).

Начертывать знак крестного знамения на своих лицах христиане стали с глубокой древности. «Перед началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в Писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: Предание – скажут тебе – так учит, обычай подтверждает, а вера хранит» (Тертуллиан. 3-1 век).

Вера хранит немало историй, свидетельствующих о чудесных происшествиях, связанных с крестным знамением.
Один из христианских подвижников, мученик Ермий, когда ему предложили чашу с ядом, помолился, перекрестил ее и выпил. Яд не подействовал.
С другим подвижником случилась похожая история. Звали этого человека Венедиктом.
В одном монастыре, известном своей развращенной жизнью, умер настоятель. Тогда иноки, зная про славу молодого инока Венедикта, обратились к нему с просьбой принять начальствование над их обителью.
Улыбнувшись, Венедикт ответил: «Но мои нравы будут не согласны с вашими».
Монахи настаивали, и тогда Венедикт согласился.

«Святый Венедикт, – читаю дальше Житие преп. Венедикта, – с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе нового игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Самые дурные из иноков задумали даже следующее: они смешали яд с вином и, влив все это в чашу, дерзнули подать это смертоносное питие преподобному во время обеда. Он же своею честною рукою сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста; тотчас он позвал к себе братию и без всякой злобы и даже с улыбкой на лице сказал им: «О чада! Да помилует вас милосердный Господь. Зачем вы задумали сделать мне это? Разве я не говорил вам раньше, что мои нравы не подойдут к вашим? Итак, поищите себе другого отца, я же оставаться у вас не могу».
После этих слов преподобный удалился в пещеру, где опять предался подвигам молитвы и духовных упражнений (Житие преподобного отца нашего Венедикта. Жития святых. 14 марта).

В житии св. Епифания Кипрского, прославившегося борьбой с ересями, читаем о замечательном случае, происшедшем в его юности.
Родился он в еврейской семье, рано лишился отца, и его мать, вынужденная одна кормить и воспитывать детей, испытывала значительные трудности.
Однажды мать послала четырнадцатилетнего мальчика на рынок продать бешеного осла. В их хозяйстве осел уже не мог пригодиться, и мать решила обмануть покупателей, выдав больного осла за здорового.
Задача продать осла была поручена юному Епифанию.
– Ты знаешь, мама, – сказал юноша, – что осел буйный, и если на рынке это заметят, меня побьют.
– Иди, сын мой, – ответила мать. – Бог отцов наших (повторяю, они были иудеями) укротит осла.
Повинуясь словам матери, Епифаний отправился на рынок.
Первым покупателем оказался тоже еврей.
– Сын мой, – сказал он мальчику. – Мы веруем с тобой в одного, любящего правду Бога, и нам не следует обижать друг друга, чтобы не прогневать Бога нашего и потом не сетовать друг на друга. Итак, оценим осла справедливо.
Тронутый словами покупателя, Епифаний ответил:
– Я не желал бы продать тебе осла, так как он еще не обучен, а кроме того, упрям и буен. Только из-за голода, не имея, на что купить пищи, моя мать решила его продать. Но вот от тебя я слышу, что причинять зло ближнему ради корысти – грех. Честно сказать, я боюсь, как бы Бог не покарал меня.
Еврей, изумленный рассудительностью и честностью юноши, протянул ему значительную сумму денег:
– Вот, возьми. Купи на эти деньги еды и возвращайся домой. Если осел успокоится, держите при себе, в противном же случае прогоните его, чтобы, не дай Бог, он никого не убил.

Епифаний отправился домой и недалеко своего селения встретил христианина по имени Клеовий. Христианин просил продать ему осла, но Епифаний не желал продавать буйного осла и обманывать доброго путника.

Во время их беседы осел заупрямился и начал с фырканьем брыкаться, а затем, сбросивши с себя Епифания, побежал по дороге. Юноша при падении сильно разбился и лежал, не имея сил подняться. Особенно сильно при падении было повреждено бедро.
Христианин Клеовий, подошедши к мальчику, ощупал бедро, и Епифаний застонал. По всей видимости, бедро было раздроблено. Тогда Клеовий трижды перекрестил сломанное бедро. Епифаний тут же почувствовал облегчение и в изумлении поднялся. Оказалось, что он совершенно здоров.
Затем Клеовий обрался к ослу, трусившему далеко впереди по дороге, и сказал: – Именем Господа нашего, Распятого Иисуса Христа, повелеваю тебе остановиться за то, что ты хотел убить своего господина.
Тотчас осел упал на землю и издох.
Изумленный юноша обрался к Клеовию с вопросом:
– Кто этот такой, отче, про кого ты говорил: Распятый Христос, что Его именем совершаются такие чудеса?
– Это Сын Божий, – отвечал христианин. – Сын Божий, Которого распяли иудеи...».
Епифаний постеснялся открыть Клеовию свое еврейское происхождение и побежал домой с мыслью о Христе. Имя Христово пленило его сердце.
Спустя годы Епифаний примет Крещение и станет епископом Кипра, известным богословом и христианским писателем.
Крестное знамение, наложенное на сломанное бедро в юности, запомнится на всю жизнь. (Житие богоносного отца Епифания Кипрского. Жития святых. 12 мая).

очень много схожих примеров во многих житиях ..

Нательные кресты 1960-х –1980-х гг.
Изготовленные из алюминиевых сплавов, почти невесомые, покрытые напылением, которое стирается за неделю, эти кустарные крестики стали для многих людей якорем надежды посреди бушующих волн безбожия.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/0a/0a95b010e4c9551ca57bddf1ee7c15fb.jpg

Крест викингов, появившийся в 10-м веке. Обратим внимание на пасть хищного волка - символ викингов. По мысли скандинавских христиан, Господь усмиряет все звериное, некогда бывшее в их народе.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/71/717afa18ab7cf3037488076d869eb007.jpg

Некоторые люди, боясь народной приметы – чем больше крест, который ты носишь, тем больше скорбей и испытаний будет в жизни, покупают крест поменьше.
На фотографии – священник нашего собора, отец Георгий, только что освятивший такой маленький крестик.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/11/119c79f3315ad5f28eb49618b5396595.jpg

Посмотри, о.К., ты видел такой маленький крестик?..
Отвечаю ему, что видел и меньше... :(

Крест из... Гондураса, который мне привезли в подарок несколько дней тому назад прихожане.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/61/612a01ca041c413a8ac5e37ef2c005fe.jpg

по материалам священника  Константина Пархоменко

0

4

Что такое Крест Христов?
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
(Ин. 15, 13)
Думаешь ли ты, что Крест Христов есть чудный знак и доказательство того, как Бог некогда возлюбил мир? Точно Он разлил по всему миру потоки любви, которые оставили здесь следы свои, сама же любовь возвратилась обратно в лоно Божие? Нет, Крест есть знак, доказательство и мера нескончаемой, бессмертной любви. Крест, изображающий пламенное, до смерти сильное желание благословить и спасти человечество, - есть выражение той любви, которую Бог имеет к миру ныне.
К миру! Невольно приходит нам мысль, как ничтожна наша личная доля в этой любви, обнимающей весь мир. Что может значить для Господа наша скорбь, наши нужды, наше отчаяние? Нет, любовь Божия совершенна. Любовь не делится, она или все, или ничто. И наша любовь, часто слепая, обманутая, слишком страстная и непостоянная, тем не менее имеет в себе нечто божественное. И она бывает безгранична, бессмертна, бесстрашна и крепка до смерти.
Великая, неисчерпаемая, совершенная любовь Божия, она твоя, как будто и нет другого существа, на которое бы ей изливаться. "Бог Мой", - можешь ты сказать, как будто Он тебе одному принадлежит. Это присвоение не будет себялюбием или гордостью. Сила этой нераздельной любви Божией так велика, что она действует не только на мою душу, но и на окружающих. Ибо чем более присвою я себе земного, тем менее останется для других, а тут наоборот: чем более присвою я себе Божьего, тем более изольется этого и на других.
Настоящая любовь и истина не застаиваются никогда, они должны изливаться. Как солнце, они должны светить, и этим они живут.

0

5

Отчего мы чествуем крест таким великим благоговением, что в молитвах упоминаем о силе его после заступления Пресвятой Богородицы и небесных Сил, прежде всех святых, а иногда даже после Божией Матери, прежде Сил небесных? Потому, что после страданий Спасителя крест сделался знамением Сына человеческого, т.е. крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия. На кресте Христос принес Себя в жертву Богу Отцу за наши грехи, на нем и им Он спас нас от работы вражия, а потому мы и почитаем его таким великим благоговением! Потому-то он всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов.
(святой праведный Иоанн Кронштадский )

Но говорят: "Что такое крест, как не виселица, позорное дерево для смертной казни? Как же можно поклоняться виселице!" — Отвечаю: не смотри на то, что прежде было; смотри, что теперь стало. Правда, прежде крест был позорным деревом, а ныне он — знамение Сына Человеческого, образ Распятого Христа. Прежде это было орудие казни, а теперь — печать Царя Небесного, избранных Божиих от вечной казни освобождающая. Прежде был он поругание для народов, позор для людей, а ныне — Ангелов слава и демонов язва. Сия измена десницы Вышнего, Который избрал уничижаемое в мире, дабы посрамить мудрецов мира! И если врачи умеют из самого яда змеиного извлекать полезное врачевство, то ужели не может злое приложить в доброе Тот, кто из небытия все призвал к бытию?

Из книги "Камень веры"

http://cs10577.userapi.com/u147807400/-14/x_7eb440a2.jpg

0

6

О несении креста и следовании за Христом
Слово пастырей

http://s15.radikal.ru/i188/0910/d9/5fefe25fd38b.jpg
В третье воскресение Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту. В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Так что же значат эти слова – «нести свой крест», которые, к сожалению, нередко становятся расхожим выражением? Имеют ли они какое-либо отношение к нашим жизненным обстоятельствам? Как понять, что именно есть «наш крест», несение которого является условием следования за Христом? За ответами на эти вопросы мы обратились к нашим пастырям.

***

Игумен Сильвестр (Стойчев), кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии и семинарии:
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100396/39615.p.jpg
– Прежде всего, надо различать мирское и сакральное понимание выражения «взять свой крест». Часто в нецерковной среде им обозначают простое несение трудностей без всякого религиозного их осмысления.

Само собой разумеется, что у каждого из живущих есть дела, «которыми трудится он под солнцем» (Еккл. 1: 3), и в большинстве случаев, по слову премудрого, это суета сует (Еккл. 1: 2). Естественно, даже самый нерелигиозный человек, осознающий тягость жизни, начинает характеризовать ее как крест.

Но крест, который мы должны взять и следовать за Христом, не просто заурядная тягость бытия, его монотонности. Крест, о котором говорится в евангельском тексте, непосредственно связан с верой во Христа! Кто верует Господу, тому дается крест! И этот крест не тот крест, о котором говорят в миру, не крест трудностей жизни, а крест Христа, ради Христа, и несем его вместе со Христом.

Следует обратить внимание на контекст фразы: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Это исповедование Петра (см.: Мк. 8: 29), после которого апостол уговаривает Спасителя не идти на страдания, на что Господь и отвечает: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Таким образом, кто хочет быть христианином, тот должен следовать за Христом и в несении креста Христова. Вместе с верой и доступом к благодати через веру во Христа (см.: Рим. 5: 2) даются и те испытания, которые мы должны нести ради Господа Иисуса Христа. Несение этого креста – подражание Христу. Верующим во Христа нужно быть готовыми к непониманию, к поношению, к оскорблению и даже к смерти. Вот в чем тот крест, который каждый из нас должен нести вслед Христу.

***
Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100386/38629.p.jpg
– Наверное, я скажу то, что мог бы сказать и практически каждый пастырь… Есть в церковной, христианской жизни темы, на которые проповедовать очень легко — столь богатый для этого материал находим мы как в самой теме, так и в творениях святых отцов, не говоря уже об окружающей нас реальности. Вот и о кресте говорить легко и говорить можно много. Но… стыдно подчас говорить, потому как ведь точно как-то выразился митрополит Антоний Сурожский: «Если проповедь священника не поразила прежде всего его собственного сердца, то и сердца слушателей она не достигнет». Да, повторюсь, говорить о кресте легко, нести вот только его непросто… Из чего складывается он? По большей части из двух составляющих. Из того, что влечет нас долу — наших греховных навыков, страстей, немощей. И из того, что все-таки заставляет стремиться горе — нашей веры, нашей слабой и несовершенной любви к Господу. Одно противится в нас другому, и нет оттого мира в душе, оттого страдает и мучается она. Как сказал однажды какой-то греческий подвижник: «Главное крест нести, а не тащить. Тащить — слишком тяжело». Нести — это значит мужественно «пробиваться» сквозь все то, что мешает идти за Христом каждому из нас, день за днем преодолевая себя, день за днем полагая начало исправлению. Тащить — малодушествовать, жалеть себя, страшиться вечной погибели и практически ничего не делать для своего спасения.

Впрочем, бывает и иной крест — болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно — древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. И о том забывая, что из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков.

***
Священник Алексий Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России:
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100396/39617.p.jpg
– Мне видится, что «несение своего креста» в жизни христианина проявляется в стремлении исполнить волю Божию, в повиновении Промыслу Божию.

Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной. Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, но небесными, которые сможем взять за пределы этой жизни. Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле. Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест». При этом мы должны понимать, что практически никому не дано исполнить волю Божию в совершенстве, так как нечистота нашего сердца, отсутствие духовного опыта, гордость и прочие наши немощи не позволяют всегда ясно расслышать голос Божий и найти силы следовать ему.

Не стоит полагать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным важным решениям – как сегодня считают многие. На самом деле «несение креста» продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью – между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Пример такого жития показали нам святые угодники Божии.

К сожалению, нередко случается так: человек считает, что он «несет крест Божий», а на самом деле следует своей собственной воле и противится Богу. Встречая все новые и новые искушения на своем пути, он считает себя страдальцем за веру, служителем Божиим, а на самом деле причиной страданий является его собственная гордыня. Подобные страдания в итоге опустошают человека и духовно, и физически.

Для того чтобы различать «волю Божию» и «волю человеческую» и не делать трагических ошибок на своем жизненном пути, в Православии имеются верные средства:
1) чистота духовная и смирение христианина, делающие его более чутким к действиям Божественного Промысла;
2) хорошее знание православной веры и чтение святоотеческих творений, которое уберегает от ложных представлений о Боге и искажений в духовной жизни;
3) полноценное участие в таинствах святой Церкви, а также участие в жизни своей церковной общины, стремление к послушанию Церкви и ее священноначалию, ибо с нарушения такого послушания начинались многие беды;
4) следование совету духовно опытных людей.

Не стоит упускать из внимания очень важного обстоятельства: когда мы «берем свой крест», исполняя волю Божию, то на этом пути Господь никогда не оставляет нас без духовных утешений, ибо Христос учил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). Внешние трудности могут быть значительными, но Господь всегда остается с нами, укрепляя сердце действием Своей благодати.

Если человек, «неся крест», не получает духовных утешений от Бога, то это, на мой взгляд, является признаком не совсем верного его следования за Христом. Возможно, где-то человек перепутал «волю Божию» с «личным произволением». Это повод для серьезных размышлений о своем жизненном пути, о своем духовном устроении.

***
Священник Глеб Грозовский, клирик Софийского собора в Царском селе, координатор социально-молодежных проектов и духовно-просветительских программ Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской и Ладожской епархии:
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100396/39616.p.jpg?0.7309448126626483
– Крестом каждого из нас является несение в мир добра вопреки злу. Стать христианином в современном мире тяжело, но быть им – легко, если с радостью и любовью нести в себе образ Христа, Который учит нас быть добрыми, миролюбивыми, кроткими, трудолюбивыми и т.д. Мы имеем слова апостола Павла к Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Это и есть наш крест! В семье, на работе, на улице, в церкви будем гонимы, но не надо бояться этого, ведь с нами – Бог!
Есть одна притча. По дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный тем, что ему стало гораздо легче нести свой крест, он догнал толпу и пошел дальше. Вдруг на пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты на края пропасти и перешли по ним на другую сторону. А «умный» человек остался на той стороне, так как его крест оказался коротким…

Для христианина взять свой крест и нести его – это единственно верный спасительный путь. Не будем его оставлять, подпиливать, менять, а примем с благодарностью, кротостью и терпением.

***
Священник Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100383/38397.p.jpg
– Путь христианина – это всегда крестоношение. Это не путь удобства и комфорта. Что мы носим на груди? Никакой другой знак, а именно крест Христов. И он каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест.

Христианская жизнь по правде Божией, борьба с грехами – это уже крест. Но Господь никому не обещал легких путей. Он Сам нес Свой крест на Голгофу и был распят на нем. И каждый, кто хочет любить Христа, должен быть к этому готов. Но даже в обычной, повседневной, земной жизни мы несем наш крест – это те испытания и скорби, которые посылает нам Бог. Но не те, что мы сами себе находим, от которых сами потом и мучаемся.

Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время. Я думаю, лучше об этом расскажет одна христианская притча о крестах.

Решил один человек, что у него слишком тяжелая жизнь. И обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы Ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, Я приглашаю тебя в хранилище крестов: выбери себе крест сам». Пришел человек в хранилище и стал примерять себе кресты. И все они кажутся ему слишком тяжелыми и неудобными. Перебрав все кресты, он заметил у самого входа крест, который показался ему меньше других, и сказал Богу: «Позволь мне взять этот крест, он кажется мне самым подходящим». И тогда Господь ответил ему: «Ведь это и есть твой крест, который ты оставил у дверей, перед тем как стал мерить все остальные».

***
Священник Димитрий Шишкин, клирик храма Трех святителей г. Симферополя:
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100386/38632.p.jpg
– «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Чтобы правильно понять смысл этих слов, надо вспомнить, в каких обстоятельствах они были сказаны. Перед входом в Иерусалим апостол Петр стал отговаривать Христа от страданий примерно так: «Учитель… Зачем?.. Да не будет этого с Тобой!.. Ведь все только начало как-то мало-мальски устраиваться… Ты учишь, мы учимся… народ за нами ходит… слава, почет, уважение… Да и просто стабильность какая-то, устроенность житейская, доступная пониманию… И вдруг – какие-то страдания, смерть, катастрофа… Зачем это все, Учитель? Да не будет этого с Тобой! Мы Тебя так любим, не лишай нас Твоего общения, не покидай, будь с нами здесь, на земле, подольше…»

Так примерно говорил Петр, и вот Господь обернулся к нему и гневно сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Вы слышите, что Господь сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви?! «Отойди от Меня сатана, – сказал, – потому что ты думаешь о том, что человеческое, а не о том, что Божие». В этот момент в апостоле проявилось в полной мере то, чем живет современный мир. И дальше Господь говорит, как будто прямо о нашей цивилизации, о главном в ней: «Кто хочет душу свою спасти, – говорит Господь, – тот ее потеряет». То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, тот душу свою погубит.

Главная трагедия этого мира заключается в противлении человека Божественной воле, которая только и есть благо в полном смысле этого слова. Грехопадение человека, обрекшее мир на страдание и смерть, именно и началось с отделения свободной человеческой воли от воли Божественной. И самое трагическое заблуждение человека – это мысль, что счастье возможно без Бога. Именно в силу свободы человека ошибочность этой мысли нам приходится опытно познавать каждому на себе.

Иисус Христос преодолел это трагическое противоречие, соединив свободную человеческую волю с волей Божией. И воля Божия была не в том, чтобы Христос в страшных муках умер на кресте, а в том, чтобы Он преобразил человеческое естество, восстановил утраченное единство человека с Богом. С одной стороны, страдание и смерть Христа обнажили крайнее противоречие Божественной и человеческой воли, показали, до какого безумия дошло человечество в своем падении, но с другой – Иисус стал первым Человеком, не оскверненным от мира, то есть непричастным греху, и прежде всего греху болезненной гордости. И к согласию с Божественной волей Его привела не слепая покорность, а любовь. Эта любовь, жертвующая собой ради Бога, победила смерть, потому что смерть и была последствием человеческой непокорности.

Когда мы говорим о необходимости отвергнуться себя и взять крест, мы говорим о необходимости отречься греха и приобщиться святости Бога. Но святость противна этому миру, который «лежит во зле», вот почему этот выбор предполагает конфликт и страдание.

«Несение своего креста» – это всякое страдание за правду в этом неправедном мире. Но и правда бывает душевная, человеческая. Можно быть яростным правдолюбцем, начетчиком и ригористом, но при том быть лишенным правды Божией. Эта правда заключается в жертвенной любви, без которой, по слову апостола Павла, все наши дела – «медь звенящая или кимвал звучащий», то есть банальное пустозвонство.

По-житейски рассуждая, первый человек, оказавшийся в раю, – разбойник, распятый с Христом, – страдал совсем не за правду. Он страдал за свои грехи. Но что же сделало этого грешника святым? Вера в Бога, покаяние и смиренное терпение заслуженных мук. Вот такое расположение души более приличествует и нам, в большинстве своем утратившим понятие о подлинной праведности. Терпеливое перенесение находящих скорбей, покаяние и распятие себя греху – вот наш крест, крест кающегося разбойника, терпящего за прежние грехи очистительные страдания.

Разбойник в сердце своем пожертвовал мнением падшего мира о Христе, прозрев в распятом человеке Спасителя. И тогда «безвольные» страдания на кресте стали для кающегося грешника поступком жертвенной любви.

Распиная себя греху, смиренно перенося ради Христа прилучающиеся страдания, мы несем «свой крест», в каких бы обстоятельствах ни находились. И только тогда мы можем надеяться на исполнение в нашей жизни слов апостола Павла: «[b]Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12). [/b]

игумен Сильвестр (Стойчев), игумен Нектарий (Морозов), иерей Алексий Зайцев, иерей Глеб Грозовский, священник Павел Гумеров, священник Дмитрий Шишкин

по материалам сайта http://www.pravoslavie.ru/put/45590.htm

0

7

Первое изображение креста

http://www.vroma.org/images/mcmanus_images/chest.jpg
Перед крестом тумбочка, что-то вроде аналоя. Сам Крест не сохранился, наверное, его вынесли при бегстве из погибающего города, как святыню. Сохранилось вырезанное для него углубление и гвозди, при помощи которых он был прикреплен.

Так же хочется заметить, что пропорции и начертание Креста - чисто канонические, православные.

Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М. Изд-во МГУ, 1984, с. 133:
При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления.
Здесь уместно напомнить, что Павел, наиболее историчная личность из новозаветных персонажей, по преданию, проповедывал в Путеолах, что в 10 км. от Помпей.
***
(наконец-то вышло второе издание - в изд-ве URSS)

***
http://khazarzar.skeptik.net/lj/hc.jpg
Крест и алтарь в Геркулануме

Пояснения: дата гибели Помпей хорошо известна - 79 год первого века. Город был погребен под толщей пепла до начала раскопок в нем ничего не происходило. Потому все находимое там имеет четкую верхнюю датировку: не позже 80 го года. Это еще апостольский век, время жизни и проповеди апостолов. И, значит, священные изображения и почитание крест были еще в апостольской Церкви. Местоположение этого креста показывает, что речь идет именно о почитании, а не о "книжной закладке" или орнаменте.
http://pics.livejournal.com/diak_kuraev/pic/00088rgd/s640x480

источник : http://diak-kuraev.livejournal.com/

0

8

http://cs417318.vk.me/v417318375/64c4/VT6XOvYC9-E.jpg

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Крест Господень: Почитание Креста Христова